dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Пара слов о калининградцах

   Так кто же такие калининградцы? Сам по себе состав местного населения очень интересен. Здесь можно провести аналогии с Северной Америкой, где, в отличие от Южной, колонисты не смешались с коренным населением, а вытеснили или уничтожили его. Небольшой экскурс в историю.
   Калининградская область - кусок бывшей Восточной Пруссии. Естественно, заселён был в основном немцами, а точнее - потомками балтийских племён, которых у нас называли пруссами, а у германцев - эсти. К началу 18-го века пруссы растворились среди немецких колонистов, прусский язык, а с ним и народ прекратил своё существование. В 1945 произошла следующая смена населения этих земель. В этот раз в качестве колонистов выступили уже народы СССР. После войны на территории нынешней Калининградской области оставалось около 129 тыс. немцев. В течение 2,5 лет существовали два параллельных мира - победителей и побеждённых, со всеми вытекающими из этого статуса отношениями.  В Германию было разрешено выезжать в основном участникам антифашистского движения и имеющим родственников на "большой земле". Но потом началось сближение двух народов, грозившее перерасти в мирное сосуществование. Советские власти такого допустить не могли, и в 1947-46 годах провели депортацию практически всего немецкого населения, оставив только около двухсот высококвалифицированных специалистов для обеспечения функционирования объектов народного теперь уже хозяйства. Но потом выселили и этих. Слышал, что где-то в отдалённых хуторах нескольким немцам удалось избежать депортации.
    Первыми советскими колонистами стали военные, многие с семьями. Им выдавалось жильё "под ключ" - освобождённые немцами дома и квартиры со всей мебелью, посудой, постельным бельём и цветами на подоконниках. Затем решением правительства по областям была спущена разнарядка на переселение сюда людей. Хороших специалистов отдавать никто не хотел, поэтому присылали  по принципу "на тебе, Боже, что нам не гоже". Понадобилось руководящее разъяснение, что присылать надо самых лучших - это был третий слой переселенцев. А поскольку ехали не только из России, но и со всего Союза, то местами встречаются такие ностальгические названия улиц. Как видите, Дерибасовская есть не только в Одессе.



    Ну так что же из всего этого вышло? Из-за смешения представителей разных областей и национальностей и отсутствия коренного населения какого-то особого произношения здесь даже и следов не заметно. Примерно как в Волгограде, где тоже основная часть населения прибыла в город со всей страны.
    Туристами город не перегружен, отношение хорошее. Несколько раз спрашивали как пройти - ответ начинался со слов "Вы туристы?" и дальше шёл подробнейший рассказ. Не сказать, что всегда точный. Когда становилось понятно, что человек не совсем ориентируется в исторических названиях, приходилось задавать наводящие вопросы.
    Люди здесь дисциплинированные, такой вывод можно сделать по соблюдению правил дорожного движения. Пока горит красный, никто не пойдёт через дорогу, даже если машин поблизости нет. Ну и со стороны водителей тоже - останавливаются заранее, завидев собирающегося переходить дорогу пешехода. А вот с велосипедистами не понятно. Вот они совершенно не соблюдают правила, 90 % ездят по тротуарам при наличии свободной проезжей части.
2. Зато вы видели хоть раз, чтобы гаишник остановил велосипедиста?


3. А может место не сильно хлебное, раз приходится останавливать даже ветеранов отечественного автопрома?


    Если сразу после войны партией и правительством ставилась задача уничтожить память о том, что это была немецкая земля, сносились исторические здания, то потом всё-таки пришло осознание, что именно немецким наследием город и может быть привлекательным. Так получилось, что когда в 1950-е годы в городах на центральных улицах строились красивые здания сталинской архитектуры, в Калининграде нужды в жилье не было, свободного жилого фонда было достаточно. И уже когда настала потребность в новом жилье, пришла эпоха хрущёвской "архитектуры". Поэтому советская застройка города ужасна. Но стали восстанавливать немецкое наследие, привели в порядок визитные карточки города - ворота, о которых будет отдельный рассказ. Во многих фортификационных сооружениях сделали музеи. Город стал интересен для туризма, но это тоже отдельная тема.

4. И если раньше бывшее название города официально употреблялось редко, то теперь его можно много где встретить.


    Немного о ценах. Цены на продукты высокие. Черешня по 550, когда в Подмосковье она по 300. Но это понятно, завозить её сложно, надо границы пересекать. На остальные продукты выше не намного. Кое-что производится на месте, в частности неплохая молочная продукция "Залесский фермер". Причём в магазинах всегда есть свежая, произведённая в этот же день. Из общепита - находили места, где можно было пообедать за 200-250 руб на человека. Порадовали цены на проезд - 24 рубля.
    Так что, приезжайте в Калининград-Кёнигсберг, там вас не обидят. И читайте продолжение рассказов о городе и области.

Ещё о Калининграде и области:
Зеленоградск-Котоградск
Калининград заборный
Калининград. Эхо мундиаля.
Как мы жили в Калининграде.

О чём будет ещё написано:
Музеи Калининграда.
Калининград. Ворота.
Калининград фортификационный.
Артефакты из прошлого. Клейма, люки, гидранты.
Светлогорск - добитый Раушен.
Зеленоградск.
Железнодорожное кольцо. Калининград Северный-Зеленоградск-Светлогорск-Калининград Южный.
Верхний пруд Обертайх.
Хуфен.
Амалиенау.
Калининград мемориальный.
Калининград туристический.
Tags: Калининград
Subscribe

Posts from This Journal “Калининград” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 14 comments

Posts from This Journal “Калининград” Tag