dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Category:

В поисках Кёнигсберга. Городские ворота. Часть 2.

    По разным данным в Кёнигсберге было от 10 до 12 городских ворот. Всё зависит от того, кто и как считает. Если брать именно ворота в город, стоящие на вальном кольце, то да, их было 10, из них сохранилось 7. Но я не будуограничивать себя формальными признаками и постараюсь рассказать про все 12, из которых 8 существуют и поныне, а 4 были уничтожены, причём не в результате бомбардировок и обстрелов города в войну, а самими же немцами, практичность которых во многих случаях переходила в цинизм и вандализм. Да что там немцы, в российских городах происходило то же самое, да и сейчас происходит.
    Во второй день мы направились на поиски ворот по Гвардейскому проспекту вдоль западного участка бывшего Второго вального укрепления.

Аусфальские ворота (Ausfalltor Tor)

Аусфальские ворота подверглись наибольшей перестройке из всех сохранившихся. Они же находятся в самом заброшенном состоянии. Ворота находятся ниже уровня земли, и поэтому можно пройти мимо них и не заметить. Они включали в себя не только собственно ворота, но и оборонительные сооружения (каземат с бойницами в правой части кадра) и гидротехнические (плотина с пропуском воды).


   Через ров был перекинут мост, именно по нему можно было пройти к воротам и дальше в город. Сейчас моста нет, а проход заложен кирпичём. Первые ворота на этом месте были построены в 1626-м году. Нынешние - в 1866-м. К мосту вели ступеньки, так что, скорее всего, ворота были исключительно пешеходными. В войну здесь находился командный пункт немцев. А что, маскировка хорошая, стены толстые. После войны помещение использовалось под склад и бомбоубежище расположенной поблизости школы милиции..

2. В середине 1990-х сверху ещё взгромоздили часовню, как-будто нельзя было найти для неё другого места.


3. В воротах был единственный проход. Это вид со стороны рва.


4. Рядом с воротами находится плотина, по верху которой сейчас проходит улица Горная. Через арку плотины течёт ручей, наполняющий бывший ров, а теперь пруд парка Победы. Для контроля моста, перекинутого через ров, в стене плотины сделаны амбразуры.


5.


6.


7. Сверху устроена площадка. Скорее всего, её уровень был поднят. Не знаю, имела ли эта площадка оборонительную функцию, но на ней вполне можно было бы расположить пушки.


8. Но черепица на ограждении площадки оригинальная, сделанная на века.


В 2007-м году ворота были переданы историко-художественному музею. Но, похоже, до восстановления ворот руки у руководства музея всё никак не дойдут. Пройдя вдоль пруда через парк Победы, мы вышли к следующим воротам.

9. Железнодорожные ворота (Eisenbahnhof Tor). По верху ворот проходит Гвардейский проспект. По бокам от арок ворот находятся казематы.


10. Через ворота проходила железная дорога на Пиллау (Балтийск). В обратную сторону она шла до малого подъёмного моста через Преголю.

Сначала ворота были с одной аркой, но быстро спохватились и перестроили.

11. Вид в сторону города на новые жилые дома на улице генерала Буткова.


    На переднем плане видны ниши в стенах. Это тоже своего рода защитные сооружения. В эти пиши можно было вставить брусья и сложить их горизонтально на высоту около двух метров, перегородив таким образом проход и проезд через ворота. Правда, для артиллерии это не слишком серьёзное препятствие.

12. Дата постройки ворот выбита на верхней части арки. Правда, когда ворота эксплуатировались по прямому назначению, этот участок был самым закопчёным дымом паровозов.


13. Вид в "полевую" сторону. Столбы, которые видно в проём, были частью створчатого механизма закрывания ворот.


Идём дальше. Если бы мы шли здесь лет 120 назад, нам бы попались Холлэндербаумские ворота, но увы, их уже давно нет.

14. Фридрихсбургские ворота ( Friedrichsburg Tor). Именно эти ворота не входят в "классическое кольцо" ворот Второго вального обвода.


    Мотивируется это тем, что это не сами по себе городские ворота, а остатки крепости Фридрихсбург. Крепость была основана в 1657 году по приказу великого курфюрста Фридриха Вильгельма для контроля движения по Прегелю. Фридрихсбург был крепостью бастионного типа. В плане крепость имела форму квадрата с четырьмя земляно-каменными бастионами по углам. Крепость строилась по проекту придворного математика П. Х. Оттера.
    В 1697 году крепость посетил и изучал здесь бомбардирское дело Пётр I. В учителях у "Петра Михайлова" был бранденбургский полковник фон Штернфельд. После возвращения в Россию по приказу Петра на острове Котлин было построено несколько фортов (Кроншлот, Цитадель и Александр-шанец), образцом для которых служила крепость Фридрихсбург. В крепости располагались казармы, тюрьма, продовольственные и оружейные склады, таможня служба и небольшая кирха.
    В середине 19-го века крепость была модернизирована и включена в состав Второго вального обвода Кёнигсберга. В ходе модернизации и были построены ворота, которые мы видим сейчас. После модернизации крепость стала считаться фортом. За всю свою историю крепость ни разу не принимала участия в активных боевых действиях.
    В начале 20-го века оборонительные сооружения Второго вального обвода были признаны устаревшими. Они были выкуплены городскими властями, которые снесли большую часть этих оборонительных сооружений. В 1910 году крепость Фридрихсбург перестала быть военным объектом и вскоре была полностью снесена. Её рвы были засыпаны, а бастионы и валы — срыты. Сохранились только ворота.

15. Сейчас в крепости музей. Когда мы там были, музей ещё не открылся, и на огороженную территорию мы попасть не смогли.


    В результате бомбардировок ворота получили значительные повреждения, их даже планировали снести. Одну из башен пришлось восстанавливать почти целиком. Жалко, поскупились подобрать кирпич подходящего цвета. Кстати, у каждой башни есть своё драгоценное имя - "Рубин", "Жемчуг", "Алмаз" и "Смарагд" (Изумруд).

16. А вот и сами ворота. Столбики перед воротами - чтобы крупногабаритные повозки не задевали стены.


17. Мне показалось немного странным, что на "полевую" сторону сделано меньше амбразур в среднем ярусе башен, чем во внутреннюю. (Фото 1945-го года с сайта Pastvu)


18. А это 1938-й год, внешняя сторона.


19. Сейчас повторить кадры, приведённые выше не получится, мешает забор. Поэтому только верхушки башен.


    Видно, что декоративные элементы выполнены из кирпича другого вида. А вообще при строительстве ворот было применено 46 различных видов кирпича. Отсюда и сложности с реставрацией. Ворота долгое время находились в зоне железной дороги. С одной стороны, для строительства путей и моста пришлось снести крепость, а с другой - нахождение после войны на закрытой территории позволило воротам лучше сохраниться.

А мы возвращаемся на Железнодорожную улицу и движемся дальше на юг к следующей цели.

20. Бранденбургские ворота (Brandenburger Tor). Единственные, через которые сейчас осуществляется движение транспорта.


21. Не так давно через них даже ходили трамваи. (автор фото Charles 'Chip' Hires, сайт Pastvu). Брусчатка и рельсы сохранились до сих пор, но уже через 100 метров их скрывает асфальт.


    Названы ворота в честь замка Бранденбург, в который вела проходящая через них дорога. Первые ворота построили в составе первого вального укрепления в 1657-м году, и были они деревянными. Через сто лет по распоряжению прусского короля Фридриха II обветшавшее строение было снесено, и на его месте сооружена массивная кирпичная постройка с двумя проездами, имеющими стрельчатое завершение. Новые прочные ворота полностью перекрыли дорогу на юг (ныне улица Суворова) и служили надежной защитой города. Толстые стены хорошо укрывали небольшой гарнизон караульных, которые размещались во внутренних казематах. Защищал ворота Брандебургский бастион (не сохранился). Здесь также имелись служебные, подсобные, складские помещения и подъемники.

22. Боковые помещения служили казематами, затем таможней. Сейчас в правом размещается музей марципана. Так себе музей, честно сказать.


    Во время реставрационных работ 1843 года ворота были значительно перестроены (почти что построены заново на том же месте) и украшены остроконечными декоративными фронтонами, крестообразными цветами из песчаника, стилизованными листьями на навершиях, гербами и медальонами. Это сделало Брандебургские ворота "самыми готическими" из всех Кёнигсберских ворот.

На воротах установлены скульптурные портреты двух выдающихся прусских военачальников.

23. Фельдмаршал Бойен (1771—1848), военный министр, участник проведения реформ в прусской армии


24. Генерал-лейтенант Эрнст Людвиг фон Астер (1778—1855), шеф инженерного корпуса, один из авторов Второго вального укрепления Кёнигсберга.


После реставрации генералы стали похожи как братья-близнецы.

Ну а мы идём дальше, к последним из сохранившихся ворот - Фридландским. До них топать пришлось достаточно далеко - через Южный вокзал и Южный парк, где мы немного застряли.

25. Фридландские ворота (Friedländer Tor) расположены в северо-восточном углу Южного парка, на пересечении проспекта Калинина и улицы Дзержинского.


    Название своё они получили в честь города Фридланда (ныне Правдинск), к которому вела дорога, проходящая через ворота. Построены были в 1862-м году. В 1910-м, когда военное ведомство продало все сооружения Второго вального укрепления городу, часть вала срыли, дорогу пустили мимо ворот, а через ворота остался вход в парк. Во время войны ворота почти не пострадали и после войны использовались для хозяйственных нужд. В 1980-х ворота отреставрировали на пожертвования граждан и организаций и сделали внутри музей. Первыми экспонатами стали вещи, найденные при очистке рва.

26. Через Фридланские ворота, как и через Бранденбургские, когда-то давно ходили трамваи.



27. На фотографии 1928-го года, сделанной с южной стороны, стороны рва, трамвайных путей уже нет. Не только наши нынешние городские власти борятся с трамваями. А может трамваи пустили по дороге в обход ворот.


28. Здесь хорошо видно, что ворота служили не только местом пропуска через вал, но и пропускали тех, кто проходил по мосту через ров.  На фото эскарповая стена с амбразурами.


Эти ворота были защищены, пожалуй лучше других, потому как южное направление рассматривалось как наиболее опасное. Охранял ворота с западной стороны равелин Фридланд, а с восточной - бастион Прегель.

К сожалению, сейчас пройти по мосту к воротам не получится, территория огорожена, там сейчас частный музей. К северному фасаду ворот пришлось идти через улицу Дзержинского.

29.


30. Северный фасад ворот был украшен статуей великого комтура Фридриха фон Цоллерна,


31. На фотографии 1991-го года видно, что рыцарь отсутствует. Но скульптура была восстановлена. Не знаю уж, насколько достоверно.


32. Южный (внешний) фасад тоже имел своего магистра - Зигфрида фон Фейхтвангена — основателя Среднего замка в Мариенбурге (ныне г. Мальборк, Польша). Сейчас на этом месте скульптура есть, но не знаю, та ли это самая или тоже вновь изготовленная. Автор обеих скульптур - Вильгельм Людвиг Штюрмер.


    Ну а теперь немного о призраках - о тех воротах, которые не дожили до наших дней. И ведь разрушены они были не в результате бомбардировок или обстрелов, не захватчики их снесли. Снесены они были самими же практичными немцами. Остались от ворот только фотографии, да и то не от всех.

33. Трагхаймские ворота стояли в Мельничном переулке, который проходил вдоль Вальгассе и вёл в Палвехоф и Марауненхоф.
Эти ворота были небольшими, и особого значения не имели.



34. А это в процессе сноса. Разобрали по кирпичику.


35. Штайндаммские ворота (Steindammer Tor) были расположены на Каменной плотине и дороге в Пиллау. Если не ошибаюсь, сейчас это южная оконечность площади Победы. Они были снесены в 1912 году. А жаль, красивые были ворота. Статую короля Фридриха Вильгельма IV пернесли в музей. А ведь в этих воротах было разделено движение транспорта в двух направлениях, и пешеходы ходили через свои арки. Через ворота ходили и трамваи.


    Холландербаумские ворота находились в районе перекрёстка нынешних улицы Генерала Буткова и набережной Маршала Баграмяна, рядом с двухъярусным мостом через Преголю. Ворота получили название по району, в котором они были расположены (Холландербаум, «голландское дерево»). Рядом находилась железнодорожная станция с таким же названием. Ворота были снесены в начале 20-го века. Фотографий ворот я не нашёл.

    Зелёные ворота располагались в районе Кнайпхоф. Герб района Кнайпхоф изображает на зелёном поле выступающую из лазурных волн руку в лазурном рукаве, держащую золотую корону. Зелёный цвет является символическим цветом Кнайпхофа, поэтому ворота, ведущие в этот район и были названы зелеными. Кроме этого, в Кнайпхофе существовали Зелёный мост, Зелёный кран и Зеленые весы. Через Зелёные ворота осуществлял проход с Зеленого моста на Длинный переулок. Зелёные ворота стали одновременно окончанием улицы и началом южной стороны Кнайпхофа.

36.


    В разговорной речи название Зелёные ворота использовалось уже в 1764 году. Ворота к Длинному переулку были известны с 1322 года и представляли собой простое здание с аркой внутри. В 1592 году они были перестроены в «замечательное здание эпохи Возрождения мастера Вильгельма». Новые ворота представляли собой здание с высокой восьмиугольной колокольней и флюгером. Башня была украшена часами, гербом Кна́йпхофа, прусским орлом и скульптурами. На Зеленых воротах, в своё время, играли городские музыканты.
В 1851 году дно ворот углубляли на два фута, чтобы перевезти через них конную статую короля Фридриха Вильгельма III. В 1864 году, ворота мешавшие возросшему уличному движению, несмотря на протесты горожан и художника Фердинанда фон Кваста, были снесены.
    Зеленый мост через реку Преголя, ведущий к Зелёным воротам, был построен 1322 году, в 1582 году он сгорел. На его месте в 1590 году был построен разводной мост. Он существовал до 1907 года.  В настоящее время на месте, где находились Зелёные ворота, проходит Ленинский проспект по эстакадному мосту над островом Канта.

37. Из-за того, что ворота эти были построены в другую эпоху, имели другое назначение, другую архитектуру, они и не входят в общеизвестное ожерелье кёнигсберских ворот.


38. Чтобы проиллюстрировать расположение ворот в городе, приведу наглядную картинку, которую я нашёл на этом сайте. Железнодорожные ворота, которые находятся между Аусфальскими и Холландербаумскими, они как-то пропустили, а Зелёные, похоже, и не собирались наносить.


Картинкой этой мы ещё попользуемся, когда будем искать другие фортификационные сооружения Кёнигсберга.

Ещё о Калининграде и области:
В поисках Кёнигсберга. Городские ворота. Часть 1.
Калининградское железнодорожное.
Светлогорские разочарования.
Музеи Калининграда.
Калининград. Артефакты из прошлого - люки, клейма. гидранты.

Зеленоградск-Кранц.
Пара слов о калининградцах.
Зеленоградск-Котоградск

Калининград заборный
Калининград. Эхо мундиаля.
Как мы жили в Калининграде.

О чём будет ещё написано:
Калининград фортификационный.
Верхний пруд - Обертайх.
Хуфен.
Амалиенау.
Калининград мемориальный.
Калининград туристический.
Tags: Калининград, готика
Subscribe

Posts from This Journal “Калининград” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment