dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Category:

Берсеневская набережная

    Берсеневская набережная - тупиковая. Начинается от Большого Каменного моста и заканчивается стрелкой Москвы-реки и Водоотводного канала. Всё, дальше дороги нет, только по воде или сворачивать на Болотную набережную канала и двигаться в обратном направлении. Является продолжением Софийской набережной, длина - 850 метров. На набережной практически отсутствует автомобильное движение, но и пешеходов на ней немного.




2. Сразу же за Большим Каменным мостом нас встречает одно из самых известных зданий Москвы - "Дом на набережной".


    Домов на набережных в Москве много, но под таким именем подразумевается именно этот. И это исключительно благодаря одноимённому роману Юрия Трифонова. Официальное же его название, полученное при строительстве -  "1-й Дом Совнаркома и ВЦИК". Другие имена - Дом правительства, Первый дом Советов, ну и народное, уже почти забытое имя "трёшка", потому как на трёхрублёвой советской купюре был изображён вид на Кремль именно из этого здания. А здание получилось воистину огромным - занимает площадь в 3 гектара, 25 подъездов, 505 квартир. Была построена целая система обслуживания жителей: большой зрительный зал-клуб на 1200 мест, спортзал и крытые теннисные корты, кинотеатр, магазин-распределитель, амбулатория, почта, ясли, детский сад, солярий, библиотека, столовая, прачечная, обширные подвалы, где были устроены снеготаялка и мусоросжигательные печи. Получился чуть ли ни целый город. В столовой жильцы дома бесплатно (по талонам) получали готовые обеды и сухие пайки, так что самим готовить пищу было необязательно. Во внутренних дворах дома были разбиты газоны с фонтанами. Мебель в доме была казённая, стулья, столы, буфеты и прочее имели бирки инвентарных номеров.
    А задумывался дом изначально для членов правительства. Когда в 1918-м году столицу вернули в Москву, работников госорганов расселили в основном по гостиницам и съёмным квартирам. В 1927-м году, когда начали потихоньку закручивать гайки, решили собрать всех в одном месте, чтобы лучше контролировать. Так и получился этот дом. Построили его на месте винно-соляных складов водочных королей России Смирновых. Главным архитектором строительства был Борис Иофан. Строительство завершили в 1931-м году. В качестве строительного материала задумывался красный кирпич, чтобы перекликалось с кремлёвскими стенами, но начальство решило сэкономить. Многое дом перенял от модного в то время конструктивизма, но уже явно просматриваются и черты монументализма.

3.


4.


5. Театр эстрады в здании был организован уже в начале 1960-х на месте клуба и ресторана, Если в кинотеатр "Ударник" в студенческие годы я периодически захаживал, то в театре эстрады не был ни разу.


6. В тот день видимо готовились снимать кино, пригнали старые автомобили. Видно, насколько продвинулся автопром за последние 70 лет.


7. Или техника уже не на ходу, или моторесурс экономят.


8. Чудом не снесённые при строительстве дома палаты 17-го века. Сейчас в них вроде дом причта Никольского храма и кафе.


9.


10. Дальше проезжая часть набережной становится совсем узкой. Вот как была проезжая часть в 18-м веке от 4 до 11 саженей в ширину, так шире и не стала, а даже скорее уже. Но набережная тупиковая, шире и не надо.


11. За палатами стоит Никольский храм. Построен в 1656-57 годы. Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы в честь Святителя Николая, в честь Феодосия Великого Киновиарха.


    Место, на котором стоит храм, издревле было занято церковными постройками. В 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь, там существовала деревянная церковь, именуемая в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова», а в 1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою». Вот здесь стоит немного порассуждать о происхождении названия набережной. Берсеневая решётка перегораживала улицу от "лихих людей" и была поставлена думским дворянином Берсень-Беклемишевым. По второй версии набережная названа по произраставшему в садах крыжовнику, он тогда назывался "берсень". Хотя, не исключено, что и берсень-крыжовник и берсенева решётка имеют общее происхождение.
    Храм построил думный дьяк Аверкий Кириллов, который здесь же на месте упразднённого Никольского монастыря построил и жилую усадьбу. С запада был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная усыпальница Кирилловых. Позднее (видимо, в 1690-е гг.) к церкви с восточной стороны было пристроено «красное» крыльцо с гульбищем, соединяющим храм с крестовой палатой дома Кирилловых. В 1694 г. был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Также Ириной Симеоновной была построена колокольня на набережной, представляющая собой двухъярусный восьмерик на четверике, и заказан 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным. Кроме того были пожертвованы ещё пять колоколов, массой от от 115 пудов до 1 пуда 35 ¼ фунтов. Колокольня эта в 1871 г. была разобрана и на её месте построено двухэтажное здание. В 1775 г. к храму с запада была пристроена трапезная в стиле классицизм, сильно исказившая первоначальный облик церкви. Храм горел во время пожара 1812 г., после него был восстановлен и освящён заново. Вместо выгоревшей древней трапезной была отстроена новая, в которой были устроены два придела — Николая Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха. В 1820-е гг. была снесена старая колокольня, новая же появилась только в 1854 г.
   В 1925 г. в палатах Аверкия Кириллова разместились Центральные государственные реставрационные мастерские, а в 1930 г. храм был закрыт. В 1930-е гг. Борис Иофан, планировавший возведение в этом районе архитектурного ансамбля в стиле конструктивизм, добивался сноса храма. В 1932 г. по заявлению от реставраторов была снесена колокольня, мешавшая хорошему освещению, но сам храм был оставлен. В 1958 г. в храме был размещён НИИ музееведения. С 1992 г. в конференц-зале, расположенном в храме, каждую неделю служились молебны Николаю Чудотворцу. Сейчас храм возвращён верующим, при нём работают воскресная школа и библиотека.

12.


13. Храм богато оформлен, «изукрашен» — к северной трапезной примыкает крыльцо со столпами-«кубышками» и арками, украшенными «гирьками».


14. Покосившаяся звонница при храме. Колокольня так и не восстановлена.





15. Единый ансамбль с храмом составляют палаты Аверкия Кириллова.


    Эта местность носила название Верхние Садовники, здесь были разбиты сады, а Аверкий Кириллов был государевым садовником. Вряд ли он сам копался в земле, скорее командовал, но должность предоставляла ему большие возможности. Да и садовником он пробыл недолго, его карьера стремительно шла в гору.

16. То, что мы видим сейчас, построено уже после Аверкия, но часть построек его времён входит в это здание.


17.


    Владение на этом берегу Москвы-реки овеяно легендами, не имеющими прочной исторической основы: называются имена боярина Ивана Никитича Берсеня-Беклемишева и даже знаменитого опричника Малюты Скуратова. Считается, что деревянный дом с каменным подклетом существовал здесь уже в XV-XVI веках – его следы были найдены реставраторами. Тем не менее, ясность в вопросе о владельцах наблюдается лишь с начала XVII века, когда земля переходит к сыновьям Степана Кириллова. В середине того же столетия единоличным хозяином территории становится думный дьяк Аверкий Кириллов – богатый купец и государственный деятель. На пике своей карьеры он возглавлял Казённый приказ, приказ Большого дворца и ряд других учреждений, ведавших торговлей, финансами государства и сбором налогов. Деятельность Аверкия Кириллова оборвалась в 1682 году, когда во время стрелецкого бунта стрельцы, поддерживающие царевну Софью, убили его как сторонника рода Нарышкиных.
   Общественное положение Кириллова не могло не отразиться на облике его дома. В результате каменные палаты были выстроены с большим размахом: пышные наличники, изящные полуколонны и пилястры, карнизы с поребриком – всё это свидетельство о высоком благосостоянии хозяев. Богатство дома ярко описывали иностранные гости, дивившиеся не только красивым фасадом и впечатляющим двором с садом, но и богатым убранством с дорогой мебелью и обстановкой. О времени постройки дома можно судить по круглой плите в центре свода большой палаты – закладному камню с датой «1657». Соседняя церковь святой Троицы, более известная под названием Никольской на Берсеневке, также была выстроена Кирилловым, считалась его домовым храмом и даже соединялась деревянным переходом непосредственно с палатами. Здесь же в 1682 году был похоронен и сам Аверкий Кириллов.

18.


19. Разные варианты оформления окон.


    Окончательно облик здания сформировался в начале XVIII века, когда владение принадлежало дьяку А.Ф. Курбатову. В это время был выстроен верхний этаж, ранее бывший деревянным, а фасад получил европейские детали: волюты с тонкой белокаменной резьбой, руст на углах и каменный козырёк над входом. По одной из версий, достройкой дома ведал архитектор Иван Зарудный.

20.


21.


22.


    В дальнейшем палаты Аверкия Кириллова перешли в казну и были заняты различными учреждениями: камер-коллегией, межевой канцелярией, разрядным архивом, московской казённой палатой, сенатской курьерской командой. С 1870 года дом стал цитаделью защиты культурного наследия России: здесь обосновалось Императорское Московское археологическое общество во главе с графом Уваровым. После революции здание занимали различные научные учреждения, ныне здесь располагается Российский институт культурологии. Реставраторы поддерживают облик дома и продолжают исследование его истории.

23. После палат, в глубине пустыря, оставшегося от снесённых здесь в недавнее время при строительстве Патриаршего пешеходного моста домов, торцом к набережной, стоит выкрашенное в жёлтый цвет двухэтажное кирпичное здание.


   Ему повезло больше его соседей - спасла древность. В основе его – палаты XVI века. Кто был строителем дома не известно. В последующие времена здание неоднократно перестраивалось. Между подвалом и первым этажом сохранились сводчатые и коробковые перекрытия. Недавно дом отремонтировали, при этом был утрачен старинный деревянный накат по деревянным балкам между первым и вторым этажами. На противоположном от Москвы-реки, восточном фасаде восстановлены узорочные наличники парадного этажа. На южном – наличники подклета: простые с треугольным фронтоном XVII века и барочные, ушастые XVIII столетия.

24. Их можно увидеть под пластиковым навесом в приямке, отрытом в культурном слое возле стен здания.


   До революции это была городская усадьба знаменитых водочников Смирновых. Иван Алексеевич Смирнов приобрёл здесь, на Берсеневской набережной владение ещё в 1863 году, а спустя пять лет прикупил дополнительный участок – часть территории бывшего Винно-Соляного двора для устройства водочного завода. Лучше места и придумать было сложно: живописный берег реки, напротив золотые купола храма Христа Спасителя. Позже и завод, и усадьба перешли к его сыну Сергею Ивановичу, учредившему в 1874 году Торговый дом «И. А. Смирнова сыновья» с основным капиталом 60 тыс. рублей.
    Больше известен его двоюродный брат Пётр Арсеньевич, начинавший свою карьеру приказчиком у своего дяди Ивана Алексеевича, отца Сергея Ивановича Смирнова и имевший контору совсем неподалёку, у Чугунного моста. Последним предреволюционным владельцем особняка на Берсеневской набережной был Сергей Сергеевич Смирнов. Водочный завод после 1917 года перешёл к Мосгорсовнархозу и некоторое время продолжал работать, но позже был ликвидирован. Заводские корпуса снесли при строительстве Дома на набережной.


25. Патриарший мост делит набережную на две примерно равные части. Построен в 2004-м году и назван в честь Патриарха Алексия. На нём всегда много туристов, с него хорошие виды на Кремль, ХХС и набережные.


26. Две части набережной равны по размерам, но разные по застройке. Выше моста уже самая настоящая промзона, правда уже бывшая.


27. Это бывшая кондитерская фабрика "Красный Октябрь" и ещё более бывшая кондитерская фабрика товарищества Эйнема.


Про фабрику я рассказывал год назад, повторяться не буду.

28.


29.


30. На углу магазин с продукцией концерна. Там можно и чайку-кофейку попить. Но цены на конфеты совсем не ниже, чем в обычных магазинах.


31. Примерно на месте с кадра выше находилась Бабьегородская плотина.


    Она была построена в 1836-м году для обеспечения возможности судоходства. Уровень воды был поднят почти на 3 метра и суда могли ходить выше плотины и проходить через Водоотводный канал к шлюзу в нижней части канала в конце Космодамианской набережной.
    Плотина была разборной (!). Её разбирали перед весенним ледоходом и собирали после окончания весеннего паводка. Просуществовала плотина 100 лет, пока не построили канал имени Москвы и Перервинский гидроузел. Сейчас высокий уровень воды в этом месте обеспечивается именно этим гидроузлом.

32. Видать, клёвое место на месте бывшей плотины. Может быть остатки свай плотины сохранились и рыба в них держится.


33. На стрелке Москвы-реки и Водоотводого канала, стоит красивый кирпичный дом со шпилем. В 1867 году здесь возник Императорский Московский речной яхт-клуб. Инициативная группа, в соответствии с порядком утверждения клубов, подала прошение о желании создать «в Москве речной яхт-клуб по примеру С.- Петербургского».


    Проект устава рассмотрели на заседании Комитета Министров и затем представили на утверждение Государя Императора. Это событие, знаменательное для Московского речного клуба, состоялось 6 июля 1867 года. Именно с этого момента и началась его официальная история. Первым командором клуба был избран московский гражданский губернатор И. С. Фонвизин, а вице-командором - Я. В. Пуаре.
    Первоначально на стрелке реки и канала была оборудована плавучая пристань яхт-клуба. Помимо этого клуб арендовал казённый сарай там же, на Стрелке, для зимнего хранения инвентаря. Позже была арендована дача «Студенец» и здание на Пречистенке (дом № 7) для проведения общих собраний членов клуба. В 1870-е годы клуб выстроил на Стрелке деревянный павильон, устроил новую пристань и эллинг для судов.
    Наконец, в 1892 году, в ознаменование двадцатипятилетия Московского речного яхт-клуба, было принято решение о строительстве каменного здания на Стрелке. Для этого у города был арендован «участок городской земли Якиманской части 1 участка на стрелке... мерою 142,9 кв. саж. сроком с 1 июля 1892 г. по 1 июля 1928 г. за плату 100 рублей 03 коп. в год под постройки». Строительство началось на следующий год по проекту техника архитектуры К.Г. Треймана.
    Московский яхт-клуб ориентировался на развитие гребного спорта. В уставе клуба было также закреплено, что члены клуба обязаны заниматься изучением «всякого рода гимнастических упражнений, развивающих физические силы, как-то: плавания, морской гимнастики, катанья на буэре и коньках, стрельбы в цель, фехтования и т.п.».
Несмотря на это, далеко не все посетители и члены клуба горели желанием изучать гимнастические упражнения и кататься на «буэре». При клубе имелся отличный ресторан и многие приезжали сюда вкусно поесть и полюбоваться прекрасным видом на реку. Здесь же находилась и неплохая библиотека. Клуб занимался издательской деятельностью.
    После революции вся недвижимость клуба и весь спортивный инвентарь были национализированы. Яхт-клуб стал называться гребной базой «Стрелка». И, по-прежнему, это место оставалось одним из самых модных в Москве. Хотя первое время здание яхт-клуба стало отчасти жилым. В нескольких комнатах поселились известные гребцы. С годами, особенно в послевоенное время, яхт-клуб превращался всё больше в детский клуб, а после постройки гребного канала в Крылатском и вовсе потерял свое спортивное значение. Само здание было частично перестроено во второй половине ХХ века.


34. Так выглядела стрелка примерно 100 лет назад. Яхт-клуб, трубы электростанции, плотина, первоначальный вариант ХХС.


35. В продолжение набережной отсыпан искусственный остров, на котором возвышается стометровое творение Церетели.


    Памятник, конечно, дурацкий, но как-то он уже примелькался, прижился, да и большинству туристов нравится. Эйфелеву башню тоже подвергали обструкции, говорили, что портит вид города, а теперь она символ Парижа. Подходы к монументищу перекрыты после попытки "Реввоенсовета" взорвать памятник. Может оно и к лучшему.

36. Вот только интересно, что бы сделал Пётр Алексеевич с Зурабом Константиновичем, если бы увидел, в какую легкомысленную юбочку тот одел монарха, да ещё и в левое бедро трубу ему воткнул..


Ну а мы встретимся в следующий раз на Крымской набережной.

Курсивом выделены выдержки из статей с сайта "Узнай Москву".

Другие набережные в моём журнале:
Софийская набережная
Раушская набережная
Космодамианская набережная.


В перспективе:
Крымская + Пушкинская набережная.
Фрунзенская набережная.
Пречистенская набережная.
Котельническая + Гончарная набережные.
Краснохолмская + Новоспасская набережные.
Крутицкая + Симоновская набережные.
Tags: Москва, Набережные МР, велопрогулки, палаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 22 comments