dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Шаболовка индустриальная.

    Мои постоянные читатели знают мою маленькую слабость - дореволюционные фабрики и заводы. В прогулке по району возле метро Шаболовская мне попалось несколько таких предприятий. В основном, конечно, бывших, но есть и поныне действующие. Проблема в том, что многие из них скрыты от глаз за заборами, загорожены новыми постройками и ни в одно из них не получилось пройти на территорию. Начну с того, которое лучше всех доступно обзору с улицы - трамвайного депо.
    Основным видом общественного транспорта в начале прошлого века в Москве был трамвай. Для него требовалась соответствующая инфраструктура - рельсовые пути, провода, для трамвая строились электростанции, тяговые электроподстанции. Ну и, конечно же, трамваям требовался свой дом для отдыха и ремонта.
    Одним из первых в Москве было построено трамвайное депо на Шаболовке. Случилось это в 1909-м году, 110 лет назад. А если учесть, что открыли его 4 августа, то я попал почти на юбилей. Но никаких соответствующих торжеству момента надписей на зданиях депо я не увидел. Может уже сняли, а может и не праздновали вовсе.

Именно отсюда и по сей день отправляются на маршрут десятки трамвайных вагонов.

Начиная с 1960-х годов к парку приписан и самый известный в городе именной трамвай – маршрут «А» или, как ласково называют его москвичи, «Аннушка».


2. Главный административный корпус трамвайного депо построен в 1910-м году Михаилом Николаевичем Глейнингом.

    Много где пишут, что комплекс был спроектирован известным русским инженером-архитектором Владимиром Григорьевичем Шуховым, но думаю, что это не совсем так. Всё-таки Шухов - инженер, а не архитектор. Он проектировал основное здание для стоянки трамваев, там требовались инженерные расчёты перекрытий больших площадей. В строительстве депо были применены новаторские инженерные решения, позволявшие снизить теплопотери зданий и увеличить инсоляцию производственных помещений.

3.


    С момента открытия депо называлось Замоскворецким трамвайным парком.В 1922-м году оно получило другое название – трамвайное депо им. Апакова – в память о своем бывшем вагоновожатом Петре Лукиче Апакове, при Советах занимавшего должность зампреда Замоскворецкого районного совета и погибшего в 1919 году во время заготовки продовольствия («продразверстки») в Казанской губернии. А если бы не отвлекался от своей основной работы, глядишь пожил бы подольше. В рамках оптимизации структуры ГУП «Мосгортранс» депо в декабре 2015 года преобразовано в Трамвайную площадку № 1 Единого трамвайного филиала ГУП «Мосгортранс».

4.


    Во время революционных событий рабочие обшили несколько трамваев стальными листами, превратив их в боевые машины. Оказывается, были не только бронепоезда, но и бронетрамваи.

5.


6. На задворках депо.


7.


    Лакомый кусок площадью 2, 25 гектара не мог не привлечь внимания застройщиков. Чуть было совсем не отдали московские власти эту площадку застройщикам на условии проведения реконструкции трёх оставшихся депо, но вовремя одумались. В 2011-м было принято решение о сохранении депо. Сейчас у депо статус памятника промышленной архитектуры.

8. А это зачем-то покрашенное здание тяговая подстанция Мосгортранса №9. У меня набралась уже небольшая коллекция фотографий тяговых подстанций, у некоторых из них весьма интересная архитектура. Подкоплю ещё немного и сделаю небольшой обзор. И что-то под землёй ещё есть, судя по торчащей из асфальта вентиляции.


9. Идём дальше. Недалеко от станции метро находится бывшая Шёлковая фабрика Гужона и Г. И. Симоно (архитекторы Р. И. Клейн и П. Н. Позднеев).


    Первый фабричный корпус выстроен в 1835–1836 гг. (перестраивался в 1874–1887 гг., 1893 г., архитектор Р. И. Клейн, 1912 г., инженер Семилетов). В 1840-е годы территорию с фабричными корпусами арендовал Петр Осипович Гужон. Будучи французским подданным, он жил в России, занимаясь шелкоткацким производством. В 1874 году здания потребовали перестройки. Она была выполнена по проекту архитектора Генриха фон Ниссена. Трехэтажный корпус № 28, стр. 3, — единственный, не перестраивавшийся в последующее время.
    Фабрика на Шаболовке к 1880-м годам по наследству перешла сыну Гужона — Юлию Петровичу. В то же время Ю.П. Гужон продал владение Гектору Францевичу Симоно, незадолго до этого приехавшему в Россию. При нем шелкоткацкая фабрика стала одним из крупнейших производств в Москве.
В 1893 году на Шаболовке началась реорганизация и расширение производства. К 1898 году построили несколько новых корпусов и перестроили ряд старых. Архитектором был приглашен Роман Иванович Клейн, один из самых плодотворных и успешных московских зодчих того времени.
    В 1907 году фабрика Симоно была преобразована в акционерное общество. В следующем десятилетии на ней работало около тысячи человек, а ее капитал составлял 2 млн рублей. Вновь потребовалось расширить производство, и в 1912 году был построен еще один корпус — ул. Шаболовка, д. 26, стр. 5. Он отличается от предыдущих построек. В 1918 году было учреждено Правление национализированной фабрики Симоно, а в 1920-х годах все строения фабрики были переданы в ведение Московского совета народного хозяйства.

10.


11. С 1937 года — Государственная Всесоюзная автономная шпульно-катушечная фабрика им. Дзержинского Главного управления подсобных предприятий текстильной промышленности Наркомата легкой промышленности. В простонародье — «Шпулька». Вроде к лёгкой промышленности "Железный Феликс" отношения не имел, потому он здесь гипсовый.


    С 1959 года — Московская шпульно-катушечная фабрика им. Дзержинского Управления текстильной промышленности Мосгорсовнархоза. В 1990-х гг. ТОО «Бумажно-технологических изделий». 21 февраля 1995 года в результате возгорания четырёхэтажное кирпичное здание одного из цехов (ул. Шаболовка, 26) выгорело полностью. Площадь пожара составила 2 тыс. м².
    Одно время территория относилась к ГУП «ЦНИИЛКА» («ЦНИИ комплексной автоматизации легкой промышленности») – ул. Шаболовка, 26 и 28, строение.3, 9; ул. Академика Петровского ул., 9. В одном из зданий располагался корпус текстильного института им. Косыгина. С 2015 года территорию фабрики занимают учебные корпуса факультета экономики Высшей школы экономики и Международного института экономики и финансов (МИЭФ) ВШЭ. "Вышка" и провела реконструкцию фабричных зданий.

12. Фабрика до реконструкции.


    Сейчас выглядит всё аккуратненько, но научной я бы эту реконструкцию не назвал. Кирпич замазан, покрашен, швы нарисованы. Но в любом случае сейчас выглядит намного лучше, чем до реконструкции. Тем более, что поменяли перекрытия.

13. На территории бывшей фабрики находится особняк самого Гектора Симоно.


    Особняк построил тот же Клейн в 1898-м году на месте деревянного курятника. К сожалению, попасть туда постороннему человеку невозможно. К тому же, особняк, хоть и находится на территории ВШЭ, ей не принадлежит и постепенно разрушается. Предыдущие две фотографии взяты здесь.

14. Есть в районе одна очень известная сладкая фабрика - это "Ударница". Зефир в шоколаде, мармелад, пастила - это отсюда.


    Фабрика основана в 1929 году на базе Шаболовского пивоваренного завода торгового дома «Корнеева, Горшанова и Ко», продукция которого была широко известна не только в Москве и других городах России, но и поставлялась ко двору его Императорского Величества. Завод был построен в 1864-м году</span>. Его продукция - пиво «Шаболовское» неоднократно удостаивалось различных наград.
    Все началось с четырёх небольших цехов, где производились разнообразные сорта пастиломармеладных кондитерских изделий. В 1930-е годы технологи фабрики создают более легкий продукт, который за необыкновенную нежность и воздушность получает название «Зефир».В период с 1933 по 1938 годы на «Ударнице» рождаются такие широко известные и любимые многими лакомства, как зефир в шоколаде, зефир (классический), мармелад апельсиновые и лимонные дольки. Многие виды сладостей, разработанные специалистами фабрики, уникальны не только для России, но и не имеют аналогов в мире.
    В годы Великой Отечественной войны «Ударница» не останавливала свою работу. Несмотря на то, что в 1941 году война заставила изменить профиль фабрики, и пастильный цех перешел на выработку концентратов для нужд Советской Армии, мармеладный цех продолжал выпускать небольшое количество сладостей. Начиная с 1946 года, доля выработки кондитерских изделий вновь стала возрастать, и уже к 1950 году фабрика достигла довоенного уровня.

15. К сожалению, подобраться к старым фабричным зданиям не удалось, с одной стороны - трамвайное депо, с другой - ЖК с заборами, а со стороны Мытной всё загораживает вот это панельное здание, которое тоже принадлежит фабрике.


16. Да и в интернете фотографий практически нет. А жаль, на карте я насчитал 9 дореволюционных зданий.


17. Вот на Шаболовку выходит одно из старых зданий фабрики.



    В октябре 1916 года в Москве близ Калужской заставы у Донского проезда по указу императора Николая II было начато строительство первого в стране протезного завода. Строительство завода было связано с притоком инвалидов с фронтов Первой мировой войны. Построенный завод в 1916-1919 годах имел медицинскую и производственную части. Пропускная способность завода была невелика. Но, несмотря на это, создание протезного завода было определенным прогрессом в развитии протезирования в России.

18.


19.


    После революции в стране быстрыми темпами шла индустриализация, создавались новые отрасли машиностроения, на страну надвигалась угроза войны. В 1941 году завод приступает к выпуску оборонной продукции. В 1942 году по решению Государственного Комитета Обороны завод переходит на выпуск основной протезной продукции, она опять стала актуальной. В труднейших условиях Великой Отечественной войны, когда массы людей хлынули огромным потоком из госпиталей, завод сумел выстоять, перестроиться и возвратить к трудовой деятельности инвалидов.
    С 1946 года на заводе разрабатываются и внедряются в протезную промышленность конструкции узлов максимальной готовности. В 1952 году на заводе начинается технологическая перестройка производства – широкое внедрение алюминиевых сплавов. 1954 год является началом первой послевоенной реконструкции с заменой устаревшего станочного оборудования, переводом кузнечного цеха на газовый нагрев. В 1960 году начато производство трубчатых узлов максимальной готовности для протезов нижних конечностей из алюминиевого сплава с эластичной облицовкой.

20.


    В 1989 году ответственность за осуществление научно-технической политики в области протезостроения и удовлетворения потребности населения в протезно-ортопедических изделиях была возложена на Министерство общего машиностроения СССР (космическое). В связи с чем, с 1 октября 1989 года из ведения Министерства социального обеспечения РСФСР объединение «Металлист» переходит в ведение МОМ. Последнее позволило не только повысить технический уровень предприятия, но и создать условия для развития научно-исследовательских, конструкторских и технологических разработок. На сегодняшний день предприятие занимает около 30 процентов рынка отечественного производства узлов, полуфабрикатов и другой протезно-ортопедической продукции, Выпускает более 700 различных наименований изделий.

21.

Сейчас это ОАО «Московское производственное объединение «Металлист» (ОАО «МПО «Металлист»).

22. Самым крупным заводом в районе был Московский станкостроительный завод «Красный пролетарий» им. А. И. Ефремова, одно из старейших предприятий станкостроения СССР. Сыграл значительную роль в развитии станкостроения в СССР. Выпускал универсальные токарно-винторезные и специальные станки.


    Завод основан 26 марта 1857 года английскими предпринимателями, принявшими русское подданство, братьями Бромлей. Сначала это была небольшую мастерская для изготовления топоров, пил, молотков, серпов и кос. В 1864 году братья для расширения производства приобрели у Калужской заставы часть парка (10,5 га) с постройками. К началу 1870-х годов возведены два больших двухэтажных корпуса. В 1878 фирмой построены мастерские для сборки больших и тяжёлых машин. Оборудование частью заказано на германских, московских и петербургских предприятиях, частью — выполнено на заводе Бромлеев. К началу 20-го века. завод состоял из 6 цехов общей площадью около 15,5 тыс. м2. В 1914 насчитывалось 37 строений (из них 25 каменных). Имелся водопровод. В ноябре 1918 предприятие было национализировано. В 1922 по просьбе рабочих получил название «Красный пролетарий», стал специализироваться на выпуске металлорежущих станков и двигателей внутреннего сгорания. В 1944 впервые в мировой практике станкостроения на заводе внедрена конвейерная сборка станков.

23.


    На заводе 3 было вида производства: крупносерийное (универсальные токарные и прецизионные станки, а также станки с числовым программным управлением); серийное (вертикальные многошпиндельные полуавтоматы); мелкосерийное и единичное (специальные станки различных моделей главным образом для автомобильной и тракторной промышленности). Завод награждён орденом Ленина (1939), орденом Трудового Красного Знамени (1957) и орденом Октябрьской Революции (1971). Практически на всех заводах СССР, где нужна была металлообработка, стояли станки с маркой "Красный Пролетарий". Они и до сих пор много где работают.

24.


Сейчас завода нет, территория поделена между несколькими собственниками, в числе которых и подразделение Роснефти. Зачем нам станки, если есть нефть?

25. Дореволюционные корпуса ещё держатся, возможно у них есть охранный статус, а вот постройки советских времён крепкими не назовёшь.


26. Из более или менее современного - в 1991-м году был построен ДК завода "Красный Пролетарий". Сейчас там вроде какая-то торговля.


    Ещё один завод, увы, бывший, находится почти напротив станции метро. Это Государственный подшипниковый завод ГПЗ-2 - первый подшипниковый завод России. История завода началась в 1916 году, когда по инициативе Эммануила Нобеля, племянника создателя динамита и известной международной премии, на базе механического завода обанкротившегося шведского торгового дома «Шварцкопф, Дзирнс и Кольнас» было организовано Русское акционерное общество «Шарикоподшипник СКФ» (СКФ. - «Свенска Куллагерфабрикен»), что означает «Шведские шарикоподшипниковые заводы»). Фирма СКФ должна была, став одним из акционеров, организовать производство российских подшипников качения с проектной мощностью 150 тыс. шт. в год.
    Завод начал сборку шарикоподшипников в небольшом объеме, но первая мировая война внесла в производственные планы свои коррективы. Завод перешел, в основном, на изготовление чугунных корпусов бомбометов. Субсидии на реализацию военных заказов и прибыли от их выполнения были столь велики, что «Шарикоподшипник СКФ» уже к концу 1916 года построил новый четырехэтажный корпус с большими буквами своего наименования на торце здания.

27. После революции завод был национализирован. Предприятие в течение ряда лет выпускало несвойственную ему продукцию по заказам железнодорожников, для нужд села.

    С переходом страны в 1921 году на новую экономическую политику предприятие к середине 1923 года было сдано в концессию фирме СКФ , т. е. во временную эксплуатацию с целью создания базы для последующего самостоятельного выпуска подшипников. За 8-летний период концессии годовой выпуск подшипников достиг 294,3 тыс. шт. (в 1924 году - 8272 шт.), но ежегодная потребность в них составляла к началу 1930-х примерно 4,5 млн. единиц. Поэтому единственный к тому времени производитель подшипников в стране исчерпал свои возможности, было принято решение о строительстве ГПЗ-1, а концессия 11 мая 1931 года прекратила свое существование.

28. На месте концессионного предприятия был создан Второй государственный завод «Шарикоподшипник», переименованный вскоре во 2-й государственный завод «Шарико-ролико-подшипник», а затем в Государственный подшипниковый завод №2 - ГПЗ-2. Был построен этот корпус.

Завод до 1982 года входил в Министерство автомобильной промышленности СССР.

29. На подшипниках ГПЗ-2 были смонтированы звезды московского Кремля, поворотная сцена МХАТа, ими комплектовались эскалаторы первой очереди Московского метрополитена, первые прокатные станы, буровые машины, самолеты, автомобили, тракторы, сельскохозяйственные машины.

К 2000-му году было выпущено 750 миллионов подшипников - это больше, чем по 5 подшипников на каждого нынешнего россиянина..

    В 1993-м году ГПЗ-2 был приватизирован. Начиная с 2000 годов в Москве работало только сборочное производство (металлообработка перенесена в Тверскую область), многие корпуса и внутренняя территория сданы в аренду различным организациям. В 2011 году остановлены остатки производства в основном корпусе, выходящем на Шаболовку. На 2, 3, 4 этажах сняты окна, каждый этаж разделен на два. Создан очередной офисный аквариум - БЦ "Шаболовка 31".  Производство подшипников окончательно перенесено на территорию ИК-10 УФСИН (Исправительная колония строгого режима для содержания мужчин), которая располагается в посёлке Металлистов в 15 км от Твери.

Есть в районе ещё пара предприятий с историей, уходящей к началу прошлого века.
1. Шаболовка, 34 - бывшая фабрика жестяных изделий Растеряева, впоследствии фабрично-трудовая колония, завод резино-технических изделий. Но я как-то не признал в этих офисно-торговых площадях бывшего завода.
2. Московская печатная фабрика Гознака. Она заняла корпуса парфюмерной фабрики Брокара на Мытной улице, но я мытную прошёл дворами и про фабрику вспомнил уже когда сел писать.

Что же, будет повод ещё раз погулять по этому району.
Tags: Москва, Старые фабрики, Шаболовка
Subscribe

Posts from This Journal “Старые фабрики” Tag

  • Щёлково, часть 18. Улица Заводская

    Улица Заводская идёт вдоль железной дороги с северной её стороны. Начинается в районе станции Щёлково и заканчивается у платформы Гагаринская.…

  • Хлебозавод № 9

    Бывший хлебозавод № 9 находится аккурат напротив бывшего же завода по производству тары для парфюмерии Флакон. Судьба их во многом схожа, но…

  • Флакон

    Забрёл тут как-то на Флакон. Или во Флакон? Ну в общем это место, которое его нынешние хозяева навали абсурдным словосочетанием…

  • Завод Серп и Молот. Всё, приехали.

    Заехал по пути на бывший металлургический завод "Серп и молот". Поделюсь впечатлениями, я не жадный. 2. Наш паровоз больше вперёд не…

  • Комплекс зданий ЦАГИ-ВИАМ на улице Радио

    Комплекс зданий ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института), а ныне ВИАМ (Всероссийского института авиационных материалов) занимает квартал…

  • Трамвайно-ремонтный завод на Волочаевской

    Для бурно развивающихся в начале прошлого века городских железных дорог, как тогда назывался трамвай, требовалась инфраструктура, в частности -…

  • Индустриальный модерн. Фабрика Эрманс на Воронцовской.

    Мы уже привыкли, что промышленные предприятия в конце 19 - начале 20-го веков строились в Москве с использованием готических элементов. А вот чтобы…

  • Велопрогулка по Пушкино

    Воспользовавшись хорошей погодой, обещанной до обеда, решил махнуть в Пушкино. Дорожка знакомая, через Черкизово, Клязьму и Кудринку. В планах…

  • Подольск промышленный

    Для того, чтобы понять каким образом в городе сложилась именно такая историческая застройка, необходимо немного покопаться в его истории. В городах…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 26 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Старые фабрики” Tag

  • Щёлково, часть 18. Улица Заводская

    Улица Заводская идёт вдоль железной дороги с северной её стороны. Начинается в районе станции Щёлково и заканчивается у платформы Гагаринская.…

  • Хлебозавод № 9

    Бывший хлебозавод № 9 находится аккурат напротив бывшего же завода по производству тары для парфюмерии Флакон. Судьба их во многом схожа, но…

  • Флакон

    Забрёл тут как-то на Флакон. Или во Флакон? Ну в общем это место, которое его нынешние хозяева навали абсурдным словосочетанием…

  • Завод Серп и Молот. Всё, приехали.

    Заехал по пути на бывший металлургический завод "Серп и молот". Поделюсь впечатлениями, я не жадный. 2. Наш паровоз больше вперёд не…

  • Комплекс зданий ЦАГИ-ВИАМ на улице Радио

    Комплекс зданий ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института), а ныне ВИАМ (Всероссийского института авиационных материалов) занимает квартал…

  • Трамвайно-ремонтный завод на Волочаевской

    Для бурно развивающихся в начале прошлого века городских железных дорог, как тогда назывался трамвай, требовалась инфраструктура, в частности -…

  • Индустриальный модерн. Фабрика Эрманс на Воронцовской.

    Мы уже привыкли, что промышленные предприятия в конце 19 - начале 20-го веков строились в Москве с использованием готических элементов. А вот чтобы…

  • Велопрогулка по Пушкино

    Воспользовавшись хорошей погодой, обещанной до обеда, решил махнуть в Пушкино. Дорожка знакомая, через Черкизово, Клязьму и Кудринку. В планах…

  • Подольск промышленный

    Для того, чтобы понять каким образом в городе сложилась именно такая историческая застройка, необходимо немного покопаться в его истории. В городах…