dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Category:

Шаболовка.

    Изначально я планировал поколесить по району Шаболовки на велосипеде. Я даже проехал половину пути, но непреодолимые обстоятельства в лице собаки вынудили меня вернуться домой. Поэтому в следующий выходной пришлось ехать на общественном транспорте, в числе которого было и метро. Вот с него и начнём.
    Станция Шаболовская была построена в 1962 году, но открыта только в 1980-м. Всё никак не могли построить наклонный тоннель для эскалатора из-за сложных геологических условий. Из интересного на самой станции - панно. Википедия пишет, что на нём изображена Шуховская радиобашня. Пришлось поломать голову, чтобы понять, как её видит художник.




2. Судя по всему, это вид башни снизу. Но при чём тогда здесь кремлёвские башни? Получается, что Шуховская лежит? На поперечных кольцах на трёх языках написано "мир",  "Ленин" и "СССР". А ещё при желании здесь можно разглядеть телеэкраны и расходящиеся радиоволны.


    Шаболовка - улица хоть и радиальная, но она никуда не ведёт, а упирается в Серпуховский вал. Раньше улица была дорогой, которая вела в деревню Шаболово, от которой и получила своё название. Улица и район вокруг неё очень пёстро застроены. Сохранились дореволюционные здания, как жилые, так и производственные и социальные. В 1920-30 годы застраивалась конструктивистскими зданиями. Вот эпоха сталинок как-то обошла улицу стороной. А зданий хрущёвских и брежневских времён здесь достаточно. И всё это уплотнили современной застройкой.
    Если с названием Плющиха у нас ассоциируются три тополя, с Малой Спасской - колбаска, то с Шаболовкой однозначно Шаболовский телецентр с Шуховской башней. Именно здесь долгое время рождались популярные телепередачи, а Шуховская башня была символом советского телевидения (пока не появилась Останкинская башня).

    Радиобашня, а впоследствии телебашня, имеющая оригинальную по тому времени гиперболоидную конструкцию, была построена гениальным инженером Шуховым в 1920-22 годы, а 19 марта 1922 года отсюда началась трансляция радиопередач. Позже он стал ещё и телецентром – 10 марта 1939 года с репортажа об открытии XVIII съезда ВКП(б) начались регулярные телетрансляции. Поначалу они были очень короткие – всего четыре раза в неделю по 2 часа. Но для своей эпохи это был настоящий прорыв: со временем слово «Шаболовка» стало синонимом слова «телевидение» для москвичей. Отсюда же в 1950-х годах проводились первые опыты передачи цветного телевидения.
    Несмотря на перенос в 1967 году основной телевизионной площадки страны в Останкино, к новопостроенной башне, Шаболовский комплекс сохранил свою специализацию: здесь располагались редакции программ для детей (например, сюда приходили письма зрителей популярной программы «Будильник») и научно-популярных программ Центрального телевидения СССР. В 1990-х годах с Шаболовки вещало созданное в 1991 году Российское телевидение. Сегодня здесь находится Телевизионный технический центр. Однако вещание отсюда с начала 21 века не ведётся.

3.


4. Недалеко от башни с 1986-го года стоит здание, предназначавшееся для штаба военно-космических сил. Впоследствии оно было передано телевизионщикам для нового телецентра, но так и стоит недостроенным.


    Кроме промышленных предприятий из дореволюционных построек в районе Шаболовки сохранились храмы и социальные объекты: две богадельни. сиротский приют, детская больница. Два таких объекта находятся прямо напротив выхода из метро.

5. Здание Варваринского сиротского приюта. Именно на его базе появился первый отечественный телецентр.


   Создателем сиротского приюта на Шаболовке был московский мещанин Алексей Иванович Лобков. Он сделал удачную государственную карьеру, дослужившись до чина действительного статского советника, также был известен в Москве как крупный коллекционер древностей – старинных книг, рукописей, манускриптов, картин и икон. Желая оставить о себе добрую память среди горожан, Лобков жертвовал на благотворительность. Приобретя землю на Шаболовке, он решил создать здесь сиротский приют. В 1849 году на его средства было выстроено здание по проекту архитектора М.Д. Быковского.
    Облик двухэтажного здания весьма аскетичен: центральный ризалит с широким крыльцом выделяется полукруглым окном на уровне второго этажа, нижний ярус по всему фасаду обработан рустом. Центральная часть дома ранее была крупнее: здесь возвышался купол домовой церкви святой Варвары, освящённой в 1855 году в память об умершей дочери Лобкова. За зданием приюта находился широкий двор с садом для прогулок обитателей.
    В начале 20 века Варваринский сиротский дом Лобковых имел статус женского профессионального учебного заведения на 40 девочек, в которое принимались дети-сироты от 9 до 14 лет, независимо от сословной принадлежности. Имелись как платное отделение, так и казённое. Воспитанницы могли получить начальное образование, а также выучиться основам рукоделия и домашнего хозяйства. Приют находился под покровительством великой княгини Елизаветы Фёдоровны. По приюту Лобковых именовался и соседний переулок – первоначально он был Варваринским, позднее стал Сиротским (сегодня это улица Шухова).
    В 1919 году приют вместе с домовым храмом были окончательно закрыты, позже, во второй половине 1920-х годов, купол был срублен, что сделало здание визуально меньше. По соседству в 1920–1922 гг. Шухов построил свою знаменитую радиобашню. А ещё до строительства башни в приюте разместилась радиостанция имени Коминтерна.


6.


7. По другую сторону недостроенного телецентра находится богадельня московского дворянства имени С.Д. Нечаева, которую я поначалу принял за богатый особняк.


8. У этого здания те же создатели. что и у гораздо более известного Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке. Это меценат Юрий Нечаев и архитектор Роман Клейн.



    Нечаев, служивший скромным чиновником в Министерстве иностранных дел, в одночасье приобрёл богатство: в 1880 году огромное наследство ему оставил дядя, брат его матери – Иван Сергеевич Мальцов, владелец стекольных заводов в Гусе-Хрустальном. С этого времени он меняет не только фамилию, став Нечаевым-Мальцовым, но и род своих занятий, превратившись в преуспевающего предпринимателя и известного мецената. На его средства было создано немало благотворительных учреждений в Санкт-Петербурге, он финансировал развитие института сестёр милосердия, благоволил женскому образованию. В Москве Юрий Степанович более всего прославился созданием Музея Изящных Искусств имени императора Александра III на Волхонке. Но он намеревался также увековечить имена своих родственников – дяди, завещавшего ему хрустальное производство, и отца. В честь Ивана Сергеевича Мальцова была построена богадельня в Гусе-Хрустальном (город получил такое название именно благодаря Нечаеву-Мальцову). А в память о Степане Дмитриевиче Нечаеве появилась богадельня на Шаболовке.
    Для возведения здания был приглашён архитектор Роман Клейн, в то время уже работавший на Волхонке над музеем и потому хорошо знакомый Нечаеву-Мальцову. Однако на Шаболовке зодчий использовал совсем иной стиль, выбрав неорусские мотивы. Несмотря на относительную скромность фасада, здание привлекает к себе внимание: высокая «теремковая» крыша, украшенная решёткой, крыльцо с мощными гранитными колоннами, лепной «растительный» декор, украшающий окна – всё это делает его примечательным памятником.
    Окончательно облик комплекса богадельни сформировался в 1906 году, когда при ней была освящена церковь во имя Архидиакона Стефана – в честь небесного покровителя Степана Дмитриевича. Пристроенная по центру здания, во дворе, с восточной стороны, она удачно вписалась в общий ансамбль. Убранство для неё делалось на предприятиях, принадлежавших Нечаеву-Мальцову, по отзывам современников церковь была отлично отделана. Фасады её украшены разноцветной глазурованной плиткой. Помимо входов непосредственно из здания богадельни, бывших на каждом её этаже, храм имел ещё крыльцо с севера – сегодня на нём сохраняется большая мозаичная икона Спаса Нерукотворного Образа с двумя ангелами. Над крыльцом возвышалась небольшая звонница с колоколами, увенчанная луковичной главой.


9. В 1980-е церковь стояла без главок. А такой она была изначально.


10. Вид со двора. Смотрится очень величественно. Жаль, что сейчас подойти с этой стороны нет возможности, всё перегорожено заборами.


    После революции богадельня ещё некоторое время просуществовала: в 1919 году её превратили в больницу для ослепших солдат. Однако её деятельность при новых властях продолжалась недолго, уже в 1922 году богадельня официально была упразднена. Домовый храм оказался закрыт ещё раньше. Внутри расположились государственные учреждения и конторы, долгое время здесь находился Госкомитет СССР по народному образованию – сегодня это Рособрнадзор. Несмотря на все смены вывесок, внешне здание не очень изменилось: утратив некоторые детали (в частности, широкую надпись «Дворянская богадельня Степана Дмитриевича Нечаева» над окнами третьего этажа), оно относительно неплохо сохранилось. Храм архидиакона Стефана во дворе тоже уцелел, только потерял главы с крестами и ярус звонницы, при этом мозаичная икона на крыльце осталась и отчётливо видна. Формально церковь даже приписана к 1-й Градской больнице и её храму Царевича Дмитрия, но постоянных богослужений в ней по-прежнему нет.

11.


12.


13. В начале Шаболовки, напротив трамвайного депо имени Апакова, выделяется здание, увенчанное куполом и прорезанное множеством узких окон. Строилось оно в качестве убежища для престарелых, надо отметить, что и сегодняшние его владельцы занимаются близкой по духу работой, в здании размещается пенсионный фонд России.


14.


15.


    Семейство Тарасовых было известно в Москве середины ХIХ века: в 1865 году служивший в канцелярии московского обер-полицмейстера Степан Алексеевич получил потомственное дворянство, позднее он дошёл до чина действительного статского советника, несколько раз избирался городским гласным и почётным мировым судьей, а 1885 году был московским городским головой. Его вдова завещала 900 000 рублей на создание благотворительного учреждения – после её смерти в 1911–1912 годах на Шаболовке было возведено Городское убежище имени С.А. и А.П. Тарасовых. Архитектором выступил Александр Иванович Рооп, к тому времени известный строительством комплекса Сокольнической больницы и Газового завода в Нижнем Сусальном переулке.
    Строгий фасад убежища для престарелых выдержан в византийском стиле: узкие окна третьего этажа, купол в центральной части и выступающий объём центрального ризалита. В то же время есть и некоторые черты псевдорусского стиля – полуколонны у входного портала, маленькие кокошники, ширинки и зубчики оживляют среднюю часть здания. Акцент на ней сделан не случайно – здесь располагался освящённый в 1912 году домовый храм во имя Воскресения Словущего. При нём находилось два придела, посвящённых святым покровителям основателей обители – в честь Архидиакона Стефана и в честь святых Иоакима и Анны. Вытянутые окна, выходящие в сторону Шаболовки, отмечают алтарь церкви, к которому с обеих сторон примыкают алтари приделов. Изнутри церковь была расписана, стоял дубовый иконостас, а в саду находилась звонница с 6 колоколами. Примечательна формулировка из устава убежища, который гласил, что оно предназначено для «лиц интеллигентных, а также и таких, кто провёл жизнь не в нищете, а в известном достатке».
    После революции убежище сменило вывеску, превратившись в «Инвалидный дом имени Радищева». Сменились и постояльцы, в 1923 году добившиеся закрытия домовой церкви и приспособления её под клуб. Позже название учреждения ещё раз изменилось: оно стало «Домом отдыха ветеранов революции имени Ильича». Наконец, и дом отдыха покинул здание на Шаболовке, отправившись в Переделкино, но некоторая преемственность всё же осталась: помещения были переданы Министерству социального обеспечения РСФСР. В наши дни здесь располагается Пенсионный фонд России. Внешний вид здания почти не изменился, даже купол бывшей церкви остался на месте (правда, креста на нём нет). Внутри же здание сильно переустроено. Существенно изменился и бывший сад убежища.


16.


17. Немного в стороне, на Мытной улице находится Морозовская детская больница.


   Больница размещается на территории бывшей Конной площади. Одна из московских Конных площадей, имевших, кстати, разное предназначение. Эта Конная была своего рода ветеринарным карантином при общественном Мытном дворе (таможне). Морозовская городская детская клиническая больница (бывшая Детская городская клиническая больница № 1) — одна из старейших детских больниц в России. В настоящее время является одним из крупнейших детских стационаров города. В своем составе имеет стационар на 1120 коек с 28 лечебными отделениями, 17 профилей и 13 вспомогательных отделений и служб, 4 городских консультативных поликлиники, санаторий для больных с косоглазием и амблиопией, медицинское училище № 3.
    В начале 20-го века город отдал Конную площадь для постройки большой детской больницы, возведенной частью на деньги, завещанные известным русским купцом 1-й гильдии, мануфактур-советником, Викулой Елисеевичем Морозовым — 400 тысяч рублей, а частью — 700 тысяч — на средства города. Закладка четвёртой по счету детской больнице в городе состоялась 26 августа 1900 года. В 1902 году была открыта амбулатория, а в январе 1903 года — три первых инфекционных корпуса. Руководителями строительства был главный врач больницы Н. Н. Алексеев и архитектор Иванов-Шиц. В 1906 году больнице присвоили имя Викулы Елисеевича Морозова. Строительство продолжалось до 1914 года, и к тому времени больница стала самой крупной в Москве.
    На протяжении всего 20-го века больница надстраивалась и реконструировалась. В ней появлялись новые отделения. Например, в 1932 году здесь открыли первое в Москве специализированное отоларингологическое отделение. Вообще слово "впервые" применительно к истории клиники употребляется многократно. В 1947 здесь организовано первое в столице отделение для больных туберкулезным менингитом, специалисты клиники разработали методику лечения этого тяжелого недуга. Именно Морозовская больница первой в Москве открывает у себя в 1952 году службу офтальмологической помощи детям, включающую офтальмологическое отделение и консультативную поликлинику. Первый в городе кардиоревматологический диспансер также создается на базе Морозовской ДГКБ в 1962 году. В следующем году здесь открываются первые детские травматологическое и эндокринологическое отделения, в 1965 - первое гематологическое отделение для больных лейкозом, а в 1970 году - первое нейрохирургическое отделение. В тяжелом военном 1942 году "морозовцы" создают неврологическое отделение. В 1962 году открывается специализированное отделение для новорожденных с поражением нервной системы. А в 1970 году при больнице появляется городская консультативная неврологическая поликлиника. Сегодня Морозовская ДГКБ - это один из крупнейших детских стационаров не только Москвы, но и России в целом на 1000 коек с 24 лечебными отделениями 17 профилей. В ее состав входят 13 вспомогательных отделений и служб, четыре городских консультативных поликлиники, санаторий для больных тяжелой формой косоглазия и амблиопией. На базе Морозовской ДГКБ вот уже больше семи десятилетий успешно функционирует медицинское училище, открытое в 1937 году для подготовки медсестер детских лечебных стационаров города.


18. Архитектору не чужд был модерн. Здесь он нашёл своё отражение в красивой ограде.


19. Среди современных зданий, жилых домов и офисных центров этот храм ярко выделяется своей высокой колокольней, вытянутым шатром и богатым убранством фасадов в псевдорусском стиле. Сегодня с трудом верится, что ещё совсем недавно здание имело гораздо менее ухоженный вид.


20. На момент постройки первого здания церкви по этому месту проходила граница Москвы.


    После нескольких пожаров вместо деревянного в 1745–1747 годах было возведено более просторное каменное здание церкви Троицы с приделом Покрова. Следующее расширение пришлось на 1840–1842 годы, когда в соответствии с проектом архитектора Н.И. Козловского появилась широкая трапезная с двумя приделами – Покровским и Никольским – и трёхъярусной колокольней над западным входом. Наконец, в 1885–1895 годах был разобран главный храм XVIII века, на месте которого архитектор Н.В. Никитин построил сохранившуюся до наших дней церковь. Строительными работами руководил архитектор М.П. Иванов.
    Трапезная, сооруженная раньше, выглядит строго, с элементами стиля ампир, большими окнами с полукруглыми завершениями и вытянутой колокольней с двумя ярусами звона. Совершенно иначе воспринимается главный Троицкий храм: созданный во время расцвета псевдорусского стиля, он вобрал в себя всю вычурность и красоту этого архитектурного направления. Вернувшись к давно забытому варианту шатровых храмов, архитектор Никитин увенчал основной объём вытянутым шатром, который словно вырастает из нескольких уровней крупных кокошников. Боковые фасады украшены большими окнами с наличниками в формах XVII века и перспективными порталами. Интерьеры церкви вместе с иконостасом были спроектированы Д.Н. Чичаговым – будущим создателем здания Московской Городской думы, одного из наиболее примечательных памятников псевдорусского стиля. Освящённая в 1896 году, церковь вмещала 1000 человек и была одной из крупнейших в округе.
    В 1930 году закрытый Троицкий храм власти приговорили к сносу, но эти планы реализовались лишь частично: снесли шатёр и разобрали до первого яруса колокольню – в результате здание превратилось в бесформенный обрубок, в котором узнать его прежнее назначение было затруднительно. Внутри располагались клубы и организации местных заводов и предприятий (например, шпульно-катушечной фабрики). В конце 1992 года храм был вновь освящён усилиями новой общины, но долгое время здание оставалось изуродованным. Лишь в 2000-х появилась возможность провести масштабную реставрацию с воссозданием утраченных элементов: церковь вновь получила колокольню и шатёр над основным объёмом, восстановлены утраченные детали фасадов. Коснулись работы и интерьеров: максимально точно были воссозданы иконостасы и убранство. Помимо возрожденных приделов в самом храме, в подклете освящён дополнительный придел во имя Всех Святых.


21. Сегодня мы можем видеть церковь Троицы на Шаболовке такой, какой она была сто лет назад.


22. Эта церковь и сегодня является главным украшением Донской улицы. Она многим уникальна, но в первую очередь, своим посвящением. Такое в Москве больше не встречается.


    История храма начинается в 1625 году, когда в Москву прибыло посольство из Персии с целью установления дипломатических отношений с Россией. В качестве подарка от шаха Аббаса I послы привезли царю Михаилу Фёдоровичу Ризу Господню – одежду Иисуса Христа, в которой его вели на распятие. Многие века она пребывала на Кавказе и была захвачена персами при завоевании Грузии. Русская делегация встретила персидское посольство близ Калужских ворот, у дороги к Донскому монастырю, после чего они вместе проследовали в Кремль. Позднее Риза была разделена на несколько частей: одна осталась в Успенском соборе в Москве, две других увезены в Петербург – в Петропавловский собор и в домовую церковь русских императоров в Зимнем дворце. Небольшие частицы были дарованы крупным монастырям (в Киево-Печерскую лавру, Костромской Ипатьевский монастырь и другие). Одна частица осталась и на Донской улице, где в память о великом событии на месте встречи персидских послов была поставлена деревянная церковь – о ней сегодня напоминает небольшой белокаменный обелиск.

23.


    В начале XVIII века начался сбор средств на возведение на Донской улице каменного храма во имя Ризы Положения Господней в Успенском соборе Москвы. В первую очередь был сделан придел во имя святой Екатерины (возможно, в честь супруги Петра I – будущей Екатерины I), к которому в дальнейшем пристроили основной объём храма. Освящение новой церкви состоялось в 1716 году после завершения всех работ. Строившийся в стилистике «нарышкинского барокко», храм получил богатое убранство фасадов. Есть и особенно редкая деталь: вместо привычных для того времени кокошников на фасады вынесены крупные раковины. С запада к храму примыкает традиционная шатровая колокольня, прорезанная маленькими окошками-слухами – всего 40 штук. Увенчана церковь также традиционным пятиглавием, но в то же время «луковки» сделаны чёрными и гранёными. Маленькая корона, венчающая центральный крест, указывает на покровительство храму царской династии.
    Барочный облик фасадов церкви чувствуется и в интерьерах. Стены главного храма обильно декорированы лепниной: здесь и картуши сложной формы, цветы и листья, другие растительные мотивы, а также разукрашенные головки ангелов. Композицию продолжает покрытый тонкой резьбой высокий шестиярусный иконостас, образа для которого делались в Кремле мастерами Оружейной палаты. Особенно примечательны резные Царские Врата, в которых использована не только традиционная икона Благовещения, вставленная в медальон, но и деревянные фигуры четырёх евангелистов, а также Василия Великого и Иоанна Златоуста. Иконостас венчают раскрашенные деревянные скульптуры, изображающие Распятие с Богородицей и апостолом Иоанном Богословом, а также двумя фигурами ангелов, держащих орудия Страстей Христовых.
    Помимо Екатерининского, в трапезной также существовал придел во имя апостола Иакова Алфеева, созданный в 1763 году на средства полковника Якова Евстафьевича Хитрово. В 1886–1889 году для Иаковлевского придела трапезная была расширена по проекту архитектора А.С. Каминского, после чего церковь обрела симметричность. Тот же архитектор создал существующую ограду с воротами. В дальнейшем существенных изменений её внешнего облика не происходило. Деревянные позолоченные иконостасы в приделах, выполненные И.М Фроловым и стилизованные под барокко, сохраняются с того же времени.
    Помимо частицы Ризы Господней, особой ценностью храма является икона Божией Матери Ильинская-Черниговская. Дар монастырской братии из Чернигова, уникальный образ 1696 года, на котором рядом с ликом Богородицы с одной стороны изображён двуглавый орёл, а с другой – поэтическое посвящение Петру I, его победе над турками и взятию Азова.
    В Московском Кремле есть церковь Ризоположения, но у неё другое посвящение – во имя Положения Ризы во Влахерне. Этот византийский праздник связан с Ризой Богородицы, в честь него существуют храмы в Греции и в России. А вот торжество по случаю Положения Ризы Господней в Успенском соборе Москвы есть только в календаре Русской Православной церкви – в его честь в столице существует лишь одна церковь, на Донской улице.
    Ранее название храма было отражено и на карте: соседний переулок именовался Ризоположенским. Однако в 1923 году он оказался переименован в Выставочный (по Всероссийской выставке, к проезду на которую он вёл – сегодня на её месте расположен ЦПКиО имени Горького), а в 1973 году стал улицей Академика Петровского. Несмотря на это, сама церковь в те годы не пострадала и смогла сохранить своё убранство, включая внутренние росписи и колокола, почти нетронутым.


24.


25. На углу Хавской улицы и Серпуховского вала стоит небольшая нарядная церковь


    Исторически местность у Хавской улицы была местом проживания старообрядцев. В XIX веке в доме Михайлова находилась моленная, в которой в 1898 году был возведён на кафедру архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Картушин). В августе 1909 года в Московское Губернское Правление обратилось общество старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии (ныне РПСЦ) из прихода моленной Михайловых с просьбой о разрешении учредить в Москве старообрядческую общину с присвоением ей наименования «Тихвинская старообрядческая община». Строительство храма началось в 1911 году по проекту архитектора Н.Г. Мартьянова. Храм освящён 18 ноября 1912-го года в честь Тихвинской иконы Божией Матери старообрядческим архиепископом Иоанном в присутствии московского городского головы Н.И. Гучкова.

26.


27.


28.


    В начале 1930 года храм был закрыт «для передачи под красный уголок заводу «Арматрест». В феврале того года в музейный фонд вывезли царские врата, более 30 образов XVII века, складной трехъярусный походный иконостас и 15 больших икон». Центральная глава была сломана, остались на углах храма четыре декоративные главки с обрешеткой от маковок. С деревянного шатра колокольни было содрано железо, выжила только обрешетка.
    В 1967 году здесь устроили склад скобяных товаров. В 1980-х здесь было кафе. После 1991 года здание церкви было приватизировано, была проведена внутренняя реконструкция под нужды ресторана. Вместо строительного забора была заново построена кирпичная ограда. Ресторан проработал здесь до начала 2000-х годов.
    В 2003 г. было принято решение о закрытии ресторана и возвращении храма верующим. Были завезены новые каркасы маковок и куполов. Но работы по реставрации так и не начались. Церковь вновь стояла обнесённая строительным забором и без охраны. Здание выкупил православный бизнесмен и в январе 2013 года на объекте появились представители РПЦ с окончательным намерением восстановить храм для верующих. Тогда же началась реставрация здания и теперь церковь выглядит как новенькая. Но возвращать здание старообрядческой общине отказались. А своих меценатов у старообрядцев не нашлось. Нет теперь людей уровня Морозовых.

29.


30. А это совсем свежий Храм Иконы Божией Матери Державной. Он был построен по программе "200 храмов" в 2013-м году всего за 4 месяца на территории Главного управления МВД по Центральному федеральному округу.


31. Управление экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по г. Москве

До 1992 года в здании располагались Октябрьский райком КПСС, Исполнительный комитет депутатов трудящихся Октябрьского района г. Москвы и Октябрьский райком ВЛКСМ. С 1993 по 2002 годы в здании располагалось Московское региональное управление по борьбе с организованной преступностью, возглавляемое Владимиром Рушайло, будущим министром МВД. Потом здание занимало Главное управление МВД по Центральному федеральному округу, упразднённое в 2014-м году.

32.Это здание тоже относится к полиции.


33. На самом деле это здание конца 19-го века. реконструировано лет 5 назад, а лет 30 назад оно стояло в аварийном состоянии.


34. В самом начале Шаболовки здание оригинальной архитектуры, построенное в 1998-м году. Занято преимущественно армянскими заведениями.


35. Шаболовка, 2. Дореволюционное здание в стиле модерн. По всей видимости, бывший доходный дом. а сейчас бизнес-центр.


36. Шаболовка 12. Ещё одно сильно реконструированное дореволюционное здание на фоне громады очередного бизнес-центра на месте бывшего карбюраторного завода.


37. Шаболовка 14, здание в русском стиле с двумя башенками. К сожалению, листва заслоняет всю красоту.


38. Вот только одну башенку удалось заснять.


39. Следующий дореволюционный дом уже несколько обрезан и притеснён.


40. Дальше по чётной стороне идут в основном скучные дома хрущёвской и брежневской эпох. Вот разве что такой заборчик несколько скрашивает картинку.


41. Мытная, 22. Дореволюционное здание в стиле модерн. Бывший доходный дом.


42.Первое здание в Конном переулке. Построено в 1890-м в качестве казармы. Оно и впоследствии было общежитием, даже пережило пожар.


43. Конный переулок, 12 - своя Пизанская башня. Дореволюционное здание накренилось и держится за счёт подпорки из железобетонного пояса.


44. Шухова, 13. Сейчас в этом бывшем особняке "нумера" с почасовой оплатой.


45. Шухова, 14. Здание 1930-го года постройки. Бывшая станция лубяных волокон, впоследствии ЦНИИ лубяных волокон. Теперь всё сдаётся под офисы.


Ну а что же строят в наши дни?

46. Это не кадр из фильма ужасов, это ЖК "Созвездие капитал", Шаболовка 23. Не знаю, считается ли это жильё элитным с учётом наличия трёхуровневых пентхаусов, но я бы в таком жить не хотел.


47. А это результат реконструкции одного из старейших московских стадионов - стадиона "Труд" завода "Красный Пролетарий".


48. Нет теперь ни завода, ни стадиона, а есть гигантская курочка Ряба.


49.


Осталось несколько интересных зданий в районе Шаболовки, которые я по незнанию пропустил, но вряд ли я сюда приеду в ближайшее время. На этом четырёхсерийный репортаж об интересной улице Шаболовка и прилегающему к ней району можно считать законченным.


В сообщении использовались материалы статей Никиты Брусиловского на сайте "Узнай Москву"
Tags: Москва, Старые больницы, Шаболовка
Subscribe

  • Граффити в Чкаловском

    Много лет уже собирался отснять граффити на заборе с северной стороны Чкаловского. А сегодня выдалось на велосипеде мимо проезжать. А с ним куда…

  • Галерея под мостами

    Когда проводили последнюю реконструкцию Ярославского шоссе, кусок его после Королёва провели не по старой трассе, а в обход Тарасовки. Якобы не…

  • Семь лавочек от Шона

    Саша Шон, он же Александр Назаретский расписал семь лавок в городском парке на животно-космические темы. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Рад,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 31 comments

  • Граффити в Чкаловском

    Много лет уже собирался отснять граффити на заборе с северной стороны Чкаловского. А сегодня выдалось на велосипеде мимо проезжать. А с ним куда…

  • Галерея под мостами

    Когда проводили последнюю реконструкцию Ярославского шоссе, кусок его после Королёва провели не по старой трассе, а в обход Тарасовки. Якобы не…

  • Семь лавочек от Шона

    Саша Шон, он же Александр Назаретский расписал семь лавок в городском парке на животно-космические темы. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Рад,…