
Московский госпиталь (ныне Главный военный клинический госпиталь имени Н.Н. Бурденко) был основан в Лефортове по указу Петра I в 1706-м году Тогда же при нем открылась первая в России медико-хирургическая школа. Возглавлял госпиталь личный врач Петра I, выпускник Лейденского университета Николас Бидлоо.
Поначалу госпиталь состоял из одного каменного строения голландского типа с домовой церковью Воскресения Христова и тридцати деревянных строений на берегу Яузы. Они включали в себя анатомический театр, палату алхимика, аптеку, покои для студентов, ученическую, помещения для больных. Рядом был разбит ботанический сад, в котором выращивались лекарственные растения. Главное здание завершалось восьмигранным деревянным куполом, увенчанным резной золоченой статуей Милосердия. В петровскую эпоху госпиталь имел даже собственный театр (не только анатомический), в котором силами учеников Медико-хирургической школы ставились первые русские пьесы и интермедии.
К концу 1750-х архитектор Д. Ухтомский перестроил и расширил комплекс, при нем было построено и каменное двухэтажное здание церковного корпуса. В мае 1756 году в этом корпусе впервые в России было устроено отделение для душевнобольных.
При Екатерине II госпиталь пришел в упадок. В конце 1763 года пожар уничтожил правую половину главного корпуса и церковь. Лечебные корпуса разрушились настолько, что в 1764 году их хотели разобрать и построить военный госпиталь в другом месте. Коллектив госпиталя отстоял место и своими силами поддерживал здания.
При Павле I был утвержден проект новых каменных корпусов, созданный московским архитектором И. Еготовым. В 1797–1802 годы был возведен главный корпус госпиталя, сохранивший свой облик до наших дней.
Госпиталь представляет собой ансамбль эпохи ампира, один из немногих уцелевших в пожаре Москвы 1812 г. Часть деревянных корпусов восстановили в камне в 1818–30 годы. Была заново отстроена из кирпича часовня для отпевания умерших, сохранившаяся до наших дней.
Посетивший госпиталь в 1823-м году Александр I велел объединить переходами отдельные корпуса, с целью расширения палат до 1800 мест. После этого архитектурный облик госпиталя существенно не менялся. При возведении в 1930–90-е годы новых корпусов классический ансамбль был сохранен. Все корпуса XVIII-XIX веков имеют статус объектов культурного наследия федерального значения.
2. Вид с Госпитального вала.

В Лефортовский парк (в 1980-х парк МВО) я заходить не стал, оставил его для следующей прогулки, а двинул вверх по Госпитальной. По чётной стороне улицы есть 4 интересных исторических здания.
3. Дом бесплатных квартир имени А.Д. и Г.Д. Шелапутиных, возведенный в 1913-м году по проекту И.Е. Бондаренко и сегодня существующий под №4.

4. В XIX в. к государственным социальным учреждениям добавились частные благотворительные организации: напротив корпусов госпиталя появились «Вдовьи дома». Здесь бесплатно предоставляли комнаты вдовам погибших солдат. И работа для них находилась здесь же - через дорогу перейти, в госпитале в качестве санитарок и медсестёр.

Дома строились за счёт Московского братолюбивого общества снабжения неимущих квартирами, основанного в 1861-м году княгиней Трубецкой. Домам давались имена членов Общества. Конкретно этот дом носил имя М.Л. и Т.А. Королевых. Построен в псевдорусском стиле архитектором Машковым.
5. Так вот строили социальное жильё наши далёкие предки.

6. Люблю Москву без машин и людей.

7. Второй дом под №10 создан в той же стилистике, но несколько скромнее и с менее плавными деталями.

8. Я сначала подумал, что это сталинка, но выяснилось, что это третий из "вдовьих домов" (если Википедия не врёт).

После революции Братолюбивое общество было ликвидировано, здания превратились в обычные жилые дома. Сегодня в них размещаются государственные учреждения и офисы.
9. Далее за Госпитальной площадью - монумент в сквере Героям Отечественной войны 1812-го года.

10. Немного у нас памятников героям той Отечественной.

11. Церковь Петра и Павла в Солдатской слободе.

Солдатская улица, на которой стоит церковь раньше называлась Петропавловской, ещё раньше Лафертовской (так называли Лефорта на русский манер). Первый деревянный храм на этом месте был построен в 1613-м году, но он не вмещал всех солдат Лефортовского полка и в 1696 посторили новый. Каменная церковь построена в 1711-м году, уже после смерти Лефорта. В советское время церковь действовала, проходили службы, и даже колокола не были сняты на переплавку. Так что росписям в храме более 100 лет. Отличительная особенность - вместо кокошников на четверике барочные раковины.
12. С юго-восточной стороны к скверу примыкает больница имени Баумана, ранее Введенская больница, ещё ранее Александровская, ну и совсем ранее ранее - община сестёр милосердия "Утоли моя печали".

13. Больничная церковь Воскресения Словущего, построена в 1902-м году при больнице для отпевания умерших. На первый взгляд мне показалось, что это более современное здание.

В 1872 году княгиня Шаховская создала общину «Утоли моя печали». Для нее было приобретено бывшее владение Матвеевых в Лефортово, где открылось отделение для сиротского приюта на 500 мест, больница на 200 коек и общежитие для сестёр. В 1875 году был построен трехэтажный больничный корпус по проекту М.Д. Быковского и П.И. Иванова. Он перестроен до неинтересности и в кадр не попал.
14. А это другие корпуса больницы.

В 1881 году общину взял под личное покровительство Александр II, потому она и называлась какое-то время Александровской. Ее сестры трудились в госпиталях и гражданских больницах Москвы и на полях сражений. Наиболее известна деятельность общины во главе с княгиней Н.Б. Шаховской во время сербско-турецкой войны 1876 года и русско-турецкой войны 1877–78 годов.
15.

Из больницы наш путь лежит на кладбище. Ну в смысле прогулки, а не того, о чём можно подумать.
Когда проходил практику на заводе "Салют" году примерно в 1983-м, каждый день проезжал мимо на трамвае, но так и не сподобился выйти и пройтись по кладбищу. Вот теперь решил заполнить пробел.
Введенское кладбище основано в 1771 году в период эпидемии чумы. Умерших от чумы запрещали хоронить в городе и выделили для них отдельный участок. Название получило из-за Введенских гор — возвышенной местности на левом берегу Яузы. С северной стороны введенские горы были ограничены долиной реки Хапиловки, при впадении которой в Яузу располагалось село Семёновское (в XVII в. — Введенское). На юге протекал Лефортовский ручей. В 1771 году на его правом берегу и было открыто Немецкое кладбище, ныне называемое Введенским. Кладбище обнесено кирпичной стеной XIX века Потом на кладбище хоронили лютеран и католиков, за что и называли его Немецким или Иноверческим. В конце концов стали хоронить независимо от конфессиональной и национальной принадлежности.
Кладбище было обнесено кирпичной стеной, а двое ворот в псевдоготическом стиле были построены в 1870-е годы по проекту А.А.Мейнгарда.
16. Северные ворота кладбища с лютеранской церковью.

Кто там только не похоронен - от Лефорта, до членов Ореховской ОПГ. Здесь снимали сцену похорон в фильме "Белорусский вокзал".
17. Могила авиатора Букина.

18. Ну а это сразу понятно - памятник железнодорожнику. Христиан Мейен, основатель Комиссаровской технической школы и железнодорожный деятель. Это крест, составленный из кусков рельсов с настоящими вагонными колесами.

19. Могила Леона и Софии Пло.

Будучи швейцарскими подданными, Пло занимались в Москве торговлей и производством. Леон Пло занимался продажей машин и механизмов, сильно разбогател во время активного строительства железных дорог.
Софи держала магазин перчаток на Кузнецком мосту, где в то время было сосредоточено большинство домов модисток и швей. ("А всё Кузнецкий мост, всё вечные французы...") Женщина слыла красавицей. Говорили, что она вскружила голову не одному мужчине и регулярно изменяла мужу.
Софи и Леон скончались в один и тот же год. Возможно, именно поэтому прижилась романтическая, но жутковатая легенда о причине их смерти. Якобы Леон Пло однажды пришел к резчику и заказал ему композицию из камня, изображающую, как неверная жена с цветком в руке спешит прочь из дома на свидание с любовником. Когда же заказ был готов, мужчина, придя домой, убил жену и себя, инсценировав естественную смерть. Их похоронили вместе под этой каменной композицией. День смерти не указан, только год.
Но есть и другая, более прозаическая версия - Леон заразился вирусной инфекцией. Софи проводила дни и ночи у его постели, но не смогла его спасти. Леон умер, а через несколько дней скончалась и Софи, заразившаяся от мужа. Надгробный памятник поставили на могиле родителей безутешные дети.
Изначально у скульптурного портрета женщины в руке была зажата искусной работы роза, роняющая лепестки на ступени. Но не так давно розу кто-то отломил, а в руку статуи теперь периодически вкладывают живые розы.
20. Часовня Эрлангеров.

Максимилиан Эрлангер привез в Россию первую паровую мельницу и построил в Сокольниках хлебокомбинат. Его усыпальница построена по проекту знаменитого архитектора Федора Шехтеля, а внутри – фреска художника Петрова-Водкина. Увидеть ее, кстати, нельзя: двери в часовню закрыты. Зато посетители оставляют свои послания прямо на стенах: там можно встретить пожелание удачи и просьбы избавить от зависимостей. Но доходит и до откровенных глупостей типа "Господи, дай мне много денег и пошли богатого мужа". Поэтому эту часовню красят чаще, чем другие.
21. Ещё достаточно много часовен-склепов.

22. Есть легенда, что под кладбищем вырыт целый подземный город, вход в который расположен в одном из склепов.

Но пока только доподлинно известно, что под кладбищем строится станция метро "Лефортово". Возможно, именно из-за этого строительства стали проседать некоторые могилы и памятники.
23. Здесь тоже ясен род занятий при жизни.

24. Одной из целей посещения кладбища было захоронение французских лётчиком полка "Нормандия - Неман".

25. Но гораздо интереснее оказался памятник на братской могиле французов, погибших в Москве в 1812 году. Пишут, что в этой братской могиле похоронено больше 1000 человек. Либо она очень глубокая, либо... не знаю...

Столбики ограды - не что иное, как вкопанные в землю французские пушки. Их положение говорит о том, что они уже больше никогда не будут стрелять. Этот участок земли юридически принадлежит Франции, к могиле иногда приезжает посол Франции, возлагает цветы.
26. Прах лётчиков перезахоронен во Франции, но памятные плиты решили оставить здесь.

На этой оптимистичной ноте заканчиваю эту часть описания июньской прогулки. Дальше по Новой дороге я двинулся на Семёновскую набережную, и по ней до Электрозаводской.
Заключительную часть прогулки я уже описывал в "От Электрозаводской до Локомотива",
А предыдущие - "От Красносельской до Бауманской" и "Район Бауманской с элементами ностальгии".
Теперь только остаётся выдохнуть и вытереть пот со лба, потому как на описание шестичасовой прогулки у меня ушло в два раза больше времени.