dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Марьина роща. Гаражи Мельникова.

    Регулярное автобусное сообщение в Москве открылось в 1924-м году, для него закупались в Англии автобусы "Лейланд". Первым местом их базирования был гараж на Ордынке, переделанный из складских зданий. Но автобусы были не очень маневренные, гараж оказался для них тесным и неудобным. Было принято решение строить новый гараж на Бахметьевской улице. Сейчас это улица Образцова. Изначально планировалось построить гараж традиционного "манежного" типа. Но Константину Мельникову удалось убедить власти принять его "прямоточную" систему организации движения автобусов в гараже. Она подразумевала отсутствие необходимости разворота автобусов и движения их задним ходом. Въезд был организован с одной стороны, а выезд с другой. Для демонстрации преимущества своей схемы Мельников расчертил краской на площади парковочные места и пути проезда в двух вариантах. Так ему удалось наглядно показать преимущества своей схемы. Для проектирования кровли был приглашён Владимир Шухов.



2. Бахметьевская улица. Фото, по всей видимости постановочное, так как с этой стороны по факту был въезд, а не выезд.


3.


4. Это, скорее всего. северный выезд на Новосущёвский переулок.


5. Конструкция кровли разработана Шуховым. Когда-то на крыше были шедовые фонари, расположенные в шахматном порядке.


    У конька кровли устроены фонари, Мельников и Шухов придумали направить их в обе стороны, в отличие от односторонних шедовых фонарей, применявшихся при строительстве промышленных цехов. Крыша над ними поочередно приподнята то в одну, то другую сторону, напоминая сверху позвоночник гигантского существа. Благодаря изяществу металлических конструкций просторный интерьер поражает своей высотой и гигантским масштабом, тогда как снаружи сооружение кажется сравнительно низким. Вдоль гаража под крышей сделан мостик, подвешенный под фонарями, на него можно подняться по металлическим винтовым лестницам, украшающим интерьер в обоих торцах здания.
    Концепция гаража оказалась настолько удачной, что он использовался по назначению ещё 70 лет, принимая намного более крупные автобусы. А сам Мельников, по его признанию стал монополистом в идеологии гаражестроения. (В строительстве гаражей мой авторитет вырос в монопольный захват по проектированию.) 3-й автобусный парк был здесь до 1999-го года, потом его перевели в Бибирево.

6.


    В 2001-м году земельный участок, на котором расположен Бахметьевский гараж, постановлением Правительства Москвы был передан в безвозмездное пользование Марьинорощинской еврейской общине для организации учебно-воспитательного и спортивно-досугового комплекса за счёт собственных и привлекаемых средств общины. В сентябре 2001 года еврейская община начала самовольный снос здания, остановленный лишь под влиянием общественности. После этого началась реконструкция здания. 16 сентября 2008 года в здании открылся Центр современной культуры «ГАРАЖ», он просуществовал здесь до 2011 года. В результате реконструкции здания многие конструкции кровли сохранены, хотя общего пространства и льющегося из шедовых фонарей света уже нет.
    Сейчас здесь еврейский музей и центр толерантности. Поскольку я гулял в тех краях в субботу, попасть внутрь не удалось. Удивила информация на входе о том, что вход или по пропускам или по заранее согласованным спискам. Прекрасный пример толерантности!

7. В процессе реконструкции оригинальные надписи на восточном фасаде были воссозданы.


8. Северный и западный выезды. Все четыре фасада главного здания имеют своё лицо.


    В гараже площадью 8000 кв. м разместились машиноместа для ста двенадцати автобусов, восемь рядов по 14 мест в каждом. Въезжая, водитель ставил автобус на одно из размеченных мест, а забирая автобус, должен был проехать или насквозь гаража, или, если ряд перед ним был полностью занят – плавно повернув направо к одним из восьми боковых ворот – форма параллелограмма как раз позволила облегчить сгладить траекторию поворота внутри.
    В результате три фасада для въезда и выезда здесь прорезаны многочисленными порталами ворот, создавшими ломанную пилообразную поверхность фасадов.
Собственно говоря, эти ворота и стали основным пластическим приемом внешнего оформления гаража, особенно порталы въезда «телескопически» выступающие из стены Стены гаража кирпичные, в них сделаны вертикальные проемы, идущие от пола до потолка, и большие круглые окна на фасаде выездов.

9. Здания выглядят как новенькие. Это бывшие ремонтные мастерские, построены в 1930-м году. Сейчас здесь благотворительный центр Шаарей Цедек.


10. Западный фасад гаража. Здесь был выезд.


11. Помимо основного объема рядом с гаражом было выстроено здание для администрации и столовой, оно выполнено из красного кирпича и фиксирует угол участка.


12. Серое здание по Новосущёвскому переулку тоже обладает конструктивистскими элементами, но вот только построено оно на месте северного выезда совсем недавно..


13. Недалеко от Бахметьевского гаража, на Сущёвском валу стоит ещё один гараж, спроектированный Мельниковым. Это "гараж Интуриста".


    К тому времени Мельников уже построил два гаража в Москве - Бахметьевский и на Новорязанской улице. Но, в отличие от первых двух проектов, Константин Мельников не принимал участия в работе над архитектурно-планировочным решением гаража «Интуриста». В основу здания лёг типовой проект пятиэтажного гаража на 300 автомобилей, разработанный инженерами-технологами Гипроавтотранса в 1933 году. Число парковочных мест в гараже запланировали со значительным превышением существующих объёмов автопарка «ввиду возможного поступления собственных машин интуристов». Авторству Мельникова здесь принадлежит эффектный фасад здания, выходящий на Сущёвский вал. Разработка же рабочих чертежей была выполнена Валерием Курочкиным, архитектором мастерской Моссовета № 7.
    Эффектность фасада была достигнута с помощью динамичного сочетания простых геометрических форм — круга, трапеции и прямоугольника. Диагональ, часто применяемая Константином Мельниковым при проектировании, например в пространственной композиции Бахметьевского гаража и планировке Ново-Сухарёвского рынка, в случае гаража «Интуриста» получила роль композиционной оси фасада. Она брала своё начало от нижней точки круглого витражного окна и огибала здание слева полуциркульной консолью, напоминая символ бесконечности. «Путь туриста изображен бесконечностью, начиная его с размаха кривой и направляя его быстрым темпом вверх в пространство".
    На устремлённой вверх по фасаду диагонали предполагалось установить настоящий автомобиль. По замыслу архитектора, вход в гараж должен был располагаться с угла здания, над которым планировалось разместить скульптурную композицию. В верхней части главного фасада должен был расположиться логотип ВАО «Интурист», от которого впоследствии отказались из-за передачи здания в ведение НКВД.

14. Левая часть была построена в неоклассическом стиле и решена в виде колоннады. Сдвоенные плоские полуколонны левой части здания визуально продолжили колонны правой части.


15. В советской архитектуре 1930-х годов возобладало традиционалистическое направление, а произведения авангарда были объявлены формализмом. В результате здание гаража представляет собой уникальный гибрид двух противоположных архитектурных течений первой половины 20-го века.


    Немного об истории гаража. В начале 1930-х годов Государственное акционерное общество по иностранному туризму в СССР «Интурист» было слито со Всесоюзным акционерным обществом «Отель», в результате чего получило несколько гостиниц, ресторанов и большое количество автотранспорта. Тогда и было принято решение о строительстве отдельного гаража для «Интуриста». Но как только завершилось строительство, глава НКВД СССР Николай Ежов подал запрос председателю Совнаркома Вячеславу Молотову на передачу гаража «Интуриста» в его ведомство: "Парк легковых машин, обслуживающий ГУГБ НКВД-центра за последнее время в связи с ростом оперативной работы настолько, что имеющийся в распоряжении НКВД в Москве гараж не обеспечивает стоянкой даже половины имеющегося парка: свыше 200 легковых автомашин стоят под открытым небом". Ещё бы, это был 1937-й год, чёрных воронков требовалось всё больше и больше, работы для них было много. По итогам запроса гараж был передан в пользование НКВД, а автопарк «Интуриста» остался на прежнем месте. По состоянию на 2019 год здание принадлежит всё тому же ведомству - автотранспортной службе Управления материально-технического обеспечения ФСБ.

16. За время существования здание несколько раз перестраивалось, но фасады, выходящие на Сущёвский вал остались неизменными.


По итогам прогулки:

Самотёчные переулки.
Марьина роща. Гаражи Мельникова.
Марьина роща. Вокруг МИИТа.
Мещанская слобода. Западная часть.
Вадковский переулок.
Лесная улица.
Tags: Марьина роща, Мельников, Москва, авангард, гаражи, конструктивизм
Subscribe

Posts from This Journal “конструктивизм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments