dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Марьина роща. Часть 2. Вокруг МИИТа.

Ты увидел, услышал - как листья дрожат,
Твои тощие, хилые мощи, -
Дело сделал свое я - и тут же назад,
А вещи - тёще
в Марьиной роще

(Высоцкий)

    Спросите у человека, родившегося в СССР чем знаменита Марьина роща, и он ответит - малиной. Причём не ягодой-малиной, что в лес меня манила а воровской малиной. И слава эта у района давнишняя.По одной из версий название своё район получил по имени атаманши Марьи, которая командовала разбойниками, так как вплоть до XVIII века Марьина роща была частью большого лесного массива, где обитали разбойники. Закрепили эту славу братья Вайнеры в своей "Эре милосердия", ставшей впоследствии культовым фильмом. А ведь это почти документальная история, хоть и перенесённая на 20 лет. Вайнеры в детстве жили в том районе. Настоящая банда "Чёрная кошка" орудовала именно в Марьиной роще. Засаду у Верки-модистки устраивали в 7-м проезде Марьиной рощи, и поныне существующем. Банду брали в подвале на Трифоновской. Высоцкий тоже  своё перо (поэтическое) приложил (см. эпиграф).
    А вот Василий Жуковский в 1809 году написал повесть «Марьина Роща». Там никакого криминала. Любовь-морковь и герой со слащавым именем Услад. Наверное потому, что сам автор там не жил, "не владел темой".
    Понятное дело, что после того, как Глеб Жеглов все малины в Марьиной роще накрыл, Фокса, Кирпича, Ручечника и Копчёного засадил за решётку. жизнь в Марьиной роще стала совсем другая. Не такая сладкая, как у Услада, но всё же...

Теперь Марьина роща - типичный московский район почти в центре, с парками, театрами, вузами, историческими зданиями и конечно же точечными застройками. Вот с вузов и начнём.


    МИИТ (РУТ) - ныне Российский университет транспорта, в недавнем прошлом - институт инженеров железнодорожного транспорта. Я, будучи абитуриентом, даже съездил туда посмотреть-поговорить. Меня даже уговаривали туда поступать, им нужны были люди с хорошей математической подготовкой. Но я не впечатлился, видимо не в том здании они разместили приёмную комиссию. Не было должной солидности и внушительности.

2.


    Здания строились специально для Инженерного училища на большом участке на Бахметьевской улице, ранее использовавшемся под огороды. Проект был разработан петербургским архитектором И.С.Китнером. Торжественная закладка здания состоялась в 1897 году. Железные дороги во второй половине 19-го века были самой инженероёмкой отраслью, специалистов требовалось много.
    В плане главный корпус училища представлял собой вытянутый прямоугольник. Середина фасада выделялась ризалитом, украшенным рельефами с изображением «предметов инженерного искусства (паровоз, пароход)». Через главный вход учащиеся попадали в большой вестибюль. Центральную часть второго этажа занимал актовый зал, к которому примыкала небольшая домовая церковь, освященная во имя Николая Чудотворца, вне службы отделяющаяся от зала металлическим занавесом.
    Правое трехэтажное крыло было отведено под учебные цели. На первом его этаже размещались «гидравлическая лаборатория, механическая с двумя отделениями – машинным и цементным, мастерской, физическим кабинетом и лабораторией. Все лаборатории богато оборудованы современными механизмами, новейшими типами приборов» (из отчета о строительстве). На втором этаже располагалась библиотека. Ее зал с двумя рядами чугунных фигурных колонн напоминал вокзальный перрон. На третьем этаже находились рекреационный зал и чертежные классы.
    Левая половина была четырехэтажной и предназначалась для общежития на 113 студентов. На первом этаже здесь были столовая и лазарет с аптекой. Остальные три этажа занимали комнаты, рассчитанные на троих, четверых или пятерых учащихся. Общее количество студентов составляло 237 человек. Главный фасад и интерьеры были оформлены в формах эклектики с элементами классического декора и отличались репрезентативностью, характерной для общественных строений этого времени. Для химической лаборатории было сооружено отдельное двухэтажное здание, а для руководства (директора, одного профессора и двух помощников инспектора) – четырехэтажный корпус.

3.


    После революции институт сосредоточился на подготовке инженеров по созданию и эксплуатации подвижного состава. Выросло число факультетов, в 1929 г. их стало шесть. В этой связи возникла потребность в расширении учебных площадей. В 1930-е гг. под руководством гражданского инженера С. М. Герольского основное здание было надстроено ещё одним этажом. Кроме этого, было построено еще несколько учебных корпусов, дворец культуры и общежитие. Старое общежитие, размещавшееся в левом крыле здания, было также приспособлено под учебные цели.
    Сегодня здание, построенное 120 лет назад, продолжает выполнять свою функцию: здесь по-прежнему готовят специалистов транспортной отрасли. В интерьерах первого корпуса можно увидеть хорошо сохранившиеся элементы декоративного оформления и даже осветительные приборы и предметы обстановки конца XIX – начала XX в. А сам университет разросся на несколько кварталов.

4. 12-й корпус - бывшая фабрика-кухня. Но столовая там и сейчас есть.


5. Он же с другой стороны. Судя по плакатам с марширующими солдатиками, которые с трудом можно разглядеть в правой части кадра, здесь может быть военная кафедра.


6. 7-й корпус. Похоже, что именно в нём была приёмная комиссия.


7.


8.


9. В 1929 году неподалеку от здания института постройки начали возводить клуб и студенческие общежития. Строил их архитектор С.М. Герольский, выходец из еврейской общины Екатеринослава (ныне Днепр), до революции строивший в Москве доходные дома. Перековавшись, архитектор построил неплохие конструктивистские здания. Общежитие имеет достаточно хитрую форму и уходит вглубь квартала.


10. Здание Дворца культуры было построено в 1936 году на основании распоряжения Совета Народных Комиссаров СССР как Дом культуры транспортных втузов.


    В 1954 году ДК транспортных втузов был передан в непосредственное подчинение МИИТу, который тогда ещё носил имя Сталина. А 1 марта 1965 года по указанию МПС (№ Е-4926) был переименован во Дворец культуры Московского института инженеров железнодорожного транспорта. В 1996 году (к 100-летию МИИТа) здание было полностью отреставрировано. Многие столичные дома культуры при реконструкции становились современно-функциональными, но при этом теряли свою уникальность. Руководство института поступило иначе: проявило здоровый консерватизм и практически полностью сохранило интерьер 1940-1950-х годов.

11.


12. Спортивный комплекс МИИТ на пересечении Новосущёвской улицы и переулка.


Не считая всяких новодельных академий, в районе есть ещё один вуз из"настоящих" - СТАНКИН, но его я покажу в следующий раз, а пока просто поболтаемся по району.

13. Этот дом неприметно расположился на пересечении 2-го Вышеславцева переулка с улицей Образцова. Из-за скромных размеров дома в нем могли квартировать только три семьи, правда, особо не стесняя себя, квартиры имели по 3-4 комнаты, не считая кухни и передней.


    Удивительно, но здание выглядит сейчас примерно так же, как и сто лет назад. Неизвестно в какой цвет был выкрашен дом, но вполне возможно, что он был желтым, как и сейчас. Сохранилась этажность: постройка изначально имела два этажа и была сооружена из камня. Изменились лишь детали: так, дом лишился дополнительных дверей, выходивших на угол тогда еще Бахметевской улицы и 2-го Вышеславцева переулка, вместо них сейчас глухая стена, и небольшого балкона с ажурным ограждением аккурат над ними.
    А вот красивое панорамное окно арочной формы на фасаде здания осталось на своем месте и украшает дом, как и сто лет назад. Точный год постройки установить не удалось, но доподлинно известно, что в 1904 году владение с постройками, в числе которых был и описываемый дом, приобрел кандидат права юридического факультета Московского университета Даниил Меер Вайнтроб. Однако сам хозяин в этом доме не жил: он использовался для получения дохода от сдачи в наем квартир, а также от пивной лавки, находившейся на первом этаже.
Даже сегодня обустройство здания многим покажется современным. К дому была подведена канализация, на каждом этаже было по два ватерклозета. Стены и потолки были оштукатурены, полы выстланы дубовым паркетом, парадная лестница устроена из подольского и тарусского камня. Для отопления использовались сразу несколько печей: голландские, русские изразцовые и утермарковские. Стоит упомянуть еще одну любопытную деталь: уже в 1914 году дом был подключен к телефонной связи. Незадолго до революции в 1916 году все владение вместе с домом перешло к новому владельцу - потомственному почетному гражданину Ивану Корешкову. (сайт "Узнай Москву", статья Ольги Яковлевой)


14.


15.


16.


17.


18.


19. Не смог я пройти мимо этого атмосферного здания. Жилой четырёхэтажный дом в конструктивистском стиле напротив МИИТа — Первый дом Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества, о чём напоминает лаконичная надпись на фасаде: «Первый дом Р.Ж.С.К.Т-ва».

В 1928-1949 гг. здесь жил академик, профессор МИИТа Владимир Николаевич Образцов. В честь него была переименована Бахметьевская улица, на которой этот дом находится. Много лет находился в плачевном состоянии, но недавно был отреставрирован, правда не очень качественно. Но лёгкая обшарпанность только подчёркивает аутентичность здания.

20. Такой была Марьина роща в 1950-х. Сейчас мало чего от этого осталось.


21. А ещё Марьина роща - традиционное место сборищ евреев. Евреи, конечно, есть везде, но здесь у них, можно сказать, администрация - Московский еврейский общинный центр. Здание построено в 2000-м году.


22. Синагога здесь была построена ещё в 1926-м году. Но в 1993-м оно сгорел (сожгли?). На этом месте построили временное здание синагоги, но в конце 1990-х в ней произошла серия взрывов. А потому новое здание одно время охраняли автоматчики на входе. Может они и сейчас стоят, но только внутри.


23. Здесь же, в бывшем Бахметьевском гараже разместился еврейский музей.


24. Бывший каретный сарай, потом гараж, потом автотехцентр. Сейчас в здании еврейское издательство.


25. А справа от сарая был красивый доходный дом. Оцените высоту этажей. К сожалению, без должного ухода дом обветшал и был снесён. Сейчас на его месте паркинг.


    Теперь пройдём немного южнее, к Новой Божедомке - ныне улице Достоевского. А почему улица стала носить фамилию Достоевского? Да потому, что он там родился.

26. Главный корпус ансамбля Мариинской больницы, в которой работал отец Фёдора Михайловича. Ансамбль был построен в далёком 1806-м году архитекторами Жилярди и Михайловым по чертежам Кваренги, построившего такую же больницу в Санкт-Петербурге на Литейном проспекте..


27. Перед парадным входом в больницу стоит памятник Ф.М. Достоевскому, который перенесли сюда в 1936-м году с Цветного бульвара.


28. А это флигель, в котором родился великий писатель.


Сейчас комплекс Мариинской больницы и соседнего с ней Александровского института занимает НИИ фтизиопульмонологии. А была построена больница на средства Московского присутствия Опекунского совета учреждений императрицы Марии Фёдоровны и являлась одной из первых бесплатных клиник в Москве. По уставу больницы на лечение в неё мог быть принят неимущий любого пола, нации, звания и состояния. Здесь же (впервые в России) были введены должности консультантов «из посторонних для больницы знаменитых специалистов».

По итогам прогулки:

Самотёчные переулки.
Марьина роща. Гаражи Мельникова.
Марьина роща. Вокруг МИИТа.
Мещанская слобода. Западная часть.
Вадковский переулок.
Tags: Марьина роща, Москва, Старые больницы, вузы, клубы, конструктивизм, фабрики-кухни
Subscribe

Posts from This Journal “Москва” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 27 comments

Posts from This Journal “Москва” Tag