dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Конструктивизм Восточной улицы.

    Продолжу тему конструктивизма, начатую в предыдущих статьях. В этот раз погуляем в районе Восточной улицы. Здесь есть ДК ЗИЛ, фабрика кухня завода Динамо и небольшой жилмассив конструктивистских домов.



    Дворец культуры ЗИЛ - один из интереснейших памятников конструктивизма. И это не удивительно, ведь авторами проекта были классики - братья Веснины. ДК строился с 1931-го по 1937-й год. Раньше на его месте был Симонов монастырь с большим Успенским собором и высокими толстыми стенами. Сейчас от монастыря осталась примерно одна треть. и мы туда попозже сходим. Строился ДК поэтапно, благо проект состоял из функциональных блоков, не сильно зависящих друг от друга. В 1933 был завершен малый театр, а в 1937 — примыкающий к нему клубный корпус. Архитектурный комплекс изначально предполагал отдельное здание театра на 4000 тысячи зрителей, а также развитие обширной парковой зоны. Однако амбициозный проект был свернут. Возможно это и спасло остатки монастыря.

2. По моде тех лет здание в плане напоминало самолёт. Непостроенное здание театра - в правой части кадра.


    Здание состоит из простых геометрических форм, присущих конструктивизму — параллелепипедов и включенных в них цилиндров полуротонды, балконов, эркеров. Лёгкость зданию придают большие застекленные поверхности. На крыше расположен раздвижной металлический купол обсерватории, ведет к ней крутая винтовая лестница. Крыши, как и принято в конструктивизме. плоские. Раньше на плоских крышах-террасах дворца в теплое время года проходили различные мероприятия. Под открытым небом работала читальня и кафе. Но плоские кровли из-за некачественных материалов протекали, и мероприятия на них прекратили.
    ДК находился рядом с важными заводами - ЗИЛ и Динамо - целями для немецких бомбардировщиков. Досталось и самому ДК, в здании при бомбежке были разрушены перекрытия театральной части. Послевоенная реконструкция была выполнена в ампирном стиле и нарушила первоначальный замысел архитекторов. Кроме того некоторые проектные решения тридцатых годов: отсутствие кассового вестибюля, кондиционирования, операторских помещений, связи фойе с помещениями за сценой, недостаточная по современным нормам освещённость, деревянные перекрытия и пр. вынудили провести серьёзную работу по исправлению положения.
    Вторая реконструкция проводилась с 1966 по 1976 год. Перед авторами проекта реконструкции (П. Зиновьев, Р. Алдонина, О. Лебедева) не ставили задачу восстановления ДК в первоначальном виде, но здание внутри должно было отвечать современным требованиям. Авторы справились с этой задачей, максимально стараясь восстановить и сохранить дух веснинской постройки, используя, например, применение скрытого света, отсутствие декоративных деталей и пр. На их архитектурные решения повлияла и утрата строителями имевшейся когда-то квалификации. Они отказались, например, выполнить бывшие ранее наливные мозаичные полы и подоконники, и главное — веснинский штукатурный потолок из концентрических кругов в зрительном зале. Поэтому авторам реконструкции пришлось в значительных масштабах применять природный камень и алюминий.
    До 2008 года Дворец культуры принадлежал АМО «Завод имени И. А. Лихачева». Но потом завода не стало и в феврале 2012 года ДК был передан Департаменту культуры Москвы. Теперь он называется Культурный центр ЗИЛ.
    Очень интересно архитекторы поиграли с освещением. Оно радикально отличается от первоначального, но на мой взгляд получилось неплохо. Смотрите сами. (4 фото с официального сайта).

3. Светильники в гардеробе главного здания и в театральной части, появившиеся при время реконструкции 1966–1976 годов — трубки, расположенные вплотную друг к другу, но на разных уровнях — изготовлены на ЗИЛе  годов. До этого поверхность потолка выглядела как лунная, с кратерами.


4. При реконструкции заменили и систему освещения лектория в 1960-1970-е гг.  — плафоны расходятся из центра потолка подобно лучам солнца.


5. В результате последней реконструкции вместо концентрических кругов светильники сделали в форме мощных изогнутых ребер, что не противоречит канонам конструктивизма.


6. Ещё один "солнечный" потолок фойе.


7. Я был возле ДК ещё летом, когда катался по набережным на велосипеде. Но тогда снимать не было никакой возможности из-за густой зелени. Пришлось приехать ещё и в январе.


8. Главный вход.


9. Зимний сад — застекленная полуротонда с выходом в парк.


10.


11.


12. Слева виднеется одна из сохранившихся башен Симонова монастыря.


13.


14.


15. Летняя сцена.


16.


17.


18. Фабрика-кухня электромеханического завода Динамо.


    Построена в 1935-м году для обеспечения питанием работников завода. расположенного на противоположной стороне улицы Ленинская Слобода. Рассчитана на 15 тысяч обедов в день. Постепенно вырабатывались архитектурные требования к строительству такого рода зданий как фабрика-кухня. Здание, как правило, должно было иметь 3-4 этажа, с подвалом, предназначенным для помещения холодильников и продуктовых складов, а также полуподвала, в котором помещалась хлеборезка и комнаты персонала. Помещения первого этажа предназначались для производственных цехов. Здесь же располагались лаборатория, раздевалка посетителей, помещение магазина полуфабрикатов и закусочной. Второй этаж занимали обеденные залы, на третьем этаже располагались залы для проведения банкетов и торжеств. Часто здания обладали плоской крышей, чтобы была возможность организовать обеды на воздухе в летнее время. Во второй половине 1980-х я пользовался услугами подобного заведения. Очень удобно, особенно для неженатых. Можно было и позавтракать (по утрам работал отдельный зал), и пообедать, и купить полуфабрикатов для самостоятельного доведения их до пищевой кондиции. Там же и тортики продавались. Сильно экономилось время, не надо было ходить по магазинам, что-то готовить.

19.


20. На месте фабрики-кухни было другое заведение - чайный дом Общества трезвости.


    Рабочий посёлок на Восточной улице - один из 26 московских посёлков, состоящих из конструктивистских домов, построенных в эпоху индустриализации. В конце 1920-х годов было решено построить квартал жилых домов для рабочих заводов Динамо и ЗИЛ. Моссоветом был разыгран конкурс, победителем которого стал проект архитектора Л.А. Веснина, предполагавший создание комплекса «с широкой и выразительной планировкой внутренней площади»; по проекту предполагалось построить трёхэтажные жилые дома в стиле конструктивизм. Однако проект реализован не был, а квартал между Восточной улицей и Пересветовым переулком был застроен пятиэтажными домами по проекту Н. Волкова и В. Бибикова. В оформлении фасадов домов ярко проявились элементы конструктивизма — ленточные и угловые балконы, высокое остекление лестничных пролётов; но был применён и малораспространённый в архитектуре конструктивизма руст.
    Посёлок относительно небольшой, всего 9 домов. Из них два перестроены до неузнаваемости.

21. Восточная, д. 7. 1928-й год.


22.


23. Пересветов переулок, 4. 1928 год. А увидев руст, я сначала подумал, что это уже вторая половина 30-х годов.


24. Первоначально дом выглядел так. Но потом надстроили ещё один этаж.


25.


26. Пересветов переулок, 6. 1927-й год. Оригинальный угловой подъезд.


27. Пересветов переулок 5. Уже более поздняя постройка, 1935-й год.


28.


29.


30. А вот пример того, как можно реконструировать дом до полной потери стилевой идентичности.


31. Южный угол квартала занимал такой дом с универмагом на первом этаже.


Уже в этом веке его так перестроили, что он стал совершенно неузнаваемым, я даже не стал его фотографировать. Да ещё и надстроили 2 этажа, что говорит о крепости стен и фундамента.

32. И напоследок - здание тяговой подстанции Т-11, питающей линию Московского метрополитена.

Tags: Даниловский район, Москва, клубы, конструктивизм, фабрики-кухни
Subscribe

Posts from This Journal “конструктивизм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments

Posts from This Journal “конструктивизм” Tag