dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Конструктивизм Красносельского района, часть 1

    Между проспектом академика Сахарова и Мясницкой и её продолжением - Орликовым переулком расположились три стилистически похожих здания - Центросоюза, Наркомзёма и Дом книги. Здесь отметились величайшие архитекторы эпохи - Щусев и Ле Корбюзье.
    Историческое здание Дома Книги (1930-е гг., архитектор Б.М. Великовский, при участии П. Антонова, А. Журавлёва; позднее — И. А. Голосов, П. Антонов, А. Журавлёв). Достроен в 1960-х годах по проекту архитекторов Б. Мезенцева, В. Дановского и инженера И. Зворыкина. Первоначально здесь размещалось ОГИЗ и входящие в его состав издательства. По настоящее время большую часть здания занимает Центральная сельскохозяйственная библиотека.



2. До революции Великовский строил в стиле неоклассицизма, но в 1920-х года "перековался". А его ученики братья Веснины вообще стали классиками конструктивизма.


То, что мы сейчас можем видеть - это сильно урезанный второй вариант проекта здания.

3. Голосов видел здание таким. И это за двадцать лет до строительства сталинских высоток! Но башню рядом всё-таки построили, но уже в этом веке.


4. Второй вариант, реализованный лишь частично.Тоже очень мощное здание.


5. Часть здания занимает территориальное управление Росимущества в Москве.


6. Дом книги образует единую линию фасадов по Орликову переулку со зданием Наркомзёма.


    Здание Наркомзема можно по праву назвать произведением мастерской, коллектива архитекторов под руководством Алексея Щусева. Применены все основные приёмы конструктивизма, всё та же вечная "борьба цилиндра с призмой".
    Здание Наркомзёма с его мощнейшими монументальными формами до сих пор удерживает композиционное лидерство на Садовом кольце, несмотря на то, что совсем рядом с ним была построена сталинская высотка. И его можно было бы назвать "наш ответ Ле Корбюзье", если бы здание Центросоюза было бы построено раньше. А так уже самому Ле Корбюзье пришлось ориентироваться на соседей, что он с блеском и сделал.

7.


8. За исключением актового зала, внутреннее убранство не сохранилось, оконные переплеты тоже были заменены и оранжево-красный цвет здание приобрело только в новейшее время.


    Здание было примечательно своими лифтами  так называемого "гильотинного типа". Такими лифтами в Москве были оборудованы несколько зданий - Центросоюза, Госторга, корпус Е МЭИ. Последний из работающих оставался именно здесь до 2016-го года. Не знаю, работает ли он сейчас. Вкратце суть устройства этого лифта следующее: нет никаких дверей и кнопок, просто конвейер. На каждом этаже зияет два отверстия. Одно отверстие (2х0,8 м) для тех, кто едет вниз и одно для тех кто едет вверх. Кабинки едут непрерывно по цепи (их примерно 10 штук). Когда кабинки доезжают до самого верха, то они едут приблизительно 2 метра вбок и далее начинают опускаться вниз, захватывая новых пассажиров. Когда доезжают до подвала, то опять едут вбок и начинают подъем вверх. Этот конвейер из лифтов движется непрерывно примерно со скоростью 30 см/сек. Для того, чтобы пользоваться этим лифтом, нужна хорошая сноровка и глазомер и главное не быть трусом. Приблизительно каждые 25 сек. подъезжает нужный Вам лифт. Когда платформа лифта сравнивается с полом на котором Вы стоите, нужно не мешкая, быстро вскочить в лифт, т.к. в противном случае он уедет вверх и Вам нужно будет ждать еще 25 сек. Учтите, что при этом Вы должны выпустить людей покидающих лифт и прыгать вы будете на платформу лифта уже не вровень Вашему полу, а существенно выше Вас. Если Вас постигнет "эпик фэил" (т.е. платформа ушла здорово вверх Вы прыгаете на нее и застреваете посередине, то Вас размозжит напополам о верхний косяк лифтовой шахты). Это, конечно, шутка. Защита по превышению нагрузки была предусмотрена, поэтому вас не размозжит, а немножечко помнёт. Ещё эти лифты называли "патерностер". Pater noster в переводе с латыни Отче наш. Здесь можно трактовать двояко - либо ты читаешь молитву перед пользованием лифтом, либо (второе значение) - это чётки, которые напоминают кабинки, "нанизанные" на одну цепочку.

9. Сейчас всё здание оштукатурено и покрашено "под туф", которым облицованы Дом книга и здание Центросоюза.


10. Но так было не всегда. Штукатурка была фрагментарно. не знаю только, какого цвета здание было задумано авторами.


11. Двор в полное каре замыкать не стали, внутри сохранилось здание конца 19-го века.


12. Угловые часы на здании Наркомзёма перекликаются с похожими часами на здании Наркомата путей сообщения.


13. Угол современного офисного здания, расположенного неподалёку на улице Маши Порываевой хорошо перекликается с уголом здания Наркомзёма. Заодно отдали дань памяти Илье Голосову, перенеся на это здание его идею с клуба им. Зуева на Лесной улице.


14. Одно из самых известных и красивых авангардных зданий в Москве - здание Центросоюза построено в 1936-м году. Участок для него выбрал Великовский, и первый конкурс на строительство выиграл он, но это пока не вмешался Ле Корбюзье.


15. Заслуженный памятник архитектору у входа со стороны Мясницкой. Поза уставшего человека после хорошо выполненной большой работы.


16. Здание представляет собой комплекс из остекленных административных корпусов, обступающих параболический в плане зрительный зал. Один офисный корпус поставлен вдоль Мясницкой, два других почти перпендикулярны ей, ограничивая участок с двух сторон. Для сохранения существующей застройки они сделаны разной длины, Больший выходит торцом на проспект Сахарова.



17. По задумке маэстро, здания должны были стоять на опорах, обеспечивающих свободный проход пешеходам со стороны Мясницкой на новую широкую улицу, ведущую от площади трёх вокзалов к центру города. Но, в жизнь эта идея. к сожалению, воплощена не была.


18. Здание было рассчитано на 2500 служащих. Для них кроме множества кабинетов был предусмотрен просторный холл с облицованными мрамором колоннами, большой зал заседаний, столовая. Перемещаться с этажа на этаж можно было на лифтах-патерностерах или по так любимым Ле Корбюзье наклонным пандусам.


19. Вот этот серый цилиндр и есть внешняя стена пандусов.


20. Во время работ по реконструкции здания 1970-х годов под руководством Л. Павлова заменили старые оконные переплеты из темного дуба на алюминиевые, что нарушило цветовое сочетание витражей и стен, облицованных легким туфом. Новейшее остекление также никак не связано с первоначальным замыслом.


На проспекте Сахарова есть два интересных дома, построенные в переломное для архитектуры время. по ним можно проследить как менялись подходы к внешнему виду домов, куда вела архитекторов линия партии.

21. Бывший 1-й Дом ВЦИК, построен в 1931-37-е года. Согласно исходному замыслу, в здании должны были размещаться представительства союзных и автономных республик при Всесоюзном центральном исполнительном комитете.


22. Пока дом строился, Сталиным была произнесена фраза "Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее". Архитекторы приняли эту фразу как руководство к действию, и на конструктивистском здании сразу появились совершенно не характерные для стиля барельефы, демонстрирующие изобилие в различных советских республиках.


23. Похожая ситуация сложилась и с этим зданием. Его строительство началось в 1934-м году по проекту архитектора Даниила Фридмана. И начали строить его в традициях конструктивизма.


24. Но в процессе строительства "жить стало лучше" и потребовалось внести "богатые" элементы.


25. Буржуазный стиль модерн ещё не совсем был забыт к тому времени.


26. В итоге получилось постконструктивистское здание с элементами модерна.


Интересно, были ли эти элементы отлиты специально для этого дома или их реквизировали с какого-нибудь снесённого особняка?

    Изначально, это здание проектировались и строились для Управления Метростроем (Дом Метро). Но построенные в конце 1936-го годо здания Метростроя приглянулись вновь назначенному Наркому оборонной промышленности М.М. Кагановичу (старшему брату Лазаря Кагановича). Он внес в правительство предложение передать их Наркомату оборонной промышленности (НКОП), что и было сделано.
    С начала 1937 г. в новостройках были произведены работы по перепланировке и приспособлению зданий под нужды НКОП, в этот период был отделан мрамором главный вестибюль, построена беломраморная парадная лестница и перестроен третий этаж под кабинеты наркома и его заместителей. При разделении НКОП на четыре оборонных наркомата: авиационной и судостроительной промышленности, вооружения и боеприпасов, в январе 1939-го, бывший нарком оборонной промышленности М.М. Каганович был назначен Наркомом авиационной промышленности и здание передали этому наркомату.

27. А вот жилой дом для тружеников министерства был построен в 1933-м году, поэтому и сохранил верность стилю, избежал украшательства.


28. Здание Госторга на Мясницкой построено в 1926–27 гг. по проекту архитекторов Б.М. Великовского и В.Н. Владимирова при участии М.О. Барща, Г.Г. Вегмана, М.В. Гакен и А.Я. Лангмана.


    Возведённое в формах конструктивизма, здание Госторга является последней масштабной работой Б.М. Великовского. Рационалистическая стилистика, которой придерживались авторы постройки, выразилась в объёмно-пространственной композиции здания-комплекса, состоящего из 6 симметрично расположенных, объединённых в одно целое семиэтажных корпусов. По первоначальному проекту здание должно было иметь в центре над основным объёмом 14-этажную башню, не построенную в связи с ограничением высотности строительства по плану «Новая Москва». А хорошо бы эта башенка перекликалась с башней НКПС.

29.

В нижних этажах комплекса предусмотрены выставочные и операционные залы, в верхних — основные рабочие помещения и зал заседаний. Сооружение отличается внутренне согласованной планировкой, удачными пропорциями. Смелое выявление железобетонного каркаса здания, обширные плоскости остекления, раскрытость помещений наружу, связанные с участием в проектировании молодых архитекторов, подчёркиваются жёсткостью его лаконичных форм, простотою ритма фасадных членений. Плоская кровля обнесена лёгкими оградами поручнями, силуэт здания венчается башенками-рубками с лестницами-трапами. Впоследствии здание утратило первоначальные оконные переплёты и конструкции дверей; существенно переделаны его интерьеры, имевшие корабельную и промышленную стилистику. Дом Госторга задал масштаб и стилистику Ново-Мясницкой ул., наиболее осуществленного в конце 1920 – начале 1930-х гг. дублёра из схемы планировки Большой Москвы.

30.


    Образованная в 1922-м году Государственная экспортно-импортная контора (Госторг) РСФСР являлась одним из важнейших подразделений Наркомата внешней торговли. Он осуществлял коммерческие операции на внешнем рынке: вывозил пушнину, меха, лён, пеньку, пшеницу, рыбу, а на вырученные средства закупал машины, станки, оборудование. Вёл Госторг и заготовительную работу – создавал предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, содействовал промышленному звероловству. В советское время здание занимало Министерство торговли РСФСР. В настоящее время здесь размещаются различные организации (в частности, Институт уполномоченного по правам человека в РФ).

31.


На этом наша прогулка закончена, ненадолго прервёмся. Но к конструктивизму ещё обязательно вернёмся.
Tags: Красносельский район, Москва, конструктивизм
Subscribe

Posts from This Journal “конструктивизм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 30 comments

Posts from This Journal “конструктивизм” Tag