dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Фабрика Большевик

    Кондитерская фабрика "Большевик" расположена на Ленинградском проспекте межту Садовым и Третьим транспортным кольцом. За свою жизнь она успела побывать в трёх ипостасях - до революции частная кондитерская фабрика, после - государственное предприятие, а после 2011-го года - бизнес-центр с офисами, кафе, апартаментами и музеем.



    Фабрика была основана французским подданным Адольфом Сиу, приехавшим в Москву на заработки в 1853 году. Он начал работать в парфюмерной фирме, но быть наёмным работником предприимчивый француз не захотел и в ноябре 1855 года открыл своё производство кондитерских изделий на Тверской улице. Так же, как и герой моего предыдущего рассказа Юлиан Меллер, Адольф арендовал подвал, вовлёк в производство жену и нанял несколько рабочих. Для реализации своей продукции он открыл небольшой магазин в очень проходном месте. Неприятие французов, появившееся в результате Отечественной войны 1812-го года, к тому времени сходило на нет, да и имя-фамилия у него были не французские. В общем дело пошло, колесо бизнеса начало набирать обороты.

2.


    У Адольфа было три сына. Когда они выросли и получили образование, продолжили отцовское дело, образовав торговый дом "С. Сиу и К". Буква "С" в данном случае означала "семья". В 1881-м году они приобрели участок земли на Петербургском шоссе и приступили к строительству кондитерской фабрики. Проект разработал Оскар Дидио, тоже француз. Он выстроил двухэтажный каменный с полуподвалом и мансардой корпус (ныне — д. 15, стр. 1) в восточной части владения с отступом от красной линии современного Ленинградского проспекта. Со стороны юго-западного фасада к нему примыкали два ризалита — центральный, с котельной, и северный, со служебным входом и обслуживающей все этажи лестницей. Парадный вход с массивной каменной лестницей находился в центре главного северо-восточного фасада. Основание лестницы фланкировали фонари, выполненные в виде женских фигур со светильниками в руках. Четырехскатную вальмовую кровлю украшал металлический ажурный «гребень».
    Решение фасадов было выдержано в так называемом кирпичном стиле, популярном со второй половины XIX века рационалистическом течении промышленной архитектуры: стены из неоштукатуренного красного кирпича с декоративной кладкой и насыщенный декор из светлого кирпича. Членение фасада—вертикальное, построенное на ритмичном чередовании оконных проемов с узкими плоскостями стен между ними. Окна с лучковым завершением и геометрической расстекловкой обрамлены «ажурными» наличниками с замковыми камнями, выполненными из светлого кирпича.
    Фабрика была оснащена по последнему слову техники. Поскольку реки рядом не было, плотину с колесом построить возможности не было. Пришлось оснащать производство паровыми и нефтяными двигателями. Суммарная мощность энергоустановок была около 500 лошадиных сил. Но главной диковинкой для того времени было электрическое освещение. Москвичи специально приходили вечером посмотреть на такое чудо. Хотя фабрика открылась в 1884-м году, строительство не останавливалось, приобретались соседние участки, строились новые производственные корпуса и казарма для рабочих.

3. Был построен и магазин, в котором продавалась сладкая продукция "не отходя от кассы".


    Были открыты магазины и в других знаковых местах - на Арбате, Ильинке, Мясницкой, Тверской, Кузнецком мосту. Каждый магазин был оформлен в своём стиле. Для этого приглашались известные художники, а дизайнеров тогда ещё не было. Затраты быстро окупались за счёт оборота.

4. Что же производила фабрика? Производств было несколько: шоколадное, кондитерское, кофейное, бисквитное. Ассортимент был разнообразнейший - конфеты, пастила, мармелад, драже, леденцы, пряники, драже, мороженое и ещё много всего. Настоящий фурор вызвали "пьяные" конфеты - драже с ликёром.


5.


    Маркетинг был поставлен очень хорошо. Кроме коммивояжёров (см. фото 2) и рекламы, были придуманы всякие приятные мелочи, чтобы привлечь покупателей, упор делался на детей и женщин. Женщин привлекали жестяными коробками-шкатулками, в которых продавались конфеты и печенье. Эти красивые коробки использовались потом в хозяйстве для хранения разных мелочей. Для детей в коробки вкладывались красивые и познавательные картинки, побуждающие к дальнейшим покупкам для сбора коллекции. То, что в ходу сейчас, использовалось ещё 120 лет назад. Были и рекламные акции типа "каждый десятый фунт шоколада в подарок".
    Кроме розницы была и оптовая торговля, оптовым покупателям рассылались красочно оформленные прейскуранты. При магазинах работали кофейни, в которых можно было отведать сладкой продукции. Сеть магазинов постоянно расширялась, открывались они и в других столичных городах - Санкт-Петербурге, Варшаве, Киеве. Были у фирмы и собственные средства доставки, причём не только на четвероногом ходу, но и на автомобиле. Торговалась продукция и на экспорт, в основном через Нижегородскую ярмарку.
    А поскольку сладости обычно употребляют с напитками, компания торговала ещё и чаем, кофе, какао, лимонадами. Конкурентами семьи Сиу в Москве были Эйнем и Абрикосов, они подстёгивали друг друга к развитию, придумыванию новых интересных сладостей.

6. После революции семейство Сиу вернулось во Францию. Остался только один из братьев, Шарль, но и его в 1918 году большевики выслали из страны, а фабрику национализировали. Вначале она была фабрика №3, а в 1920-е годы получила название "Большевик".


7. Бренд этот эксплуатируется и сейчас, люки уже современные.


    После революции предприятие, как и большинство других, пришло в упадок, но постепенно работа фабрики наладилась и стало расти производство, в 1950-х годах она была оснащена новым современным оборудованием, а в 1960-х годах была одной из самых крупных в Европе и одной из лучших в России.
    Чем же знаменита в советское время была фабрика Большевик? В первую очередь печеньем "Юбилейное". В то время название такое было затасканным, так называли посёлки, улицы, кинотеатры, стадионы. Были даже рубли юбилейные. Поэтому мало кто из ныне живущих задавался вопросом происхождения этого названия. Печенье "Юбилейное" фабрики "Большевик" - вполне логичная цепочка. А на самом же деле в этом названии скрывается контрреволюционная подоплёка. Ибо разработан рецепт и начат выпуск печенья был к 300-летию дома Романовых в 1913-м году. И выпускалось оно здесь без малого 100 лет. А вот запатентована рецептура печенья была только в 1993-м, когда фабрика уже принадлежала компании Danone.

8. В 2013-м печенье Юбилейное отметило столетний юбилей таким образом. Но выпекали юбилейное Юбилейное уже в не здесь.


    При перестройке – опять упадок, и наконец – в 1992-м году - покупка зарубежными конкурентами – концерном Danone. В декабре 2007 года владельцем фабрики стала американская компания Kraft Foods, купившая у Danone бизнес по производству печенья. В апреле 2012 года "Большевик" был продан за 73 миллиона долларов компаниям O1Properties и Tactics Group. Фабрика оказалась дешевле земли, на которой стояла. Новые владельцы перенесли производство в Собинку Владимирской области, где построили новую фабрику. Так сотрудники фабрики оказались на улице. Думаю, что мало кто уехал в Собинку, чтобы не потерять работу. А на месте фабрики было решено сделать  культурно-деловой центр с офисными зданиями. апартаментами, кафе, магазинами и музеем.
    Я считаю, что зданиям фабрики ещё повезло. Они и до этого перестраивались, но в целом ансамбль был сохранён. В 1930-х годах мансардный этаж главного корпуса переделали в полноценный третий этаж с частичной надстройкой, декорировав ее в духе оформления нижних этажей здания.

9. Жаль, что не восстановили парадную лестницу.


    Завершилось формирование фабричного корпуса в 1950-1960-х годах. Возможно, в это же время была разобрана историческая центральная парадная лестница. К настоящему времени здание сохранило объемно-пространственную композицию в редакции середины ХХ века и архитектурно-декоративное оформление фасадов второй половины XIX — начала ХХ века. Оконные проемы в целом сохранили столярное заполнение с геометрической расстекловкой конца XIX — начала ХХ века.
    Реконструкция ещё не закончена, а я приглашаю прогуляться по фабрике и посмотреть. что и как уже сделано.

10. В целом получается неплохо, хотя мне не очень нравятся серые надстройки.


11.


12.


13. Обе фабричные трубы сохранены. Места они занимают немного, но создают особый антураж.


14. Но у новой котельной есть своя скучная труба.


15. Стены очищены от поздних наслоений.


16.


17.


18.


19. Некоторые корпуса переделаны до полной потери идентичности.


20. Главный двор выглядит сейчас так.


21. Проходы между двумя корпусами накрыли прозрачно крышей, которую поддерживают колонны в стиле Гауди.


22.


23.


24. А это музей русского импрессионизма.


25. Переделали бывший склад муки и сахара, построенный в 1960-м году. Отсюда мука по трубам подавалась в цеха. Внутри 5 этажей и 1000 кв. метров музейных площадей..


26. Стройка ещё не закончена, закутанными в плёнку стоят два корпуса. В этом вроде как будут апартаменты площадью от 60 до 180 кв. м и высотой до 5,5 м.


27. Через дорогу находится пожарная часть № 27. Похоже, что здание - ровесник фабрики. Судя по стилизованным подковам над окнами здесь была конюшня.


    Какой вывод я могу сделать после осмотра? Конечно, что фабрика прекратила работу - это плохо. Но хорошо, что фабричные здания были сохранены. Они, в отличие от советских и современных производственных корпусов не только не портят, а украшают город. Хорошо, что в Москве подобные реконструкции стали распространённой практикой. Плохо, что такого нет в Подмосковье.
Tags: Беговой район, Ленинградский проспект, Москва, Старые фабрики
Subscribe

Posts from This Journal “Старые фабрики” Tag

  • Щёлково, часть 18. Улица Заводская

    Улица Заводская идёт вдоль железной дороги с северной её стороны. Начинается в районе станции Щёлково и заканчивается у платформы Гагаринская.…

  • Хлебозавод № 9

    Бывший хлебозавод № 9 находится аккурат напротив бывшего же завода по производству тары для парфюмерии Флакон. Судьба их во многом схожа, но…

  • Флакон

    Забрёл тут как-то на Флакон. Или во Флакон? Ну в общем это место, которое его нынешние хозяева навали абсурдным словосочетанием…

  • Завод Серп и Молот. Всё, приехали.

    Заехал по пути на бывший металлургический завод "Серп и молот". Поделюсь впечатлениями, я не жадный. 2. Наш паровоз больше вперёд не…

  • Комплекс зданий ЦАГИ-ВИАМ на улице Радио

    Комплекс зданий ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института), а ныне ВИАМ (Всероссийского института авиационных материалов) занимает квартал…

  • Трамвайно-ремонтный завод на Волочаевской

    Для бурно развивающихся в начале прошлого века городских железных дорог, как тогда назывался трамвай, требовалась инфраструктура, в частности -…

  • Индустриальный модерн. Фабрика Эрманс на Воронцовской.

    Мы уже привыкли, что промышленные предприятия в конце 19 - начале 20-го веков строились в Москве с использованием готических элементов. А вот чтобы…

  • Велопрогулка по Пушкино

    Воспользовавшись хорошей погодой, обещанной до обеда, решил махнуть в Пушкино. Дорожка знакомая, через Черкизово, Клязьму и Кудринку. В планах…

  • Подольск промышленный

    Для того, чтобы понять каким образом в городе сложилась именно такая историческая застройка, необходимо немного покопаться в его истории. В городах…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 20 comments

Posts from This Journal “Старые фабрики” Tag

  • Щёлково, часть 18. Улица Заводская

    Улица Заводская идёт вдоль железной дороги с северной её стороны. Начинается в районе станции Щёлково и заканчивается у платформы Гагаринская.…

  • Хлебозавод № 9

    Бывший хлебозавод № 9 находится аккурат напротив бывшего же завода по производству тары для парфюмерии Флакон. Судьба их во многом схожа, но…

  • Флакон

    Забрёл тут как-то на Флакон. Или во Флакон? Ну в общем это место, которое его нынешние хозяева навали абсурдным словосочетанием…

  • Завод Серп и Молот. Всё, приехали.

    Заехал по пути на бывший металлургический завод "Серп и молот". Поделюсь впечатлениями, я не жадный. 2. Наш паровоз больше вперёд не…

  • Комплекс зданий ЦАГИ-ВИАМ на улице Радио

    Комплекс зданий ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института), а ныне ВИАМ (Всероссийского института авиационных материалов) занимает квартал…

  • Трамвайно-ремонтный завод на Волочаевской

    Для бурно развивающихся в начале прошлого века городских железных дорог, как тогда назывался трамвай, требовалась инфраструктура, в частности -…

  • Индустриальный модерн. Фабрика Эрманс на Воронцовской.

    Мы уже привыкли, что промышленные предприятия в конце 19 - начале 20-го веков строились в Москве с использованием готических элементов. А вот чтобы…

  • Велопрогулка по Пушкино

    Воспользовавшись хорошей погодой, обещанной до обеда, решил махнуть в Пушкино. Дорожка знакомая, через Черкизово, Клязьму и Кудринку. В планах…

  • Подольск промышленный

    Для того, чтобы понять каким образом в городе сложилась именно такая историческая застройка, необходимо немного покопаться в его истории. В городах…