dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Клуб фабрики Свобода Константина Мельникова

    К концу 1920-х годов, когда в стране развернулась индустриализация, выросло количество рабочих в крупных городах. Работа работой, но свободное время надо было занять чем-то идеологически правильным, не в церковь же им ходить. В это время развернулось массовое строительство рабочих клубов. Заказчиками выступали отраслевые профсоюзы. не знаю, какой был источник финансирования, не на взносы же их строили. Архитектура доже должна быть новой, не похожей на дворцы, построенные в классическом стиле. И архитектура эта должна быть функциональной и не затратной, какого-то типового решения поначалу не было, поэтому каждый архитектор был достаточно свободен в своём творчестве, конечно, в рамках, установленных заказчиком.
    У Констанина Мельникова пожалуй главным заказчиком из профсоюзных был союз химиков. Практически одновременно Мельников строил четыре клуба - Дорхимзавода, завода Каучук, клуб фарфористов в Ликино-Дулёво и клуб фабрики «Свобода». Место для клуба фабрики "Свобода" было выделено по соседству с самой фабрикой - в Финляндском саду. Сад был назван не в честь Финляндии, а в честь Н. Финляндского, построившего в саду читальню и амбулаторию. Но амбулатория сгорела в 1918-м году. Вот на её месте и был построен в 1927-29 годы клуб.



    За основу проекта Мельниковым была взята приплюснутая цилиндрическая форма, напоминающая собой символизирующую химическую промышленность цистерну, помещенная на корпусе 1-го этажа. Цилиндр разрезался на две равные части падающей стеной. Одна часть была оборудована сценой, вторая — кинематографической будкой и экраном. В случае необходимости стена поднималась и помещения театра и кинематографа объединялись в одно целое, образуя зрительный зал вместимостью 1000 человек. В нижней части должен был расположиться плавательный бассейн с трибунами. Над входами предполагались ажурные башни, а на опускной стене – крупные надписи с названием клуба. Центральная эллипсоидная часть могла ассоциироваться с настоящим фонтаном: внизу был расположен бассейн, стены которого полностью застеклялись, а от него разбегались пандусы-водопады. Но эллипсоидный цилиндр не состоялся ввиду технологических проблем с создание железобетонного каркаса, опускная стена - из-за того, что не смогли сделать для неё надёжный подъёмник, а бассейн - из-за банального отсутствия достаточного количества воды в районе, как и в случае с клубом "Буревестник". Неразвитые технологии и коммунальные сети не могли обеспечить воплощение идей великого архитектора.

2.


3. Клуб был выкрашен в белый, красный, серый и черный цвета, что усиливало композиционное богатство здания, и гармонировало с краснокирпичными с белым корпусами фабрики «Свобода».


4. Вместо бассейна со стороны парка к зданию был пристроен гимнастический зал с раздевалкой.


5. В силу различных обстоятельств Мельникову не удалось в полной мере реализовать задуманное в полном объёме. В результате цилиндрическая цистерна превратилась в граненную, а пандусы, ведущие в проекте эту цистерну, были заменены на лестницы. Также по первоначальному проекту клуб при фабрике «Свобода» имел несколько входов, но в реализованном варианте вход в здание был решен только со стороны Вятской улицы.


6.


7.


Внешние лестницы практиковались Мельниковым из-за того, что по пожарным нормам того времени внутренние требовали бы большой кубатуры и съедали большую часть объёма здания. На наружные лестницы эти нормы не распространялись. Этот же приём был использован при строительстве клуба завода "Каучук" и клуба союза коммунальщиков.

8.


9.



Дальнейшая судьба здания оказалась печальной. В 1947-м году здание клуба было передано профсоюзу работников советской торговли. Клуб переименовали в Дворец культуры им. М. Горького. Ладно бы просто сменили хозяев и переименовали, но решили ещё и перестроить, чтобы избавиться от "формализма", в котором обвиняли Мельникова. Окна были заложены, лестницы удалены.

10. Сравнивайте сами. Так было.


11. Так стало.


12. К тому же здание ещё и перекрасили в дурацкий жёлтый цвет.


В 2003—2006 годы, ДК был закрыт, была произведена реставрация клуба и зданию наконец вернули внешний вид, близкий к первоначальному. Реставрация была проведена коллективом архитекторов-реставраторов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ) под руководством главного архитектора Е.И. Толстопятенко, при участии архитекторов А.А. Верещагина, И.Б. Синицыной, инженера Е.В. Боровиковой, инженеров-технологов М.А. Арифулиной и Л.И. Первых. Специалистов наняла компания ООО «Интэс», арендатор здания.

13.


14.


Однако интерьеры клуба полностью переделаны по вкусу заказчика по кавказскому вкусу, и таким образом на данный момент утрачены полностью.

15. Зато "дорого-богато". Мельникову такая красота и не снилась.


16. Радикально был переделан и зрительный зал.


17.


Сейчас клуб занимает один из самых известных банкетных залов в Москве.
Tags: Мельников, Москва, Савёловский район, авангард, клубы, конструктивизм
Subscribe

Posts from This Journal “Мельников” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments