dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Москва лошадиная

    Приглашаю прогуляться по самому "лошадиному" району Москвы с говорящим именем Беговой. Часть района, не имеющую отношения к лошадям я уже показывал, в этот раз будет самое его сердце. Здесь названия улиц говорят сами за себя - Беговая улица и аллея и Скаковая улица и аллея. В чём разница между скачками и бегами я расскажу немного ниже, хотя наверное многие это и так прекрасно знают.



2. На Ленинградском проспекте, рядом с двумя примечательными зданиями - ажурным домом и домом-сороконожкой, стоят пилоны, украшенные скульптурами Константина Клодта (внука Петра Клодта - автора скульптур на аналогичную тему на Аничковом мосту) и С.Волнухина «Диоскуры, укрощающие коней». Они оформляют въезд на Беговую аллею, которая идет параллельно Скаковой аллее, и обе они подводят к ипподрому.


3.


4.


    Разница между бегами и скачками такова: бега - это испытания лошадей на резвость в беге рысью, на бегах лошади запряжены в беговую качалку — специальный двухколёсный экипаж. А скачки – это испытания лошадей верховых пород под всадником, т.е. во время скачек жокей сидит на лошади верхом.
    Первые скачки в Москве начали проводиться еще в конце XVIII века, по инициативе графа Алексей Орлова, на Донском поле. Потом эта традиция прервалась и возобновилась в 1830-х годах. Орлов приложил много усилий, чтобы вывести особую породу рысистых лошадей. Дело в том, что обычные лошади везли карету рывками, высокопоставленных особ укачивало при такой езде. А орловские рысаки отличались плавностью хода. Говорили. что на круп такого скакуна можно было поставить стакан с водой, и он во время бега не выплёскивал из стакана ни капли.
    Изначально существовали два общества - Скаковое и Беговое. И соревнования проводили на двух разных площадках. Одна - это нынешний ипподром, а вторая была на том месте, где потом построили стадион Юных пионеров.

5.


    Поначалу скачки пользовались интересом только у узкого круга публики: «Скаковая лошадь вне ипподрома не имеет у нас никакого практического употребления, посему большинство публики смотрит на скачки как на забаву бесполезную», - писали московские газеты. Популярности скачек и бегов способствовало появление тотализатора в конце 1870-х годов. 10% от выручки тотализатора отчислялось в пользу Скакового и Бегового обществ, что способствовало их финансовому процветанию. В 1886 году на Московском ипподроме была учреждена главная скачка года - скаковое «Дерби» (по примеру подобного английского состязания). После 1914 года скачки и бега стали проводится реже, а с 1918 по 1921 годы и вовсе не проводились. В 1931-м году скаковой и беговой ипподромы объединили.

6.


7. 1 августа 1834 г. здесь, в южной части Ходынского поля, были проведены первые рысистые бега. Официальное открытие ипподрома состоялось 12 сентября 1834 г. Через три года были сооружены первые трибуны в виде двухэтажных беседок и треугольное в плане скаковое поле. Первые трибуны и ложи были деревянными. В центре фото царская ложа до первой реконструкции.


8. Именно от 1834-го ведёт свой отсчёт здание Московского ипподрома.


9. Популярность ипподрома заставила его владельца, московское Скаковое общество, построить новые трибуны. Конкурс выиграли архитекторы И.Т. Барютин и С.Ф. Кулагин. В 1896–1899 годы они построили новое главное здание ипподрома. Украшенное многочисленными башенками, четырехколонным портиком и, самое главное, увенчанное двумя квадригами (скульпторы К.Клодт, С.Волнухин), новое здание весьма полюбилось москвичам.


10. На центральном портике возвышалась Богиня победы Ника, ангелы и гриффоны.


11. В 1949-м году пожар сильно повредил беседку. Строительство нового здания возглавлял Жолтовский. Так получилось, что его первое неоклассицистическое здание от последнего отделяет меньше километра. По сути от старого здания сохранились только кони.


12. А поскольку для двух квадриг места на новом портике не нашлось, одну из них просто разрезали и расставили четырёх бронзовых коней по углам. Двоих над парадным портиком.


13. И двоих над входом под башней.


14. Реконструкция ипподрома длилась с 1953-го по 1955-й годы.


15. Здание получилось ещё более ассиметричным, чем предыдущее.


16. На мой взгляд восьмиколонный портик парадного входа получился слишком массивным, тяжеловесным


17.


17а.


18. Конь и на флюгере.


19.


20. На лепнине архитекторы, конечно, отыгрались напоследок, её здесь в достатке.


21. Естественно, главная тема - лошадиная.


22.


23.


    Обширная и открытая территория ипподрома не всегда использовалась по назначению. В 1880-х гг. здесь проводились запуски воздушных шаров. А в мае 1910-го впервые в Москве здесь прошли показательные полеты на аэроплане знаменитого авиатора С.И. Уточкина. Он описывал над ипподромом круги и восьмерки и в несколько полетов брал с собой пассажиров из зрителей. Во время гражданской войны на территории ипподрома проводились военно-учебные занятия, а на трибунах — митинги. Лишь в 1921-м году возобновились рысистые бега. После нескольких десятков лет успешной работы 1990-е годы чуть не погубили ипподром, соревнования были возобновлены только в 2000-м. В настоящее время это один из самых больших ипподромов России, где проходят испытания лошадей различных пород на резвость и выносливость, проводятся соревнования по конному спорту, конкур, выездки и др. Кроме того он является научной, опытной базой Института коневодства. Сейчас бега проводятся каждое воскресенье, начало в 12, люди на трибунах есть. Я как раз был возле ипподрома перед началом бегов и наблюдал, как дядечка весьма бомжеватого вида в жутко засаленном пальто приобрёл билет в кассе и направился на трибуны.

24. Памятник "купание лошадей" перед зданием ипподрома работы скульптора Кирилловой. На этом месте изначально был запланирован фонтан, в котором и должны были купаться лошади. Но реконструкция ипподрома закончилась в 1955-м, как раз к началу "борьбы с излишествами" в архитектуре. Скульптура к тому времени была готова, а вот фонтан урезали, поэтому купание происходит без воды, даже голубиный помёт им смыть нечем.


    Рядом с ипподромом, на Скаковой аллее находится изящное здание в неоклассическом стиле – бывший дом Московского Скакового общества, построенный в 1903-1905 годах. Московское Скаковое общество отсчитывало свою историю с 1831 года, когда в Москве было основано Общество конной скаковой охоты. В 1834 году было создано Императорское столичное общество охотников конского бега (позже - Московское беговое общество). В том же 1834 году на Ходынском поле были устроены два ипподрома – рысистый (для бегов) и скаковой.
    Скаковое общество в ту пору нуждалось в новом здании, своей «штаб-квартире», где располагалась бы канцелярия общества, залы заседаний, кабинеты его членов и где могли бы проходить встречи, приемы и торжественные обеды. Был объявлен конкурс на проект нового здания и лучшей была признана работа молодого архитектора Ивана Владиславовича Жолтовского. По условиям конкурса, проект был выполнен в стиле английской готики, но уже после того, как он был одобрен заказчиками, Жолтовский решил кардинально его переделать, и выполнил новый проект в стиле неоклассицизма. Архитектор считал, что строить в Москве нужно ориентируясь в первую очередь на традиции русского классицизма, ему удалось убедить в этом заказчиков - и, в конечном итоге, был реализован именно этот проект. Дом Скакового общества стал первым зданием, построенным в Москве по проекту Ивана Жолтовского. Повезло архитектору с заказчиком, ничего не скажешь.

25.


    На первом этаже здания располагались хозяйственные помещения и комнаты членов Скакового общества, на втором служебные помещения – канцелярия и зал для записи скаковых лошадей, на третьем этаже – парадные залы – зал для общих собраний и приемов («Императорский зал»), столовая, гостиная, библиотека, буфет, бильярдная. Интерьеры здания были оформлены богато и со вкусом – к работе над декорированием помещений был привлечен талантливый художник Игнатий Игнатьевич Нивинский, известный своими работами по оформлению интерьеров многих особняков и доходных домов Москвы, позже приобретший славу также и театрального художника. Все парадные помещения дома Скакового общества (включая вестибюль и главную лестницу) были украшены потолочными и стенными росписями на античные темы, созданными по эскизам Нивинского.

26. Парадный вход в здание - разорванный фронтон с колоннами.


27. Боковой фасад выделяется своей полуротондой. если приглядеться, можно разглядеть и балкон на крыше ротонды. Наверняка важные члены скакового общества сидя на этом балконе и попивая благородные напитки наблюдали за бегами на ипподроме с помощью всяческих оптических приборов.


28. Здание по периметру украшено лепными фризами со сценами из конных соревнований.


29. Здесь гонки на колесницах.


30. И здесь тоже что-то античное.


Немного интерьеров, сохранившихся на старых фотографиях.

31. Главный "Императорский" зал.


32. Люстра и кесоннированный потолок покрупнее.


33. Парадная лестница на второй этаж. По легенде по ней на второй этаж поднимались победители скачек. причём делали они это верхом на лошади, потому лестница такая широкая и пологая, да и потолок высокий.


34. Это потолок вестибюля.


35. Приёмная.


36. Столовая с камином.


    Сейчас дом Скакового общества пустует и выглядит очень непрезентабельно, особенно внутри. В советские годы здание занимал Всесоюзный научно-исследовательский институт коневодства. Позднее в здании располагалось Управление командующего авиацией ВМФ СССР. Военные переделали здание на свой лад, разгородили залы на отдельные кабинеты, пристроили ещё два корпуса - один для штаба, второй для поликлиники. В годы войны на месте поликлиники был бункер с запасным командным пунктом морской авиации. Оригинальные люстры пропали, на их месте новые, часть росписей потолка сохранилась. В 2016-м здание получило охранный статус - объект культурного наследия регионального наследия.

    Лошадям надо было где-то жить, причём желательно недалеко от работы. Понятно, что вокруг ипподрома было много конюшен, в основном частные. Самая красивая конюшня принадлежала Леону Манташеву. Это здание в стиле венского барокко построено в 1914-1916 годах по проекту братьев Весниных. Интересное сочетание типичных колонн барокко, тяжеловесного герба с раковинами и вензелем ЛМ (Леон Манташев), прекрасной высокой арки и очаровательной башенки с флюгером-лошадкой.

37.


38. С флигелями здание выглядело поинтереснее.


39. Но после революции здание было передано Москоммунхозу для устройства в нём гаража. Для стальных коней пришлось прорубить большие ворота. Нарушение конструкции здания привело к тому, что флигели быстро пришли в аварийное состояние и были снесены.


    Леон Манташев, продолжатель дела своего отца, известного нефтепромышленника из Тифлиса. Александр Иванович Манташев (Манташянц), сын статского советника армянского происхождения был основателем этой известной династии. У него было четыре сына и четыре дочери. Владелец нефтяной компании, он был акционером ряда мировых нефтяных компаний, при участии Шухова построил первый нефтепровод в мире.
    Леон Манташев был одним из наследников состояния своего отца-нефтяника, он продолжил дело своего отца и сумел приумножить вдвое свое имущество. Помимо того, что Леон был удачливым предпринимателем, он был еще и известным конезаводчиком. У Л.А. Манташева было более 200 чистокровных лошадей. В начале XX века Манташев вместе со своими основными конкурентами Лазаревыми были крупными фигурами российского скакового дела. В то время на лошадях Манташева скакал жокей мировой величины Винкфильд, так называемый "Чёрный маэстро". После революции  все пошло прахом. Бакинские нефтяные промыслы национализировали. Леон участвовал во всевозможных политических проектах, пытаясь продать свои предприятия иностранным компаниям, и продолжал это дело уже в эмиграции (уехал в 1918 году во Францию). Лучших чистокровных лошадей и жокея Винкфильда Леон забрал с собой в Европу. Его последние годы жизни были очень не простыми, бывшему меценату и благотворителю пришлось подрабатывать простым таксистом. Умер Леон Манташев во Франции в 1954 году.

40. Герб Леона Манташева.


41. Изящная башенка в рижском стиле.


42. Ажурные ворота.


43. Сам хозяйский особняк  смотрится не так интересно, как конюшня.


    В 1999 году здания перешли во владение Государственного академического театра классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Васильева. Из резервного фонда Правительства им выделено 5 млн. рублей на реконструкцию архитектурного комплекса "Ансамбль скаковых конюшен Манташева", но сделано так ничего и не было. Вместо восточного флигеля автомойка в ангаре из профлиста, во дворе остатки металлических конструкций, двор обнесён бетонным забором. Но в здании конюшен работает балетная студия.

44. Ещё одна конюшня попроще. Читал, что она принадлежала Преображенскому полку, но не уверен в этом. Всё-таки полк в Санкт-Петербурге базировался.


45. Здание отметилось на фотографии 1944-го года с пленными немцами.


46. Ещё одна бывшая конюшня на Скаковой улице, ныне пожарная часть № 27.


Тпррру, всё приехали, слазьте.
Tags: Беговой район, Москва
Subscribe

Posts from This Journal “Беговой район” Tag

  • Доходный дом Судакова на Ленинградском проспекте

    Ленинградский проспект дом 30. Доходный дом, построенный в стиле северный модерн проекту архитектора Адольфа Эрнестовича Эрихсона. По самой…

  • Конструктивизм на Ленинградском проспекте

    В районе Ленинградского проспекта нет целиковых конструктивистских жилмассивов, есть только отдельные здания, как жилые, так и общественные. Их и…

  • Шесть картинок на 3-й улице Ямского поля

    Намедни, прогуливаясь вдоль по Питерской Ленинградского проспекта, наткнулся на шесть картинок, нарисованных на фанерных щитах.…

  • Черкасская богадельня на Ленинградском проспекте

    Гуляем дальше по Беговому району. На этот раз посмотрим богадельню. Черкасская богадельня для женщин была устроена княгиней Н.А. Черкасской в 1858-м…

  • Завод РСК МиГ. Сломанные крылья Родины.

    Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита, И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему…

  • Фабрика-кухня № 1.

    Смена общественного строя в стране в 1917-м году привела к ликвидации частных заведений общепита, а государственных не создали. К 1924-му году…

  • Комплекс Правды.

    Это было навсегда, пока не кончилось (Алексей Юрчак) На улице Правды стоит старый линкор, некогда бывший одной из главных ударных сил страны…

  • Фабрика Большевик

    Кондитерская фабрика "Большевик" расположена на Ленинградском проспекте межту Садовым и Третьим транспортным кольцом. За свою жизнь она…

  • Завод РСК МиГ. Промышленная архитектура.

    Развивалась авиация, развивался и завод. Самолёты становились крупнее, и цеха для их сборки становились шире и выше. А поскольку развитие длилось…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments

Posts from This Journal “Беговой район” Tag

  • Доходный дом Судакова на Ленинградском проспекте

    Ленинградский проспект дом 30. Доходный дом, построенный в стиле северный модерн проекту архитектора Адольфа Эрнестовича Эрихсона. По самой…

  • Конструктивизм на Ленинградском проспекте

    В районе Ленинградского проспекта нет целиковых конструктивистских жилмассивов, есть только отдельные здания, как жилые, так и общественные. Их и…

  • Шесть картинок на 3-й улице Ямского поля

    Намедни, прогуливаясь вдоль по Питерской Ленинградского проспекта, наткнулся на шесть картинок, нарисованных на фанерных щитах.…

  • Черкасская богадельня на Ленинградском проспекте

    Гуляем дальше по Беговому району. На этот раз посмотрим богадельню. Черкасская богадельня для женщин была устроена княгиней Н.А. Черкасской в 1858-м…

  • Завод РСК МиГ. Сломанные крылья Родины.

    Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита, И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему…

  • Фабрика-кухня № 1.

    Смена общественного строя в стране в 1917-м году привела к ликвидации частных заведений общепита, а государственных не создали. К 1924-му году…

  • Комплекс Правды.

    Это было навсегда, пока не кончилось (Алексей Юрчак) На улице Правды стоит старый линкор, некогда бывший одной из главных ударных сил страны…

  • Фабрика Большевик

    Кондитерская фабрика "Большевик" расположена на Ленинградском проспекте межту Садовым и Третьим транспортным кольцом. За свою жизнь она…

  • Завод РСК МиГ. Промышленная архитектура.

    Развивалась авиация, развивался и завод. Самолёты становились крупнее, и цеха для их сборки становились шире и выше. А поскольку развитие длилось…