dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Фабричная улица Вятская

    Раз уж не получается в силу известных обстоятельств погулять по Москве реально, гуляем виртуально. В этот раз пройдёмся по Вятской улице, посмотрим, какие исторические здания на ней сохранились. Улица находится в Савёловском районе Москвы и идёт с юга на север параллельно оживлённой Бутырской улице. Название произошло то ли от города Вятки, то ли от болотистой, "вязкой" местности, об этом топонимической науке доподлинно неизвестно. В своё время это была окраинная промзона, каких много в Москве возле рек и железных дорог.



В квартале, ограниченном улицами Вятской, 2-й Богородской, Башиловской и Песцовой были когда-то две фабрики. Одна - химическая, основанная немецкими предпринимателями. На ней производились синтетические красители для тканей. В 1877-м году под неё был приобретён участок бывшей мыловарни в Бутырках. Рядом, в том же квартале в 1899-м году под руководством архитектора Шуцмана была построена вторая фабрика - шелкопрядильная. Её основателями выступили уже французские предприниматели, учредившие организацию с не очень благозвучным для русского уха названием «Анонимное общество прядения коконного отброса в России». Почему «анонимное» — может быть потому, что реестр акционеров, или как это в то время называлось, был закрытым, а акции не именными. А вот «коконный отброс» - это скорее всего та нить, получаемая из кокона шелкопряда. Разрешение на работу в России, кстати, было выдано самим Императором: "дозволить названному обществу производить работы по обработке коконного отброса и шёлковых оческов на предполагаемых ими к устройству в Москве прядильнях и продажу им своих произведений в России". Не гнушался царь-батюшка заниматься вопросами коконных отбросов и шёлковых очёсков.
    Последняя четверть 19-го века в текстильной промышленности характерна тем, что её бурный рост в России обеспечивался во многом за счёт иностранных предпринимателей. Дело в том, что на высшем уровне было принято простое и мудрое решение - серьёзно ограничить импорт текстиля в России. А вот производить его здесь, на месте - это пожалуйста. Вот и потянулись в страну за длинным рублём всякие немцы да французы. Кроме денег и опыта организации производства у них были ещё и технологии. В общем, происходило примерно то, что происходило в Китае лет 20-25 назад.

2.


    Организация двухсменной работы позволяла в месяц вырабатывать до 35 тонн шелковой пряжи. Сырье ввозилось из-за границы. На фабрике применялись практически исключительно французские и японские шелк и лента. Несмотря на, казалось бы, абсолютно мирный характер производства, технологии были строго-настрого засекречены, а из посторонних на предприятие могла попасть только налоговая служба. Причиной строгостей являлось то самое немецкое химическое производство, располагавшееся по соседству и к началу Первой мировой войны занимавшее одно из первых мест в мире среди химических фабрик. Не исключено, что на ней делались взрывчатые вещества, а может быть даже и отравляющие.
    После революции оба производства были национализированы. Производство красителей также было реквизировано и в 1919 году передано другим предприятиям для производства оборонной продукции. Шелкопрядильная фабрика получила название «Пролетарский труд» и, успев попроизводить в годы войны даже парашютный шелк, просуществовала под таким названием вплоть до начала 1990-х годов. Тогда, лишившись расположенной в республиках СССР сырьевой базы, после акционирования она была сначала переименована в ОАО «Полишелк», а потом закрыта совсем, освободив площади для бизнес-парка "Фактория", который там и располагается по сей день. Доступ внутрь свободный.

3.


    Индустриальная архитектура конца 19-го - начала 20-го веков — это заметный культурный пласт истории. Архитекторы, до этого строившие в основном дворцы и храмы, строить некрасиво просто не умели. Да этого и не требовалось. Заказчики тоже хотели, чтобы их здания не выглядели бездушными сараями, как это делается сейчас. Недаром многие фабричные здания при надлежащем уходе выглядят весьма презентабельно, адекватно отражая свою эпоху. Для многих фабричных комплексов характерна стилизация как под модерн, так и под неоклассицизм. Между тем их утилитарное предназначение предрешило определенную эклектичность, что, впрочем, не несет на себе ни капли негативной окраски.
    Стремление объединить красоту и пользу привело к тому, что большинство фабричных зданий строилось из красного кирпича. Качественный красный кирпич - весьма практичный материал. Стены, выложенные из него, не требовали косметического ремонта лет 100, и при этом выглядели дорого-богато.

4.


5. К сожалению, нынешние горе-архитекторы таких простых вещей не понимают, и за последние годы стены перекрашивают уже второй раз. На снимке выше осталась вставка, оштукатуренная и покрашенная в розовый цвет, а вот некоторые другие корпуса уже перекрасили в мрачный тёмно-серый.


6. Если розовый ещё хоть как-то гармонировал с натуральным краснокирпичным цветом, то серый - просто убожество какое-то. Только формы и детали хоть как-то вытягивают.


7.


Но, в любом случае, хорошо, что фабрика не была снесена, что основные здания обрели новую жизнь, что она продолжает украшать Москву.

8. Весьма показательная картинка на одном из корпусов бывшей фабрики. Слева - прошлое, справа - настоящее.


Слева всё просто и понятно. Из шёлковый нитей ткут полотно, потом его красят, шьют из него одежду, парашюты и многое другое. А вот как осязать то, что делают молодые люди на правой картинке?

9. Кроме офисных помещений, здесь есть и общепит, в частности достаточно распространившийся по стране вьетнамский.


10. И даже советский.


11. Кто не работает, тот Слава?


12.


13. В юго-западной части квартала, занимаемого раньше фабрикой, находятся казармы для рабочих. Где-то в этом месте в своё время дислоцировался Бутырский полк, так что эти казармы могут быть и постарше самой фабрики.


14. Три достаточно больших больших здания свидетельствуют о том, что на фабрике работало много народа.


    Сейчас в казармах разместилось управление 55-й дивизии росгвардии, бывших внутренних войск (в/ч 5129). Интересная деталь - эта наша гвардия в судах проиграла 100% процессов в качестве истца и 58% в качестве ответчика.

15. С югу от фабричных корпусов находится особнячок. По логике здесь или контора фабричная была или жил владелец (управляющий) фабрики. Сейчас в особняке стоматология.


16. Здание на углу Вятской и 2-й Квесисской улиц (был такой большевик Квесис латышского происхождения)

В таком виде трудно узнать историческое здание, настолько плитка искажает внешний вид. Этот трехэтажный дом с подвалом и решетчатым ограждением построен в 1912-м году по проекту архитектора И. Машкова. Его основной и боковой фасады оформлены одинаковым лестничным выступом над подъездами. Здесь сначала располагалось городское училище, потом школа рабочей молодежи, а сейчас спортивная школа олимпийского резерва.

17. К северу от фабрики находится здание особняка Келлера, построенное в стиле простенького модерна.


    Это единственное строение, сохранившееся от некогда обширного владения промышленника и торговца Густава Келлера. На первом этаже особняка были предусмотрены две квартиры для сдачи внаем, на втором жил сам хозяин с семьёй. Здание было построено в 1909-м году архитектором Михаилом Черкасовым и сохранилось до наших дней практически в первозданном виде, за исключением окон.
    Фабрикант и торговец Густав Келлер, немецкий подданный, владел фабрикой по отливке типографских валиков и магазинами, торговавшими типографскими принадлежностями — литографскими камнями, красками, а также шрифтами. Фабрика Келлера располагалась в соседнем с жилым особняком одноэтажном строении. Оно, как и другие хозяйственные помещения на территории владения промышленника, до наших дней не сохранилось.
    Главный фасад здания ассиметричен. Ризалиты украшены аттиками — декоративными стенками с тройными нишами. На втором этаже здания — большие скруглённые окна. Асимметричность главного фасада подчеркивает расположение оконных проемов относительно центральной оси.

18.


Густав Келлер прожил в своем особняке до 1914 года. В советское время в доме находился райком комсомола Тимирязевского района, а позднее — отделение ГАИ.

19. За особняком находится трёхэтажное здание 1890-го года постройки. В нём размещалось художественное училище.


20. Собираются разместить в нём детскую поликлинику, но непонятно, будет ли реконструкция или же его снесут.


    Ещё дальше в сторону Башиловки находится стадион фабрики «Свобода», впоследствии носившего названия «Пищевик», «Спартак», а с 1960-х годов — «Автомобилист». На большом поле стадиона возвели трибуны с ложами для судей и оркестра, рядом поднялось главное здание со спортзалом и с раздевалками. Проект стадиона выполнил архитектор В.И. Чагин.
Постройки на стадионе также были выстроены на совесть — трибуны дожили до 1970-х годов, а главное здание служит по назначению и сейчас.
Стадион ввели в эксплуатацию около 1940 года. Впоследствии от стадиона отрезали солидный кусок и организовали там рынок.

21. В недавно отремонтированном здании сейчас работает спортивная школа.


22. В этом же квартале находится и шедевр Константина Мельникова Клуб фабрики Свобода. Я о нём уже подробно рассказывал, повторяться не буду.


23. Чуть дальше находится и сама фабрика "Свобода".


24. Фабрика была открыта выходцем из Франции, Альфонсом Ралле в 1843-м году и стала фактически первой парфюмерной фабрикой в стране. Тогда на ней работало 40 человек и имелась лишь одна паровая машина. В 1855-м году Торговый дом Ралле получил звание поставщика Двора Его Императорского Величества.


25. В 1899 году фабрика переехала из Теплого переулка (нынешняя улица Тимура Фрунзе) на окраину Москвы, в новые, хорошо оснащенные корпуса на Вятской улице. Бутырки в то время активно развивались и осваивались промышленниками.


    В 1923 году, национализированное производство стало называться Государственный Бутырский мыльно-парфюмерный завод №4 "Свобода" (б.Ралле), а в 1926 году называется просто фабрикой "Свобода" треста "Жиркость" (более известного как "ТЭЖЭ", в 1931 году объединенного в более крупный трест "Мосхим"). Фабрика успешно работала в советские времена и продолжает работать сейчас. В 1930 году, при реорганизации мыльно-косметических производств в Москве, парфюмерное подразделение фабрики было передано фабрике «Новая заря», а всё производство туалетного мыла, напротив, консолидировано на фабрике «Свобода». С 1992 года называется ОАО «Косметическое объединение „Свобода“». В 2003-м году заключён контракт на производство известных марок мыла с компанией Procter & Gamble.

26. Бывший главный фабричный корпус.


27. В результате строительства в советское время новых корпусов говорить о едином архитектурном ансамбле фабрики не приходится. Сохранилось старое красивое здание проходной.


28.


    Для фабрики в своё время был построен свой железнодорожный путь от станции Подмосковная. Но из-за нарушений габарита после 2010-го года не мог быть использован. В 2019-м году пути были демонтированы на переезде Башиловской улицы, ранее демонтирован переезд на 2-й Хуторской.

29.


30. При фабрике есть и фирменный магазин, в котором можно купить выпускаемую на ней продукцию. Лёгкое недоумение вызвал тот факт, что совсем рядом с фабрикой запаха этой самой продукции не ощущается совсем. Даже если сделать скидку на то. что был выходной день, как-то это странно. Уж не дурят ли нашего брата с "фирменным" товаром?


31. Для проходной отдельное здание было построено в советские годы. По своей архитектуре - типичное сельпо.


32. Но зато с абстрактной мозаикой.


33. С северо-восточной стороны кусочек территории фабрики отрезали, там какая-то логистическая компания.


Если бы я додумался пройти ещё немного до перекрёстка с 1-й Хуторской улицей и повернуть направо, то дошёл бы до бывшего 9-го кругового хлебозавода и дизайн-завода (дурацкое какое-то название) "Флакон". Но увы, не подготовился как следует. Может быть когда-нибудь...
Tags: Москва, Савёловский район, Старые фабрики, казармы
Subscribe

Posts from This Journal “Старые фабрики” Tag

  • Щёлково, часть 18. Улица Заводская

    Улица Заводская идёт вдоль железной дороги с северной её стороны. Начинается в районе станции Щёлково и заканчивается у платформы Гагаринская.…

  • Хлебозавод № 9

    Бывший хлебозавод № 9 находится аккурат напротив бывшего же завода по производству тары для парфюмерии Флакон. Судьба их во многом схожа, но…

  • Флакон

    Забрёл тут как-то на Флакон. Или во Флакон? Ну в общем это место, которое его нынешние хозяева навали абсурдным словосочетанием…

  • Завод Серп и Молот. Всё, приехали.

    Заехал по пути на бывший металлургический завод "Серп и молот". Поделюсь впечатлениями, я не жадный. 2. Наш паровоз больше вперёд не…

  • Комплекс зданий ЦАГИ-ВИАМ на улице Радио

    Комплекс зданий ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института), а ныне ВИАМ (Всероссийского института авиационных материалов) занимает квартал…

  • Трамвайно-ремонтный завод на Волочаевской

    Для бурно развивающихся в начале прошлого века городских железных дорог, как тогда назывался трамвай, требовалась инфраструктура, в частности -…

  • Индустриальный модерн. Фабрика Эрманс на Воронцовской.

    Мы уже привыкли, что промышленные предприятия в конце 19 - начале 20-го веков строились в Москве с использованием готических элементов. А вот чтобы…

  • Велопрогулка по Пушкино

    Воспользовавшись хорошей погодой, обещанной до обеда, решил махнуть в Пушкино. Дорожка знакомая, через Черкизово, Клязьму и Кудринку. В планах…

  • Подольск промышленный

    Для того, чтобы понять каким образом в городе сложилась именно такая историческая застройка, необходимо немного покопаться в его истории. В городах…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments

Posts from This Journal “Старые фабрики” Tag

  • Щёлково, часть 18. Улица Заводская

    Улица Заводская идёт вдоль железной дороги с северной её стороны. Начинается в районе станции Щёлково и заканчивается у платформы Гагаринская.…

  • Хлебозавод № 9

    Бывший хлебозавод № 9 находится аккурат напротив бывшего же завода по производству тары для парфюмерии Флакон. Судьба их во многом схожа, но…

  • Флакон

    Забрёл тут как-то на Флакон. Или во Флакон? Ну в общем это место, которое его нынешние хозяева навали абсурдным словосочетанием…

  • Завод Серп и Молот. Всё, приехали.

    Заехал по пути на бывший металлургический завод "Серп и молот". Поделюсь впечатлениями, я не жадный. 2. Наш паровоз больше вперёд не…

  • Комплекс зданий ЦАГИ-ВИАМ на улице Радио

    Комплекс зданий ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института), а ныне ВИАМ (Всероссийского института авиационных материалов) занимает квартал…

  • Трамвайно-ремонтный завод на Волочаевской

    Для бурно развивающихся в начале прошлого века городских железных дорог, как тогда назывался трамвай, требовалась инфраструктура, в частности -…

  • Индустриальный модерн. Фабрика Эрманс на Воронцовской.

    Мы уже привыкли, что промышленные предприятия в конце 19 - начале 20-го веков строились в Москве с использованием готических элементов. А вот чтобы…

  • Велопрогулка по Пушкино

    Воспользовавшись хорошей погодой, обещанной до обеда, решил махнуть в Пушкино. Дорожка знакомая, через Черкизово, Клязьму и Кудринку. В планах…

  • Подольск промышленный

    Для того, чтобы понять каким образом в городе сложилась именно такая историческая застройка, необходимо немного покопаться в его истории. В городах…