dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Крутицкая и Симоновская набережные

    Крутицкая набережная начинается от Новоспасского моста, это последняя транзитная автомобильная набережная на левом берегу Москвы-реки. Названа набережная в честь Крутицкого подворья, которое расположено на высоком берегу.



    Начинается набережная с Первой насосной канализационной станции Москвы, построенной в 1898-м году промышленным архитектором, немцем по национальности Вильгельмом-Эдуардом Максмиллианом Хёппнером, известным в России под именем Максима Карловича Геппнера. Постройки станции выполнены в краснокирпичном стиле — без штукатурки, с декором из кирпича; оформлено башенками, декоративными бойницами, пилястрами и карнизами. Здания, построенные в таком стиле были и красивыми и практичными. За счёт высокого качества производимого в те времена кирпича стены не требовали ремонта 100 лет и больше. В комплексе зданий до сих пор размещаются службы управления канализации Мосводоканала.
2.


3.


4.


    На территории станции находится Музей воды. Открытие музея состоялось 15 июня 1993 года, спустя столетие после проведения Первого Русского водопроводного съезда, проходившего в Москве. Архивные документы, альбомы, схемы, чертежи, а также фрагменты деревянных труб, из которых строили водопроводы в 17-18-х веках находятся внутри здания.

5. Некоторые экспонаты музея выставлены на улице. В основном это крупная запорная арматура и различные механизмы.


6.


7. Бывший жилой корпус для работников насосной станции построен в 1896-1898 годах по проекту того же Геппнера. Сейчас здание занимает управление капитального строительства гидротехнических сооружений.


    Дальше местность начала оправдывать своё название - прямо от дороги начинается крутой склон, забраться на который с велосипедом было достаточно проблематично, особенно с учётом того, что единственная лестница была перекрыта на ремонт. Но оно того стоило.

8. Задворки Крутицкого подворья, 3.5 км от Кремля.


9. В правой части кадра бывшая гауптвахта Московского гарнизона, построенная в 1885-м году. После проведённого недавно ремонта здание утратило исторический облик..


10. Из дверей этого здания (до ремонта) выходил Данила Багров в фильме "Брат 2", эпизод в СИЗО (после убийства Кости Громова). Кадр из фильма.


11. Раньше на месте автостоянки был плац гауптвахты, стоял забор и караульная вышка. На воротах изнутри было написано "HALT" (надпись осталась со времён ВОВ, когда в здании гауптвахты содержали старших офицеров Вермахта). Потом всё снесли, из плаца сделали автостоянку.



    В 1798-м году часть зданий и территории Крутицкого подворья была передана Жандармскому корпусу. Они использовалась для содержания политических заключённых, самый знаменитый из которых – Александр Герцен (семь месяцев в 1834–1835 гг.). В корпусе, выстроенном по проекту архитектора Е.Д. Тюрина, по легенде на одни сутки в 1953-м году был заключен Лаврентий Берия.

12. В настоящее время многие здания пребывают в плачевном состоянии.


13.


    Территорию бывшего сада («вертограда») Крутицкого архиерейского подворья, в восточной его части занимают Алёшинские (бывшие Крутицкие) казармы. От Жандармского корпуса, они перешла к военному ведомству. В 1839-м году по проекту известного московского архитектора Евграфа Дмитриевича Тюрина строится сохранившийся до нашего времени комплекс деревянных зданий Крутицких казарм. Здесь в 1842 году был расквартирован Московский гарнизонный батальон, впоследствии казармы занимали Астраханский гренадерский полк, 6-я Московская школа прапорщиков, после октября 1917 года – Московская революционная пулеметная школа. В 1922 году казармы переименовали в Алешинские. В советские годы здесь располагались части Московского военного округа и – по-прежнему – гарнизонная гауптвахта, которая действовала до 1990-х гг.

14. В этом здании сложно узнать постройку 1915-го года. Строилось здание для школы прапорщиков. Но наши военные решили. что так "красивше".


15. Во дворах ещё можно найти дореволюционные постройки.


Под государственной охраной в настоящее время находятся четыре одноэтажных здания Крутицких казарм XIX века – поставленные в ряд строения №№ 2, 3, 4 и 5 дома № 2 по Арбатецкой улице. Это наиболее интересные с архитектурной точки зрения здания комплекса. Архитектура всех четырех строений по-военному единообразна и строга. Они имеют центрическую композицию и крестообразный план. Центральное помещение соединялось широкими проемами с четырьмя «рукавами креста». В центре каждой из казарм помещалась большая печь, высокая дымовая труба которой венчала здание. Ритмический строй фасадов, обращенных к улице, лишенных какого-либо декоративного убранства, задавали высокие спаренные центральные окна. Сохранились (правда, не все) полукруглые слуховые окна чердачных помещений – большая редкость в современной Москве.

16. Но всё это находится за забором, стороннему взгляду доступны только торцы казарм.


17. Дальше набережная застроена блочными многоэтажками середины 1960-х.


18. Дома, конечно, скучные, но зато из их окон можно смотреть на проплывающие по Москве-реке суда.


19. Перед стадионом Торпедо река делает поворот вправо, а Крутицкая набережная уходит прямо и вверх. А вдоль реки идёт уже Симоновская набережная.


20. Симоновская набережная, как и Крутицкая, названа в честь монастыря. Набережная тупиковая, машины по ней практически не ездят, просто некуда. Вдоль набережной  ещё сохранились железнодорожные пути.


21. По ним уже лет 30 ничего не ездит, они успели за это время капитально зарасти.


22. А вели эти пути на нефтебазу.


    Нефтебаза не простая, а заслуженная - это бывшие нефтяные и керосиновые склады обществ «Нобель и Ока», построенные в 1895-м году. К тому времени нефтяными делами в России руководил сын Людвига Нобеля Эммануил. Здесь был оборудован нефтяной причал, на который приходил баржи с нефтью и керосином из Баку. Здесь нефтепродукты расфасовывались в бочки и бидоны и по железной дороге и гужевым транспортом направлялись потребителям для бытовых нужд (керосин) и отопления (мазут, печное топливо и т.п.). Ежедневно жителям Москвы продавалось до 40 тысяч пудов керосина.
    На территории Симоновской нефтебазы существовало собственное бондарно-тарное производство. Кроме того, имелся большой конный парк для доставки гужевым транспортом керосина в частные нефтелавки, а других нефтепродуктов — различным предприятиям. Большая часть из 10 резервуаров общей емкостью 50 тыс. м³ использовалась для хранения топочного мазута и керосина, в остальных хранились печное топливо и масла. Для перекачки нефтепродуктов использовались паровые насосы типов «Блек» и «Вартингтон». По сути это была одна из первых вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Братья Нобели в консорциуме с европейскими предпринимателями построили первый в мире танкер и первыми начали выпускать железнодорожные цистерны для перевозки нефтепродуктов.
    На лугу под монастырем и на его земле в 1891-1893 гг. об­ществом Московско-Казанской железной дороги была построена товарная станция Симоново (железнодорожная ветка шла от станции Перово), плашкоутный мост через Москва-реку против проезда Жукова.

23. Нефтебаза уже давно не функционирует, на её территории развалины и площадка автошколы для обучения вождению. Но скоро на этом месте построят вот это.


24. А пока народ пользуется моментом.


25. Сомика поймали при мне. Рыбак собрался рыбу домой забрать. Я бы не рискнул есть рыбу, пойманную в этом месте.


26. Между Симоновской набережной и Восточной улицей находятся три примечательных объекта. Один из них - стадион Торпедо имени Эдуарда Стрельцова.


27. На прилегающей к стадиону территории затеяли масштабное жилищное строительство с обязательством провести реконструкцию стадиона.


28. Будем надеяться, что стадион не застроят как многие другие московские стадионы.


29. Футбольный клуб Торпедо сейчас неплохо выступает в первой лиге с хорошими шансами выйти в высшую. Есть и небольшая площадка для любителей и ветеранов.


30. Здесь мне опять пришлось тащить своего коня на себе по длинной лестнице. Тяжкий путь скрашивала расписная стена, про которую я уже делал репортаж.


31. Зато наверху меня ждал тоже уставший Эдуард Стрельцов - самый знаменитый торпедовец.


32. Рядом со стадионом находится один из шедевров конструктивизма ДК ЗИЛ, я про него не так давно писал.


33. Ну а про Симонов монастырь, давший имя набережной, я рассказывал буквально вчера.


34. А теперь обернёмся и посмотрим, как выглядели эти набережные в позапрошлом веке. Фото с колокольни Симонова монастыря.

Tags: Даниловский район, Москва, Набережные МР, Старые фабрики, Таганский район, велопрогулки
Subscribe

Posts from This Journal “Набережные МР” Tag

  • Лужнецкая набережная

    Лужнецкая набережная представляет собой почти правильную полуокружность длиной 3,8 км. Сверху она граничит с Новодевичьей набережной, снизу - с…

  • Фрунзенская набережная

    Фрунзенская набережная находится в районе Хамовники, граничит с Лужнецкой набережной вверху и с Пречистенской внизу. Протяжённость - около двух с…

  • Новоданиловская набережная

    Новоданиловская набережная расположена между Автозаводским мостом ТТК и Даниловским мостом МЦК. Протяжённость набережной чуть больше полутора…

  • Шлюзовая и Дербеневская набережные

    Район Шлюзовой и Дербеневской набережных в 19-м веке был самой настоящей промзоной. Но начиналась эта промзона ещё в 16-м веке с Кожевенной…

  • Пресненская и Краснопресненская набережные.

    Я считал, что самой верхней обустроенной для проезда автотранспорта набережной по левому берегу является Краснопресненская, а оказалось, что…

  • Набережная Тараса Шевченко

    Набережная Тараса Шевченко расположена между Бородинским и Дорогомиловским мостами на правом берегу Москвы-реки, её протяжённость составляет 3,4…

  • Бережковская набережная

    После долгого перерыва возвращаюсь к набережным Москвы реки. Напомню, что в прошлый раз мы прокатились по Воробьёвской набережной, которая была…

  • Андреевская и Воробьёвская набережные

    Последние две набережные "зелёного" пешеходного пояса правого берега Москвы-реки - Андреевская и Воробьёвская. На набережных практически…

  • Пушкинская набережная.

    В прошлый раз мы прогулялись по Крымской набережной и остановились под Крымским мостом. Следующая набережная на нашем пути - Пушкинская, её…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments

Posts from This Journal “Набережные МР” Tag

  • Лужнецкая набережная

    Лужнецкая набережная представляет собой почти правильную полуокружность длиной 3,8 км. Сверху она граничит с Новодевичьей набережной, снизу - с…

  • Фрунзенская набережная

    Фрунзенская набережная находится в районе Хамовники, граничит с Лужнецкой набережной вверху и с Пречистенской внизу. Протяжённость - около двух с…

  • Новоданиловская набережная

    Новоданиловская набережная расположена между Автозаводским мостом ТТК и Даниловским мостом МЦК. Протяжённость набережной чуть больше полутора…

  • Шлюзовая и Дербеневская набережные

    Район Шлюзовой и Дербеневской набережных в 19-м веке был самой настоящей промзоной. Но начиналась эта промзона ещё в 16-м веке с Кожевенной…

  • Пресненская и Краснопресненская набережные.

    Я считал, что самой верхней обустроенной для проезда автотранспорта набережной по левому берегу является Краснопресненская, а оказалось, что…

  • Набережная Тараса Шевченко

    Набережная Тараса Шевченко расположена между Бородинским и Дорогомиловским мостами на правом берегу Москвы-реки, её протяжённость составляет 3,4…

  • Бережковская набережная

    После долгого перерыва возвращаюсь к набережным Москвы реки. Напомню, что в прошлый раз мы прокатились по Воробьёвской набережной, которая была…

  • Андреевская и Воробьёвская набережные

    Последние две набережные "зелёного" пешеходного пояса правого берега Москвы-реки - Андреевская и Воробьёвская. На набережных практически…

  • Пушкинская набережная.

    В прошлый раз мы прогулялись по Крымской набережной и остановились под Крымским мостом. Следующая набережная на нашем пути - Пушкинская, её…