dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Новоданиловская набережная

    Новоданиловская набережная расположена между Автозаводским мостом ТТК и Даниловским мостом МЦК. Протяжённость набережной чуть больше полутора километров, он практически прямая, направление строго с севера на юг. С севера граничит с Даниловской набережной, на юге переходит в Нагатинскую. Названа в честь расположенного неподалёку Даниловского монастыря. Ранее часть набережной называлась Словущенской — по церкви Воскресения Словущего. Административно относится к Донскому району.



 Дом с колоннами - это всё, что осталось от усадьбы промышленника Ивана Назаровича Рыбникова. Здесь же у него была и суконная фабрика, одна из крупнейших в Москве, что соответствовало статусу ее хозяина. Купец Рыбников был значительной фигурой в предпринимательской среде и даже сидел однажды рядом с императором Николаем Первым во время обеда, данного по случаю открытия мануфактурной выставки в Петербурге в 1833 году. Разговор шел о таможенной политике.
    Усадьба и фабрика в начале XIX в. перешли к Рыбникову от князя И.С. Барятинского. Главный дом обычно датируется в научной литературе 1820-ми годами. Однако есть версия, что было более раннее здание, выстроенное предыдущим хозяином, отделанное вчерне и горевшее в 1813 году. Так что в новый объём, возможно, вошло строение конца XVIII в.
Изначально окружение дома было под стать его красоте: владение Рыбникова тянулось почти на полверсты вдоль берега Москвы-реки к югу, до устья Чуры. От Серпуховской заставы к воротам усадьбы шла собственная дорога (ныне Холодильный переулок). К югу от дома был большой живописный сад, кругом открывались прекрасные панорамные виды на Донской, Даниловский, Симонов монастыри и церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе, выстроенную, кстати, на средства Рыбникова. Перед главным северным фасадом дома был парадный двор.
    В 1870−1880 гг. владение участками начинает переходить от наследников Рыбникова к А.А. Шрадеру. Дом перестраивают в 1880–1890 гг. В 1899 г. прямо по территории владения прошла линия Павелецкой железной дороги. В первые годы ХХ столетия новая Даниловская набережная отсекла восточное крыло дома, который с тех пор утратил классическую симметрию. А в западном крыле − пробили арку для маневровых тепловозов.
    Несмотря на поздние перестройки и утрату былого гармоничного окружения (здание находится в кольце депрессивной индустриальной застройки и труб теплосетей) классический дворец с роскошным восьмиколонным портиком ионического ордера, фронтоном и высокими окнами и сегодня выглядит очень внушительно и благородно. Лаконичная ампирная обработка фасадов осложнена лепным декором более позднего времени. Задний ризалит, возможно, изначально был открытой колоннадой, но его перестроили с характерным уже для эклектики поэтажным раздроблением ордера. Интерьеры дома не сохранились.
(Из статьи с сайта "Узнай Москву")

2. В 1915 г. (1908 г. по данным БТИ) на месте усадебного сада были построены два четырехэтажных складских корпуса из железобетона по проекту А.В. Кузнецова (1874-1954). В середине XX в. на основе складов создается целая структура, которая в 1964 г. по постановлению Мосгорисполкома была преобразована в Узловую контору транспортно-экспедиционных и складских операций (УКТЭСО) Главмосавтотранса. Похоже, что вместо складов теперь стоят эти два корпуса


3. МГАВТ - Московская государственная академия водного транспорта. Здание построено в 2003-м году. Среди своих называлю здание Петропавловская крепость по именам прорабов, строивших правое и левое крылья.


4. Раньше на месте академии был Южный речной вокзал. Вид со стороны Варшавского шоссе.


5. Вид со стороны реки. (Фото взято у zuborobo отсюда)


6. Северный речной вокзал появился только со строительством канала Москва - Волга, поэтому Южный был единственным и поначалу назывался просто Московский речной вокзал.


7.


    Вокзал был построен в 1932-м году, он обслуживал как пригородные рейсы, так и дальние: Москва - Горький, Москва - Уфа. Уж не знаю, было ли в 1930-х такое буржуазное явление, как речные круизы, но регулярное пассажирское движение было весьма развитым. Я сам в детстве много поездил на пассажирских Омиках. Рядом находилась платформа пригородных поездов Павелецкого направления, которая так и называлась - Речной вокзал. Впоследствии её переименовали в ЗИЛ, а теперь она Тульская. Была и остановка трамвая с названием Речной порт. С углублением Новинского рукава в 1970-х пристань перевели ниже по течению, там на правом берегу поставили дебаркадер. Нынешнее здание Южного речного вокзала на левом берегу было построено только в 1985-м. Здания старого вокзала были разобраны в 1972-м году.

8. Сразу за Южным речным вокзалом был старый Даниловский мост.


    История его достаточно тёмная. Ещё в 1782-м году на этом месте построили наплавной мост. В 1805-м построили уже каменный. За 100 лет он успел обветшать и в 1915-1916 годах по проекту Калмыкова он был перестроен. В военное время металл в первую очередь шёл на нужды армии. и мост сделали деревянным. Стальным его сделали уже в 1933-м, по нему даже трамвай ходил. По другой версии он и после 1933-го был деревянным, на фото не разглядеть. После строительства канала Москва - Волга и Нагатинского гидроузла уровень воды в Москве-реке поднялся, судам проходить стало сложно, надо было попадать в узкий проём в центральном пролёте.
    Мост соединял Новоданиловский проезд на правом берегу с улицей Тюфелева Роща. С расширением ЗИЛ улица стала практически внутризаводским проездом, может именно поэтому в 1962-м году было принято решение мост не реконструировать, а разобрать, а всё движение перенести на 400 метров вверх по течению на только что введённый в эксплуатацию Автозаводский мост.

9. Очередной бизнес-центр. Это называется "реконструкция с сохранением фасада"


10.


11.


12.


13. Больше кондиционеров, хороших и разных!


14. Даниловская мануфактура. 1867 год. Корпус Кнопа.


    Ткацкая фабрика на этом месте была основана калужским купцом Василием Мещериным в 1867-м году. Она не была предприятием полного цикла, выпускала в основном миткаль для дальнейшего изготовления ситца и платков. Впоследствии их передавали для отделки и набивки на другие фабрики Москвы и Иваново-Вознесенска.
    Для привлечения средств на развитие производства в 1876-м году было создано Товарищество Даниловской мануфактуры. В правление входили: К.Т. Солдатёнков, Ф.Л. Кноп, Н.И. Щукин, Г.П. Нейвейлер, А. С. Бер. В 1877 году капитал составлял 1,5 миллиона рублей. Были построены ситценабивная и бумагопрядильная фабрики. В 1882 году мануфактура стала комбинатом с полным циклом производства. Закупались самые современные станки, расширялись старые цеха и вводились в строй новые. Текстильное производство Мещерина стало одним из самых передовых в стране. До наших дней дошел реестр машин и оборудования, которым была оснащена Даниловская мануфактура. В нем числится свыше тысячи станков. На фабрике тогда трудилось более 1200 работников.
    Для реализации продукции кроме оптовых складов была создана сеть фирменных магазинов. В Китай-городе открылся торговый центр — «Мещеринское подворье» с гостиницей, складом и несколькими магазинами. Если бы позволял климат, Мещерин и хлопок бы начал выращивать где-нибудь в Подмосковье.
Мещерин умер рано. Вместо него предприятие возглавил барон Людвиг Иоанн фон Кноп. Он продолжил политику своего предшественника. Под руководством Кнопа в Даниловской мануфактуре был построен литейный цех и налажено производство собственных станков. Предприятие становилось все более независимым. К 1914 году его выручка достигла 20 миллионов рублей.
    В годы Первой мировой мануфактура внесла вклад в обеспечение фронта. Она поставляла государству необходимые ткани для пошива солдатской формы. В отличие от соседней мануфактуры Эмиля Цинделя, здесь бунта против немца-управляющего не произошло.
После революции мануфактуру национализировали и переименовали в Московскую хлопчатобумажную фабрику имени Фрунзе. Только в 1994 году историческое название было вновь возвращено. Сейчас здесь бизнес-центр с апартаментами. Реконструкцию под БЦ за небольшим исключением провели неплохо, в основном исторический облик сохранился. Корпуса назвали в честь учредителей и руководителей фабрики - Мещерина, Кнопа, Солдатёнкова.

15. Корпус Кнопа перестраивался и достраивался 6 раз только до революции, но всё было сделано в одном стиле.


16. Корпус Контора Кнопа.


17.


18. Корпус Мещерина. Зря, конечно, они этот сарай сверху нахлобучили.


19.


20.


21. Ряды Солдатёнкова


22. Конторский корпус. Первоначально контора занимала половину первого этажа, вторую половину занимала квартира Кнопа. На верхних этажах жили служащие фабрики. После национализации там было общежитие. Слева и справа стоят здания фабричных общежитий.


23.


24. Бывший батистовый цех


25.



26.


27. Бизнес-центр Даниловский форт. Проект разработан в архитектурной мастерской Сергея Скуратова в 2005-м году. Здания построены в 2006-08 годы.


28. Жаль не вошёл весь комплекс из трёх зданий в кадр, не получилось законченной композиции. Он неплохо вписывается в среду, по крайней мере намного лучше, чем прямоугольные коробки из стекла, пластика и бетона.


Хочу привести слова самого Скуратова о том, как он видит философию этого комплекса.
    На этом участке ничего не было. А вокруг – ужас: развалины промпредприятий, серые убогие НИИ, тополя, грязная река с дохлой рыбой и унылый ЗИЛ напротив. А еще мост Третьего кольца, по которому тысячи грузовиков и «газелей» носятся по кругу в надежде укусить центр Москвы, но их не пускают. И стало мне грустно-грустно!
    И я подумал, что в такое место надо приходить втроем. Разжечь костер, повесить на вертел рыбку, выпить водочки… И вот такую компанию я сюда и привел. Стоят три дома – как три мужика, между ними – костер с истлевшими уже углями, они уже все съели и выпили и поэтому веселые! У них все окна разные, пляшут, и одежда соответствующая – кирпичная. А то, что они от земли на пять метров оторваны – так и это понятно в таком состоянии! Ну и Свифта слегка напоминает – воспарившую страну Лапуту…
Может быть, это самонадеянно, но я подумал, что буду таким архитектурным меценатом, подыму из пепла это место, построю очень красивый дом, который станет эдаким протоэлементом, и от него, как от упавшей капли, пойдут круги и привлекут сюда новых архитекторов и девелоперов.
ссылка
В любом случае планирую приехать ещё раз, рассмотреть повнимательнее со всех ракурсов.

29. Очередной бизнес-центр "Чайка-плаза". Здание было реконструировано в 2007-м году. Для того, чтобы понять, какие старые стены скрываются за этими стекляшками-пластиками, пришлось провести "археологические" раскопки.


30. А скрывают они стены Камвольно-прядильной фабрики имени М. И. Калинина, входившей в Московское производственное камвольное объединение «Октябрь». Фабрика вырабатывала чисто- и полушерстяную пряжу.


31. Основана в 1878 И. Нейгебауером под названием Шерсточесальная и прядильная фабрика товарищества Даниловской камвольной прядильни. Директором фабрики был Николай Александрович Алексеев (1852–1893), — один из самых выдающихся представителей московских деловых кругов, московский городской голова.


   В 1905-м рабочие фабрики бастовали вместе с рабочими других предприятий Замоскворечья. В 1912-м в связи с Ленскими событиями рабочие выступили с протестом, собрали деньги в фонд помощи семьям расстрелянных. В том же году на фабрике была проведена первая маёвка, в которой участвовало около 300 рабочих. В 1913-м на фабрике возникла профсоюзная организация; в 1917-м была создана дружина Красной Гвардии под командованием прядильщика Н. Покостина. Она вошла в отряд П.Г. Добрынина и участвовала в боях на Остоженке и в штурме Кремля.
    В 1918-м фабрика после национализации была переименована в Даниловскую камвольно-прядильную фабрику, вскоре из-за отсутствия топлива и сырья была остановлена до ноября 1921-го. В день пуска (16 сентября 1922) на собрании присутствовал и выступил с речью М. И. Калинин. С этого дня по просьбе рабочих фабрика носит его имя. Впоследствии М. И. Калинин дважды (в 1930 и 1940) выступал на фабрике (мемориальная доска на клубе фабрики). На территории фабрики ему установлен памятник (1949, автор Н. И. Саркисов). В 1928 на митинге, посвящённом пуску предприятия после реконструкции, присутствовал В. В. Куйбышев. С 1932 фабрика называлась Автономной камвольно-прядильной, с 1957 — современное название.
    В октябре 1941-го фабрика была остановлена, калининцы участвовали в строительстве оборонительных укреплений под Москвой. С декабря 1941-го фабрика кроме выпуска основной продукции ремонтировала танки, изготовляла боеголовки к гвардейским миномётам («Катюшам») и прочую военную продукцию. На фронт ушли 344 калининца, 117 из них погибли. На территории фабрики в 1975-м установлен мемориал погибшим в Великую Отечественную войну. В годы первых послевоенных пятилеток проведено несколько реконструкций, установлено высокопроизводительное оборудование. В 1979-м на фабрике было более 1900 ударников и 213 бригад, 23 смены и 2 цеха коммунистического труда, свыше 340 работников удостоены правительственных наград, в том числе прядильщица С.А. Котова — звания Героя Социалистического Труда. Фабрика награждена орденом «Знак Почёта» (1979). Имеется клуб, музей (с 1967). Многотиражная газета «Калининская прядильщица» (с 1927, название менялось).
(Из Викимапии)

32. Фасады, выходящие во внутренний двор, оставили кирпичными. Не пойму, почему нельзя было так же поступить и с другими фасадами?


33. Даниловский железнодорожный мост МЦК - нижняя граница Новоданиловской набережной.


34. Первоначально трёхпролётный мост, построенный по проекту инженеров Н. А. Белелюбского и Н. А. Богуславского в 1904–1907 годах, назывался Алексеевским в честь наследника престола цесаревича Алексея. В советское время был переименован в Кожуховский. Мост охраняемый. Высота от НПУ 9,35 метра.


35. Очень красивый портал моста в неоготическом стиле, с орлами. Проход для пешеходов был сделан между путями. Со стороны Даниловской набережной на мосту была устроена одна из проходных ЗИЛ, пройти по мосту можно было только имея заводской пропуск.


36. В 1998–1999 гг. при реконструкции моста фермы были заменены на новые. С заменой пролётов поменялось и название моста. Теперь он стал Даниловским. Был мост ажурным, а стал банально-типовым. Чистый сопромат.


37. После моста идёт уже Нагатинская набережная, там сложно найти что-нибудь интересное, поэтому я повернул назад.
Tags: Донской район, Москва, Набережные МР, Старые фабрики, велопрогулки
Subscribe

Posts from This Journal “Набережные МР” Tag

  • Лужнецкая набережная

    Лужнецкая набережная представляет собой почти правильную полуокружность длиной 3,8 км. Сверху она граничит с Новодевичьей набережной, снизу - с…

  • Фрунзенская набережная

    Фрунзенская набережная находится в районе Хамовники, граничит с Лужнецкой набережной вверху и с Пречистенской внизу. Протяжённость - около двух с…

  • Шлюзовая и Дербеневская набережные

    Район Шлюзовой и Дербеневской набережных в 19-м веке был самой настоящей промзоной. Но начиналась эта промзона ещё в 16-м веке с Кожевенной…

  • Пресненская и Краснопресненская набережные.

    Я считал, что самой верхней обустроенной для проезда автотранспорта набережной по левому берегу является Краснопресненская, а оказалось, что…

  • Крутицкая и Симоновская набережные

    Крутицкая набережная начинается от Новоспасского моста, это последняя транзитная автомобильная набережная на левом берегу Москвы-реки. Названа…

  • Набережная Тараса Шевченко

    Набережная Тараса Шевченко расположена между Бородинским и Дорогомиловским мостами на правом берегу Москвы-реки, её протяжённость составляет 3,4…

  • Бережковская набережная

    После долгого перерыва возвращаюсь к набережным Москвы реки. Напомню, что в прошлый раз мы прокатились по Воробьёвской набережной, которая была…

  • Андреевская и Воробьёвская набережные

    Последние две набережные "зелёного" пешеходного пояса правого берега Москвы-реки - Андреевская и Воробьёвская. На набережных практически…

  • Пушкинская набережная.

    В прошлый раз мы прогулялись по Крымской набережной и остановились под Крымским мостом. Следующая набережная на нашем пути - Пушкинская, её…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 18 comments

Posts from This Journal “Набережные МР” Tag

  • Лужнецкая набережная

    Лужнецкая набережная представляет собой почти правильную полуокружность длиной 3,8 км. Сверху она граничит с Новодевичьей набережной, снизу - с…

  • Фрунзенская набережная

    Фрунзенская набережная находится в районе Хамовники, граничит с Лужнецкой набережной вверху и с Пречистенской внизу. Протяжённость - около двух с…

  • Шлюзовая и Дербеневская набережные

    Район Шлюзовой и Дербеневской набережных в 19-м веке был самой настоящей промзоной. Но начиналась эта промзона ещё в 16-м веке с Кожевенной…

  • Пресненская и Краснопресненская набережные.

    Я считал, что самой верхней обустроенной для проезда автотранспорта набережной по левому берегу является Краснопресненская, а оказалось, что…

  • Крутицкая и Симоновская набережные

    Крутицкая набережная начинается от Новоспасского моста, это последняя транзитная автомобильная набережная на левом берегу Москвы-реки. Названа…

  • Набережная Тараса Шевченко

    Набережная Тараса Шевченко расположена между Бородинским и Дорогомиловским мостами на правом берегу Москвы-реки, её протяжённость составляет 3,4…

  • Бережковская набережная

    После долгого перерыва возвращаюсь к набережным Москвы реки. Напомню, что в прошлый раз мы прокатились по Воробьёвской набережной, которая была…

  • Андреевская и Воробьёвская набережные

    Последние две набережные "зелёного" пешеходного пояса правого берега Москвы-реки - Андреевская и Воробьёвская. На набережных практически…

  • Пушкинская набережная.

    В прошлый раз мы прогулялись по Крымской набережной и остановились под Крымским мостом. Следующая набережная на нашем пути - Пушкинская, её…