dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Подольск промышленный

    Для того, чтобы понять каким образом в городе сложилась именно такая историческая застройка, необходимо немного покопаться в его истории. В городах промышленных, выросших вместе с заводами, архитектурный стиль жилых зданий зависит от времени, когда заводы возникали, развивались. Для "текстильных" городов конца 19-го - начала 20-го веков характерны казармы, Для заводов, построенных в первые пятилетки - конструктивистские здания, для послевоенных - сталинки, для автогигантов типа КАМАЗа и АвтоВАЗа - безликие хрущёвки и брежневки.
    Подольск, хоть и получил статус города в 1781-м году, по сути до середины 19-го века оставался придорожным селом. Но и тогда основным промыслом была добыча "белого" камня в каменоломнях. Впоследствии, имея известняк - сырьё для производства цемента, был построен цементный завод. Но настоящие городские признаки Подольск стал обретать в самом начале 20-го века со строительством завода швейных машинок "Зингер".



2. В 1860-х годах «Мануфактурная компания Зингер» обратила своё внимание на российский рынок. В 1896-м году было основано уже русское акционерное общество с тем же названием (с 1901 года — «Компания Зингер в России»).


    Но ввоз готовых швейных машин из-за рубежа требовал немалых транспортных расходов пошлинных выплат, что приводило к удорожанию машин и, как следствие, к затруднениям в их сбыте. Поэтому решено было основать в России собственный механический завод. Выбор пал на Подольск, где летом 1900 г. общество приобрело участок земли и приступило к строительству, которое возглавил Вальтер Франк Диксон, ставший впоследствии директором предприятия.
    В 1902 году начался выпуск первой продукции - так называемых семейных (бытовых) швейных машин. А к 1913 году валовая прибыль возросла в семь с лишним раз, выпуск швейных машин семейного типа достиг более 600 тысяч штук - максимума из всего, что производилось в предыдущие и последующие годы. Продавались швейные машины более чем в трёх тысячах фирменных магазинах, которые были разбросаны по всей российской империи. В них покупатели могли приобрести машинку в рассрочку. Благодаря высокому качеству продукции, компания «Зингер» заслужила право именоваться "Поставщиком Двора Его Императорского Величества".

3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


    Рост производства на заводе продолжался вплоть до революции 1917 года. К 1917 году на его территории располагалось 37 производственных корпусов и работало свыше 5 тысяч человек. В 1915 году один из корпусов «Зингера» был передан в аренду эвакуированному из Прибалтики военному заводу «Земгор», который выпускал военные снаряды. Классических казарм для рабочих вблизи завода я не обнаружил, скорее всего в основном жили в частном секторе, в деревянных домах. Но вот несколько красивых двухэтажных заводских кирпичных домов на Большой Серпуховской дожили до наших дней.

11.


12.


13.


    В 1917-м году компания «Зингер», чтобы не допустить полного закрытия завода, передала его в аренду Временному правительству на льготных условиях. А в ноябре 1918 года он был национализирован. После национализации основное производство было приостановлено. Численность рабочих сократилась в несколько раз. Здесь начали делать сковородки, сошники, чугунки, утюги.
    Только в 1924 году с конвейера сошли первые советские машинки. А уже через год объем продукции вырос в 4 раза. Переломным для завода оказался 1928 год. До революции 75% деталей были импортными. С этого года подольская машинка стала полностью отечественной. В эти годы для работников завода поблизости строились уже конструктивистские кварталы.
1932 год был ознаменован вводом в строй литейного цеха, крупнейшего в Европе. Его мощность составляла 36 тыс. тонн чугуна в год. Чугуна для швейных машинок тогда требовалось много. Из него лили массивную станину с ножным приводом. В 1935 году по поручению наркома тяжелой промышленности С. Орджоникидзе завод приступил к выпуску мотоциклов ПМЗ А 750. Война заставила на время перестроить производство. Выпускали корпуса мин, снарядов, фугасных авиабомб. В июне 1944 годе завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
    В июле 1946 года завод вернулся на мирные рельсы, были собраны первые 100 бытовых швейных машинок. В конце 50-х годов завод столкнулся с новым для себя явлением — кризисом перепроизводства. План 1957 года составлял около 3 млн. швейных машин. Спрос на машинки упал и план пришлось снизить до 1 млн. 200 тыс. шт. Стала очевидной проблема качественных изменений в конструкции и технологии. Прошло несколько лет, и на конвейере предприятия появилась принципиально новая машинка типа "зигзаг", получившая название "Чайка". Этот период отмечен строительством большого количества сталинок. Здесь Подольск вполне может сравниться с небольшим областным центром центрально России.
    Большая реконструкция завода началась в 80-х годах. В это время на базе предприятия создается объединение "Подольскшвеймаш", с филиалами в ряде городов страны. Идет строительство и на головном заводе. Основным объектом стал новый окрасосборочный цех, в котором было установлено итальянское и немецкое оборудование.
    Годовой выпуск составил 1,5 млн. бытовых и 50 тыс. промышленных швейных машин. Все эти годы Подольский механический завод (ПО "Подольскшвеймаш", затем Концерн "Подольск") обеспечивал легкую промышленность бывшего СССР промышленными швейными машинами, а бытовая швейная машина, сходившая с конвейера завода, являлась практически единственной для рукоделия в семье.

14.


    История завода в 1990-е годы ничем принципиально не отличается от тысячи других историй. В 1991-м году с заводского конвейера сошло 1.750 тыс. семейных машин. Дальше началось падение в пропасть. Хлынувшие в Россию китайские, немецкие и японские машинки выбили «подолки» с рынка. Завод акционировался, стал называться ОАО «Зингер», наладил у себя сборку машинок «Зингер», по-прежнему выпускал «Чайки» (над ней неустанно работали, чтобы приблизить к рынку), но денег это уже не приносило. Тогда же разработали специальную модель для армии, которая может работать в полевых условиях и раскладываться в считанные минуты. Но таких машинок требовалось немного, это не ширпотреб, завод ими не прокормишь..
    Сейчас на заводские цеха арендуют различные предприятия, не имеющие к швейным машинам никакого отношения. Правопреемником Подольского механического завода являлся промышленный холдинг, он занимался вопросами аренды, и здесь же находился заводской музей. Иногда в музее собирались ветераны. А Торговый дом Зингер торгует импортными машинками.

15.


    Начало эксплуатации завода — 2 мая 1919 года. Тогда на ремонт в сборочный цех были поставлены первые паровозы. Завод назывался Паровозоремонтный. Ремонт паровозов осуществлялся до 1930 года. Всего было отремонтировано 863 паровоза.
    В 1931 году завод был преобразован в КЭС — Крекинг-электровозостроительный и в том же году, в рекордно короткий срок (за 3 месяца и 25 дней), выпустил первый советский крекинг-аппарат для нефтехимической промышленности. В те годы предприятие, кроме крекингов, изготавливало узкоколейные паровозы, железнодорожные платформы, промышленные и рудничные электровозы, тюбинги для московского метро, а также много другой продукции.

16.


    По просьбе рабочих 8 апреля 1936 года заводу было присвоено имя наркома тяжелой промышленности, главного по организации индустриализации страны и завод стал называться Подольский машиностроительный завод имени Орджоникидзе (ЗиО). С тех пор ЗиО - это бренд завода.
    В 1941 году завод прекратил выпуск гражданской продукции (часть оборудования вместе с рабочими была эвакуирована на Урал), а все имеющиеся мощности были переведены на крупносерийное производство для нужд оборонной промышленности. Завод изготавливал корпуса гранат, противотанковые надолбы, ремонтировал танки и орудия, оснащал бронезащитой боевые самолеты ИЛ-2.

17. По своему бывшему железнодорожному профилю работа также возобновилась - выпускались бронепоезда.


    В 1942 году, после эвакуации в Подольск Таганрогского котельного завода, на ЗиО стал осуществляться ремонт паровых котлов, а затем, в 1946 году, был изготовлен первый паровой котел с маркой «ЗиО». Заводу принадлежит приоритет в области создания отечественных прямоточных паровых котлов, выпуск которых начался в конце 40-х годов. За 70 лет изготовлено свыше 700 котлоагрегатов различной мощности и параметров для 152 отечественных и зарубежных электростанций общей мощностью свыше 66 млн. кВт, в т.ч. более 16 млн. кВт на экспорт.

18. Инженерный корпус


    С 1952 года, начиная со строительства первой в мире АЭС в г. Обнинске, завод изготавливает наиболее ответственное тепломеханическое оборудование для атомных электростанций. Оборудование с маркой «ЗиО» установлено на всех атомных станциях, построенных в СССР. Зарубежные АЭС с реакторами типа ВВЭР-440 и ВВЭР-1000 также укомплектованы оборудованием завода.
    В 1966 году за досрочное выполнение семилетнего плана по производству машин и оборудования предприятие было награждено орденом Ленина, а в 1976 году за заслуги в создании и производстве новой техники – орденом Октябрьской Революции.

19.


    В 90-е годы было освоено, впервые в России, производство новой продукции — котлов-утилизаторов для ПГУ, с 1993 года начат выпуск оборудования для газокомпрессорных станций РАО «Газпром». Завод выпускал регенераторы для повышения кпд газоперекачивающих агрегатов. С завершением программы оснащения утилизаторами старых ГПА их выпуск был прекращён. Также выпускал и до сих пор выпускает пылеуловители и аппараты воздушного охлаждения газа. Физика здесь простая - при сжатии в компрессорах, газ нагревается, и чтобы его можно было больше "запихнуть" в трубу, газ охлаждают.
    Пару раз по работе побывал на заводе, был даже знаком с тогдашними его руководителями. Завод был разбит на несколько производств - для атомной промышленности, нефтегазовой, энергетики, оборонки.
  В 2007-м году завод вошёл в холдинг «Атомэнергомаш» — энергомашиностроительный дивизион Госкорпорации «Росатом», теперь здесь командуют атомщики. Не так давно завод поставил основное оборудование судовой реакторной установки  для новейшего атомного головного ледокола ЛК-60Я проекта 22220 «Арктика» и серийных ледоколов «Сибирь» и «Урал» для гражданского атомного флота страны.

20. Выделившаяся из заводского КБ инжиниринговая фирма Ойлгазмаш. Тоже бывал у них, знаком с бывшим директором.


Но не ЗиО стал первым атомным предприятием Подольска. Через дорогу от него находится другое предприятие.

21. ОКБ Гидопресс - ровесник атомной промышленности. Награждено Орденом Трудового Красного знамени и Орденом Труда ЧССР. Создано в 1946 году для разработки оборудования и систем ядерных энергетических и специальных установок для атомной промышленности. Входит в госкорпорацию Росатом


22. Ещё одно атомное предприятие "НИИ НПО Луч". Производит ТВЭЛы - тепловыделяющие элементы и сборки для ядерных энергодвигательных установок.


"Атомные" предприятия были в стране на особом счету. Во многом благодаря им в городе большое количество сталинок.

23. Подольский электро-механический завод находится рядом с Зингером.


    История предприятия отсчитывается от 5 декабря 1918 года, когда постановлением Совета труда и обороны было принято решение эвакуировать Петроградский патронный завод в Подольск. Предприятие было размещено на территории снарядного завода «Земгор», подразделения завода «Зингер», где уже 2 декабря постановлением ЧК было предписано освободить помещения. 9 декабря было принято постановление о передаче предприятию производственных площадей завода «Земгор».
    Предприятие тогда называлось Подольский патронный завод. В 1919 году началось производство гильз и патронов. На 15 марта 1919 года количество рабочих предприятия составляло 116 человек, к 1921 году их число возросло до 3000 человек.
    В марте 1921 года было выпущено 2 000 000 патронов, предприятие достигло максимальной производительности того времени. Всего в том году было выпущено 16 656 216 патронов, с превышением программы выпуска на 6,5 %. В 1930 году было освоено производство станков для производства патронов. К началу 1941 года завод освоил отрасль станкостроения, выпускалось 56 различных наименований станков.
    В период Великой Отечественной войны завод резко увеличивает производство вооружения для нужд фронта, производство идёт круглосуточно. Сотни рабочих предприятия ушли на фронт воевать против немецких захватчиков. Осенью 1941 года большая часть оставшихся производственных сил была эвакуирована в Барнаул.
    26 мая 1942 года предприятие было переименовано в «Завод № 710». В 1943 году завод был переориентирован на гидромашиностроение, патронное производство было передано климовскому патронному заводу. 16 июля 1946 года на заводе было создано собственное опытно-конструкторское бюро.
В 1950 году предприятие было включено в список заводов, обеспечивающих производство и разработку средств для противовоздушной обороны Москвы.
    К 1954 году в ОКБ предприятия велись разработки радиолокационного оборудования и систем слежения противовоздушной обороны. В 1955 году завод стал производить индикаторные машины радиолокационных станций дальнего обнаружения. В 60-е годы идёт серийное производство деталей для зенитно-ракетных установок С-75 и С-125. Предприятие осуществляло разработку, производство деталей и комплектующих, а также ввод в эксплуатацию космической телевизионной системы «Орбита».
    В 1965 году предприятие было переименовано в Подольский электромеханический завод. 9 декабря 1968 года завод был передан в управление Министерству оборонной промышленности СССР. С 1968 года на предприятии изготавливались также товары народного потребления — электронагревательный прибор «Ветерок», а также, при содействии завода имени Калинина, швейные машины.
    В 1980-е годы на предприятии изготавливаются гидроприводы к зенитным пушкам «Шилка», и электроприводы наземной телевизионной сети «Орбита».
    В 2000-е годы для предприятия настали тяжёлые времена. Из-за финансовых проблем завод стоял на грани банкротства. В 2006 году была проведена реструктуризация активов предприятия, производственные мощности предприятия вошли в состав специально созданного ОАО «ПЭМЗ Спецмаш». Процедура банкротства предприятия была прекращена судебным решением, такая практика была применена впервые в истории Российской Федерации. Летом 2012-го завод всё-таки обанкротили, оборонка не спасла.

24. Здание ОКБ ПМЗ. Увы, тоже уже бывшее. Частично отремонтировано, сдаётся в аренду, только арендаторов не густо.


25. Подольский химико-металлургический завод. Основан в 1954-м. Производство полупроводниковых материалов: монокристаллического кремния солнечного и электронного качеств, монокристаллических пластин солнечного качества, фотоэлектрических преобразователей. Вроде как работает.


26. Ещё один бывший завод. Помню, когда занимался автозапчастями, подольские аккумуляторы были весьма популярны. Похоже, что тоже не выдержал конкуренции с зарубежными производителями. Но в "лихие девяностые" завод достаточно успешно работал, а вот в "годы стабильности" почему-то загнулся.


    Ещё много заводов в Подольске - цементный (один из первых в стране), огнеупорных материалов, Подольсккабель, Микропровод, завод электромонтажных изделий, фармацевтический. Все эти предприятия строили жильё для своих работников. Вслед за сталинками пошли хрущёвки, а за ними и брежневки. Но это уже ближе к окраинам, центр города они практически не портят.

27.


    Подведём итоги. По информации из Википедии ещё в 2011-м году количество рабочих мест в городе обеспечивало работой примерно 90% трудоспособного населения. Верится с трудом, но других данных я не нашёл. Думаю, что сейчас это значение раза в 2 меньше. И тот баланс роста производства и количества жилья, который был до 1990-х не просто нарушился, а рухнул.

28. Ну а что же сейчас? А сейчас всё наоборот - резкий рост строительства жилья примерно совпал по срокам с таким же резким уменьшением количества рабочих мест в городе. Плотненьких таких микрорайонов наклепали тысяч на 100 человек, а то и больше. На фото микрорайон Кузнечики на месте бывшего аэродрома. Рядом с ним микрорайон Подольские просторы примерно такого же вида. Эти два микрорайона на юге города. Нечто подобное есть и на севере. В нашем веке архитектурная логика, приведённая в начале сообщения, уже не работает, и вообще здравый смысл в градостроительстве увидеть можно всё реже и реже.


Ну вот, хотел просто связать архитектуру с производством, но не удержался в рамках задуманного. Слишком уж больная это тема - деиндустриализация страны. Но зато теперь мне понятно, откуда в Подольске такое количество конструктивистских зданий. Их мы посмотрим в следующий раз.

В сообщении использованы материалы Википедии, сайтов http://www.tdzigzag.ru/history/singer, ЗиО. Старые фото с сайта Pastvu.com.
Tags: Подольск, Старые фабрики
Subscribe

Posts from This Journal “Подольск” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 17 comments

Posts from This Journal “Подольск” Tag