dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Клуб Дорхимзавода Константина Мельникова.

    Клуб Дорогомиловского химического завода закрыт от Бережковской набережной двумя модернистскими советскими зданиями, с проезжей части его можно увидеть только если знаешь куда смотреть. Чтобы подробнее рассмотреть этот образец авангарда конца 1920-х годов, надо зайти во двор. Клуб по заказу Союза химиков построил в 1927-28 годы Константин Мельников.
    До начала широкомасштабной индустриализации клубы для рабочих размещались в уже имеющихся приспособленных под новые функции зданиях - особняках, храмах. Но планировка этих зданий не всегда отвечала современным требованиям к организации досуга и развития рабочего класса.



В 1926 году президиум Московского городского совета профессиональных союзов принял постановление об обязательном отчислении 10 % культурного фонда в строительство клубов для рабочих на всей территории СССР. Профсоюзы тогда были объявлены "школой коммунизма" и являлись второй по влиятельности общественной организацией после партии. А по массовости так вообще первой. И определённые денежные суммы выделять они были в состоянии. Каких-то типовых требований к архитектуре зданий тогда ещё не сложилось, и у архитекторов была достаточно большая свобода для творчества. Но архитектура должна была быть новой, как и сама жизнь. Классицизм, ампир, модерн для этого не годились. Организация внутреннего устройства помещений тоже отдавалась на откуп архитекторам, им ставилась только задача по функциональному использованию помещений.

2.


    Цитата из Программы рабочих клубов Московского губернского отдела рабочих коммунального хозяйства:
Клуб — не строгий храм какого-то божества. В нем надо добиться такой обстановки, чтобы рабочего в клуб не тащить, а он сам бы бежал в него мимо дома и пивной. Не следует строить клуб для политических занятий исключительно. Надо строить его одновременно и для развлечений, и для отдыха. Клуб должен, если сумеет, показать, как надо строить новый быт....Так как большинство членов нашего союза по роду своей работы вынуждены работать в одиночку, необходимо в клубе создать такую обстановку, которая говорила бы о мощи коллектива и рабочего класса....Индустриализация — база социализма. Поэтому некоторые элементы архитектурного творчества желательно соединить с индустриализацией....Бережливость—одна из первых статей социалистического накопления. Здание клуба должно строиться на этом принципе, и качество строительства должно быть безукоризненно....В клубе воспитываются, учатся быть общественниками, прививают организационные навыки, отдыхают, развлекаются и т. д. Все в клубе, начиная от внешнего фасада и внутреннего оборудования, должно выражать эту идею общественности — пролетарской, классовой. По сути это и было задание на проектирование.

    У Союза химиков сложились достаточно тесные отношения с Константином Мельниковым. Он построил для них в Мосве целых три клуба - фабрики "Свобода", завода "Каучук" и Дорхимзавода им. Фрунзе.

3.


    Участок для постройки клуба выделили поблизости от завода, на Бережковской набережной напротив Новодевичьего монастыря. Внешний вид здания решён в виде нескольких совмещенных прямоугольных объёмов. Цокольный этаж выдается вперёд, образуя террасу. Фасады покрыты сплошным остеклением, но на них оставлено место для вывески с названием клуба и для афиш. Главный зрительный зал был рассчитан на 370 человек. Он делился на три яруса, нижний из которых мог трансформироваться в фойе. Мельников, как известно, был большим любителей транформаций помещений.

4.


    Четырехуровневое пространство главного зала получило трехчастную структуру с партером и двумя балконами, один из которых нависает над другим. Особые ширмы-затворы зала позволяли создавать 3 обособленных помещения с отдельным входом для каждого. Кроме этого, в фойе, размещенным под нижним балконом, также можно было устроить посадочные места в случае необходимости, т.к. его стена, обращенная к залу, также могла «сворачиваться», открывая полный обзор на расположенный над сценой экран.
    Понижение зрительного зала идет со стороны главной фасадной плоскости вглубь дворовой территории, где, собственно, и спроектировано сценическое пространство. Продольные стены расположены строго параллельно по отношению друг к другу, а завершение строения служат 2 односкатные крыши.

5.


    Согласно проекту, пространства для размещения коммуникаций, коридоров и лестниц сокращались для увеличения полезной площади. Такие решения часто шли вразрез с пожарными нормами. Этим объясняется появление у здания наружных лестниц — в чрезвычайной ситуации люди могли попасть на улицу прямо из зрительного зала, минуя сложные эвакуационные маршруты. Наружные лестницы - это фирменный приём Мельникова для обеспечения противопожарных требований малыми средствами.

6. Правда здесь лестница намного проще, чем в клубах фабрики "Свобода" и завода "Каучук". К тому же она не оригинальная, а воссозданная.


    При проектировании интерьеров Константин Мельников закладывал идею многофункциональности — система залов должна была меняться под разные виды мероприятий с помощью «живых» мобильных стен. Во время кинопоказов вместимость зала увеличивалась за счет расположенного под бельэтажем клубного помещения. Стенка между уровнем пола в партере и бельэтаже раздвигалась и дополнительная аудитория получала возможность смотреть фильм ниже уровня основного зала.
    Но, как это часто случалось с Мельниковым, не все его блестящие идеи могли быть реализованы из-за отсутствия строительных технологий.

7.


8. Немного позже к клубу была пристроена фабрика-кухня, непременный атрибут заводов и посёлков в то время.


9. Он несколько нарушила композицию, здание клуба стало не таким стройным.


10. Окна главного фасада.


11. Фойе.


12.


13.


    С 1994-го года в здании располагался рок-клуб «Tabula Rasa», а также работали несколько досуговых кружков — библиотека, гитарная школа и театр. В 2004-м году произошел пожар. В течение следующих трёх лет собственники проводили ремонт помещений. Были обновлены инженерные сети, построена новая наружная лестница и реконструирован актовый зал — впоследствии там разместился операционный зал банка. Другие части здания сдавались под офисы.
    В 2009-м году завершилась научная реставрация клуба. Был восстановлен исторический облик главного зала, внешний вид здания, обновлена осветительная система.

Использованы материалы сайтов Википедия и ПрогулкипоМоскве.
Tags: Дорогомилово, Мельников, авангард, велопрогулки, клубы, конструктивизм
Subscribe

Posts from This Journal “Мельников” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments

Posts from This Journal “Мельников” Tag