dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Каретный Ряд, гараж Совнаркома

    В 1918-м году было принято решение о переносе столицы из Петрограда в Москву. Соответственно переезжали и органы власти со всей системой обеспечения их деятельности, к коим относится и автотранспорт. В Петрограде правительственные автомобили занимали хорошее и просторное здание бывших царских конюшен на Конюшенной площади, места для автопарка там было вполне достаточно. В Москве же ВЦИК, как вышестоящий орган забрал под свой гараж Манеж, а Совнаркому достались шесть небольших зданий: бывший магазин автомобилей французской марки Brasier и бывшие помещения экипажных фабрик Маркова, Терентьева, Часовикова, Мариничева и Воробьева, расположенные по обеим сторонам Каретного ряда.
    Машины распихали по этим гаражам и сараям, а шоферов расселили кого в Кремле, а кого по квартирам. ВЦИК возглавлял Свердлов, а Совнарком - Ленин. Ильичу, понятное дело, такое распределение не понравилось и он распорядился для своих Роллс-Ройсов организовать гараж непосредственно в Кремле. Так появился ГОН - гараж особого назначения. Кроме Ленина ГОН обслуживал Сталина и ещё пару-тройку вождей.

Но сегодня речь пойдёт о том гараже, который до сих пор находится в Каретном ряду и до сих пор выполняет свою функцию, хоть и стал уже давно памятником архитектуры.


  Построен гараж в исторически предназначенном для него месте. Здесь, между Земляным и Белым городом издавна селились мастера, изготовлявшие кареты и телеги. Это поселение подарило своё имя некоторым окрестным улицам и переулкам. Так, главная улица этой слободы стала неофициально именоваться Тележным рядом, потом это имя получило официальный статус. Со временем вместо телег столичным жителям стали нужны кареты, и улица стала Каретным рядом. Здесь же Малый, Средний и Большой Каретные переулки. Улица была широкой, но короткой, поэтому иногда проскакивало и название Каретнорядная площадь.

2.


    Лавки с обеих сторон улицы предлагали приобрести всевозможные кареты, коляски, дрожки. Здесь же были и мастерские, в которых можно было устранить поломки. Бурлил этакий аналог автомобильного рынка в Южном Порту конца 1990-х. В пожаре 1812 года все постройки погибли. Как и многие другие москвичи, некоторые каретники сами поджигали мастерские, чтобы экипажи не достались французам. Но со временем слобода восстановилась, потребность в средствах передвижения никуда не делась. Но торговля приобрела уже более цивилизованный вид, появились капитальные здания магазинов.

3. При расширении сада Эрмитаж магазины по нечётной стороне были снесены, Нашёл только одну фотографию здания с западной стороны улицы.


4. Здания эти дожили до нашего времени.


5. Прямо здесь же, в ряду магазинов и мастерских владелец экипажной фабрики братьев Марковых Александр Дмитриевич Марков построил себе особняк с мезонином.


6. Сейчас дом затянут сеткой, ожидает реставрации. Ещё недавно выглядел он так. Дом с грифонами. Ну или с пегасами.


    Помимо экипажной фабрики Марковым, принадлежало ещё несколько каретных лавок, где под навесами размещались готовые для продажи экипажи. Дом этот известен ещё и тем, что в нём в 1903-1920 годах жил великий русский режиссёр, актер, теоретик и реформатор театра, Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев). Очень удобно ему было ходить на работу, достаточно просто перейти улицу. Первые спектакли они с Немировичем-Данченко ставились на сцене в саду «Эрмитаж». Но в 1920-м году в особняк въехала транспортная комиссия Совнаркома и Станиславского попросили освободить помещение. Но выгнали его не на улицу, а предоставили другой дом в Леонтьевском переулке.

7. И вот в тогда уже почти столетние здания, предназначенные в основном для транспорта на конной тяге, въехала правительственная Военно-автомобильная база.


8. Конечно же, качество помещений не могло удовлетворить требования правительственного автопарка.


    Из рапорта первого начальника автобазы Ушакова: «по получении заказа на машину приходится выкатывать две, а то и три машины, дабы дать возможность выехать сзади стоящей машине по наряду. По выезде и въезде в гаражи, благодаря тесноте, происходит почти ежедневная поломка крыльев». Кроме того, в некоторых помещениях автобазы находились и частные квартиры, склады и конторы других организаций. Хоть гараж и был правительственным, среди шоферов и мастеров вовсю процветало пьянство и воровство. Тащили всё, что плохо лежало - и казённое имущество, и личное. Сложностей добавляло то, что водители были вооружены. Дополнительно к своим основным обязанностям они выполняли роль охраны.

9. В 1921–1922-х годах были выполнены работы по расширению площади гаража: снесли внутренние стены, обновили единую фасадную плоскость, решённую в стиле монументальной неоклассики, — с тремя немного переделанными большими арочными порталами, внутрь которых вписаны въездные ворота и крупные окна над ними.


    Новый руководитель автобазы - Александр Павлович Медведев постепенно избавился от посторонних арендаторов и квартирантов, территорию сделали закрытой для посторонних. В общем, порядок навёл. Но он был бывшим офицером царской армии, чего партийцы простить ему не могли и постепенно его сожрали. Тем не менее, до строительства современного на то время здания гаража руки у властей всё-таки дошли.
    В конце 1920-х годов нехватка имевшихся площадей потребовала нового строительства, для чего штатный архитектор СНК Николай Гофман-Пылаев составил проект одноэтажного кирпичного здания по Лихову переулку. В порядке дальнейшего расширения правительственного гаража на углу Каретного Ряда был возведён эффектно закруглённый объём рампы двухэтажного корпуса. Его авторами выступали инженер-транспортник Всеволод Климович и архитектор Давид Френкель. Само же двухэтажное здание гаража построено архитекторами Г.П. Гольцем и В.Н. Третьяковым. Происходило это всё во второй половине 1920-х годов.

10.


11. Это был первый отечественный многоэтажный паркинг. Въезд на второй этаж эффектно закручен в спираль.


12. Применены характерные для конструктивизма окна-иллюминаторы и вертикальное ленточное остекление.


13. Только вот пластиковые окна как-то не очень смотрятся на здании возрастом 90 лет.


14. Корпус повторяет отворот Лихова переулка от Малого Каретного.


15. Заканчивается здание одноэтажным корпусом. По всей видимости здесь мастерские.


Комплекс и сейчас используется по назначению, в нём размещается автопарк управления делами президента. Конечно же не весь.
Tags: Москва, Тверской район, гаражи, конструктивизм
Subscribe

Posts from This Journal “гаражи” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments