dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Московский конструктивизм. Издательства и типографии.

    Ликбез - Программа ликвидации безграмотности началась с декрета Совнаркома, принятого в декабре 1919-го года. Вскоре она начала приносить плоды. А людям, умеющим читать, надо было дать что читать, причём это должно было быть "правильное" чтиво. К концу 1920-х оставшихся ещё с царских времён типографских мощностей стало не хватать. Пришлось их расширять и строить новые типографии и здания редакций и издательств. Этот обзор посвящается именно таким зданиям, построенным в эпоху господства конструктивизма в архитектуре.

    Сущёвская улица, дом 21. Здание в стиле постконструктивизма построено в 1937-м году для издательства и типографии «Молодая гвардия». Здание какое-то таинственное, информации по нему крайне мало, даже имя архитектора найти не удалось. Проект конструктивистский, скорее всего, он был разработан ещё в начале 1930-х.
    Здание представляет собой в плане подобие буквы «Ш» с тремя разновеликими корпусами, идущими параллельно Сущёвской улице. Интересно сочетание различных видов остекления фасада, выходящего на Сущёвскую. Три нижних этажа имеют горизонтальное ленточное остекление, правда, окна первого заменены несколько лет назад на пластиковые с зеркальными стеклами — они больше подходили для кафе «Оранжерея», которое занимает помещение на первом этаже. Четвертый этаж несколько углублен, а выступающий пятый этаж опирается на парные колонны. Шестой этаж стилистически выбивается из общего ритма. Скорее всего он был надстроен позднее.



2. В левой части этого этажа находятся три окна в виде гармошки.


3. Угол здания представляет собой цилиндрический объем с вертикальным ленточным остеклением, который завершается горизонтальной лентой окон, повторяющей форму цилиндра.


4. Издательство возникло не на пустом месте, ещё до революции здесь была типолитография Р.В. Бахман, а после - типография "Крестьянской газеты".


    Издательство было основано в 1922-м году по инициативе ЦК ВЛКСМ с целью просвещения и воспитания молодёжи. Издательство стало выпускать не только книги, но и газетно-журнальную продукцию, которая составляла пятую часть всей печатной продукции СССР. Популярные юношеские журналы советской эпохи: «Мурзилка», «Вокруг света», «Юный техник», «Молодая гвардия», «Молодой коммунист», «Комсомольская жизнь», «Ровесник», «Студенческий меридиан», «Вожатый», «Юный натуралист», «Моделист-конструктор», «Юный художник», «Пионерская правда», «Весёлые картинки», «Школьный вестник». Издавались известные и популярные серии "Жизнь замечательных людей", "Библиотека современной фантастики". Площадей не хватало, а в центре расширяться было некуда, поэтому были построены новые здания издательства и типографии на Новодмитровской улмце. Сейчас здание в нежилом состоянии. Читал, что его собираются передать под барный кластер. Такая вот смена приоритетов.

5. Угол улиц Нижней Масловки и Марины Расковой (бывшей Старой Башиловки). Бывшая типография "Красный печатник".


    Здание построено в 1933-1934 гг. и является интересным образцом архитектуры переходного к постконструктивизму периода. Примерно на этом месте был участок, принадлежащий Савве Мамонтову, на котором стояла знаменитая фабрика керамических изделий "Абрамцево", образованная на базе переехавших из Абрамцева керамических мастерских. В Москве многие здания имеют керамические украшения, выполненные на этой фабрике по рисункам известных художников, таких как Врубель и Серов.

6. Лицевой фасад декорирован сильно упрощенными плоскими ордерными формами. Кирпичные стены и цокольная часть - оштукатурены и окрашены. Первый и второй этажи завершаются п-образным карнизом, и третий этаж здесь может быть трактован, как аттиковый. На стыке двух корпусов располагается массивная трёхъярусная ротонда. Ярусы разделены ступенчатыми карнизами, а открытое полукружие первого яруса - фланкировано колоннадой. С противоположной стороны (со стороны дворового фасада) к ротонде вплотную пристроена прямоугольная в плане башня.


    Для работников типографии был построен клуб на Краснопролетарской улице. По соседству находился завод, на котором производился ремонт авиадвигателей и выпускались для них карбюраторы. Во время войны завод был эвакуирован в Молотов (Пермь), а после войны производство было возобновлено и даже расширено. Завод стал называться "Знамя Революции". Для него были построены новые корпуса, и, не знаю в каком году, было передано здание типографии. Сейчас это Машиностроительное производственное объединение им. Румянцева. Профиль предприятия не изменился, оно продолжает выпускать топливные системы для авиационных двигателей, работающих как на крыле, так и на на земле в составе газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций.

7.


8. Вид со двора. Но это уже не типография, а завод.


9. 1-я Брестская ул., д. 55. Здание бывшей типографии построено в 1928-м году. Сейчас здание занимает Московская дирекция связи центральной станции связи филиала РЖД.


10. 1-й Самотёчный переулок, дом 17. Здание типографии журнала «Огонёк» - единственный воплощённый архитектурный проект Лазаря Марковича Лисицкого, больше известного под псевдонимом Эль Лисицкий.


    Заказ на выполнение проекта типографии поступил Эль Лисицкому по почте: «Архитектору Лазарю Марковичу Лисицкому. Стромынка, 23, кв. 5. Правление акционерного издательского общества «Огонек» предлагает Вам разработать архитектурный эскизный проект на типографский корпус издательства… согласно приложенному генеральному плану и нашей производственной программе. Перед разработкой окончательного варианта Вам надлежит исполнить генеральный план застройки, планы этажей, разрезы, фасады и надлежит эскизы согласовать с правлением «Огонька». За принятый правлением разработанный Вами проект правление «Огонька» уплачивает Вам 1500 рублей. Срок выполнения проекта - 6 недель от сего числа». Письмо было датировано 2 марта 1930 года.
    В 1932 году здание типографии, напоминающее в плане всё тот же «горизонтальный небоскрёб», но положенный на бок, было построено. Характерной чертой этого интереснейшего образца советского конструктивизма является сочетание сплошного вертикального остекления, больших прямоугольных и маленьких круглых окон-иллюминаторов. Наиболее эффектный вид на постройку открывается из Миусского детского парка № 2 (входы в парк из 2-го Щемиловского переулка и с Делегатской улицы).
    Вскоре после ареста главного редактора журнала «Огонёк» М. Е. Кольцова в 1938 году здание типографии было передано в ведение НКВД. В 2007 году уникальный памятник получил статус объекта культурного наследия, но после пожара, случившегося 13 октября 2008 года, в декабре 2009 году таинственным и непонятным образом из списка памятников, подлежащих государственной охране, был исключён. В связи с возмущением общественности и целым рядом писем на имя руководства ФСБ РФ типографии Эль Лисицкого был возвращён охранный статус. В настоящее время здание - объект культурного наследия регионального значения.
(Алексей Дедушкин, сайт "Узнай Москву)

11. Цветной бульвар, дом 30, стр. 1. Издательство "Литературная газета". Здание построено в 1931-м году, архитекторы М. А. Модоров, Н. В. Лукин. Здесь же была редакция и типография. К Литературке позже присоединилась "Литературная Россия". Применены классические конструктивистские приёмы: угловые балконы, ленточное остекление, круглая угловая башня, закруглённые углы. А вот ионический карниз - это, извините, из другой оперы.


12.


13.


14. Здание большое. Кроме издательства здесь находилась экспериментальная типография и ВНИИ полиграфии.


15. Если со стороны Цветного бульвара здание выглядит вполне прилично, то с тыла...Ну сами видите.


16. Один из главных шедевров конструктивизма Дом редакции и типографии газеты «Известия ЦИК СССР и ВЦИК» на Пушкинской площади. Автор проекта - Григорий Бархин, основатель целой династии архитекторов. Работа над проектом началась в 1925-м году при участии инженера А.Ф. Лолейта, а закончен проект был в конце 1927-го года.


    Комплекс был выстроен к десятилетнему юбилею революции на Страстной площади, рядом с монастырем, который будет снесен в 1930-е годы. Участок не совсем правильной формы заняли два корпуса – производственный и редакционный. Между ними был поставлен лестничный блок, благодаря которому внутри квартала образовался дворик. Со стороны площади был единый фасад.

17. В первоначальном варианте проекта над лестничным блоком была башня высотой в 12 этажей, но с 1926 года было запрещено строить здания выше семи этажей внутри Садового кольца. Может и хорошо, что не разрешили башню. как-то неуклюже она смотрится.


18. Фасад здания представляет собой четкую решетку вертикальных столбов и горизонтальных перемычек, образующих квадраты оконных проемов. Эта геометрическая схема выглядит незаурядно благодаря целому ряду художественных приемов.


19. В квадратную клетку каркаса были включены вертикальный витраж лестницы и система балконов, смещенных к углу здания, что разбивало монотонную симметрию и придавало динамику. Горизонтальные балконы разной длины тоже хорошо дробят фасад.


    Бархин - архитектор классической дореволюционной школы, не примкнувший к архитекторам-авангардистам, тем не менее очень точно воспринял новый стиль и создал настоящий шедевр, вызвав зависть коллег-конструктивистов. Последние, например, утверждали, что якобы круглые окна не отвечают светотехническим расчетам. Но в своих проектах стали их широко применять. Окна-иллюминаторы стали одной из черт конструктивизма.

20.


    Бархин наблюдал за строительством, не выходя из дома. Он жил на другом конце той же площади в знаменитом доходном доме инженера Нирнзее (тогда это было самое высокое здание в Москве). Постоянный надзор обеспечил очень высокое качество отделки. «Дом Известий» штукатурила та же бригада итальянцев, которая занималась отделкой Музея изобразительных искусств, а в штукатурку по аналогичной технологии замешивали гранитную крошку.

21. В 1975 г. по проекту архитектора Ю.Н. Шевердяева угол здания был застроен новым корпусом редакции газеты "Известия", выходящим на ул. Горького (ныне - ул. Тверская). Для лучшего вида на новый корпус в 1979-м году перенесли на другое место конторский дом издателя Сытина.


Реставрацией сооружения и его мемориальных интерьеров в 2014-2016 гг. занимался архитектор А.В. Гинзбург - правнук Г.Б. Бархина.

22.


23. Здесь здание ещё без часов на западном торце, но место под них уже предусмотрено.


    Комбинат издательства "Правда" стал первым сооружением в СССР, построенным для производственных процессов типографии. Здание строили по аналогам зарубежных предприятий, где был принят горизонтальный тип организации процесса производства. Набирала обороты агитация и пропаганда, росла грамотность населения. К середине 1920-х гг. тиражи газеты «Правда» значительно увеличились, что потребовало расширения производства, и уже к концу 1920-х годов появилось решение о строительстве нового предприятия – полиграфического комбината издательства «Правда». Учитывая специфику комбината, выбор места – на пересечении 2-й и 5-й улиц Ямского Поля – для строительства определило наличие вблизи Московско-Брестской железнодорожной ветки, с которой впоследствии комбинат был связан отводной веткой, что позволяло осуществлять ежедневную приемку большого количества вагонов с бумагой и отправку готовой продукции.

24.
#

25.  В 1930-м году издательство «Правда» провело закрытый конкурс на строительство. В нем участвовали проекты архитекторов А.В. Щусева, П.А. Голосова, С.П. Леонтовича, Л.М. Лисицкого. В итоге победителем стал проект Пантелеймона Голосова и А.В. Куровского, наиболее рационально решивших проблему организации полиграфического процесса. Проект состоял из ансамбля трех зданий: многоэтажный редакционный корпус, пятиэтажный издательский и горизонтальный производственный, расположенный в глубине участка. Проект перерабатывался много раз, в итоге был реализован упрощенный вариант.


26. Для изоляции от условий производства все редакции и издательские отделы были размещены в протяженном семиэтажном здании, которое соединялось девятиэтажным перпендикулярным корпусом с одноэтажным производственным. Редакционно-издательский корпус был связан с производственными цехами – наборным и фотомеханическим, за ними были размещены все остальные цеха, образующие непрерывный поток производства (от наборных строк до упаковки отпечатанной продукции). Контраст вертикального и горизонтального корпусов создал динамичный силуэт зданий, которые были завершены шрифтовыми композициями.


27. Проект комбината был воплощен в жизнь уже без участия П. Голосова. Известно, что взаимоотношения в коллективе строителей комбината обострились до такой степени, что архитектор полностью отстранился от работы. Строительство одного из крупнейших сооружений 1930-х гг. в стране было обеспечено всеми необходимыми строительными материалами. База стройматериалов располагалась у Ленинградского шоссе. Фундамент комбината был заложен в 1932-м году, а в 1934-м уже вышел первый номер «Правды», отпечатанной в новой типографии и на новом оборудовании. В 1935-м году 2-я улица Ямского Поля была переименована в улицу Правды, все строительные работы комбината были завершены в 1937-м году.
По степени оснащенности и организации производства комбинат был на уровне самых современных европейских типографий того времени.


28. Проект оформления интерьеров комбината был заказан архитектурно-художественной мастерской № 12 Моссовета в 1933 г. Архитекторы стремились оформить интерьеры, отвечающие новым эстетическим веяниям: деревянная мебель, гранитная облицовка в холлах, штукатурные стены. В комплекс комбината также входили подстанции, котельные, склады, гараж на 68 машин, гаражные мастерские. Весь комплекс находится под государственным контролем как объект культурного наследия. В 2006 г. основное здание – издательский корпус – горело в сильном пожаре, в настоящее время здесь до сих пор идут восстановительные работы, и оно эксплуатируется частично. Многие помещения производственных и иных корпусов имеют арендное назначение и разных собственников, связанных с печатным делом.


29.


30.


31.


32.


33.


34. Типографский корпус.


Наверняка я не все подобные учреждения знаю. Подсказывайте!

Путеводитель по конструктивизму в моём блоге
Tags: Москва, конструктивизм, обзоры
Subscribe

Posts from This Journal “конструктивизм” Tag

  • Комсомольск. Часть 2, конструктивизм

    Город Комсомольск вырос практически на пустом месте рядом с селом Миловское на западе Ивановской области. Причиной его появления на свет стал план…

  • Шуя. Конструктивизм.

    Первые промышленные предприятия в Шуе возникли ещё в 18-м веке, это были текстильные фабрики. К началу 20-го века правый берег Тезы в черте города…

  • Ивановский конструктивизм, часть 2

    Во второй части продолжим прогулку по правобережной части города, бывшему селу Иваново. Если в первой части мы в основном смотрели одиночные здания,…

  • Ивановский конструктивизм, часть 1

    Иваново-Вознесенск - не только город невест, но и родина первого Совета. После Москвы и Ленинграда он считался третьей пролетарской столицей. Этот…

  • Конструктивизм Пресненского района. Часть 4

    Постепенно подходят к концу прогулки по конструктивистской Москве. Приходится уже по крохам выскребать отдельные здания. Сегодня заканчиваю с…

  • Конструктивизм района Марьина роща

    Марьина роща была промышленно развитым районо ещё до революции. Промышленность в северной части района продолжала развиваться и при советской…

  • Конструктивизм Басманного района. Часть 7.

    Казалось бы, Басманный район исхожен вдоль и поперёк, в прошлой части я даже попытался закрыть тему конструктивизма района, но, как оказалось,…

  • Конструктивизм Замоскворечья, часть 3

    В 3-й части обзора конструктивистских зданий Замоскворечья будет совсем немного, и поехал я в район улицы Кожевнической из-за здания Кожевнических…

  • Конструктивизм Донского района. Часть 2

    Обзор конструктивистских зданий Донского района Москвы я начал с общежития-коммуны Текстильного института. В этой части посмотрим другие здания.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments

Posts from This Journal “конструктивизм” Tag

  • Комсомольск. Часть 2, конструктивизм

    Город Комсомольск вырос практически на пустом месте рядом с селом Миловское на западе Ивановской области. Причиной его появления на свет стал план…

  • Шуя. Конструктивизм.

    Первые промышленные предприятия в Шуе возникли ещё в 18-м веке, это были текстильные фабрики. К началу 20-го века правый берег Тезы в черте города…

  • Ивановский конструктивизм, часть 2

    Во второй части продолжим прогулку по правобережной части города, бывшему селу Иваново. Если в первой части мы в основном смотрели одиночные здания,…

  • Ивановский конструктивизм, часть 1

    Иваново-Вознесенск - не только город невест, но и родина первого Совета. После Москвы и Ленинграда он считался третьей пролетарской столицей. Этот…

  • Конструктивизм Пресненского района. Часть 4

    Постепенно подходят к концу прогулки по конструктивистской Москве. Приходится уже по крохам выскребать отдельные здания. Сегодня заканчиваю с…

  • Конструктивизм района Марьина роща

    Марьина роща была промышленно развитым районо ещё до революции. Промышленность в северной части района продолжала развиваться и при советской…

  • Конструктивизм Басманного района. Часть 7.

    Казалось бы, Басманный район исхожен вдоль и поперёк, в прошлой части я даже попытался закрыть тему конструктивизма района, но, как оказалось,…

  • Конструктивизм Замоскворечья, часть 3

    В 3-й части обзора конструктивистских зданий Замоскворечья будет совсем немного, и поехал я в район улицы Кожевнической из-за здания Кожевнических…

  • Конструктивизм Донского района. Часть 2

    Обзор конструктивистских зданий Донского района Москвы я начал с общежития-коммуны Текстильного института. В этой части посмотрим другие здания.…