dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Особняк К.А. Гутхейля в Пречистенском переулке

    Небольшой аккуратный особняк в Пречистенском переулке был построен по уже известной нам схеме Московским торгово-строительным обществом, возглавлял которое на тот момент Яков Рекк. Ранее на этом месте располагался участок городской усадьбы князя Гагарина с хозяйственными постройками. После пожара 1812-го года князь разделил свою усадьбу на 8 частей и продал их разным владельцам. Данный участок за неполный век сменил нескольких хозяев, пока его не выкупил Рекк. На участке, разбитом ещё на три части, он построил два особняка в стиле модерн для последующей продажи. Третий же участок был выкуплен Николаем Миндовским, и на нём был построен особняк в стиле неоклассицизм уже по его заказу.



    Историческое название Пречистенского переулка - Мертвый, которое он носил с XVIII века, связано с фамилией самого крупного землевладельца - Мертваго. По другой версии "мёртвыми" называли тупиковые переулки. Но этот, по крайней мере в нынешнее время, не тупиковый. В 1937-м году улицу переименовали в честь другого ее обитателя - Николая Островского. А недавно снова сменили ему имя, вспомнив об идущей под боком Пречистенке.
    Дом Общество поручило строить Вильяму Валькоту, который наряду с другими архитекторами состоял в штате. Стиль и облик дома зависел не от предпочтений заказчика, а от фантазии и индивидуальности зодчего. Дом строился "под ключ" и выставлялся на продажу в ожидании состоятельного покупателя.
    Таким покупателем стал сын известного нотного издателя Александра Гутхейль Карл. Александр Богданович Гутхейль в середине 19-го века создал в Москве музыкально-издательскую фирму "А.Б. Гутхейль". После смерти отца в 1882-м году фирму возглавил Карл Александрович, и превратил ее в одно из крупнейших нотных издательств, имевшее свой магазин в Москве на Кузнецком мосту в доме Юнкерс и на Невском проспекте в Петербурге.

2. Сначала фирма выпускала произведения известных западноевропейских классиков, но с 1870 годов стали издаваться и русские композиторы. Издания Гутхейль отличались очень красивым оформлением. Художники часто использовали виньетки и барочные орнаменты для оформления нотных книжек.


    В 1913-м году особняк был продан Дионисию Сергеевичу Карзинкину, представителю известной купеческой московской семьи, кандидату-директору Торгово-промышленного товарищества Ярославской Большой мануфактуры. В 1915 году после антинемецких погромов в Москве Карл Гутхейль продал издательство Русскому музыкальному обществу Сергея и Натальи Кусевицких и уехал в Германию.

3. Вопреки канонам модерна здание симметрично. Центральный ризалит посередине - это главный вход в особняк. Фасад облицован сверкающей глазурованной бледно-фиолетовый плиткой. Округлым очертаниям орнаментов вторят округлые оконные и дверные проемы.


4. Рокайльный орнамент и стеклянный навесной козырек над входом заимствованы из французского ар-нуво.


5. С середины арки портала входной двери к прохожим обращено лицо изящной девушки-лорелеи в окружении играющих путти


6. Такие же девушки венчают виньерки декоративных композиций над трёхчастными окнами боковых крыльев.


7. И здесь наблюдается симметрия.


8. Фонари по бокам входной двери скорее всего оригинальные.


9.


    С 1958-го года особняк занимает посольство Марокко, которому вскоре потребовалось расширение. В 1960-м дворовая часть особняка была надстроена вторым этажом. В том же году под жилое помещение была переделана открытая терраса со стороны восточного фасада. В ходе реконструкции нетронутыми остались только парадные помещения, чье декоративное убранство сохранилось до наших дней.
    В 2011-м году здание было отреставрировано. Реставрационные работы проводились по проекту Е.Г. Кокорева (ООО "Архитектурное Бюро Кокорева"). Реставраторы вернули былой вид фасадам и фасадной скульптуре. Особое внимание было уделено реставрации керамической облицовки стен: за счет выбора пяти оттенков изразцов была сохранена иллюзия игры цвета на фасаде. В ходе работ были усилены фундаменты, заменены кровля и аварийные участки стропильной системы. В интерьерах были отреставрированы деревянная отделка, гипсовая лепнина. Восстанавливались камины, кованые ограждения лестниц, витражи.

10.


11. Дом в "детстве". У каждого крыла было посажено по три липы.


12. Теперь липы совсем большие, но их осталось по две, трём было тесно. Вместо средней липы сейчас растёт сирень.


13. На фото 1980-х годов видно, что ограда совсем другая. И почему-то нет флага страны, посольство которой занимает здание.


14. В результате реставрации ограда была воссоздана в том виде, в каком ее замышлял В.Ф. Валькот. А пластик, который Валькотом явно не был предусмотрен позволяет лучше разглядеть причудливый узор ограды.


15. К сожалению, свежих фотографий интерьеров найти не удалось, приходится пользоваться старыми. Но очевидцы утверждают, что посольство следило за интерьерами, поддерживало их в хорошем состоянии, в отличие от фасадов, которые сильно обветшали. По общепринятым правилам за внутреннее состояние здания отвечает посольство, а за внешнее - город.


16.


Далеко уходить не будем, потому, что соседний домик тоже достоин внимания.
Tags: Валькот, Москва, Хамовники, модерн, посольство
Subscribe

Posts from This Journal “модерн” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments