dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Особняк Якунчиковой в Пречистенском переулке

    Рядом с особняком Гутхейля в Пречистенском переулке стоит ещё один интересный дом, построенный тем же архитектором, и тоже в стиле модерн, но совершенно на него не похожий. Московское торгово-строительное акционерное общество строительство обоих особняков на разделённом на 2 части участке, принадлежавшем ранее князю Гагарину, поручило Вильяму Валькоту. Предки у Валькота были шотландцами, и второй особняк был построен в стиле британского модерна.
    Здесь всё упрощено, дом состоит из трёх параллелепипедов. Доминирует средний, трёхэтажный со слегка заглублённым эркером. Формы окон и рам простые, четырёхугольные. Разительно отличается от изящного франко-бельгийского варианта. Стены облицованы не кабанчиком, а просто качественным облицовочным желтоватым кирпичом. Тем не менее, деталей привычного нам "материкового" модерна достаточно. Впрочем, обо всё по порядку.



   Особняк был приобретён племянницей Саввы Ивановича Мамонтова Марией Федоровной. Она была замужем за старшим сыном богатого, но менее известного, чем Мамонтов купца Василия Ивановича Якунчикова. Её муж был наследником дела отца. Руководил Воскресенской мануфактурой, знаменитым якунчиковскими кирпичными заводами в Черемушках и Одинцово, Товариществом Петровских торговых линий в Москве. Поскольку основной бизнес вёл муж, особняк был записан на жену для минимизации риска.

2. Портрет Марии Фёдоровны работы Валентина Серова, "семейного" художника Мамонтовых.


    Мария Федоровна без дела не сидела, у неё был совместны бизнес с Елизаветой Григорьевной Мамонтовой, женой Саввы Ивановича. Они открыла на Петровке "Магазин русских изделий", в котором принимали заказы на изготовление предметов и вещей художественно-кустарного промысла. А с 1908 году в имении своего дяди Абрамцево она руководила кустарно-резчицкой и вышивальной мастерской.

3.


4.


5. Лорелея под окном эркера.


6. В 1907-м году архитектор Бугровский пристроил подъезд. Очень хорошо вписался. А ещё были установлены новые ворота с женскими головками на вереях.


7.  Эти "катушечки" - новый элемент, внесённый Бугровским в украшение здания.


8. И Лорелея здесь, как и положено, с закрытыми глазами.


9. Девушки на вереях в наушниках. Нет, ну а что вы хотели - начало прошлого века, компактные делать ещё не научились.


10. Майолика подобрана того же цвета, что и старая, над боковым окном. Сделана по эскизам Марии Фёдоровны.


11. Завитки на решётках. Рисунок везде разный.


12.


13. Майолики, сделанные ещё до продажи дома, были изготовлены в керамических мастерских Саввы Мамонтова. Получается, что Мария Фёдоровна покупала дом, украшенный продукцией мастерских своего дяди.


14.


15. Кованые кронштейны, поддерживающие свес кровли. Сказывается совместная работа Валькота с Кекушевым.


    После революции особняк занял Хамовнический райком комсомола, затем Дом комсомола Фрунзенского района Москвы и библиотека им. Н.К. Крупской. Во второй половине XX века в доме располагалось посольство Заира. Сейчас флагов никаких не висит, но дом обитаем. Но судя по плохо очищенным от снега ступеням, постояльцы в нём не солидные.

И о самом главном: leonovvaleri провёл исследование, равное по глубине и значимости как минимум кандидатской диссертации на тему "Поиск особняка булгаковской Маргариты". И по всем приметам, встречающимся в романе, вплоть до деревьев, растущих перед домом, получается, что Маргарита со своим высокопоставленным мужем жила именно в этом доме.
Tags: Валькот, Москва, Хамовники, модерн, посольство
Subscribe

Posts from This Journal “модерн” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 25 comments

Posts from This Journal “модерн” Tag