dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Category:

Особняк Медынцева в Померанцевом переулке

    Сегодня речь пойдёт об особняке Медынцева, расположенном по адресу Померанцев переулок, дом 6. Этот изящный особняк, построенный в лучших традициях модерна изначально был предназначен не для проживания хозяина, а для размещения его коллекций. Николай Николаевич Медынцев был из семьи купцов, корни которой уходили в город Медынь ныне Калужской области, отсюда и фамилия.
    Участок, на котором построен дом раньше был частью большой усадьбы Трубецких. И на этом участке стоял одноэтажный дом, в котором некоторое время проживал Пётр Ильич Чайковский. Строительство велось по проекту Флегонта Флегонтовича Воскресенского, много строившего для страхового общества "Россия". Закончено строительство было в 1907-м году.



    Переулок, в котором стоит дом, с 18-го века назывался Троицким  по церкви Троицы в Зубове, находившейся по соседству — на углу Пречистенки и Кропоткинского переулка. До этого - Зубовским по находившемуся вблизи двору стрелецкого головы И.Д. Зубова. В 1922-м году переименован в честь Алексея Александровича Померанцева, участника октябрьских боев 1917 года в Москве, командира роты 193-го запасного пехотного полка, впоследствии ставшего известным учёным-физиком, профессором МГУ.

2. Особняк, как принято в модерне, имеет асимметричную компоновку.


3. Дом построен по парижской моде. По всей видимости, Медынцев заказал архитектору построить нечто напоминающее доходный дом архитектора Шарля Клейна, в котором Медынцев имел апартаменты и останавливался, когда ему надо было "в Париж по делу". Размеры, конечно, разные, но определённое сходство имеется. Впрочем, в Москве найдётся с десяток зданий с теми же приёмами и элементами..


4. Вид на особняк из Кропоткинского переулка.


5. Геральдический щит на угловом аттике над главным входом.


6. Рельефные изображения чертополоха заполняют тимпаны фронтонов окон первого этажа и подоконные панно. Чертополох является символом Шотландии, его изображение частенько можно увидеть на готических зданиях.


7. В модерне цветком-символом являются ещё и ирисы, но здесь чертополох их явно заглушил.


8. Пространство под карнизом выделено фризом из тёмно-бирюзовой майолики, на остальной плоскости фасада встречаются акцентные вставки плиток.


9. Стрельчатые окна - отсыл к готике.


10.


11. В декоре фасада  использованы небольшие висящие колонки.


12. Мозаичное панно над парадным входом. Розы, листья, а ирисов опять нет.


13. Насколько можно разглядеть, внешний декор сохранился полностью.


14. Как и положено, решётки в модерне - полноценный архитектурный элемент.


15. Вот куда архитектор загнал ирисы.


16. Даже на подвальных окнах решётки должны быть интересными.


17. Ну и ворота, само собой.


    Особняк после революции был национализирован вместе с коллекцией, и в 1919-м году, в нём открыли «IV Пролетарский музей» как раз на основе этой самой коллекции. Судьба самого Медынцева после революции неизвестна, но остаётся надеятся, что апартаменты в Париже ему пригодились.
    В 1921 году особняк передали Международному комитету помощи голодающим России под руководством знаменитого норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена. Именно Нансен возглавил работу по организации и распределению продовольственной и другой помощи, которая приходила в помощь голодающим Поволжья из других стран. В Россию было прислано около 5 миллионов пудов продовольствия, более 40 тысяч пудов медикаментов, из которых сформировали 250 миллионов суточных пайков. Было подсчитано, что комитет помощи голодающим спас 6,5 миллионов детей и почти полмиллиона взрослых от смерти. Заслуги Нансена были оценены по достоинству, и в 1922 году он получил Нобелевскую премию мира. В 1923 году советское правительство отказалось от международной помощи и закрыло комитет.

18. А в Москве памятник великому норвежцу был установлен только в 2002-м году в Большом Лёвшинском переулке.


    После этого в особняк вселилось посольство Франции, которое работало в нём до 1938-го года. В следующие годы здание занимали научные лаборатории, затем Институт мозга человека им. Н. Бехтеревой. С 1954 по 1955 годы в особняке жил председатель Совета министров СССР Георгий Маленков. В 1960-х годах здание вернулось под крыло МИД и его предоставили посольству Кубы, а затем и посольству республики Гвинея

19. Этот флагшток ещё не так давно держал флаг Гвинеи. Выполнен он тоже в стиле модерн. Изначально наверняка это был кронштейн для фонаря.


20. Удалось найти пару фотографий интерьеров. парадный вход. Разочаровала ограда лестницы.


21. Не уверен, что интерьеры сохранились оригинальные, но что есть. то есть.

Tags: Воскресенский, Москва, Хамовники, модерн
Subscribe

Posts from This Journal “модерн” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments