dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Category:

Шехтель. Особняк Дерожинской

    Дочь фабриканта Александра Ивановна Бутикова побывала замужем за другим фабрикантом И.И. Зиминым, а потом вышла замуж за гвардейского офицера В.В. Дерожинского и взяла его фамилию. Унаследовав после смерти отца крупное состояние, она задумала построить себе шикарный особняк. Проект в стиле модерн, входившего в то время в моду, она заказала Фёдору Шехтелю, который уже был популярным и востребованным архитектором. Здание он поставил с отступом от красной линии переулка. Особняк состоит из трёх кубов, оформленных с небольшой асимметрией. Въездные ворота были устроены сбоку участка, а главный вход был сделан со двора.
    Между зданием и чугунной оградой был разбит небольшой садик. Строительство и отделка особняка были завершены к 1903-му году. Архитектор создавал эскизы для всех малых форм в интерьере, от светильников до дверных ручек, при этом главная роль отводилась свободному пространству. Чтобы сместить на него акцент, все предметы мебели и отделки оттеснялись к стенам, освобождая максимум места.
Первый этаж занимали просторная гостиная, библиотека, кабинет и спальни, на втором размещались детская, комнаты гувернанток.



    Кропоткинский переулок назван в честь известного анархиста и географа Петра Кропоткина. Пречистенка, Пречистенская набережная тоже до 1994-го года носили его имя. В 18-м веке переулок назывался Казаринов и Языков по фамилиям домовладельцев. Потом его переименовали в Штатный (Стадный). Здесь жили конюхи-табунщики, чье поселение называлось Стадная конюшенная слобода.

2. Окон в особняке мало, но зато одно из них ооочень большое. Есть распространённое мнение, что это самое большое окно в Москве. Честно говоря, сомневаюсь.


3. Декора на фасадах минимум, работают формы, цвет и объёмы.


4. Лорелея над входом - единственное лепное украшение.


5. Рисунок шехтелевских решёток "Роза Глазго" не спутаешь ни с каким другим.


6. Он же повторяется на воротах.


7.


Интерьеры особняка мы посмотрим по фотографиям разных авторов, размещённых на сайте "Мир модерна" и сравним их со старыми с сайта Pastvu.

8. Центральный зал, вокруг которого расположены остальные помещения особняка. Фирменный камин архитектора украшают две гигантские фигуры мужчины и женщины размером в полтора человеческого роста. На фото они не кажутся большими из-за высоты зала, которая составляет 11 метров.


    Росписи главного зала Шехтель хотел заказать Михаилу Врубелю, но тот не согласился работать за ту цену, которую назначила хозяйка. Он просил 10 тысяч, а она давала пять. Тогда за эти деньги наняли другого художника - В.Э. Борисова-Мусатова, он даже сделал эскизы, но Дерожинская решила попрессовать его по цене. В результате Борисов-Мусатов отказался, а эскизы передал Третьякову в его галерею, где они и хранились долгое время. В 2009-м году при реставрации особняка росписи стен по эскизам всё-таки были выполнены.

9. Сравните сами, без росписей зал похож на кабинет первого секретаря обкома.


10. Столовая.


11. Потолки с точечными светильниками уже тогда были.


12. Кабинет с библиотекой. Книг в шкафах нет.


13. А ведь были!


14. Фонарь главной лестницы.


15. Парадная деревянная лестница с цветочным орнаментом.


16. Ограждения вспомогательной лестницы тоже хороши.


17. И сама лестница закручена винтом.


18. Ещё одна лестница.


19. Пара чудом сохранившихся дверей.


20.


21. Перейдём к каминам.


22. Мраморный камин в главной комнате хозяйки особняка.


23. Портал этого камина окружает мраморная рамка с двумя фигурами, женская повёрнута спиной, мужская — лицом к залу. Городская легенда объясняет их позы отсылкой к сложной личной жизни хозяйки дома.


24.


25. Был ещё такой шикарный камин, но, похоже, он пал жертвой китайского вандализма.


    В особняке были использованы новейшие на тот период инженерные технологии, обеспечивающие все блага городского комфорта: паровое отопление, приточная и вытяжная вентиляция, канализация и водопровод, проведено электричество, телефон. Пол и стены обогревались калорифером. Некоторые отопительные приборы (чугунные батареи второго этажа) сохранились до настоящего времени.

26. Ванная комната. Если бы к тому времени изобрели джакузи, то он бы здесь был установлен.


27. Не много сохранилось оригинальных дверей, зато сохранились дверные ручки.


28. Нет, не ручки, а РУЧКИ!


29.


    Сразу после национализации в 1918-м году особняк занимает Культурно-просветительское общество Украинской Рады. В 1919 году - внешкольный отдел Наркомпроса, во главе с Н.К. Крупской, а спустя некоторое время здесь находился редакционно-издательский отдел Главполитпросвета. С 1921 года - дипмиссии Норвегии, а потом Китая. Китайцы без особой бережности отнеслись к зданию. За тридцатилетнее пользование особняком первоначальные интерьеры претерпели заметные изменения. Холл был разделен перекрытием на два этажа, частично были разобраны камины, демонтированы бра и плафонные светильники, исчезла мебель и некоторые стеновые панели, закрашены или заклеены росписи. В результате этой трансформации некоторые помещения потеряли свой оригинальный вид.

30. Митинг в 1929-м году у посольства против уничтожения интерьеров провокаций на КВЖД


31. В 1959-м году особняк был передан посольству Австралии, сейчас здесь резиденция австралийского посла.


Конечно, австралийцы куда как более цивилизованный народ, и будущее особняка опасений не вызывает.
Tags: Москва, Хамовники, Шехтель, модерн
Subscribe

Posts from This Journal “Шехтель” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments