dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Доходный дом Сокол

    Кузнецкий мост, дом 3, стр. 2 - доходный дом Сокол. Сокол, в данном случае, это не птица, а фамилия владельца, вернее владелицы - генеральской вдовы Марии Владимировны Сокол. В 1902-1903 годах по проекту Ивана Павловича Машкова на принадлежавшем вдове участке был построен пятиэтажный доходный дом в стиле венского сецессиона, одного из течений модерна.



    По венской традиции два нижних этажа были отданы под торговые помещения. Был ещё и полуподвал, в котором размещались склады и магазины подешевле, в частности, магазин бракованной обуви "Скороход", швейцарские, котельная, дворницкая. На первом этаже — магазины (Санкт-Петербургского производства обуви, дамских шляп Пемова, готового платья Якобсон). На втором этаже — парикмахерская Тихомирова, мебельный магазин Соловьёва. Пишут, что на втором этаже был и магазин роялей Дидерикс, но вы представьте - затаскивать рояль на второй этаж. Это вам даже не пианино.

2. Дом целиком сфотографировать у меня не получилось - мешали висюльки, да и техника не позволяет в таком узком переулке фотографировать, поэтому пришлось воспользоваться помощью сайта "Мир модерна". Фото времён, когда улица ещё не была пешеходной.


    Типовые доходные квартиры третьего-пятого этажей, значительно различаясь по площади и планировке, также имели функциональное зонирование. Более просторные и престижные квартиры находились в объёме, обращённом к Кузнецкому переулку, их парадные помещения (гостиная, зал, кабинет) и часть жилых комнат (детская, спальни) были обращены в переулок, жилые комнаты и кухни — во внутренний двор, а хозяйственные (прихожая, коридор и т.д.) располагались со стороны внутренних капитальных стен и не имели окон. Менее престижные и меньшие по площади квартиры располагались в боковых объёмах дома, и ещё более скромные — в дворовом объёме: их парадные и жилые помещения с кухнями были обращены в сторону двора, а хозяйственные — к внутренним капитальным стенам.

3. Внутренний двор в форме типичного для доходных домов колодца. Понятно, что в боковых объёмах находились менее престижные, но более дешёвые квартиры.


4. Главное украшение дома - майоликовая мозаика в аттике с изображением сокола, парящего над степью на фоне гор. Панно акцентировано двумя уходящими вверх пилястрами. Автор панно - художник Н.Н. Сапунов, изготовлено он было на керамическом заводе «Абрамцево» Саввы Мамонтова в Бутырках. Это панно — своеобразная реплика панно на гостинице «Метрополь».


5.


6.


7. Машков использовал для декорирования фасада также рельефные изразцы «рыбки» по рисунку М. А. Врубеля 1890-х гг.


8.


9. Отдельная тема - это металлическое обрамление, используемое для украшения фасада дома. Здесь мы видим применение кованых изделий в ограждении балконов, остатков  парапетной решетки на крыше.


10.


11. Изящный изгиб козырька над балконом на четырёх изящных металлических консолях.


12. Навес над входной дверью.


13.


14. Сейчас дом не жилой. С 1960-х годов часть здания занимал ГК «Моспроект-3».  В 1980-е торговые помещения нижних этажей были отведены под офисы иностранных авиакомпаний


15.


16.


17. К сожалению, дожить до нашего времени без потерь не получилось. Утрачена металлическая решётка на крыше, а от прорезных скульптурных деталей над фронтоном осталась только средняя часть.


18. Утрачены и оригинальные оконные рамы первого и второго этажей. За это спасибо надо сказать вандалам из Моспроекта.


    Неудачная реставрация 2010—2013 годов и установка климатического оборудования изменили не только облик сохранившихся криволинейных оконных рам, но и каменных подоконников и декора фасада. Внутри дома были также сняты подлинные деревянные перила и повреждены элементы интерьера.

19. Единственная оригинальная рама осталась у окна правого эркера.


Доходный дом М.В. Сокол является памятником архитектуры регионального значения.
Tags: Москва, Тверской район, модерн
Subscribe

Posts from This Journal “модерн” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments