dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Московский конструктивизм. Гаражи

    Развитие автомобильного транспорта не обошло и Советскую Россию. Личного транспорта в стране было минимальное количество, почти весь был государственным, принадлежавшим предприятиям, организациям, коммунальным службам. Транспорт должен был где-то храниться, обслуживаться, ремонтироваться. Во второй половине 1920-х началось строительство гаражей-автобаз. Из архитекторов законодателем мод стал Константин Мельников. Он не только придавал зданиям яркий архитектурный облик, но и разрабатывал оригинальные объёмно-планировочные решения, позволяющие максимально эффективно использовать имеющуюся площадь. Вот с работ Мельникова мы и начнём.

Улица Авиамоторная, гараж Госплана. Построен в 1934-36 годы, и это последнее здание, построенное Мельниковым. Здесь основной акцент сделан на административное здание со стилизованной фарой. Фара была окном рабочей столовой.


2.


3. Административный корпус декорирован каннелюрами, косые окна лестничной группы. Нечто подобное мы ещё увидим.


4. Даже будочка КПП выглядит очень по-конструктивистски.


5. Улица Образцова, Бахметьевский автобусный парк.


    Регулярное автобусное сообщение в Москве открылось в 1924-м году, для него закупались в Англии автобусы "Лейланд". Первым местом их базирования был гараж на Ордынке, переделанный из складских зданий. Но автобусы были не очень маневренные, гараж оказался для них тесным и неудобным. Было принято решение строить новый гараж на Бахметьевской улице. Сейчас это улица Образцова. Изначально планировалось построить гараж традиционного "манежного" типа. Но Константину Мельникову удалось убедить власти принять его "прямоточную" систему организации движения автобусов в гараже. Она подразумевала отсутствие необходимости разворота автобусов и движения их задним ходом. Въезд был организован с одной стороны, а выезд с другой. Для демонстрации преимущества своей схемы Мельников расчертил краской на площади парковочные места и пути проезда в двух вариантах. Так ему удалось наглядно показать преимущества своей схемы. Для проектирования кровли был приглашён Владимир Шухов.

6.


    В гараже площадью 8000 кв. м разместились машиноместа для ста двенадцати автобусов, восемь рядов по 14 мест в каждом. Въезжая, водитель ставил автобус на одно из размеченных мест, а забирая автобус, должен был проехать или насквозь гаража, или, если ряд перед ним был полностью занят – плавно повернув направо к одним из восьми боковых ворот – форма параллелограмма как раз позволила облегчить сгладить траекторию поворота внутри.
    В результате три фасада для въезда и выезда здесь прорезаны многочисленными порталами ворот, создавшими ломанную пилообразную поверхность фасадов.
Собственно говоря, эти ворота и стали основным пластическим приемом внешнего оформления гаража, особенно порталы въезда «телескопически» выступающие из стены Стены гаража кирпичные, в них сделаны вертикальные проемы, идущие от пола до потолка, и большие круглые окна на фасаде выездов.
    У конька кровли устроены фонари, Мельников и Шухов придумали направить их в обе стороны, в отличие от односторонних шедовых фонарей, применявшихся при строительстве промышленных цехов. Крыша над ними поочередно приподнята то в одну, то другую сторону, напоминая сверху позвоночник гигантского существа. Благодаря изяществу металлических конструкций просторный интерьер поражает своей высотой и гигантским масштабом, тогда как снаружи сооружение кажется сравнительно низким. Вдоль гаража под крышей сделан мостик, подвешенный под фонарями, на него можно подняться по металлическим винтовым лестницам, украшающим интерьер в обоих торцах здания.
    Концепция гаража оказалась настолько удачной, что он использовался по назначению ещё 70 лет, принимая намного более крупные автобусы. А сам Мельников, по его признанию стал монополистом в идеологии гаражестроения. (В строительстве гаражей мой авторитет вырос в монопольный захват по проектированию.) 3-й автобусный парк был здесь до 1999-го года, потом его перевели в Бибирево.

7.


    В 2001-м году земельный участок, на котором расположен Бахметьевский гараж, постановлением Правительства Москвы был передан в безвозмездное пользование Марьинорощинской еврейской общине для организации учебно-воспитательного и спортивно-досугового комплекса за счёт собственных и привлекаемых средств общины. В сентябре 2001 года еврейская община начала самовольный снос здания, остановленный лишь под влиянием общественности. После этого началась реконструкция здания. 16 сентября 2008 года в здании открылся Центр современной культуры «ГАРАЖ», он просуществовал здесь до 2011 года. В результате реконструкции здания многие конструкции кровли сохранены, хотя общего пространства и льющегося из шедовых фонарей света уже нет.

8. Здания отреставрированы, выглядят как новенькие.


9. Конструктивистское административное здание.


10. Сущёвский вал, гараж Интуриста.


Константин Мельников не принимал участия в работе над архитектурно-планировочным решением гаража «Интуриста». В основу здания лёг типовой проект пятиэтажного гаража на 300 автомобилей, разработанный инженерами-технологами Гипроавтотранса в 1933 году. Число парковочных мест в гараже запланировали со значительным превышением существующих объёмов автопарка «ввиду возможного поступления собственных машин интуристов». Авторству Мельникова здесь принадлежит эффектный фасад здания, выходящий на Сущёвский вал. Разработка же рабочих чертежей была выполнена Валерием Курочкиным, архитектором мастерской Моссовета № 7.
    Эффектность фасада была достигнута с помощью динамичного сочетания простых геометрических форм — круга, трапеции и прямоугольника. Диагональ, часто применяемая Константином Мельниковым при проектировании, например в пространственной композиции Бахметьевского гаража и планировке Ново-Сухарёвского рынка, в случае гаража «Интуриста» получила роль композиционной оси фасада. Она брала своё начало от нижней точки круглого витражного окна и огибала здание слева полуциркульной консолью, напоминая символ бесконечности. «Путь туриста изображен бесконечностью, начиная его с размаха кривой и направляя его быстрым темпом вверх в пространство".
    На устремлённой вверх по фасаду диагонали предполагалось установить настоящий автомобиль. По замыслу архитектора, вход в гараж должен был располагаться с угла здания, над которым планировалось разместить скульптурную композицию. В верхней части главного фасада должен был расположиться логотип ВАО «Интурист», от которого впоследствии отказались из-за передачи здания в ведение НКВД.

11. В первоначальном проекте здание имело куда как более яркий и динамичный вид.


    В советской архитектуре 1930-х годов возобладало традиционалистическое направление, а произведения авангарда были объявлены формализмом. В результате здание гаража представляет собой уникальный гибрид двух противоположных архитектурных течений первой половины 20-го века.

12.


    Немного об истории гаража. В начале 1930-х годов Государственное акционерное общество по иностранному туризму в СССР «Интурист» было слито со Всесоюзным акционерным обществом «Отель», в результате чего получило несколько гостиниц, ресторанов и большое количество автотранспорта. Тогда и было принято решение о строительстве отдельного гаража для «Интуриста». Но как только завершилось строительство, глава НКВД СССР Николай Ежов подал запрос председателю Совнаркома Вячеславу Молотову на передачу гаража «Интуриста» в его ведомство: "Парк легковых машин, обслуживающий ГУГБ НКВД-центра за последнее время в связи с ростом оперативной работы настолько, что имеющийся в распоряжении НКВД в Москве гараж не обеспечивает стоянкой даже половины имеющегося парка: свыше 200 легковых автомашин стоят под открытым небом". Ещё бы, это был 1937-й год, чёрных воронков требовалось всё больше и больше, работы для них было много. По итогам запроса гараж был передан в пользование НКВД, а автопарк «Интуриста» остался на прежнем месте. По состоянию на 2019 год здание принадлежит всё тому же ведомству - автотранспортной службе Управления материально-технического обеспечения ФСБ.

13.


14. Левая часть была построена в неоклассическом стиле и решена в виде колоннады. Сдвоенные плоские полуколонны левой части здания визуально продолжили колонны правой части.


15. Улица Новорязанская, гараж Москомхоза. С этим гаражом мне постоянно не везёт, сколько раз был там - то погода отвратительная, то сеткой строительной затянут. Ни одной нормальной собственной фотографии нет, поэтому все из сети.


    В 1924—1925 годах Московское коммунальное хозяйство заказало партию немецких грузовых машин для городских нужд. К началу 1928 года их количество достигло 290 штук. Для размещения автомобилей потребовалось строительство гаража.
    Для нового гаража на Новорязанской улице был отведён небольшой клиновидный участок земли. Вопреки ожиданиям Московского коммунального хозяйства, прямоточной системе расстановки Мельников предпочел более экономичную тупиковую. По причине небольшого размера участка строительства гараж был решён в форме подковы, вдоль изгиба которой расположились парковочные места для грузовиков. Такая система позволила компактно разместить максимальное количество автомобилей, а также обеспечить их беспрепятственный въезд и выезд.

16.


17. Главный фасад здания, выходящий на Новорязанскую улицу, был устроен в виде нескольких кирпичных выступов килевидной формы. В торце каждого выступа располагалось по паре ворот — для разнонаправленного движения автотранспорта. По проекту Константина Мельникова автобусы попадали из гаража прямо на проезжую часть. До настоящего времени сохранилась только одна пара ворот — все остальные были заложены кирпичами. В центральной части гаража размещался административный корпус со сплошным прямоугольным остеклением на фасаде.


18. Работа над инженерным решением здания была поручена Владимиру Шухову, изобретателю конструкций пространственных плоских ферм. Его инженерные решения были применены при проектировании перекрытий Музея изобразительных искусств имени Пушкина, Московского главного почтамта, Бахметьевского гаража, Киевского вокзала в Москве. Для гаража на Новорязанской улице инженер разработал несущие конструкции, не требовавшие большого количества опор. Это помогло увеличить вместительность здания. Гаражный комплекс был рассчитан на 250 крупногабаритных автомобилей.


19. В 1948 году гараж сменил профиль — с 19 октября на его базе заработал 4-й автобусный парк. В здании разместили 115 автобусов марки ЗИЛ № 8 и № 16, которые перевели из Бахметьевского гаража. А с октября 1949 года появились первые советские автобусы послевоенного времени ЗИС-154. Между 1955 и 1957 годами парк прошел реконструкцию и приобрел новые ЗИЛ-158. К 1970 году их количество выросло до 559 штук. С 1970 года в ведение парка начали поступать автобусы ЛиАЗ-677, а с 1985 года — Икарус-280. В 1968 году парк обслуживал 23 маршрута. По данным января 2003-го — 27 маршрутов. В 2005-м году мэрия Москвы приняла решение освободить гараж на Новорязанской от первоначальных функций и построить для «Мосгортранса» новые помещения на окраине города. Автобусы, обслуживающие пассажирские маршруты Москвы, оставались в гараже до 2017 года.


    В 2009 году действующий автобусный гараж на Новорязанской улице был приватизирован бизнесменом Игорем Кесаевым. Его супруга Стелла Кесаева, директор Stella Art Foundation, предполагала использовать здание для организации арт-центра в рамках частно-государственного партнёрства. Вскоре Стелла Кесаева объявила о свертывании проекта. По информации «Известий», в 2014 году на здания гаража претендовал ГМИИ имени Пушкина — директор Марина Лошак искала место для постоянного хранения коллекций музея. Ещё один потенциальный резидент, Музей архитектуры имени Щусева, планировал открыть в гараже свой филиал — Центр авангарда.
    После освобождения гаража Мосгортрансом здание предполагалось приспособить под супермаркет. В ходе выставки Denkmal-Россия главный архитектор проектов «Моспроекта-2» Михаил Владимирович Плеханов объявил о том, что на базе гаража на Новорязанской планируется открыть музей «Московский транспорт». В 2017 году был объявлен тендер на проект реставрации и приспособления гаража под выставочное пространство.
28 января 2020 года гараж, недоступный ранее для публики, впервые был открыт для нее и стал площадкой для единственного показа театрализованно-музыкальной инсталляции, ставшей не только презентацией будущего пространства Музея Московского транспорта, но и данью гениям инженерной и архитектурной мысли — создателям архитектурного шедевра. После этого здание закрылось на реставрацию.

20. Гараж Совнаркома, Каретный ряд, дом 4


    Гараж возник не на пустом месте. Здесь, между Земляным и Белым городом издавна селились мастера, изготовлявшие кареты и телеги. Это поселение подарило своё имя некоторым окрестным улицам и переулкам. Так, главная улица этой слободы стала неофициально именоваться Тележным рядом, потом это имя получило официальный статус. Со временем вместо телег столичным жителям стали нужны кареты, и улица стала Каретным рядом. Здесь же Малый, Средний и Большой Каретные переулки. Улица была широкой, но короткой, поэтому иногда проскакивало и название Каретнорядная площадь.
    Когда в 1918-м году правительство переехало из Петрограда в Москву, понадобилось прибежище для автопарка. В конце 1920-х годов штатный архитектор СНК Николай Гофман-Пылаев составил проект одноэтажного кирпичного здания по Лихову переулку. В порядке дальнейшего расширения правительственного гаража на углу Каретного Ряда был возведён эффектно закруглённый объём рампы двухэтажного корпуса. Его авторами выступали инженер-транспортник Всеволод Климович и архитектор Давид Френкель. Само же двухэтажное здание гаража построено архитекторами Г.П. Гольцем и В.Н. Третьяковым. Происходило это всё во второй половине 1920-х годов.

21. Закрученный в спираль пандус - самая приметная деталь здания.


22. Подробно об истории гаража я писал здесь.


23. Бывшая автобаза Наркомтяжпрома СССР. на пересечении Шлюзовой набережной и Нижней Краснохолмской улицы (Садовое кольцо).


    Проект разработан инженером Ю.С. Фельдзером в соавторстве с архитектором Зиновием Носкиным. В 1928м-м году его по поручению наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе командировали в США  для изучения опыта строительства и эксплуатации крупных автомобильных предприятий. И это при том, что к тому времени Константином Мельниковым уже были разработаны оригинальные проекты гаражей для автопарков, Интуриста, Госплана.
    Проект Фельдзера был реализован в 1933-м году и оригинальностью не отличался. Местом постройки гаража выбрали участок бывшей фабрики "Красное веретено" на Шлюзовой набережной, что было не очень далеко от самого наркомата на площади Ногина, нынешней Славянской площади. Авторы проекта остроумно использовали рельеф местности: одна часть гаража на пол-этажа выше другой. Это удобно для хранения разногабаритного транспорта. Для сообщения между этажами были впервые в СССР применены хьюми-рампы. Гараж напоминает многоэтажный паркинг. Изначально гаражная часть была накрыта куполообразной крышей.
    Автобаза была в основном укомплектована автомобилями иностранного производства: «Форд», «Лассаль» и другими. В годы войны, на автобазе был развернут авторемонтный завод. После войны автобаза вновь начала работу по обслуживанию госучреждений легковым транспортом. Стали поступать автомобили отечественного производства, такие, как «Победа», «ЗИС», «ЗИМ». Автокомбинат стал обслуживать легковым автотранспортом министерства и ведомства союзного и республиканского значения, такие, как Генеральная прокуратура, Верховный суд, Комитет по науке и другие организации. Численность автопарка доходила до 1000 автомобилей, были развёрнуты дополнительные автостоянки в других районах.
    С момента постройки и до сегодняшнего дня гараж используется по прямому назначению: во время войны здесь находился авторемонтный завод, а в более позднее советское время - автокомбинат N 4 "Мосавтолегтранса". Сейчас в здании размещается несколько автосервисов, а в административном строении на первом этаже есть пивная, в которой можно посидеть с коллегами после окончания рабочего дня.

24. Самое интересное - это здание конторы с полукруглым эркером, выходящим на угол Шлюзовой набережной и Нижней Краснохолмской улицы.


25. А это собственно сам гараж. Автомобили размещались по линейной схеме.


26. Гараж Снабгрэсса в Юрьевском переулке. Архитектор В. Никольский, 1934-й год.


    СНАБГРЭСС — Государственная контора по оперативному снабжению государственных районных электростанций. В состав ансамбля входят конторские здания, гараж и базисные склады.

27. На фото базисный склад с пандусом для разгрузки. Сам гараж я так и не обнаружил, похоже его перестроили. Тем не менее, это объект культурного наследия.


28. Горлов тупик. дом 8/10, нынешний гаражный комплекс ВГТРК, там стоят телевизионные машинки, но только небольшие.


29. Кроме даты строительства - 1938-й год других данных найти не удалось. Постконструктивизм.


30. Мрузовский переулок, 12, гараж НАРКОМПОЧТЕЛЯ


    Проект гаража Наркомата почт и телеграфов был разработан инженером Юрием Фельзером в 1929–1930 годах. Здание гаража было спроектировано в виде железобетонной структуры, которую можно рассматривать как своего рода энциклопедию конструкций, выполнявшихся с помощью этого материала в первой трети ХХ века.
    Помещение мойки было перекрыто с помощью тонкостенных железобетонных оболочек коробового профиля по системе Zeiss-Dywidag. Во время войны использовался для сборки самолетов ввиду близости ЦАГИ и КОСОСа.

31.


32. На протяжении всего времени своего существования здание служит по своему первоначальному назначению - здесь базируется ведомственный автотранспорт ФГУП «Почта России».


33. Гараж Академии наук на улице Вавилова, дом 21.


    В связи с переводом в 1934 году из Ленинграда в Москву Академии наук СССР. встал вопрос обеспечения президиума Академии и её институтов ведомственным автотранспортом. Отсюда появилась и потребность в строительстве автобазы. Первоначальный проект был сделан на основе гаража Госплана, но заказчик его отклонил. В результате по проекту архитектора Павла Моргунова и инженера Юрия Фельзера было построено четырёхэтажное здание гаража на 300 автомобилей. Оно  включает корпус стоянки с двумя пандусами для въезда и выезда автомобилей, заключёнными в цилиндрические выступы на торцах здания.
    По бокам располагаются четырёхэтажные пристройки административно-хозяйственной части. Позади корпуса стоянки находились ремонтно-механические мастерские с металлической фермой  крыши и фонарём верхнего света.
Здание до сих пор используется по назначению и хозяин у него тот же - Академия наук, но только не СССР, а РФ.

34. Нагатинская улица, 4а, стр. 1, гараж Главсевморпути.


    Конторское здание - один в один как у гаража Госплана. Планировалось и остальное построить по тому же проекту. Проектирование гаража Главного управления Северного морского пути было начато Архитектурно-проектной мастерской Моссовета № 7, руководимой Константином Мельниковым, а завершалось уже в рамках мастерской № 2.
В результате смены проектировщика круглое окно на фасаде заменили прямоугольным проёмом, который напоминает портал. В качестве авторов на чертежах указаны архитектор Владимир Курочкин и инженер Алексей Здрок. Строительство гаража предполагалось осуществить в две очереди. Крытую стоянку машин и административный корпус планировали сдать к декабрю 1936 года, а помещения профилактики и ремонта — к октябрю 1937-го. Однако сроки работ сдвинулись, К сожалению здание скрыто со стороны улицы более поздней постройкой. Сейчас здесь: стоянка и офисный корпус АО "Альянстрансатом".

35. Из утраченного - автобаза Моссельпрома. Раcполагалась в районе дома 32 по Комсомольскому проспекту.


    Здание автобазы Моссельпрома — уникальный для 1920-х годов пример полностью железобетонного гаража. Инженеру конторы «Строитель» Евгению Прейсу, спроектировавшему здание автобазы, удалось создать запоминающийся и даже величественный архитектурный образ, несмотря на жёсткие требования транспортников: объект курировал заведующий строительным бюро Моссельпрома Владимир Цветаев — автор одной из первых отечественных монографий по гаражному строительству.

36. К сожалению фотографий со стороны улицы найти не удалось.


В 1937 году Моссельпром был упразднён, после чего в бывшем гараже размещались различные производственные организации. В начале 2000-х здание снесли.

Источник 1
Источник 2
Источник 3 - Википедия

Путеводитель по конструктивизму в моём журнале
Tags: Мельников, Москва, гаражи, конструктивизм, обзоры
Subscribe

Posts from This Journal “конструктивизм” Tag

  • Комсомольск. Часть 2, конструктивизм

    Город Комсомольск вырос практически на пустом месте рядом с селом Миловское на западе Ивановской области. Причиной его появления на свет стал план…

  • Шуя. Конструктивизм.

    Первые промышленные предприятия в Шуе возникли ещё в 18-м веке, это были текстильные фабрики. К началу 20-го века правый берег Тезы в черте города…

  • Ивановский конструктивизм, часть 2

    Во второй части продолжим прогулку по правобережной части города, бывшему селу Иваново. Если в первой части мы в основном смотрели одиночные здания,…

  • Ивановский конструктивизм, часть 1

    Иваново-Вознесенск - не только город невест, но и родина первого Совета. После Москвы и Ленинграда он считался третьей пролетарской столицей. Этот…

  • Конструктивизм Пресненского района. Часть 4

    Постепенно подходят к концу прогулки по конструктивистской Москве. Приходится уже по крохам выскребать отдельные здания. Сегодня заканчиваю с…

  • Конструктивизм района Марьина роща

    Марьина роща была промышленно развитым районо ещё до революции. Промышленность в северной части района продолжала развиваться и при советской…

  • Конструктивизм Басманного района. Часть 7.

    Казалось бы, Басманный район исхожен вдоль и поперёк, в прошлой части я даже попытался закрыть тему конструктивизма района, но, как оказалось,…

  • Конструктивизм Замоскворечья, часть 3

    В 3-й части обзора конструктивистских зданий Замоскворечья будет совсем немного, и поехал я в район улицы Кожевнической из-за здания Кожевнических…

  • Конструктивизм Донского района. Часть 2

    Обзор конструктивистских зданий Донского района Москвы я начал с общежития-коммуны Текстильного института. В этой части посмотрим другие здания.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments

Posts from This Journal “конструктивизм” Tag

  • Комсомольск. Часть 2, конструктивизм

    Город Комсомольск вырос практически на пустом месте рядом с селом Миловское на западе Ивановской области. Причиной его появления на свет стал план…

  • Шуя. Конструктивизм.

    Первые промышленные предприятия в Шуе возникли ещё в 18-м веке, это были текстильные фабрики. К началу 20-го века правый берег Тезы в черте города…

  • Ивановский конструктивизм, часть 2

    Во второй части продолжим прогулку по правобережной части города, бывшему селу Иваново. Если в первой части мы в основном смотрели одиночные здания,…

  • Ивановский конструктивизм, часть 1

    Иваново-Вознесенск - не только город невест, но и родина первого Совета. После Москвы и Ленинграда он считался третьей пролетарской столицей. Этот…

  • Конструктивизм Пресненского района. Часть 4

    Постепенно подходят к концу прогулки по конструктивистской Москве. Приходится уже по крохам выскребать отдельные здания. Сегодня заканчиваю с…

  • Конструктивизм района Марьина роща

    Марьина роща была промышленно развитым районо ещё до революции. Промышленность в северной части района продолжала развиваться и при советской…

  • Конструктивизм Басманного района. Часть 7.

    Казалось бы, Басманный район исхожен вдоль и поперёк, в прошлой части я даже попытался закрыть тему конструктивизма района, но, как оказалось,…

  • Конструктивизм Замоскворечья, часть 3

    В 3-й части обзора конструктивистских зданий Замоскворечья будет совсем немного, и поехал я в район улицы Кожевнической из-за здания Кожевнических…

  • Конструктивизм Донского района. Часть 2

    Обзор конструктивистских зданий Донского района Москвы я начал с общежития-коммуны Текстильного института. В этой части посмотрим другие здания.…