dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Category:

Подозёрский

    Подозёрский - посёлок на западе Ивановской области, на границе с Ярославской. Стоит рядом с шоссе Иваново-Ярославль, но даже не удостоен указателя на этом самом шоссе. Де-юре он с 2004-го года считается селом, но по структуре застройки на село совсем не похож. Да и официальное название "село Подозёрский" звучит для русского уха как-то дико, поэтому я буду называть его посёлком.
    Образован он был в начале 1940-х для работников, добывающих торф, служащий топливом для Ивановской ГРЭС, построенной в селе Милово, ныне это город Комсомольск. ИвГРЭС строилась в 1930-е, но сначала ей хватало торфа, добываемого в районе Тейково и возле села Марково и Обедово, ставшего впоследствии посёлком Октябрьский. С расширением мощностей ГРЭС понадобились новые источники торфа.



2. Уже через километр после перекрёстка вы попадаете в Подозёрский.


    Добыча торфа в районе Подозёрского началась в 1944-м году, доставлялся на ГРЭС он сначала гужевым транспортом. В 1946-м была построена узкоколейная линия от Подозёрского до Комсомольска. Сеть узкоколеек постепенно развивалась к северу и востоку от посёлка и к концу 1960-х стала достаточно разветвлённой. Ещё лет 15 назад Подозёрский был популярен среди любителей узкоколеек. Эта сеть принадлежала Комсомольскому транспортному управлению. В 1980-м году торф на ИвГРЭС в качестве топлива использовать прекратили, но остались сельские и поселковые котельные, работающие на торфе. Но основной поток добытого торфа шёл вместо Комсомольска в Новое Леушино, где перегружался на широкую колею и развозился по электростанциям, ещё не переведённым на мазут и газ. Торф также добывали для использования в сельском хозяйстве для повышения плодородности почвы.
    Узкоколейка пересекала трассу Иваново - Ярославль. При пересечении её машинисту поезда приходилось останавливаться, опускать шлагбаум, проезжать, затем возвращаться и поднимать его. Кроме составов с торфом по узкоколейке ходили и пассажирские поезда. В Комсомольске пассажиропоток по узкой колее был даже больше, чем по широкой.

3. 3 фото с сайта о железных дорогах.


4.


5.


6. Это же место сейчас выглядит так.


    От железной дороги не осталось и следа. Разгром узкоколейной сети начался в 1991-м и завершился в 2009-м, когда сняли и сдали на металлолом последние рельсы и остатки подвижного состава. В отсутствие железной дороги посёлок может привлечь туристов двумя вещами - застройкой разнообразными двухэтажными послевоенными домами и фестивалем садовой земляники, которую большинство ошибочно называют клубникой.
    Но сначала я попытался найти какие-нибудь остатки торфяного производства - сборные и перегрузочные пункты. Даже расспросы местных жителей результата не дали. Похоже, что составы с торфом отправлялись на ГРЭС напрямую. Тем не менее, кое-какие промышленные здания здесь есть.

7. Бывшая котельная с транспортёром подачи торфа и узлом разгрузки вагонов.


8.


9. Похоже, что это что-то типа водонапорной башни. Из бака на верху запитывались водой котлы. Пока ещё не пошла на металлолом.


10. Остатки трубы. Весьма необычная конструкция.


11. Скорее всего теплоизолированная ёмкость для воды.


12. Вагоны с торфом подавались на насыпь, проезжали пункт разгрузки. (фото из Википедии)


13. Пункт разгрузки торфа.


14. Внутри на металлических балках лежали рельсы. Из вагонов торф ссыпался вниз, откуда транспортёром подавался в топки котельной. Балк и рельсы спилили и сдали на металлолом.


15. Насыпь, состоящая из торф, тоже частично разобрана и пущена в сельхозоборот.


    Движение по узкоколейке осуществлялось до 2007-го года, дважды в сутки ходил рабочий поезд. На нём же ездили и грибники. Правда состоял он только из одного мотовоза ЭСУ2А, вагонов не было. Движение грузовых составов было прекращено ещё до ликвидации котельной, работающей на торфе и топливо подвозили автотранспортом. Работала котельная только в отопительный сезон.

16. Примерно в 2009-м году поставили газовую блочную автоматическую котельную. Справа от неё видно отвалившийся кусок трубы.


17. Теперь на площадке котельной пасутся козы местных жителей.


18. На память о "торфяном" прошлом остались домики для мотовозов и название озера Торфосос.


19. Ещё мне удалось найти стеллажи с сушившимися на них торфяными брикетами.


20. Кроме добычи торфа население Подозёрского работало и на заводе токарных резцов. Этот корпус построен в 1949-м году.


21. Ещё там собирали и ремонтировали тракторные двигатели.


22. Производства никакого не осталось, стоят два трактора, скорее всего для коммунальных нужд, да ещё парнишка ковырялся в экскаваторе.


23.


24. Прогуляемся по самому посёлку.


25.


26.


27.


28.


29.


30. А это уже более новые двухэтажки.


31.


32. Памятник Ленину возле местного ДК.


33. За спиной Ильича процветает частная торговля. В колбасный ларёк даже очередь была.


34. Есть целых два школьных здания.


35.


36. Ещё одно школьное здание.


37. Медицинское учреждение.


38. Спортивная площадка.


39. Есть ли в Подозёрском политика? Есть!


40. По аналогии с суздальским фестивалем огурца и лухским фестивалем лука в Подозёрском проводится ежегодный фестиваль "клубники".


    Разыгрываются звания «Клубничная Королева», "Принц и Принцесса Земляничка", проводится конкурс красоты "Мисс Виктория". Параллельно бойко идёт и торговля ягодой. Приезжают гости из Иванова, Ярославля, Костромы. Землянику здесь выращивают почти все, это неплохой источник дохода. Здешний микроклимат и почва хорошо подходят для этой ягоды. Выращивают три сорта: «Фестивальный», «Лорд» и «Вента».
    Одно время пытались разводить карпов в картах, но дело не пошло, так что основное занятие у большинства жителей - садоводство. А люди здесь хорошие, отзывчивые, никто не косится на человека с фотоаппаратом, в меру сил и знаний пытались помочь в моих поисках.

41. Церковь скорее всего переделана из какого-то дома.


42.


PS Когда искал хоть какую-то информацию по Подозёрскому, натолкнулся на объявление о продаже трёхкомнатной квартиры площадью 66 кв. м. за 450 тысяч рублей.

Отчёты по результатам этой поездки:

Иваново, усадьба Бурылина
Иваново, БИМ
Старая Вичуга
Лух
Иваново, конструктивизм, часть 1
Вичуга, Новая Гольчиха
Иваново, конструктивизм, часть 2
Подозёрский
Иваново, монастыри и храмы
Шуя, город-сад
Вичуга, Тезино
Вичуга, Бонячки
Комсомольск
Tags: ЖД, Ивановская область
Subscribe

Posts from This Journal “Ивановская область” Tag

  • Введеньё и Чернцы

    Введеньё - ещё один пример "сдвоенных" сёл. Как Иваново - Вознесенское, Дунилово - Горицы, оно состоит из двух ранее самостоятельных сёл,…

  • Прогулка по Шуе, часть 2

    Предыдущая часть прогулки закончилась у Покровской церкви, которая, как и Киселёвская больница находятся на территории Шуйского кремля. Кремль…

  • Прогулка по Шуе, часть 1

    Стоит ли ехать в Шую в туристических целях? Решает каждый сам за себя, а я расскажу о том, что я там увидел. В Шуе представлены практически все…

  • Дунилово и Горицы

    Село Дунилово находится примерно в 20-ти километрах к северу от Шуи. если вдруг соберётесь туда съездить, то советую ехать из Шуи через Введеньё,…

  • Шуя. Памятные места

    В этой части прогуляемся по правобережью Шуи, поищем места, связанные с известными людьми и событиями. Шуя в начале 20-го века была промышленным…

  • Комсомольск. Часть 2, конструктивизм

    Город Комсомольск вырос практически на пустом месте рядом с селом Миловское на западе Ивановской области. Причиной его появления на свет стал план…

  • Комсомольск. Часть 1

    Комсомольск - небольшой город на западе Ивановской области, районный центр. Город появился благодаря строительству по плану ГОЭЛРО Ивановской ГРЭС.…

  • Писцово. Храмы

    В первую очередь в Писцово туристов привлекает храмовый комплекс в центре села, состоящий из двух церквей, шатровой колокольни и двух сохранившихся…

  • Писцово. Село и фабрика

    Село Писцово находится рядом с трассой Иваново - Ярославль, заехать в него не составляет труда и не отнимет много времени. Село большое - 4 церкви,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments