dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Вичуга. Тезино

    Когда подъезжаешь к Вичуге со стороны Иваново, уже километров за 10 можно видеть высоченную колокольню и церковь рядом с ней. Особенно впечатляет это зрелище в солнечную погоду. Отражая лучи утреннего солнца, золочёные купола выполняли роль маяка. Воскресенский собор, или Красная церковь, - главная достопримечательность района Вичуги, который когда-то был селом Тезино. Впрочем, и сейчас район этот называется Тезино.
    Как и почему в небольшом селе появился такой грандиозный храм я расскажу в конце поста, там же будет и много фотографий церкви.  А в начале будет рассказ об источниках средств, на которые была построена эта церковь, о фабриках и всём, что с ними связано.




    В начале 19-го века владельцем земель, на которых стояло сельцо Тезино был князь Иван Борисович Куракин, правнук Ксении Лопухиной, сестры Евдокии, первой жены Петра I. Умер Куракин в 1827-м году, при этом наследников не оставил и земли оказались в подвисшем на 10 лет состоянии. Именно столько времени по тогдашним законам давалось на предъявление прав на наследство. Впоследствии, если претендентов не объявлялось,  земли отходили в казну или местному дворянскому обществу и могли быть выставлены на торги.
    На момент смерти князя большинство вичугских новоиспечённых фабрикантов (Миндовские, Коноваловы, Климентьевы) уже смогли выкупить себя из крепостничества, а вот Дмитрий Разорёнов, основатель купеческой династии Разорёновых, не успел и, будучи уже владельцем фабрики, продолжал оставаться крепостным, правда без "хозяина". За это время он успел неплохо подняться.
    В 1837-м году земли вместе с крепостными крестьянами выкупил генерал Емельян Павленков, зять Гавриила Рюмина, самого богатого на Рязанщине человека. Выкупаться Разорёнову пришлось уже у нового хозяина. И если для предыдущих купцов выкуп обходился в 2-3 тысячи рублей, то Павленков, правильно оценив ситуацию, содрал с Дмитрия Разорёнова аж 100 тысяч, огромные по тем временам деньги! Тем самым он компенсировал все затраты на приобретение имения, да ещё и в плюсе остался.
    У Дмитрия Разорёнова было три сына - Алексей, Герасим и Егор. Алексей и Егор умерли относительно рано, но распоряжения по наследованию были выданы ещё при их жизни, и их доли достались их вдовам, а впоследствии их сыновьям и внукам. В результате во второй половине 19-го века в Тезино
образовались три фабрики трёх поколений Разорёновых - Герасима Дмитриевича, Никанора Алексеевича и Николая.

    Мне удалось найти следы двух фабрик. Самую большую удалось идентифицировать как фабрику Никанора Разорёнова. Он основал её в 1870-м году, будучи уже кинешемским купцом 1-й гильдии. С 1882-го года фабрика входила в состав Товарищество Мануфактур Никанора Разорёнова и Михаила Кормилицына (зятя Никанора). С 1908-го года в составе Товарищества мануфактур Герасима Разорёнова и Ивана Кокорева.

2.


    В 1874-м он строит новый большой корпус, в котором устанавливает 350 механических станков с приводом от паровой машины. К 1879-му году на фабрике работает около 700 рабочих. В 1882-м году в ткацком отделении уже работало 475 станков. В других фабричных корпусах были организованы сновальное, отделочное, белильное и красильное отделения. Были и обслуживающие производства: слесарное, кузнечное и столярное. К тому времени при фабрике работала больница на 10 коек.
    В 1864-м году Никанор совместно с прихожанами построил церковь Петра и Павла с приделом в честь иконы Смоленской Богоматери и апостола Никанора. Благодаря появлению церкви сельцо Тезино повысило свой статус, стало селом. К сожалению, в советское время церковь была уничтожена.
    В последние годы у Разорёнова начались неудачи в бизнесе. Ошибка в выборе оборудования привела к тому, что более совершенные, чем обычно использовались в России, станки чаще ломались, для их обслуживания требовалась более высокая квалификация рабочих. плюс к этому на одной из фабрик товарищества, расположенной в Кинешме, в 1885-м году произошёл пожар. Для восстановления потребовались деньги, пришлось экономить на рабочих, снижать расценки. Им это не понравилось, начались волнения. В апреле 1889-го дошло до того, что пришлось применять войска. Убитых не было, зачинщиков публично выпороли розгами. Эти потрясения не прошли для Никанора Разорёнова даром, в декабре того же года он умер.
    В советское время фабрика Никанора Разорёнова стала частью фабрики «Красный Профинтерн». В начале нашего века в корпусе разместилась мебельная фабрика.

3. Со зданиями обходятся совершенно варварски, превращают красивый дореволюционный краснокирпичный цех в безликую серую коробку.


4. Корпус, построенный уже в советское время.


5. Ещё одно фабричное здание находится к западу от фабрики Никанора Разорёнова.


6. По нему мне информации найти не удалось.


7. Но и здесь сейчас делают мебель.


8.


9. Назначение этого красивого здания мне тоже непонятно. Это мог быть как особняк одного из Разорёновых, так и школа. Для больницы на 10 коек здание великовато.


10. В последнее время в нём было общежитие. Видно как поднялся уровень земли.


11. Улица Абрамовой, дом 18.  Бывшая фабричная казарма расположена к востоку от фабрики, неподалеку от главного входа на ее территорию.


Огромная четырехэтажная кирпичная казарма “каморочного типа” (то есть с покомнатным расселением, предназначенным преимущественно для семейного проживания) возведена в 1897 году по заказу владельцев фабрики.
    Монументальное здание состоит из двух объемов, соединенных между собой переходом, – вытянутого жилого, прямоугольного в плане, и примыкающего по центру кубообразного хозяйственного. Обе части завершены пологими вальмовыми кровлями. Фасады имеют четкую структуру членений. Нижний этаж трактован как цокольный – стенная плоскость здесь оформлена рустом вперебежку и завершена профилированным карнизом. Углы объемов подчеркнуты гладкими лопатками, объединяющими верхние этажи и украшенными двухчастными языками, “обтекающими” арочную нишку. Венчает здание ступенчатый карниз, дополненный аркатурным фризом (в хозяйственном корпусе в аркатурный фриз вписаны маленькие сдвоенные арочные чердачные окошки). Крупные, с лучковыми перемычками окна этажей членят стены в мерном ритме. Подоконники проемов четвертого этажа объединены профилированной полочкой с разреженными ступенчатыми кронштейнами.


12.


Типовую планировку этажей в жилом корпусе формирует широкий продольный коридор с окнами на торцах, по обе стороны которого расположены одинаковые комнаты – так называемые каморки площадью в 20 кв. м (всего на каждом этаже располагалось по 35 комнат), посередине – большая комната-рекреация. Напротив нее находится коридор-переход в хозяйственный блок казармы, где в каждом этаже были расположены просторные кухни и подсобные помещения. Междуэтажные лестницы размещены в торцах жилого объема и вдоль южной стены хозяйственного.

13.


14. Улица Ленинградская, дом 60. Ещё одна фабричная казарма.


Четырехэтажный, кирпичный, прямоугольный в плане объем с двумя легкими симметричными ризалитами, отмечающими на восточном фасаде положение лестничных клеток, завершен двускатной кровлей с пологими фронтонами на торцах. Горизонтальные членения представлены высоким оштукатуренным цоколем, ограниченным валиком, плоским профилированным поясом между вторым и третьим этажами, разделяющим фасады на два яруса, и узким венчающим карнизом. Углы объема в нижнем ярусе фиксированы рустованными лопатками, которым соответствует дощатый руст в нижнем ярусе ризалитов. Регулярно расставленные окна с рустованными лучковыми перемычками, П-образными подоконными досками и прямоугольными лежачими филенками под ними объединены плоскими вертикальными нишами. В ризалитах помещены арочные порталы входов и три крупных витражных проема с мелкой расстекловкой, освещающих лестничную клетку (верхний – с полуциркульной перемычкой).

15. Внутренняя планировка – коридорного типа. Сохранились первоначальные бетонные лестницы с ограждением из фигурных чугунных балясин в духе эклектики.


16. Здание к западу от фабрики Разорёнова похоже на бывшую казарму. Сейчас числится как клуб.


17. Рядом с ним полузаброшенное здание сталинских времён. Судя по единственному подъезду, использовалось в качестве общежития.


18. Пройдёмся, посмотрим что ещё есть в округе. Остатки мозаики на хрущёвке, стоящей торцом к улице 2-й Библиотечной.



19. Во дворе пятиэтажек стоит особняк Никанора Разорёнова, который на самом деле был построенным им для дома причта Петропавловской церкви. Ныне здание используется в роли военкомата. К сожалению, подготовился я к посещению Вичуги недостаточно тщательно, поэтому фото из сети.


20. Сталинка на углу 2-й Библиотечной и Ленинградской улиц. На перекрёстке даже светофор есть, единственный в Тезино. Ленинградская - это основная дорога, соединяющая Тезино с Бонячками, которые считаются главным центром Вичуги.


21. Похоже, что это бывший детсад, а ныне православный детский центр.


22. Скульптура у входа.


22. Улица Ленинградская, дом 72. Конструктивистское здание бывшей школы. Сейчас там городские службы - МФЦ, налоговая и т.д.


23. Водонапорная башня рядом с бывшей школой. Построена в 1961-м году.


24. Мозаичный воинский мемориал в парке за школой. Около 500 фамилий.


25.


    Ну а теперь вернёмся к церкви, с которой начался рассказ. История её появления связана с трагедией, произошедшей в семье Ивана Кокорева, женатого на Анне, дочери уже упоминавшегося Герасима Разорёнова. Брак был обоюдовыгодным. Иван получил неплохое приданое, а Разорёновы надёжного компаньона, к тому же тоже из купеческого сословия. Впоследствии тесть с зятем основали уже упоминавшееся Товарищество мануфактур Герасима Разорёнова и Ивана Кокорева и управляли разросшимся семейным предприятием совместно.

26.


    26 мая 1907-го года младшая дочь Кокоревых Лидия перед сном стала поправлять лампадку перед иконой в своей комнате. Окно было приоткрыто, а на столе стояла свеча. В результате сквозняка одежда Лидии попала на огонь свечи и загорелась. Быстро потушить огонь не удалось, девушка получила тяжёлые ожоги. И местные, и срочно вызванные из Москвы врачи помочь ей не смогли, 30 мая Лидия скончалась. Когда родители немного пришли в себя, они решили построить в память о любимой дочери храм, чтобы он служил ей памятником, а прихожанам местом для молитвы.
    На годовщину смерти Лидии 30 мая 1908-го года в торжественной обстановке храм был заложен. За для строительства храма был взят Успенский собор Кремля. А колокольня получилась сборная - нижняя часть от Успенского собора, средняя вставка - от Покровского (Василия Блаженного), а верхняя часть - копия Ивана Великого. Таким образом были соединены воедино собор и колокольня, которые в Кремле стоят отдельно. Причём колокольня получилась на 9 метров выше своего прообраза. Автор проекта - московский архитектор С.И. Кузнецов. Храм был освящён 5 июня 1911-го года.

27.


28.


29.


30. Мемориальная доска установлена по случаю столетия закладки храма.


31. Здание украшено уникальными майоликовыми панно - дань модному в то время стилю модерн. Делались панно на знаменитой абрамцевской фабрике.


32. Панно оформлены все три входа в храм.


33.


34.


35.


36. Триптих над апсидами.


37.


38. Панно требуют реставрации.


39.


40. Сделал пару снимков внутри церкви.


41. Расписывал храм Иван Баканов со своим учеником Иваном Маркичевым. Имя первого носит улица в Палехе, а второй в советское время стал Народным художником России. Про Софонова на доске ошибочно написано.


    Службы были прекращены в 1927-м году, а в 1930-м решением облисполкома храм был закрыт, в нём устроили зернохранилище. В том же году сожгли Петропавловскую церковь в Тезино. В разное время в храме были кузница, на колокольне устроили вышку для прыжков с парашютом. Но после того. как разбился один из курсантов, прыжки прекратили. Затем в храме сделали трансформаторную подстанцию фабрики "Красный Профинтерн", а на колокольне установили телевизионный (радио) ретранслятор. С 1954-го года здание церкви прекратили использовать в хозяйственных целях и там обосновались криминальные элементы.
    Для ликвидации очага преступности власти собирались снести храм, начались протесты верующих. Храм решили сохранить, но опять-таки использовать его в хозяйственных целях. Но ни артели "Победа", ни промкомбинату он оказался не нужен. Наконец его удалось передать Вичугскому торгу под склад. В 1989-м году храм всё-таки вернули верующим, с тех пор началось восстановление церкви и колокольни. Сейчас всё выглядит хорошо за исключением майоликовых панно, которым требуется реставрация.

42.


43. Здание рядом с храмом. По одним сведениям это церковно-приходская школа, по другим - дом причта.


44. Возле церкви надгробие на могиле потомственного почётного гражданина Никифора Коновалова. Хотя Википедия говорит, что он похоронен на кладбище в Хреново.


45. Воинский мемориал на кладбище рядом с церковью.


46.


47.


Отчёты по результатам этой поездки:

Иваново, усадьба Бурылина
Иваново, БИМ
Старая Вичуга
Лух
Иваново, конструктивизм, часть 1
Вичуга, Новая Гольчиха
Иваново, конструктивизм, часть 2
Подозёрский
Водонапорные башни Иванова и области
Иваново, монастыри и храмы
Шуя, конструктивизм
Вичуга. Тезино
Шуя, город-сад имени Арсения
Вичуга, Бонячки
Комсомольск
Шуя. Заречье фабричное
Ростов, Спасо-Яковлевский монастырь
Tags: Вичуга, Ивановская область, Старые фабрики, казармы, церкви
Subscribe

Posts from This Journal “Вичуга” Tag

  • Вичуга. Новая Гольчиха

    Моя поездка проходила по землям, некогда населённым народом меря. Народ этот и сейчас существует, использует осколки своего языка, соблюдает…

  • Старая Вичуга

    Старая Вичуга - посёлок городского типа недалеко от города Вичуга. Собственно Вичугой раньше был именно он, но когда промышленные сёла и посёлки,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 26 comments

Posts from This Journal “Вичуга” Tag

  • Вичуга. Новая Гольчиха

    Моя поездка проходила по землям, некогда населённым народом меря. Народ этот и сейчас существует, использует осколки своего языка, соблюдает…

  • Старая Вичуга

    Старая Вичуга - посёлок городского типа недалеко от города Вичуга. Собственно Вичугой раньше был именно он, но когда промышленные сёла и посёлки,…