dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Ростов. Свято-Троицкий Варницкий монастырь и церковь на Ишне

    Рассказ о монастырях, окружающих Ростов Великий я начал в 2017-м году с Борисоглебского монастыря. Потом был рассказ о Спасо-Яковлевском монастыре, образованном из двух - Яковлевского и Спасского. Сегодня рассказ будет о Свято-Троицком Варницком монастыре, который мы посещали в 2015-м году, когда только закончились работы по восстановлению старых и строительству нового храма, и монастырские постройки блестели свеженькой краской..

Свято-Троицкий Варницкий монастырь находится к северу от Ростова.


   Монастырь основан в 1427 году, пять лет спустя после обретения мощей Сергия Радонежского. В то время в Ростове и его окрестностях еще живы были люди, которые слышали рассказы своих родителей о родителях Сергия Кирилле и Марии и могли указать основателю монастыря, архиепископу Ростовскому Ефрему, место, где некогда находился их дом.
    Неизвестно, какое имя носило в то время это селение, расположенное близ речек Ишни и Песошни (последнюю, заросшую травой, сейчас не так-то легко заметить — она открывается взгляду лишь во время разлива). В XVI—XVII веках оно называлось Никольской слободой, об этом мы узнаем из писцовых книг («в слободке Никольской, где бывали варницы на речке Ишне…»). Название это происходило от храма свт. Николая, разобранного вследствие своей ветхости в конце XVII века. В указанное время слобода была довольно многолюдной, здесь стояло три храма, из которых к концу XVIII столетия остался лишь один — во имя свт. Климента, Папы Римского.
    Жители слободки занимались соляным промыслом. Когда добыча соли прекратилась, то и слобода начала пустеть. От соляных варниц ей осталось лишь имя, под которым она известна и сейчас.
    Монастырь был весьма скромным, кроме места, в котором он расположен, ничего привлекательного для паломников у него не было - ни святынь чудотворных, ни подвижников известных. Монахи с трудом могли прокормить сами себя. Из-за отсутствия доходов не было возможности вести каменное строительство, и до 17-го века он оставался целиком деревянным.
    Во время польско-литовского нашествия Варницкий монастырь не избежал печальной участи — интервенты сожгли его и разграбили, выместив еще на монахах свое недовольство тем, что «мало пограбилось», нечего взять было. После этого обитель влачила самое жалкое существование вплоть до 1624 года, когда царь Михаил Федорович дал ей жалованную грамоту. Состояние монастыря несколько поправилось, однако благополучным его все же назвать было сложно.
    "Оптимизация" - это изобретение отнюдь не 21-го века. В 1725 году последовало определение архиепископа Ростовского и Ярославского Георгия, согласно которому Варницкий монастырь обращался в девичий и сюда переводились монахини Рождественского монастыря. Варницкую братию переселили, в свою очередь, в Спасо-Песоцкий монастырь, находившийся бок о бок с Яковлевским монастырем и спустя несколько десятилетий приписанный к нему. Видимо начальство посчитало, что женщины - народ более терпеливый и выносливый.
    Но расчёт не оправдался. Испытывая недостаток во всем, начиная с дров и пропитания, они в том же 1725 году обратились к владыке Георгию с просьбой перевести их обратно в Рождественский монастырь. Ходатайство было удовлетворено, однако не сразу, а только через шесть лет. В 1731 году в Троице-Сергиев Варницкий монастырь вернулись монахи.
    В первой половине 1760-х годов над монастырем нависла угроза упразднения, но дело обошлось «малой кровью»: он был всего лишь оставлен за штатом, то есть на своем содержании. Кроме того, если прежде монастырем управлял игумен, то отныне — строитель, что также означало определенное понижение его статуса. Тем не менее, именно последняя треть XVIII века ознаменовалась благоустройством и украшением монастыря. Своих средств у него на это не было, но нашлись благотворители.


2. Открытка 1910-го года. Название монастыря написано с ошибкой. Здесь он почему-то Зарницкий.


3. В 1770 году началось строительство каменного собора с колокольней, освященного в 1771 году во имя Святой Троицы (как и прежний, деревянный, храм). На момент нашего посещения церковь стояла в лесах, поэтому фото из Википедии.


4. Видно, что современный вид несколько отличается от первоначального. Дела в том, что храм пришлось строить практически заново.


5. Иконостас Троицкого собора. Минимум икон, но сам по себе иконостас красивый.


6. Введенская церковь впервые упоминается в 1829-м году. В таком виде она встретила 21-й век. Через монастырь насквозь шла дорога.


    В 1783—86 годах у северной стены обители был возведен еще один каменный храм — во имя святителя Николая. Простоял он менее полувека: в 1824 году он сильно пострадал при пожаре и впоследствии был разобран.

    К 1831-му году в монастыре было всего 13 человек: настоятель, три иеромонаха, один вдовый священние, один иеродиакон и семь послушников. Весьма скромный штат.
    В 1907-м году в монастырь приезжал вновь назначенный на Ярославскую епархию архиепископ Тихон, ставший через десять лет патриархом. В 1919-м году монастырь был закрыт декретом новой власти, братию приписали к приходу, но ещё почти 5 лет они могли жить в стенах монастыря. Выселили всех в 1924-м году, дальнейшая судьба их неизвестна.  Строения монастыря были использованы в хозяйственных целях и доведены до полной разрухи.
    В 1995-м году территорию передали церкви. На период восстановления монастырь передали Троице-Сергиевой Лавре, у которой для этого было достаточно ресурсов.

7. И в 2014-м году монастырь выглядел уже так. (Фото с сайта монастыря)


    Всё новенькое, чистенькое, практически стерильное. И атмосфера соответствующая. Поэтому надолго мы там не задержались, тем более, что храмы были закрыты и к тому же нас попросили не фотографировать, оттого моих фотографий здесь только половина.

8. Собор Преподобного Сергия Радонежского. Освящён в 2014-м году.


9. В плане архитектуры смотрится вполне достойно.


10. На переднем плане деревянная часовня Сергия Радонежского, построенная в 1992-м году.


11. Стены монастыря имеют пять башен.


12. Надвратный храм в честь преподобных Кирилла и Марии, родителей Варфоломея.


Источник - сайт монастыря.

13. Ниже по течению речки Ишни в селе Богослов стоит замечательная деревянная церковь.


    По легенде построена она была в 1687-м году двумя монахами за два года одними топорами и пилами. Сработана из карельской сосны (проморёной в морской воде) без единого гвоздя. Потолок выложен паркетным рисунком из брёвен. Брёвна стен пригнаны так, что между ними не влезает даже лезвие бритвы. Служила пунктом сбора пошлины с проходящих по Ишне судов в пользу монастыря, откуда были сами монахи. Возникает вопрос - как сюда доставляли морёную карельскую сосну?
    По другой легенде церковь сама приплыла по Ишне из Неро-озера, причём против течения. Откуда она взялась в озере, не поясняется. На то она и легенда.

14.


    А Википедия говорит, что построена церковь в 1687-м году архимандритом Авраамиевского монастыря Герасимом в память явления на этом месте Иоанна Богослова Авраамию Ростовскому. Именно здесь Иоанн дал Авраамию жезл для сокрушения идола Велеса. Но рассказ об этом будет в следующей серии.
    Это самый древний деревянный храм в Ярославской области. По общей композиции принадлежит к типу ярусных церквей, распространённых в России в конце XVII века. По принятой традиции, здание, приходившее в ветхость, заменяли новым, размеры и формы которого повторяли, как правило, предшествующую постройку. Так что сейчас сложно сказать, какая это по счёту реинкарнация. На фотографиях видно, что нижние венцы совсем светлые.
  Эта церковь запоминается, прежде всего, совершенством пропорций и соотношений объёмов. Вознесенный на высокий подклет, храм господствует над окружающей местностью. Его внутреннее пространство производит не меньшее впечатление, чем наружный облик. Низкая, полутёмная галерея с волоковыми окнами резко контрастирует с высоким, наполненным светом пространством самого храма и трапезной. Их стены настолько чисто выструганы, что кажутся полированными. Образы из иконостаса и резные позолоченные Царские врата 1562 года работы мастера Исайи сегодня экспонируются в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль», филиалом которого является церковь. В самом же храме находится точная копия Царских врат.

15.


16. А ещё Википедия приводит фотографию Прокудина-Горского. Вот как он это делал в свои доисторические времена?

Tags: Монастыри, Ростов, Ярославская область, церкви
Subscribe

Posts from This Journal “Ростов” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments