dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Ростов. Богоявленский Авраамиев монастырь

    Кольцо монастырей-крепостей вокруг Ростова состояло из Спасского и Яковлевсого монастырей на юго-западе, Борисоглебского в отдалении на северо-западном направлении, Авраамиева и Петровского на северо-востоке. На том же северо-востоке стоял ещё и Белогостицкий Георгиевский монастырь. В центре города находится Богородице-Рождественский монастырь Последние три сейчас пребывают в плачевном состоянии. Ну и сам Ростовский кремль - резиденция Ростовских митрополитов.
    Но для обороны из всех этих монастырей был нормально приспособлен только Борисоглебский. Поляки его не тронули. Что стало тому причиной - Иринарх ли убедил Сапегу уйти от монастыря или же высокие крепкие стены, теперь уже останется загадкой навсегда.

Богоявленский Авраамиев женский монастырь находится на северо-восточной окраине Ростова.


2. Авраамиев монастырь считается одним из древнейших в Северо-Восточной Руси и начало своё берет с 990 года. Только почему-то дата основания, написанная на сайте монастыря отличается от написанной на стенде в монастыре. Они что, свой сайт не читают?


 Основатем монастыря был преподобный Авраамий. Из жизнеописания преподобного известно, что когда он поселился близ Ростова, на чудском конце города находился бездушный истукан Велеса, почитавшимся местными язычниками за покровителя торговли и богатства, и преподобный Авраамий просил Бога дать силу и благодать Святого Духа разорить злокозненного идола. Получил откровение, что для его свержения требуется идти в Царьград, в дом Иоанна Богослова, преподобный Авраамий отправился в путь, который был чудесно сокращен, поскольку сам апостол явился Авраамию на берегу реки Ишни. Св. Иоанн вручил ему трость и велел без боязни вооружиться на идола Велеса. Вернувшись, преподобный Авраамий одним ударом камышовой трости сокрушил истукана, «и абие идол Белее в прах бысть». На месте разрушенного идола преподобный построил храм во имя Святого Богоявления Господня и «келий устроил и монахи собрав, бысть им наставник и сотвори обитель свою общею».
    Пожив богоугодно и «быв образ всем в добродетелех», Авраамий преставился 29 октября / 11 ноября 1010 года. Святые мощи преподобного были обретены и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III (1176-1212).
    Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. В годину монголо-татарского ига из ее стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. Из жития преподобного Иринарха Ростовского известно, что он провел несколько лет в Авраамиевом монастыре в конце XVI века. В те же годы в обители подвизался преподобный Пимен Затворник Жития его не сохранилось.
Слово «старец» относилось в то время к особо почтенным монахам, много лет прожившим в монастыре. Подвигом преподобного стал затвор и ношение вериг. Преподобный Пимен, Затворник Ростовский почитается в лике собора Ростово-Ярославских святых.
    Обитель посещали Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский и святитель Тихон, будущий Патриарх Всероссийский. В Авраамиево-Богоявленском монастыре три храма. Первый и главный храм монастыря в честь Богоявления был построен еще преп. Авраамием. Первоначально он был деревянным. Каменным же стал со времен царя Ивана Грозного, который в 1553 году, отправляясь на покорение Казани, взял с собой трость Иоанна Богослова, хранившуюся при святых мощах чудотворца Авраамия, «да тако и бысть взята Казань».
    После победы архимандрит Иоаким повелением царя Иоанна Васильевича заложил в монастыре на месте деревянного Богоявленского храма «церковь каменну с четырьма приделама». В посвящении приделов Богоявленского собора отразилась история чудотворной трости. Один из пределов посвящен преподобному Авраамию Ростовскому, другой — апостолу Иоанну Богослову, чей жезл забрал с собой царь, а третий покровителю самого царя — св. пророку Иоанну Предтече. Монастырский собор Богоявления Господня вобрал в себя все лучшее в русском зодчестве. Главный объем храма имеет форму куба и завершается традиционным для Руси пятиглавием. Придел преподобного Авраамия украшен стройным шатром, характерным для XVI века. Придел Усекновения главы св. Иоанна Предтечи увенчан горкой кокошников московского зодчества. А над приделом св. Иоанна Богослова в XIX веке ростовские каменщики, подражая древним мастерам, пристроили звонничную башню.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9. Второй монастырский храм в честь праздника Введения во храм Божией Матери связан с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, местоблюстителя Патриаршего престола и строителя Ростовского кремля. Им был построен обычный русский храм-трапезная с покрытием на два ската и главкой посередине.


10.


11. В том же XVII веке был выстроен на средства ростовских помещиков, государевых стольников Мещериновых и третий надвратный храм монастыря в честь святителя Николая чудотворца, в котором сейчас и проходят богослужения.


 В XVII веке в связи с канонизацией митрополита Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря, Богоявленский монастырь остался в тени, так что в XIX веке один из его настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как все, что я ни видел, требовало устроения и обновления». В таком положении оказался монастырь после длинного ряда номинальных настоятелей с продолжительными периодами междунастоятельств. Впрочем, обитель была восстановлена, и в ней особое внимание паломников привлекали мощи преподобного Авраамия. Ростовские матери молились угоднику Божию о здравии своих младенцев.
    В 1915 году братия обители была переведена из Авраамиева монастыря в Яковлевский. На их место приехали сестры Полоцкого монастыря с мощами основательницы этой обители, преподобной Евфросинии.
    С 1917 года наступили трудные времена для всей Русской Церкви и Авраамиевской обители, в частности. А именно, в 1918 году была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение обители.
    26 апреля 1920 года в числе прочих были осквернены мощи преп. Авраамия Ростовского, а затем переданы в музей. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей. За волной государственного грабежа пошли волны местных грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось, собор требовал починки, во многих монастырских кельях жили рабочие. Все же монастырь продолжал существовать, прикрываясь наименованием «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество». В 1929 году по распоряжению советских властей прекратились богослужения в монастырских храмах
. Произошло примерно то же самое, что Авраамий сотворил с идолом Велеса.

12. Народ- богоносец быстренько разобрал монастырские стены на кирпичики. Башни, видимо, не осилил.


13.


 Часть монастырской общины и служителей ненадолго перешла к общине ростовского Успенского собора, и многие из монастырской братии впоследствии арестованы. В 1930 году начали разрушать стены монастыря. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме последовательно-детский сад, санаторий, потом медвытрезвитель, о котором сняли сюжет для сатирического киножурнала «Фитиль». В Никольском храме размещались воинская часть, квартиры. В келейном корпусе было устроено общежитие расположенной рядом фабрики Рольма.
    И хотя храмы подвергались время от времени реставрации и присмотру, все же к нашему времени постройки обители оказались разорены и требуют значительного ремонта. Особенно тяжелое состояние у Богоявленского собора, где стены и арки требуют большого капитального ремонта.
    В 1991 году мощи преп. Авраамия были возвращены Церкви и почивают сейчас в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре. В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено Подворье Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В том же году освящен Никольский храм и возобновлена его жизнь в качестве прихода Русской Православной Церкви.
    В 2004 году по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии.


Источник - сайт монастыря

Отчёты по результатам этой поездки:

Иваново, усадьба Бурылина
Иваново, БИМ
Старая Вичуга
Лух
Иваново, конструктивизм, часть 1
Вичуга, Новая Гольчиха
Иваново, конструктивизм, часть 2
Подозёрский
Водонапорные башни Иванова и области
Иваново, монастыри и храмы
Шуя, конструктивизм
Вичуга. Тезино
Дунилово. Покровская церковь
Шуя. Заречье фабричное
Ростов, Спасо-Яковлевский монастырь
Шуя, город-сад имени Арсения
Писцово. Село и фабрика
Писцово. Храмы
Комсомольск. Часть 1
Комсомольск. Часть 2, конструктивизм
Шуя. Памятные места
Дунилово и Горицы
Иваново, НИМ
Прогулка по Шуе, часть 1
Прогулка по Шуе, часть 2
Ростов, Авраамиев монастырь
Гаврилов Ям. Мануфактура
Вичуга, Бонячки
Введеньё и Чертищи
Прогулка по Иваново, часть 1
Гаврилов Ям город
Великое
Ростов, по старой Ярославке
Tags: Монастыри, Ростов, Ярославская область
Subscribe

Posts from This Journal “Ростов” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments