dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Гаврилов-Ям. Прогулка по городу

Служил Гаврила ямщиком,
Гаврила лошадь погонял
(Гаврилиада)

    Из названия города ясно, что корни уходят к некоей личности по имени Гаврила. А Ям означает, что служил Гаврила ямщиком, либо держал ямскую станцию на тракте Ростов - Суздаль. Было это ещё в 16-м веке. В конце 18-го века была построена церковь, и селение обрело статус села и нынешнее название. Но "драйверов роста" у села не было до тех пор, пока крестьянин из соседнего села Великое Алексей Локалов не основал в Гаврилов-Яме льняную мануфактуру. Обладая к концу 19-го века всеми признаками города, Гаврилов-Ям официально стал таковым только в 1938-м году.
    Но вот в честь фактических создателей города отца и сына Локаловых в Гаврилов-Яме не названы улицы, им не поставлены памятники, хотя фамилия их эксплуатируется, но скорее в рекламных целях, а не как благодарная память потомков.
    Чётко прослеживаются три этапа жизни Гаврилов-Яма. первый - село с ямской станцией, второй, самый значительный связан со строительством и развитием льняной мануфактуры, ставшей впоследствии льнокомбинатом и угасание, которое мы наблюдаем в настоящее время.

Дача Локаловых. Да, именно дача, дом для постоянного проживания был в селе Великое. Но если сейчас дача - это подальше от работы, то в данном случае дача был построена поближе к предприятию, которым владели и руководили Локаловы.



2. Изначально, в 1872-м году дом был деревянным. Каменный был построен уже Александром Алексеевичем.


3. Им же был устроен и парк с липовыми аллеями. Я пытался попасть по аллее на старейший в стране футбольный стадион, построенный ещё для англичан, работавших на мануфактуре, но прохода не нашёл.


4. На территории бывшей дачи устроили музей ямщика.


5. Сейчас здание занимает Дворец творчества юных.


6. Дача была выстроена на правом берегу реки Которосль.


7. Пара интересных деревянных домов недалеко от дачи.


8.


    в Гаврилов-Яме, как и у других городков такого масштаба, большую часть занимает частный сектор. При наличии желания и достаточного времени можно поискать там интересные домики, но в моём графике времени на это не было.

9. Из Википедии: "Город развивает туризм. С конца 2001 года Гаврилов-Ямский муниципальный округ включён в программу туристических маршрутов. Новый туристический маршрут «Гаврилов-Ям — село Великое» внесён в Золотое кольцо России. Район за год посещают в среднем 1600 туристов."


    Интересно, как они так считают, что получается меньше 5 человек в день? Может быть тех, кто по указателю заходит в туристско-информационный центр? Решил, что надо зайти, буклетик какой-нибудь получить на халяву или карту города с достопримечательностями. Всё оказалось очень по-нашему: центр работает только в рабочие дни и до 17 или 18 часов. Видимо считают, что нормальный турист по выходным дома сидит. Так я и остался непосчитанным. Обидно до слёз.

10. Но как ни крути, всё самое интересное в городе связано с льняной мануфактурой Локалова и сосредоточено вокруг неё. Фабричный пруд на речке Бочевке.


11. Видимо много желающих покрутить штурвал, но не думающих, что это может привести к спуску воды из пруда. Поэтому всё на цепочках.


12. Бочевка вытекает из пруда и метров через 500 впадает в Которосль, которая, видимо, оказалась крупноватой для того, чтобы ставить плотину на ней.


    С северной стороны мануфактуры идёт улица Комарова. На ней много интересных домов рубежа 19-20 веков и начала советской эпохи. Здесь больше кирпичных домов, чем с южной стороны. Здесь селились специалисты, в том числе и выписанные из Британии и начальство.

13. Нынешний детский сад.


14.


15.


16.


17.


18. Два здания, по виду скорее всего бывшие казармы.


19.


20. Шикарное общественное здание, в котором теперь находится библиотека.


21.


22.


23.


24.


25.


26.


27.


28.


29.


30.


31. С западной стороны вдоль фабричной территории проходит железная дорога, соединявшая город со станцией Семибратово.


32. Пассажирского движения по ветке давно нет, а вокзал до сих пор существует. Даже вывеска на нём сделана по нынешним стандартам РЖД.


    Поезд от Семибратово ходил комбинированный - один пассажирский вагон и несколько товарных. Пассажирское движение в 2003-м году было закрыто, а, судя по накату, жиденькое грузовое всё-таки существует. Может быть металлолом вывозят. Хотя новый корпус, построенный на территории льнокомбината может быть ещё и принимает кое-какие грузы по железной дороге.

33. Пожарная часть на улице Семашко, к югу от фабрики.


34.


35. Эта казарма находится на улице Патова, с восточной стороны фабрики. Жаль, что нет казарм краснокирпичных, они намного внушительней выглядят.


36. Кинотеатр советских лет. Судя по отсутствию афиш - бывший. Сейчас там центр содействия предпринимательству. Есть ли от таких "центров" хоть какой-то толк? Локаловы и им подобные как-то обходились без таких учреждений.


37.На той же Советской площади по соседству с бывшим кинотеатром стоит бывший дом купца Крашенинникова.


38. Воинский мемориал.


39. Гражданская застройка вокруг Советской площади, которую можно считать центральной в городе.


40.


41.


42.


43.


44. Часовня Архангела Гавриила.


45. Постконструктивистское здание на углу улиц Советской и Кирова.


    В 2014-м году, после закрытия льнокомбината Гаврилов-Ям включён в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением». Это третий этап в жизни Гаврилов-Яма.
    В наше время бремя градообразующего предприятия принял на себя машиностроительный завод "АГАТ". Хоть он и выпускает насосные, гидравлические и прочие агрегаты для авиации, корни его лежат всё на том же льнокомбинате. В 1968-м году на арендованных у Гаврилов-Ямского льнокомбината "Заря социализма" площадях был образован цех № 100 московского машиностроительного завода "Знамя революции", сейчас это МПО им. И.И. Румянцева. Сейчас "АГАТ" входит в состав ПК "Салют" Объединённой двигателестроительной корпорации. У завода есть собственный аэродром. Не знаю, функционирует ли он сейчас.

46. МИГ-23 недалеко от заводской проходной.


47. Сейчас завод даёт работу двум тысячам жителей города, т.е. примерно каждому восьмому.


48.


49. Не одной авиацией занят завод, он выпускает ещё и мотоблоки. Были мотоблоки "Салют", потом "АГАТ". А на том, что стоит на постаменте почему-то написано "Lifan". Неужели завод перешёл на выпуск китайских мотоблоков? Как-то непатриотичненько.


    В городе есть ещё несколько предприятий местного масштаба типа хлебозавода, молокозавода, лесопилки, типографии, нефтебазы, стройдетали и лакокрасочной фабрики, но их вклад в обеспечение занятости населения незначителен. Зато рядом Ярославль, где возможности найти работу побольше, а езда на автобусе займёт около часа.


Отчёты по результатам этой поездки:

Иваново, усадьба Бурылина
Иваново, БИМ
Старая Вичуга
Лух
Иваново, конструктивизм, часть 1
Вичуга, Новая Гольчиха
Иваново, конструктивизм, часть 2
Подозёрский
Водонапорные башни Иванова и области
Иваново, монастыри и храмы
Шуя, конструктивизм
Вичуга. Тезино
Дунилово. Покровская церковь
Шуя. Заречье фабричное
Ростов, Спасо-Яковлевский монастырь
Шуя, город-сад имени Арсения
Писцово. Село и фабрика
Писцово. Храмы
Комсомольск. Часть 1
Комсомольск. Часть 2, конструктивизм
Шуя. Памятные места
Дунилово и Горицы
Иваново, НИМ
Прогулка по Шуе, часть 1
Прогулка по Шуе, часть 2
Ростов, Авраамиев монастырь
Гаврилов Ям. Мануфактура
Гаврилов Ям. Город
Вичуга, Бонячки
Ивановский конструктивизм, часть 3
Введеньё и Чертищи
Прогулка по Иваново, часть 1
Великое
Ростов, по старой Ярославке
Tags: Гаврилов Ям, Ярославская область, казармы
Subscribe

Posts from This Journal “Ярославская область” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments