dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Пермь. Храмы и монастыри

    По пермским храмам большевистский каток прошёлся очень жёстко. Я не знаю ни одного, который не был бы закрыт в советское время. Некоторые утрачены безвозвратно. Тем не менее сейчас на сайте sobory.ru числится 82 объекта, принадлежащих только РПЦ, а ведь есть и другие конфессии. Мой обзор не претендует на полноту, но про основные церкви я расскажу.

Начну с церкви, которая нравится мне больше остальных. Это Феодосьевская (Вознесенская) церковь на углу улиц Екатерининская и Борчанинова.


    Начало строительства - 1903-й год, окончание - 1910-й. Построена по проекту архитектора А.И. Ожегова. Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения. Построена в краснокирпичном русском стиле. Здание церкви меньше других пострадало в советское время, не было сильных пожаров, сохранились купола. Правда, кресты были сняты.
    Церковь была заложена 14 мая 1903 г.; нижний храм в честь преподобного Серафима Саровского освящен 18 июля 1904 г.; в верхнем храме главный средний придел во имя Вознесения Господня был освящен 10 декабря 1910 г., правый придел во имя Святого Феодосия Черниговского Чудотворца освящен 26 октября 1914 г. и левый придел во имя Первосвятителей Пермских: Герасима, Ионы и Питирима – 17 декабря 1917 г.
    Строительство велось на народные средства, собранные в храмах Перми, во временной часовне на месте закладки нового храма. Земля под постройку храма была частично продана и частично подарена епархии купцом Александром Павловичем Бабаловым.
     В 1922 г. здание было муниципализировано и передано в бесплатное и бессрочное пользование приходских советов Градо-Пермской Феодосьевской и Градо-Пермской Серафимовской общин РПЦ. 18 мая 1930 г. было принято постановление о закрытии Феодосьевской церкви и о размещении в здании общежития.
    В 1935-м году в здании открыли Хлебозавод № 2,он там работал почти 30 лет.  К концу 1960-х гг. полностью была утрачена кровля, в аварийном состоянии находились несущие конструкции крыши; появились пристрои, искажающие первоначальный облик памятника. Во многих местах был утрачен декор фасадов. В 1968 г. хлебозавод выехал из здания церкви, и начались работы по реставрации здания. Я помню её уже аккуратной, хоть и не такой сверкающей, как сейчас. В 1991-м году церковь была возвращена верующим.

2.


3.


4. Самый узнаваемый храм города - Спасо-Преображенский собор. Это один их символов города  Комсомольский проспект, дом 4.


5. Собор Спасо-Пребраженского монастыря, построен 1793-1832 гг. в стиле классицизм на высоком месте над берегом Камы, возможно, по проекту мастерской М.Ф. Казакова. Колокольня построена И.И. Свиязевым. Здание позднее частично перестроено. С 1920-х гг. здесь размещалась Пермская государственная картинная галерея и краеведческий музей.


6. Музей переехал в дом Мешкова ближе к вокзалу, архиерейский дом (на переднем плане) тоже передан РПЦ, галерея будет размещена в корпусах завода им. Шпагина, там площади побольше. Фото 2010-го года.


7. Кафедральный собор Троицы Живоначальной на Слудской горе. Улица Монастырская, дом 95.


    Свято-Троицкий кафедральный собор - главный храм Пермской епархии, один из самых больших храмов в Пермском крае. История храма начинается в 1842 году. Cтроительству предшествовало следующее обстоятельство... В августе 1842 года пермское городское общество по предложению купца 2-й гильдии Егора Ивановича Шавкунова пожелало воздвигнуть на Слудской горе церковь в честь Святой Троицы с двумя приделами. Основные расходы, связанные со строительством, брал на себя Егор Шавкунов. Предполагалось объявить сбор добровольных пожертвований среди городских жителей, а также использовать доходы, получаемые от каменной часовни во имя св. Илии, стоящей на Сенном рынке. Архиепископ Аркадий (Фёдоров) разрешил передать доходы от часовни на строительство храма, так как в новой церкви предполагалось один из приделов освятить во имя пророка Илии.
    После получения одобрения в Духовной консистории идеи возвести грандиозный храм, губернским архитектором Григорием Павловичем Летучим был предложен проект будущей церкви. Был заготовлен необходимый кирпич, другие стройматериалы, вырыт котлован под фундамент. Строительство храма началось в 1845 году при непосредственном участии уже сына Егора Ивановича, Петра, на средства завещанные его отцом. В 1849 году был освящён один из приделов храма - во имя великомученика Георгия Победоносца. Южный придел освящён 9 (21) июня 1850 года во имя святого пророка Илии. 20 октября (1 ноября) 1857 года освящён главный престол в честь Святой Живоначальной Троицы.

8.


9.


    С 1932-го года в церкви были устроены склады наркомата обороны, здесь хранилось оружие. Но уже в 1944-м храм был возвращён верующим и стал кафедральным собором Пермской епархии. После косметического ремонта были возобновлены службы. В 2004-м был проведён большой ремонт, изменивший облик храма.

10.


11. Петропавловский собор, улица Советская, дом 1. Построен в 1757-1764 годы. Памятник архитектуры федерального значения.


12. Петропавловский собор — одно из самых первых каменных сооружений города. Расположен в начале улицы Петропавловской, в микрорайоне Разгуляй, в месте, с которого начал развиваться город. Построен в стиле провинциального барокко.


    В 1723 г. главный управляющий Сибирскими казенными заводами, В.И. де Геннин, распорядился построить в устье р. Егошихи (Ягошихи), впадающей в Каму, медеплавильный завод. В 1724 г. рядом с заводом начали строить деревянную церковь, а в 1757 г. здесь же была заложена каменная церковь, будущий Петропавловский собор. Священников назначала собственноручно Екатерина II. На протяжении двух веков здесь вели службу ведущие духовные лица Пермской епархии. Собор действовал и в первые годы советской власти.
    13 апреля 1929 г. (после указа Совнаркома от 8 апреля) в ходе антирелигиозной компании собор был закрыт. Ликвидационная комиссия в составе представителя городской административной части, священника, участкового милиционера и других должностных лиц имущество собора было разделено. Верующие получили три престола, алтарь, священные книги и другое, а здание с оградой было отдано в ведомство коммунального хозяйства.
    До 1929 года собор находился в ведении приходского совета, после освидетельствования комиссии горисполкома здание изъято “с целью лучшего сохранения”. В 1932 году собор приспособлен под склад. В конце 1930-х годов была утрачена колокольня, каменная ограда, купола. В 1960 году памятник передан на баланс Пермскому паровозоремонтному заводу им. Шпагина. Завод устроил в трапезной спортивный зал. В 1974 году в храмовой части собора размещен участок Пермских специализированных научно-реставрационных мастерских (ПСНРМ). В 1990 г. собор был отдан верующим, реставрирован, сейчас в нём проходят службы. Собор является кафедральным в Пермской епархии.

13.


14. Вместо колокольни пока только небольшая звонница.


15.


    Здесь же, в Разгуляе есть ещё две церкви на Егошихинском кладбище. Но я недостаточно хорошо подготовился к поездке, и на кладбище не зашёл. Поэтому фотографии пришлось взять из Сети.

16. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Егошихинском кладбище. Построена в 1905 году по проекту архитектора А.И. Ожегова. Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения.


    История церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы на Старом Егошихинском кладбище берет свое начало с кладбищенской деревянной церкви во имя Всех Святых, построенной на городском кладбище в 1780-е г.г. Но в 1836-м году на кладбище была построена каменная Всехсвятская церковь и старую деревянную переосвятили в Успенскую. Она просуществовала до начала ХХ века, когда она была разобрана.
    На ее месте 25 июня 1900 года епископ Пермский и Соликамский Петр (Лосев) совершил закладку ныне действующего каменного храма во имя Успения Божьей Матери. 1 мая 1905 г. была построена каменная в древнерусском стиле церковь; она была освящена 21 ноября 1905 г.
    В 1930-е гг. церковь была закрыта, в ней размещались складские помещения, в том числе в последние годы - склад Пермской областной конторы кинопроката. В конце 1970-х гг. пожаром были уничтожены шатер колокольни, главы, кровли, перекрытия и лестницы, оконные и дверные заполнения, иконостас и интерьеры здания; частично разрушена кирпичная кладка архитектурных элементов и конструкций здания, разрушено печное и калориферное отопление. После передачи руин церкви, с помощью краеведов, общества охраны памятников и под руководством отца Иоанна храм был восстановлен.

17. Церковь Всех Святых на Егошихинском кладбище. Улица Тихая, дом 23. Построена в 1836-м году архитектором И.И. Свиязевым. Памятник архитектуры федерального значения.


    Церковь была построена, тщанием коммерции советника Дмитрия Емельяновича Смышляева при участии граждан города Перми и освящена в 1838 году во имя Всех Святых. В новой церкви было два престола: главный во имя Всех Святых, а в пределе на хорах – во имя Сретения Господня. Здание Всехсвятской церкви дошло до наших дней практически без искажений (за исключением пристроя к притвору храма с западной стороны в 1879 г. по проекту чертежника Колесникова и надстройки колокольни, произведенной в 1909 г. по проекту архитектурно-строительного бюро А.Б. Турчевича), что увеличивает ценность памятника.
    В начале ХХ века церковь во имя Всех Святых была расписана художником А.Н.Зелениным. Всехсвятская церковь многое пережила за время своей истории: конфискацию имущества, закрытие храма, физическое преследование верующих, репрессии против священников.
    В феврале 1941 года в церкви были обнаружены многочисленные нарушения советского законодательства о культах, невыполнение требований пожарного надзора и т.п. Молотовский горисполком принял решение изъять здание церкви у общины верующих и считать общину ликвидированной. Судьба уберегла церковь от разрушения, через два года в 1943 году церковь возобновила свою работу. В 1943 году, в связи с открытием храма проводился восстановительный ремонт: восстановление штукатурного слоя, оконных и дверных заполнений, побелка и окраска.
В 1957-1958 гг. создана новая внутренняя настенная роспись, проведен ремонт иконостаса.
В 1960-е годы проводился текущий ремонт декора и штукатурки внешнего фасада храма.
В нашем веке была проведена реставрация храма. При Всехстятской церкви существует церковно-приходская школа. В 2003 году по проекту архитектора-реставратора Г.В. Воженникова была отреставрирована усыпальница Смышляевых, находящаяся при храме.

18. Рождество-Богородицкая церковь На углу улиц Ленина и Газеты Звезда. Построена в 1789 году. Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения.


    Строительство началось в 1788 году. В конце 1789 года по инициативе и под руководством городского головы В.Г. Лапина одноэтажная церковь была построена и освящена епископом Лаврентием. Называлась она тогда Владимирской. Это было второе церковное каменное здание Перми.
В 1810 году церковь была переименована в Рождество-Богородицкую.
В 1816 году завершилось строительство главного придела верхнего этажа. Архитектором проекта здания был П.Т. Васильев. Высота колокольни со шпилем составляла около 53 метров.
В 1838 году с обеих сторон церкви были сделаны пристройки, в которых поместились четыре боковых придела: на нижнем этаже левый (северный)-во имя святителя Николая, правый (южный)-во имя трёх святителей; на верхнем этаже левый-во имя мученицы Агриппины, правый-во имя воздвижения креста Господня.
В 1928 году церковь закрыли. Позднее убрали купол здания, разобрали колокольню.
С 1933 по 1941 годы здесь размещался стоматологический факультет Пермского медицинского института.
С 1941 года - фармацевтический институт, затем - Пермская государственная фармацевтическая академия.
В апреле 2009 года здание было возвращено Пермской епархии Русской Православной Церкви. Теперь здесь снова находится Рождество-Богородицкий храм, который является пермским подворьем Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря. В настоящее время ведутся восстановительные работы. В 2012 году вновь появился купол.

19. На моей памяти здание церкви занимал фармацевтический институт, таким я помню это здание.


20. Вряд ли что-то из росписей и отделки сохранилось, а было красиво.


21. В начале 20-го века колокольня была высотной доминантой в этом районе.


22. Вид с колокольни в западном направлении. На горизонте видны (слева направо) колокольня Слудской церкви (Свято-Троицкого кафедрального собора), Пермский казённый спиртоочистительный завод и Соборная мечеть.


23. Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь на Красной площади, микрорайон Висим. Основан в 1995-м году.


    Но первая деревянная церковь в Мотовилихе на этом холме была построена намного раньше - в 1790-м. Освящена она была в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Каменный храм на её месте был построен в 1828-м году. В 1936-м году церковь закрыли, передав здание хлебокомбинату под бараночный цех. В 1938-39 годах церковь была почти полностью разрушена, осталось только одноэтажное основание. В алтаре была установлена тестомесительный агрегат. Развалины вернули РПЦ в 1994-м. Сейчас на месте приходской церкви целый монастырь.

24. Так церковь выглядела в 1935-м году. Фото сделано с той же точки, что и предыдущее. На мой взгляд неплохо восстановили.


25.


26.


27. Реставрация осуществлялась по проекту архитектора А. Мятелева, а иконостас храма спроектировал священник - отец Валерий (Жехов). В первую очередь были достроены стены, возведена колокольня (47 м). На колокольне установили 11 колоколов. 4 декабря 1999 г. заблестел центральный купол монастырского храма, над ним водрузили крест. Был также установлен и главный колокол звонницы весом 1300 кг – крупнейший в Перми. Внутри собора возвели новый иконостас.


В храме монастыря имеется четыре престола: Главный в честь Святой Троицы. Правый придел в честь Сретения Господня. Левый придел в честь Успения Божией Матери. Нижний пещерный храм в честь свт. Стефана Великопермского.

28.


29.


30. Два здания, принадлежащие монастырю. В правом расположена музей-школа имени императрицы Александры Фёдоровны.


31. Богоявленский храм и колокольня мужского Богоявленского монастыря в Верхней Курье на правом берегу Камы. Снимал с расстояния 5 км, потому и качество такое.


    Интересна история возникновения монастыря. Монастырь начал существование в 1994 году, когда хороший участок земли на берегу Камы, прямо напротив Свято-Троице-Стефанова мужского монастыря, был куплен под строительство загородного дома одним состоятельным человеком. Какое-то время велась разметка территории под будущий коттедж, но он так и не был построен. Бизнесмен, приобретший участок, был верующим человеком. Уже приобретя землю, он узнал, что в районе собираются на еженедельные встречи баптисты, кришнаиты, индуисты, а ни одного православного храма поблизости нет. Соседство с сектантами никак не устраивало этого человека и, подумав, он решил организовать на приобретённой земле приход Русской Православной церкви. Так вместо очередной богатой дачи на камском берегу начал расти деревянный храм.
    Храм был построен и освящён в честь иконы Божией Матери Скоропослушница, в нём скоро начались богослужения. В дальнейших планах бизнесмена было организовать рядом с деревянной церковкой каменный Богоявленский храм, но начать строительство он не успел. Предприятие, принадлежащее благотворителю, разорилось из-за грянувшего в 1998 г. дефолта, и он уехал в Москву, где вскоре принял сан дьякона, а потом был пострижен в монашество и стал иереем.
    Пермская епархия взяла организованный в Верхней Курье приход под своё покровительство, нашлись новые спонсоры, готовые помочь. Вскоре рядом с деревянной церковью началось строительство каменного Богоявленского храма. Здание строилось не очень быстро, зато без остановок. Службы проводились сперва в деревянной церкви, затем в подвальном храме, потом переместились наверх. С тех пор прошло два года. Когда епископ Пермский и Соликамский Иринарх благословил основать новый монастырь, из Троице-Стефановой обители в Курью перебралась часть братии, включая послушников, которых сейчас в монастыре живёт чуть больше двадцати человек.

В Перми есть ещё два женских монастыря - Успенский на улице Ленина ближе к вокзалу Пермь-2 и Богородице-Казанский на Бахаревке. Но я в этот раз до них не добрался.

32. Храм-часовня Стефана Пермского, Комсомольский проспект, дом 18. Построена в 1887-м году.


    Сейчас в здании расположены храм-часовня, воскресная школа Свято-Троицкого кафедрального собора, епархиальная библиотека и редакция газеты «Православная Пермь». Также здесь проходят занятия с семинаристами.

33. Архиерейское Подворье храма святого праведного Симеона Верхотурского в Перми, ул. Пушкина, дом 83. Строилась в качестве богадельни в 1879-м году по проекту архитектора В.В. Попатенко. Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения.


18 декабря 1868г. в собрании купцов и мещан города Перми был одобрен проект учреждения Пермской Общественной Александровской богадельни.
15 октября 1871 г. Пермским мещанским обществом для помещения богадельни городскому самоуправлению был уступлен дом с землей и надворными постройками, принадлежащий Мещанскому обществу.
26 июля 1873 г. городская дума избрала попечителем городской общественной богадельни Федора Козмича Каменского. С этого времени начинается «заботливое отношение рода Каменских к богадельщикам».
В 1879 г. Ф.К. Каменский выстроил при богадельне небольшую деревянную церковь вместимостью 40-50 человек, прачечную и баню.
13 декабря 1883 г. после смерти Ф.К. Каменского, по постановлению городской думы обязанности попечителя перешли к его брату Григорию Козмичу Каменскому.
В 1885 г. Г.К. Каменский построил для призреваемых взамен старого деревянного ветхого флигеля большой одноэтажный каменный корпус вместимостью на 50 кроватей.
В 1904 г. усердием попечителя А.Г. Каменского и нового старосты богаделенской церкви во имя Святого Праведника Симеона Верхотурского М.М. Камчатова большой каменный одноэтажный корпус был надстроен вторым этажом. В честь Камчатова, кстати, названа улица поблизости - Камчатовская. Я долго не мог понять почему не Камчатская.
После революции здание с постройками находилось в аренде у Окрздравотдела, была занята учреждениями Окрбольницы: амбулаторией, клубом Медфармснаб и жилыми домами. В последующее время в здании находился Дом Санитарного просвещения, областная медицинская библиотека, Пермский областной центр медицинской профилактики.
В 2012 году здание Богадельни общественной Св. Симеона Верхотурского в Перми передано в собственность Пермской епархии РПЦ.

Теперь перейдём к храмам, построенным уже в нашем веке.

34. Церковь Андрея Первозванного на улице Старцева была построена в 2011-м году по инициативе гендиректора компании-застройщика А.В. Гладикова. Судя по всему, звали его Андреем. Автор проекта - пермский архитектор А.А. Жуковский.


    Он хотел поставить часовню, но руководство епархии, оценив коммерческую привлекательность места, склонило его к строительству полноценной церкви. И в самом деле, здесь три больших микрорайона - Садовый, Южный и Юбилейный, стоящих на отшибе и церквей поблизости нет. Крест на месте будущего храма в 2011-м году освятил сам митрополит Пермский и Соликамский. В том же году на стройплощадке прошёл первый молебен. Минуло 10 лет, а стройка всё продолжается, но храм при этом действует, службы проходят.

35. Самым интересным здесь, пожалуй, является электронная звонница. Лестницы на верх колокольни нет, поэтому 12-ю колоколами управляет система "Электронный звонарь". В репертуаре все основные звоны РПЦ. Всё хорошо и прогрессивно, но вот если что-то надо будет подправить, придётся вызывать альпинистов или пожарную машину с лестницей, благо пожарная часть прямо за забором.


36.


37.


38. Неподалёку от Андреевской находится старообрядческая церковь Стефана, епископа Великопермского. Улица Холмогорская, дом 50.


39. Старообрядческая община была создана в 1986-м году, до этого с 1930-го их в Перми не было. До 2006-го службы проходили в домовом храме


Рядышком, на Самаркандской, 127 есть ещё и церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня.

40. Церковь Георгия Победоносца построена в 2007-м году. Улица 25 октября, дом 105а


41. Часовня Покрова Пресвятой Богородицы в сквере за кинотеатром "Кристалл". 2003-й год постройки.


42. Часовня Серафима Саровского на территории завода им. Шпагина. Перестроена из складского помещения в 2007-м году.


43. А вот эта вещь выше моего понимания. Храм-часовня Иверской иконы Божией Матери, совмещённая с торговым павильоном центрального рынка. Устроена в 2007-м году по инициативе директора рынка Шенгелия. Видимо потому и Иверская.


Перейдём к другим конфессиям.

44. Пермская соборная мечеть. Улица Осинская, дом 5. Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения. Одна из самых красивых виденных мной мечетей.


    Мечеть была построена в 1902–1903 гг. на деньги богатых купцов по проекту архитектора А.И. Ожегова в стиле эклектики. В XIX веке именно в районе, где располагалась мечеть и проживала значительная часть мусульман города.
    Обслуживающий персонал соборной мечети состоял из нескольких должностных лиц: во главе мечети стоял Ахун (духовное звание мусульманского богослова и служителя мечети, стоявшего выше муллы). За ним шел указной Мулла города Перми. Третьим лицом был Муэдзин, в обязанности которого было призывать верующих мусульман на молитву. Замыкал этот круг должностных лиц Назир — наблюдатель за порядком и сторож. В Перми находился также губернский Ахун, который также часто выступал в соборной мечети.
С установлением советской власти в Перми и отделением церкви от государства в 1918 г., соборная мечеть оставалась действующей.
    В 1937 г. имам и члены совета мечети были репрессированы, а здание мечети закрыли, как опасное для пребывания людей, вследствие возможности обрушения купола. В это время здание использовалось как складское помещение. 7 марта 1940 г. горисполком передает здание мечети под клуб глухонемых, а 4 июня 1940 г., отменяя предыдущее решение, передает здание партийному архиву обкома ВКП (б). Перед передачей было произведено укрепление конструкций.
    В 1950-е гг. возникло движение мусульманского населения г. Перми за возвращение здания мечети верующим.
В январе-апреле 1986 г. архив Пермского обкома КПСС был перемещен в новое, специально построенное для него здание. Освободившееся здание бывшей мечети занял Пермский областной краеведческий музей под читальный зал.
    4 апреля 1990 г. распоряжением Пермского облисполкома здание мечети было передано Пермскому религиозному обществу мусульман в бесплатное пользование.
С конца октября 1990 г. в соборной мечети открылись богослужения, а 21 декабря 1990 г. прошло торжественное открытие соборной мечети.

45. Красное здание справа от мечети - это медресе.


46. Мечеть на Бирской улице в микрорайоне Гайва. В городе есть ещё пара мечетей на окраинах.


47. Центральная краевая синагога, Екатерининская 116.


    Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения. Здание возвели на деньги еврейской общины в 1903 году, хотя иудейский молитвенный дом появился в Перми еще в 1869 году. В 1930-е годы еврейскую общину закрыли, но в 1947 году она воссоздается. В 1929 году здание передали театру ТРАМ. Потом в здании  находился президиум Пермского научного центра АН СССР и ордена Октябрьской революции Институт технической химии Уральского отделения РАН.
В 1991-м году здание было возвращено общине.

48. Судя по бумажке на дверях там недавно квартировала одна доставочная компания.


49. Армянская церковь на улице Чкалова в процессе строительства.


50. Достаточно большой участок себе оттяпали. Но совершенно не уютный, между торгово-офисным зданием и оживлённой трассой.


51. Римско-католическая церковь, приход Непорочного Зачатия Пресвятой девы Марии. Угол улиц Пушкина и Горького.


    Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения. Построен в 1873-1875 гг. Архитектор Р. О. Карвовский. Католическая община в Перми появилась после подавления восстаний в царстве Польском (бывшей в XIX веке частью Российской империи) в 1830-е, 1840-е и 1860-е гг. Особенно много поляков было сослано в Пермь после подавления восстания 1863-1864 гг.
    В 1873-1875 гг. было построено здание римско-католической церкви и освящено во имя Успения Пресвятой Богородицы. К моменту открытия храма в католической общине Перми было 1035 прихожан. С 1898 по 1903 год настоятелем прихода был о. Бронислав Орлицкий, с 1908 по 1916 гг. — о. Казимир Мустейкис. Основными прихожанами были поляки, литовцы, итальянцы и немцы.
    После революции здание бывшего польского костела было предоставлено постановлением Пермского горсовета 3 августа 1936 г. под клуб глухонемых. С началом войны (13 октября 1941 года) исполком Молотовского городского Совета депутатов трудящихся предоставляет это здание Сталинскому райисполкому города Молотова для временного использования «по спецназначению» — в нём обустраиваются швейные мастерские Молотовского обллегпрома. С 1949 года в здании снова располагался клуб глухонемых. В мае 1994 года здание было возвращено верующим, восстановлено и освящено в 1998 году.

52.


53.


54. Ещё один храм на улице Горького, на этот раз на пересечении с Екатерининской. Евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии.


    Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения. Лютеранская кирха. Построена в 1861--1864 годы. Архитектор Гаральд Юлиус Боссе. Закладка здания кирхи состоялась 19 мая 1861 года. Непосредственно строительством здания кирхи в Перми Боссе не занимался и руководство строительством осуществлял, бывший в то время городским архитектором Рудольф Иосифович Карвовский. 12 февраля 1864 года здание кирхи было открыто. Здание пермской кирхи удивительно похоже на здание лютеранской кирхи в Петербурге, находившейся между Мойкой и Морской улицей. Оно построено в историческом романском стиле.
    В 1918 году здание было муниципализировано, после закрытия кирхи в 1930-х годах здание много лет занимала артель «Фотоколлектив» (правление и фотолаборатория), переименованная позднее в фотокомбинат, а затем фабрику фоторабот. В 1973 году здание  у фабрики фоторабот по решению горисполкома было выкуплено Пермским Союзом театральных деятелей (Всероссийское театральное общество).
    В 1987 году молодыми архитекторами О.С. Колчановой, Е.А. Колчановым был разработан проект реконструкции бывшего здания кирхи под помещение Дома Актера, библиотеку литературы по искусству в 30 тыс. томов и архив союза, театральный зал. В 1990-е годы начался процесс возвращения здания кирхи немецкой общине. 11 июля 1994 года культовое здание Кирхи было возвращено в бессрочное и бесплатное пользование Евангелическо-Лютеранской общине Перми.
    5 июня 1995 года пастор Хайнц Эльце из Ганновера провел первое богослужение в возвращенном верующим здании, 18 июня 1997 года был установлен колокол, а 3 августа на шпиле установлен крест, изготовленный в Швейцарии. В кирхе установлен электроорган фирмы «Иоганнес». В настоящее время лютеранская община в Перми объединяет около двухсот человек. Пастором является Давид Давидович Рерих (окончил семинарию в Санкт-Петербурге), рукоположенный в сан священника 26 августа 1996 года.
    В церкви есть орган. Вечера органной музыки пользуются популярностью у жителей города . На них можно услышать в исполнении органиста церкви не только церковные и классические произведения, но хорошо знакомые всем современные композиции.

55.


56. Церковь Надежды Евангельских христиан-баптистов, Улица Осинская, дом 17. Очень похожа на новодел.


Использованы материалы сайтов pastvu.com, wikimapia.org и sobory.ru

Другие отчёты об этой поездке:

Село Калинино
Водонапорные башни
Грибочки-масляточки
Белогорский монастырь
Хохловка, часть 1
Хохловка, часть 2
Прогулки по Перми. Гайва, КамГЭС, Бахаревка
Пермские храмы и монастыри
Кунгур в двух частях
Сёла Пермского края
Пермский конструктивизм в 2-3 частях
Пермский трамвай
Пермь, завод им. Шпагина
Прогулки по Перми
Tags: Монастыри, Пермь, церкви
Subscribe

Posts from This Journal “Пермь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments

Posts from This Journal “Пермь” Tag