dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Пермский трамвай

    Шевеления по поводу трамвая в Перми начались ещё в 1908-м. В 1911-м Городская дума приняла решение трамваю - быть! Но слишком долго раскачивались, началась Первая мировая, потом революции. Не до трамваев стало. В 1927-м к вопросу трамваизации города вернулись, но решение подписывала уже не дума, а совет. В 1929-м году движение торжественно открыли. Как и полагается, к празднику, к 7 ноября. Первая линия сразу оказалась междугородной, так как соединила два города - Молотово и Пермь. Впоследствии Молотово вошло в состав Перми на правах района, а затем вернуло и историческое название Мотовилиха. Но в 1940-м уже Пермь стала Молотовым. После войны с дальнейшим развитием трамвайной сети появилась потребность в расширении депо. В Разгуляе расширяться было некуда, были построены два новых - "Красный Октябрь" и "Балатово", а затем и вагоноремонтный завод. С закрытием ВРЗ ремонтом занялся "Красный Октябрь", на линию выпускает только депо в Балатово.

Трамвай КТМ-1 на стоянке возле офиса ПермГорЭлектроТранс


2. Там стоит ещё и троллейбус, но их в прошлом году ликвидировали, сами машины передали в Березники. Интересно, что в Иваново картина ровно противоположная.


3. В 1916-м году в Разгуляе успели построить трамвайное депо.


4.


    Максимальное развитие трамвайная сеть получила в 1970-е годы, количество маршрутов достигло 15-ти. Был даже маршрут на правый берег Камы (№ 13), на нём люди ездили за грибами. Был скоростной маршрут в южную промзону (№ 14). К сожалению в начале 1990-х оба маршрута ликвидировали, пути разобрали. Во второй половине 1970-х, когда я частенько на трамваях ездил, весь парк состоял из красно-белых усть-катавских КТМ-5.

5. Но и на КТМ-2 успел немного поездить.


6. В Разгуляе есть разворотное кольцо, а вот депо уже очень давно по прямому назначению не используется.


7. Маршрут № 7. Усть-катавский 71-619 (КТМ-19) возле дома купца Михайлова на улице Ленина. На борту местный слоган про "Счастье не за горами".


8. Такой же, но маршрут № 5. Идёт по улице Куйбышева в районе пересечения с Чкалова.


9. Ещё одна семёрка на улице Ленина возле Рождество-Богородицкой церкви. Рассматривая фотографии, с восторгом обнаружил, что галстуки у вагоновожатых под цвет кузова. Здесь оранжевый, а на предыдущем фото малиновый.


10. КТМ-19 возле здания Пермэнерго на улице Революции.


11. Усть-катавский 71-623 (КТМ-23) возле дома № 27 по улице Горького  Маршрут № 8. Вообще должен идти до Висима, но в связи с перекладкой путей в Мотовилихе идёт до Ярмарки.


12. Их в Перми ходит больше остальных, 44 из 162-х


13. Встреча КТМ-19 и КТМ-23 на улице Революции.


14. "Разгул" - это всё тот же Разгуляй.


15. 71-911ЕМ Львёнок. Пермь стала первым городом, где он начал эксплуатироваться.


16. Львёнок на улице Революции. Раньше здесь трамвайного движения не было, а теперь улица стала одной из самых оживлённых магистралей. Её расширили и проложили пути.


17. Львёнок поворачивает с Куйбышева на Петропавловскую. Скорее всего маршрут № 7.


18. Белорусский AKSM-60102. Трамвай маршрута № 5 развернулся на кольце на Бахаревке и сейчас пойдёт в сторону Перми-2.


19. КТМ-5 на улице Ленина. До сих пор их числится 28 штук.


    Если Вики не врёт, в Перми числится 10 моделей, правда Лев и КТМ-8 всего по одному. Я зафиксировал 5, как раз они самые массовые в парке. В планах было у меня прокатиться, вернуться в центр из Мотовилихи на трамвае, ибо не ездил на них уже много лет. Но там идёт перекладка путей, пришлось ехать на автобусе.

А в городском генплане достаточно грандиозные планы по расширению трамвайной сети:

  • по ул. Куйбышева от ул. Ленина до ул. Революции;

  • по ул. Революции от ул. Максима Горького до бульвара Гагарина (в том числе на мостовом переходе через реку Егошиху);

  • по ул. Крисанова от ул. Петропавловской до ул. Пушкина, далее по ул. Пушкина до ул. Борчанинова;

  • на соединении шоссе Космонавтов с ул. Пушкина (в том числе на мостовом переходе через реку Данилиху);

  • в микрорайон Владимирский, по ул. Краснополянская от ул. Героев Хасана до ул. Загарьинской;

  • в микрорайон Крохалева, по ул. Солдатова — ул. Гусарова — ул. Гатауллина;

  • в микрорайон Садовый, по ул. Макаренко — ул. Уинской — ул. Юрша — ул. Аркадия Гайдара — ул. Ушинского

Можно только пожелать удачи в осуществлении этих планов.

20. Основную массу пассажиров в городе перевозят всё-таки автобусы. Я крайне редко езжу на автобусах, а тут целых три раза прокатился. Автобусы все на газу, достаточно свежие, в одинаковом раскрасе, кондиционеры работали во всех трёх случаях. В основном МАЗы и ЛиАЗы, но есть и Волгабусы. Проезд стоит всего 24 рубля по банковской карте или 26 наличкой. Да ещё и пересадка на другой маршрут бесплатная если картой платил. После этого осознаёшь, что в Москве и Подмосковье цены явно завышены.


И, кстати, Пермь в 2021-м году поднялась на второе место в стране в рейтинге качества общественного транспорта. На первом остался Екатеринбург, но там трамваи намного старше.

Другие отчёты об этой поездке:

Село Калинино
Водонапорные башни
Грибочки-масляточки
Белогорский монастырь
Хохловка, часть 1
Хохловка, часть 2
Прогулки по Перми. Гайва, КамГЭС, Бахаревка
Пермские храмы и монастыри
Прогулки по Перми, часть 2
Пермский трамвай
Кунгур в двух частях
Сёла Пермского края
Пермский конструктивизм в 2-3 частях
Пермь, завод им. Шпагина
Прогулки по Перми
Tags: Пермь, трамвайные дела
Subscribe

Posts from This Journal “трамвайные дела” Tag

  • Трамвайное депо имени Русакова

    Сокольники в начале прошлого века были достаточно развитым районом Москвы. Были здесь и промышленные предприятия, и многочисленные медицинские…

  • Трамвайное депо Октябрьское

    Октябрьское трамвайное депо расположено в Таганском районе на Большой Калитниковской улице. Строительство началось в 1914-м году. Первоначальное…

  • Трамвайно-ремонтный завод на Волочаевской

    Для бурно развивающихся в начале прошлого века городских железных дорог, как тогда назывался трамвай, требовалась инфраструктура, в частности -…

  • Шаболовка индустриальная.

    Мои постоянные читатели знают мою маленькую слабость - дореволюционные фабрики и заводы. В прогулке по району возле метро Шаболовская мне попалось…

  • Пражский трамвай

    Трамваев в Праге много. И по количеству. и по разнообразию. Есть дневные маршруты, есть и ночные. Трамвайные традиции в Праге имеют длинную историю.…

  • Старая Москва в Сокольниках. Заводы.

    Свой рассказ про Сокольники я начал с парка, но, на самом деле, прежде чем заехать на территорию парка, я свернул на улицу Краснобогатырскую,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 14 comments

Posts from This Journal “трамвайные дела” Tag

  • Трамвайное депо имени Русакова

    Сокольники в начале прошлого века были достаточно развитым районом Москвы. Были здесь и промышленные предприятия, и многочисленные медицинские…

  • Трамвайное депо Октябрьское

    Октябрьское трамвайное депо расположено в Таганском районе на Большой Калитниковской улице. Строительство началось в 1914-м году. Первоначальное…

  • Трамвайно-ремонтный завод на Волочаевской

    Для бурно развивающихся в начале прошлого века городских железных дорог, как тогда назывался трамвай, требовалась инфраструктура, в частности -…

  • Шаболовка индустриальная.

    Мои постоянные читатели знают мою маленькую слабость - дореволюционные фабрики и заводы. В прогулке по району возле метро Шаболовская мне попалось…

  • Пражский трамвай

    Трамваев в Праге много. И по количеству. и по разнообразию. Есть дневные маршруты, есть и ночные. Трамвайные традиции в Праге имеют длинную историю.…

  • Старая Москва в Сокольниках. Заводы.

    Свой рассказ про Сокольники я начал с парка, но, на самом деле, прежде чем заехать на территорию парка, я свернул на улицу Краснобогатырскую,…