dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Пермь, завод имени Шпагина

    Жил-был завод. Уже старый, но вполне крепкий и нужный людям. И место у него было хорошее, недаром здесь был в начале 18-го века поставлен посреди тайги медеплавильный завод. Красивый получился завод, здания из крепкого красного кирпича. Более 140 лет простояли корпуса, а красоты своей не потеряли. Они и сейчас там стоят, только вот завода нет уже.




2.


    Автономная Уральская горнозаводская железная дорога была торжественно открыта 24 августа 1879-го года. Для ремонта и обслуживания подвижного состава 21 мая 1878 года были основаны Главные железнодорожные мастерские города Перми, доросшие впоследствии до завода. Производственные мощности мастерских были рассчитаны на малый текущий и капитальный ремонт паровозов. Объём работ в Главных мастерских возрастал год от года. В 1894 году, например, были отремонтированы 23 паровоза, а в 1915 — 56.

3. Главный корпус завода вытянулся вдоль железнодорожных путей, пристроенные к нему другие корпуса уходят вглубь территории завода.


4.


5. Цех № 5.


6.


7.


    В кузнечном цехе остался огромный электрический 40-тонный молот. Завод, уезжая, не смог его вывести. Но Пермский краеведческий музей заберет его и впишет в свою экспозицию. Тем более, что центральной фигурой советского герба Перми был именно молот, правда паровой.

8. Строились здания и уже в советские времена


9. По территории завода протекает Егошиха, на берегу которой был построен медеплавильный завод, ставший основой будущего большого города. Здесь она выглядит безобидным ручьём.
Это пожарный проём


10. Но вот 5 февраля 1990-го года Егошиха показала свой характер. Отметка 2 м 10 см. Что за год был такой, что в начале февраля случилось такое сильное половодье?


11. В 1927-м году приказом по Наркомату путей сообщения Пермские железнодорожные мастерские переименованы в Пермский паровозоремонтный завод имени А. А. Шпагина.


12. Работали здесь и куда как более известные люди.


В 1964-м году происходит изменение профиля завода, на предприятии осваивается ремонт путевой техники. 1964 год — освоение ремонта дрезины АГМу, 1972 год — ДМС, 1975 год — ДГКу.

13. Одну из дрезин оставили на память. Правда она пустая, без мотора. И это не просто памятник дрезине. а памятник десятитысячной дрезине!


14. Одним из профильных видов производства становится выпуск колёсных пар разных типов. Немножко оставили здесь, остальное увезли в Верещагино.


15. Я сам когда-то давно участвовал в выпуске такой продукции. Есть в моей биографии строчка "стропальщик 5-го разряда осековочного цеха Люблинского литейно-механического завода". Правда и этого завода тоже уже нет. Где же сейчас колёсные пары делают?


16. Раньше колёсные пары выглядели немного по-другому.


    В 1976-м году предприятие преобразовано в Пермский мотовозоремонтный завод имени А. А. Шпагина. В 1978-м году указом Президиума Верховного Совета СССР за высокие производственные достижения и в связи со 100-летием со дня основания Пермского мотовозоремонтного завода имени А. А. Шпагина награждён орденом «Знак Почета».
    1983 год — освоен выпуск дрезины АГМс. 1995 год — машиностроительное направление получает приоритет над ремонтным. За три года освоен выпуск новых образцов путевой техники: машин УП-3М, УР-1М, МБ, МЗШ, АГМс-1М и других. В трудные 1990-е завод, в отличие от многих других, не остановился, а продолжал не только работать, но и развиваться. Его продукция была востребована на рынке.
    В 1996 году по решению координационного комитета международной программы «Партнерство ради прогресса» за высокие показатели развития в условиях экономики переходного периода завод награждён почетным призом «Серебряный диск».

17. Завод продолжал развиваться, в 1997-м сдали новый цех.


18. Кирпич, конечно. фиговенький, не чета дореволюционному, но вот архитектурный стиль соблюли. Респект, как говорится, и уважуха!


    Завод продолжал работать, собирать различные награды.  В 1998, 1999, 2000 и 2002 годах отмечен дипломами Международных выставок путевых машин в Калуге. За значительный вклад в развитие отрасли завод в 2000 году награждён Международной ассоциацией АДМ призом «Возрождение-2000». В 2000-м году предприятием освоено производство комплекта деталей для бесподкладочного рельсового скрепления ЖБР-65. В 2002 году организация «АДМ Бизнес-консалтинг» наградила завод призом «Лидер отрасли».
    С 1 января 2006 года в связи с образованием группы компаний железнодорожного машиностроения «Ремпутьмаш» предприятие стало называться Открытое акционерное общество «Пермский мотовозоремонтный завод „Ремпутьмаш“».

19. В 2007-м году "по многочисленным просьбам трудящихся" одно из складских помещений было перестроено в часовню.


20. В сентябре 2017 года власти Пермского края приняли идиотское решение о закрытии участка Горнозаводского направления от Перми II до Перми I.
Теперь Пермь I стала конечной станцией. А поскольку она находится хоть и в центре города, но в месте достаточно тупиковом, многим пассажирам пригородного сообщения стало неудобно. Кроме того, поезда, идущие со стороны Москвы по горнозаводскому направлению, теперь следуют по правому берегу Камы и на главные пермские вокзалы не заезжают.


    В ноябре того же года с собственниками подписано соглашение о приобретении имущественного комплекса Пермского МРЗ. В феврале 2019 года площадка перешла в собственность Пермского края, остатки производства перевели в Верещагино. На электричке это 2,5 часа, на машине - 140 км. Думаю мало кто из работников стал ездить на новое место работы или переехал в Верещагино.

21. Кому-то может быть и будет, но не заводу.


22. Лодку выбросило на мель.


    Для чего же властям понадобилось ликвидировать нормально работающее предприятие? Снести и построить очередной ЖК? Нет, там слишком узкая полоска, ограниченная с одной стороны железной дорогой, а с другой крутым склоном. РПЦ всё-таки добилась возвращения Спасо-Преображенского собора вместе с архиерейским подворьем. А именно там располагались краеведческий музей и картинная галерея. Музей уже перевели в дом купца Мешкова, расположенный неподалёку, но для галереи там места нет.
    Не пойму, почему нельзя было использовать под музей и галерею здания бывшего ракетного училища, расположенные прямо напротив собора? Там и площадей много, и бывший клуб вполне бы подошёл для разных концертов и представлений. И место уже "намоленное". Но видимо у властей на это место свои планы.
    С первой попытки попасть на территорию завода у меня не получилось, оказывается туда пропускают всех желающих только когда проводятся какие-либо мероприятия. Мне повезло, в тот день с 16 часов работала выставка с таким замечательным названием.

23. Очень полезное дело, тем более, что там много сорняков растёт само по себе и завозить экспонаты почти не надо.


24. Разве что отобрать у дворников мётлы и сделать из них арт-объекты. Например. ворота.


25. Или шалаш, который тут же оказался заселённым, но не Лениным.


26. Всякие экспозиции всё-таки соорудили.


27.


28. Нашлось применение и высохшим стеблям борщевика.


29. В принципе, место для, как сейчас выражаются, арт-кластера вполне подходящее.


    Места здесь для размещения галереи достаточно, будут экспонироваться картины и из запасников. В цехах будут проходить выставки, залы можно будет трансформировать и под театрально-концертные мероприятия. Есть место и для репетиционных залов.

30. Тот металл, который не вывезли при эвакуации завода, приварили к ограждению лестницы. Часть металла строители успели сдать в металлолом.


31.


32.


33. Если раньше здесь тон задавали слесарь Вася, токарь Коля и мастер Петрович, то теперь ландшафтные кутюрье Саша и Лёша (именно так обозначено на стенде)


34. Рельсы решено сохранить все. Есть даже желание у устроителей пустить по ним маленький паровозик. Дело осталось за тем, чтобы найти его.


35. Недалеко от завода стоит один, но он не на ходу.


36. А чтобы было понятно, что здесь был завод, на заборе так и написали.


37. За этой стенкой находится эпический склон.


    Это один из склонов, на котором британский учёный сэр Родерик Мурчисон обнаружил неизвестные ранее ископаемые остатки. Филипп де Вернёй подробно изучил фауну этих мест и подтвердил открытие новой системы, которую вместе с Мурчисоном решили назвать «пермской». И так же был назван последний геологический период палеозойской эры.

38. Бывший заводской склад из природного камня. Мимо него будет проход к зданию речного вокзала, а в нём самом зона кафе. К нему собираются пристроить четырёхэтажное здание галереи.


39. Планируется закончить основные работы в 2022-м году. Причём дела от минстроя передали минкульту, а это значит, что отношение к историческим зданиям будет более бережным.


40.


41. Надо будет как-нибудь ещё в Пермь приехать, посмотреть. что у них там получится. А заводу - вечная память!


Другие отчёты об этой поездке:

Село Калинино
Водонапорные башни
Грибочки-масляточки
Белогорский монастырь
Хохловка, часть 1
Хохловка, часть 2
Прогулки по Перми. Гайва, КамГЭС, Бахаревка
Пермские храмы и монастыри
Прогулки по Перми, часть 2
Пермский трамвай
Как я жил в Перми
Пермь, завод им. Шпагина
Кунгур в двух частях
Сёла Пермского края
Пермский конструктивизм в 2-3 частях
Прогулки по Перми
Tags: Пермь, Старые фабрики
Subscribe

Posts from This Journal “Пермь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 29 comments

Posts from This Journal “Пермь” Tag