dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Пермский конструктивизм, часть 1, центр

    Информация по пермскому конструктивизму в Сети есть, но очень куцая, да ещё и с ошибками. Даже проверенные сайты Викимапия и Правдом полной информации не дают. Придётся делать всё самому, тем более, что конструктивизма в промышленном городе-миллионнике совсем немного. Попробую порассуждать в чём причины. Для этого надо опять посмотреть в корень - как развивалась промышленность, а вслед за ней и город во второй половине 1920-х годов.
    В 1913 году в Перми работало 140 фабрик, заводов и промышленных предприятий, из них наиболее крупными являлись четыре механических и судостроительных, три кожевенных, два канатных, гвоздарный, пивоваренный, спиртоочистительный, лесопильный, кирпичеделательный, а также кондитерская и спичечная фабрика. Два крупнейших завода - это пушечный в Мотовилихе и железнодорожные мастерские. Не сильно много досталось от царизма. По сути Пермь была больше купеческим городом, чем промышленным. Главной на то время в стране - ткацкой промышленности в Перми не было вообще. Промышленный рост начался с милитаризацией экономики. Получил стимул к развитию Мотовилихинский завод, а в 1932-м началось строительство моторного завода, сейчас это "Пермские моторы". Вот эти два завода и стали точками роста жилищного строительства. Мотовилиха начала расти немного раньше, результатом стал Рабочий посёлок, он и сейчас так называется. Моторный завод начал строить жильё уже на излёте эпохи конструктивизма, ближе к 1935-му году. Результатом стал Соцгород завода имени Сталина в конце Комсомольского проспекта. Об этом я расскажу отдельно, а сейчас речь пойдёт о разрозненных конструктивистских зданиях в центре.
    Это пара жилых зданий для начальства городского и чекистского, а также общественные здания - гостиница, почтамт, учебные заведения и т.д.

Улица Монастырская, дом 13. Узел связи Камского речного пароходства. Построен в начале 1930-х годов из монолитного железобетона.


2. Само пароходство в те годы занимало дом Мешкова, расположенный по соседству. В 1990-е речников в качестве владельцев здания сменили банкиры, но и те подолгу не засиживаются. Судя по частично заколоченным фанерой окнам сейчас очередной пересменок.


3. Улица Сибирская, дом 30. Жилой дом - "Дом чекистов". Построен с 1929 по 1932 годы. Архитектор Н.А. Шварев, при участии В.Н. Саламатова и А.С. Русакова.


    «Дом чекистов» стал одним из первых многоэтажных конструктивистских зданий города. Изначально в нём должны были находиться прачечная и библиотека, однако впоследствии от этой идеи отказались в пользу жилой площади. Кроме того, в доме был предусмотрен один из первых в Перми лифтов.

4. Существует легенда, согласно которой буква «С», в форме которой построен дом, должна была стать первой буквой фамилии «Сталин», но эта легенда плохо соотносится с тогдашней планировкой окружавшего «Дом чекистов» пространства. Хотя, если посмотреть на карту, справа от дома явно читается верхняя палочка буквы "Т".


    Дом состоит из четырёх жилых блоков и полукруглой двухэтажной пристройки, которая легендарна сама по себе. В разные годы в ней находились швейная мастерская, магазин, столовая и ателье, Пермское книжное издательство, литературный клуб «Лукоморье» и пермская организация Союза писателей России, которая обосновалась тут в 1973 году. На пристройке установлена мемориальная доска, повествующая, что здесь бывали Виктор Астафьев, Лев Давыдычев, Алексей Решетов и другие замечательные люди.

5.


6. Екатерининская. дом 51. Жилой дом Горсовета переменной этажности. Построен в 1930-м году по проекту архитектора Е.Ф. Моргунова. Это первый пятиэтажный дом в городе и один из первых, которые были газифицированы . Понятно, что газ был не трубопроводный, а заправлялся в ёмкости, закопанные во дворе. Буква "Г" в названии дома давно отвалилась, теперь он Дом Орсовета. Памятник градостроительства и архитектуры.


7. Четырёхэтажное крыло пристроили в 1947-м году.


8. Улица Ленина, дом 28. Главпочтамт.


9. Сейчас самыми популярными способами общения стали Интернет и телефон. Но еще живы в памяти горожан те времена, когда почта была главной, а то и единственной связующей нитью с родными и друзьями. Сюда, на пермский почтамт, стекаются реки разнообразной корреспонденции, отсюда они отправляются по городам и весям. «До Москвы – 1300 верст» – сообщает надпись на памятном знаке «Нулевой километр». Этот символический верстовой столб обозначает центр города и одновременно отсылает нас к истокам пермской почты.


 Назначенный императрицей Екатериной II наместник Евгений Кашкин считается и основателем пермской почты. Это произошло в 1782 году. Первым почтмейстером стал отставной прапорщик Егор Герман, которого привели к присяге, выдали две кожаные сумы, печать и штемпель. А первый почтальон, Петр Горбунов, появился только в декабре 1784-го. Несколько лет спустя городские власти приобрели для почтовой конторы каменное здание ценой 8 тысяч рублей. Притом, что в тогдашнем губернском центре каменных домов и было-то всего два десятка!
    А в этом здании, построенном по проекту А.Б. Турчевича, пермский почтамт размещается с начала 30-х годов прошлого века. Дом в два этажа был построен в конце 19 века для купца Кузнецова, который сдавал его в аренду. В той части, что выходила на ул. Обвинскую (ул. 25 Октября), помещался губернский статистический комитет. На первом этаже с ул. Покровской (ул. Ленина) находился научно-промышленный музей, где выставлялись уральские минералы, заспиртованные рыбы, чучела птиц и коллекция из 1000 древних монет. Позже место музея заняло акцизное управление. В 1930-1931 годах, когда здесь расположился почтамт, дом надстроили еще одним этажом, а в 1960-м здание стало четырехэтажным.
    Даже в век электронных коммуникаций в залах почтамта всегда многолюдно. Отправляют ценные письма, получают посылки, а виртуальные заказы в сети Интернет реальными становятся именно здесь, на почте.


10. Так здание выглядело изначально.


11. Улица Сибирская, дом 9. Гостиница "Центральная". Построена в 1930-33 годах, архитектор Ф.Е. Морозов.


  «Обитель муз», «Ноев ковчег», «возвышенный дом» – это здание, построенное с элементами конструктивизма в начале 1930-х, удостоилось множества поэтических метафор. А все потому, что в годы Великой Отечественной войны приютило в своих стенах ярчайших деятелей советской культуры и искусства. 28 августа 1941 года в Пермь прибыл эшелон из Ленинграда, привезший артистов театра оперы и балета им. Кирова. Гостиница «Центральная» стала для них домом на три военных года. И не только для них: многие знаменитые писатели, профессура, музыканты и художники из Ленин­града и Москвы поселились в пермской «семиэтажке», как ее тогда называли. Здесь жили великая Галина Уланова и блистательная Наталия Дудинская. Арам Хачатурян писал балет «Гаянэ». Вениамин Каверин работал над второй книгой романа «Два капитана». Юрий Тынянов заканчивал роман «Пушкин» и написал несколько рассказов, в том числе «Гражданин Очер» о Павле Строганове. Виталий Бианки, Михаил Слонимский, Иван Соколов-Микитов, Осип и Лиля Брик, Сергей Прокофьев – на этом здании могло быть десятка два мемориальных досок.
    Лиля Брик издала в «МолотовГИЗе» книгу «Щен» – адресованные ей письма Владимира Маяковского. Директора издательства, говорят, сняли с работы, потому что в тоненькой книжке был «искажен образ пролетарского поэта Маяковского», и, кроме того, напрасно потратили дефицитную тогда бумагу. Вера Панова написала здесь роман «Кружилиха» и повесть «Спутники», удостоенную Государственной премии. Пермяки стали и героями ее пьесы «Семья Пирожковых», по которой позднее сняли фильм «Сережа».
    Поселился в «семиэтажке» и всемирно известный Вольф Мессинг. Он принимал у себя в номере тех, кто хотел узнать свое будущее. А в оперном театре устраивал вечера с психологическими опытами.
    После войны на 6 и 7 этажах «Центральной» жили артисты оперного театра. Как вспоминал главный режиссер Пермского театра оперы и балета Иосиф Келлер, «с утра ее театральные этажи напоминали консерваторское общежитие. Сперва, точно соревнуясь, возникали звуки различных музыкальных инструментов. Это музыканты готовились к репетиции. Затем в «домашнюю симфонию» включались певцы, совершавшие «вокальный туалет», – пели вокализы, арии из опер. Гостиничные жильцы, конечно, протестовали, слыша такое многоголосие. Да и нам самим, пока не попривыкли, было нелегко. Но вот приближался час начала дневной работы – уроков, спевок, репетиций. На этажах восстанавливалась благословенная тишина. Наступало время приготовления обедов, которые изобретательные хозяйки творили из скудного пайка, полученного в театральном распределителе».
    Теперь «Центральная» – не столько гостиница, сколько офисный центр. И при этом – памятник архитектуры регионального значения.


12. Улица Николая Островского, дом 60. Сейчас это Проектно-технологический институт экологии ТЭК.


    Здание построили для коммунально-строительного техникума в середине 1930-х  Но уже в начале войны его передали военному ведомству, а ещё чуть позже здесь организовали военный госпиталь. В 1947 году здание вернулось техникуму, но на тот момент оно уже пребывало в аварийном состоянии — восстановительные работы заняли несколько лет. Когда работы были закончены, его передали Всесоюзному научно-исследовательскому и проектно-конструкторскому институту охраны окружающей природной среды в угольной промышленности. Совсем недавно закончилась масштабная реконструкция здания, в ходе которой его оригинальные черты были сохранены. Но вряд ли оно было розового цвета.

13.


    Здание представляет собой асимметричную композицию геометрических объёмов — основная повышенная часть с полурадиальным ризалитом большого выноса с витражным остеклением и балконом на столбах, выполняющим функцию навеса над парадным входом. Фланговые части разновысокие — протяжённая южная в три этажа с односкатной кровлей и глухим парапетом, северная — двухэтажная с аналогичной конструкцией кровли. Крупные оконные проёмы фланговых блоков создают горизонтальную динамику фасада.

14.


Это всё были достаточно известные здания, которые выдают поисковики. Но есть и конструктивистские здания, про которые нигде ничего не написано, я сам наткнулся на них случайно при методично прочёсывании центральной части города. Восполню пробел.

15. Петропавловская 14. Шлакоблочный пятиэтажный дом 1934-го года постройки. Ещё пять лет назад его признали аварийным и начали расселение. Похоже, что так до конца и не расселили.


16. Елькина, дом 3. По нему никакой информации не нашёл.


17. Механошина, дом 29. Здание из силикатного кирпича. Сейчас там административные службы пермского автовокзала.


18. Советская, дом 3. А это уже неоконструктивизм. Ризалит, угловые ленточные балконы, окно-иллюминатор. Понятно, что архитектор имел ввиду. Построен дом в 2007-м году.


Путеводитель по конструктивизму в моём журнале

Другие отчёты об этой поездке:

Село Калинино
Водонапорные башни
Грибочки-масляточки
Белогорский монастырь
Хохловка, часть 1
Хохловка, часть 2
Прогулки по Перми. Гайва, КамГЭС, Бахаревка
Пермские храмы и монастыри
Прогулки по Перми, часть 2
Пермский трамвай
Как я жил в Перми
Пермь, завод им. Шпагина
Конструктивизм. Часть 1, центр
Кунгур в двух частях
Сёла Пермского края
Пермский конструктивизм в 2-3 частях
Прогулки по Перми
Tags: Пермь, конструктивизм
Subscribe

Posts from This Journal “Пермь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments