dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Прогулки по Перми. Часть 5, Разгуляй

    Разгуляй - бывшая восточная окраина Перми. Район ограничен улицами Пушкина и 25 Октября, берегом Камы и Егошихинским оврагом. Здесь наиболее полно сохранилась историческая застройка, хотя, конечно, без потерь не обошлось. Я уже упоминал про туристические маршруты Перми - "Красную" и "Зелёную" линии. Так вот, на территории Разгуляя находится третья часть достопримечательностей этих маршрутов. В давние времена мне не приходилось бродить по Разгуляю за исключением той части, которая находится между улицей Монастырской и Камой. Поэтому в этой поездке Разгуляй был одним из главных пунктов программы.
    Я с большим удовольствием походил по тихим улочкам пермского Разгуляя, нашёл много нового, ранее не виденного. Цитаты из описания маршрутов буду приводить полностью, выделяя их курсивом.

Начнём традиционно с вокзала.


2. Первоначальный вариант здания вокзала был покороче и с одним парадным крыльцом и башенкой.


В начале 18 века здесь беспорядочно громоздились торговые лавки, а с 1745 года принимал продавцов и покупателей Гостиный двор. Так продолжалось, пока не пришло время соединить уральские города железной дорогой.
    Целых три года понадобилось столичным чиновникам, чтобы принять решение о постройке Уральской горнозаводской железной дороги. И вот наконец строительство началось, и шло настолько быстро, насколько позволяли технические возможности того времени. В 1878 году пермскую набережную украсило нарядное, с островерхими башенками здание железнодорожного вокзала, построенного по проекту инженера-архитектора И.А. Быховца. Он же позднее строил железнодорожный мост через Каму и вокзал станции Пермь II.
    1 октября 1878 года состоялось торжественное открытие всей линии Уральской горнозаводской железной дороги от Перми до Екатеринбурга протяженностью в 468 верст. Первым управляющим дороги стал инженер Николай Степанович Островский.
    В книге Е. Спешиловой «Старая Пермь» есть воспоминания современников о внутреннем устройстве вокзала. Он делился на четыре секции: ресторан, зал ожидания для пассажиров 1 и 2 класса с мягкими диванами, зал ожидания для пассажиров 3 класса с жесткими диванами, а также билетные кассы и большой иконостас. Кто же отправлялся в путешествие, не помолясь на дорожку!
    Перед приходом и отходом поезда, о чем пассажиров извещал звонкий голос колокола, на перроне появлялись два важных человека: дежурный по станции в фуражке с красным верхом и дородный жандарм при всех своих регалиях.
    В первое время пассажирские поезда отходили с пермского вокзала ежедневно в 10 вечера, по одному каждые сутки. Прибывшим гостям открывался великолепный вид на Каму. Особо они отмечали, что нигде, кроме Перми, не устроено так удобно – для пересадки на пароход нужно было всего лишь перейти улицу.


3. С этой платформы отправлялись в поход герои фильма "Географ глобус пропил", снятого по книге пермского писателя Алексея Иванова.


4. А так зал ожидания выглядит сейчас. Никакой речи о мягких диванах и быть не может.


5. От вокзала по надземному переходу через железную дорогу пойдём в сторону улицы Советской (бывшей Торговой). Завод им. Шпагина.


6.Кто сможет перевести что здесь написано?


7. Ул. Советская , дом 6. Вид со стороны железной дороги.


    В 1830-м году открылась удельная контора, подчинявшаяся удельному департаменту для управления "имуществами и доходами, назначенными на содержание императорской фамилии". Первым управляющим конторы был назначен князь Пётр Иванович Максутов.
    Затем дом купил совестный судья Иван Матвеевич Солодовников. После реставрации он его продал Александру Павловичу Кропачёву - очень богатому купцу (он носил звание коммерции советника, которое давалось купцам 1-ой гильдии, состоявшим в ней не менее 12 лет сряду и за особые заслуги в распространении торговли). К 1910-му году весь квартал от Верхотурской (Н. Островского) до улицы Соликамской (Максима Горького) принадлежал сыну А.П. Кропачёва - Николаю. Помещения сдавались в аренду.
В 1905-м году было открыто IX городское начальное училище имени цесаревича Алексея Николаевича. В советское время, в этом здании располагались ведомства железной дороги. Но у меня стойкое ощущение, что я был внутри этого дома лет 50 назад. Мать ходила к подруге и меня с собой взяла. Остался в памяти длинный тёмный коридор старой коммунальной квартиры.

8. Со стороны улицы Советской дом выглядит намного приятнее. памятник архитектуры и градостроительства.


9. Ул. Горького (бывшая Соликамская), дом 2. Здание построено во второй половине 19-го века надворным советником Сысоевым как жилой дом.


10. Из-за холмистого рельефа здание имеет переменную этажность.


    В 1876-м году прямо под окнами построили Уральскую горнозаводскую железную дорогу. Жить в таких условиях несколько неудобно, да и железнодорожникам это здание весьма пригодилось бы. И здание было выкуплено под квартиру управляющего железной дорогой. Но и он, хоть и железнодорожник, долго не выдержал и здание перестроили для размещения в нём "Управления Пермь-Тюменской железной дороги". В 1956-м здесь начала работать Техническая школа дорожных мастеров. Сейчас это корпус 2 Пермского института железнодорожного транспорта УрГУПС.

11. А таким это здание увидел Прокудин-Горский 112 лет назад. Здание слева не сохранилось, равно как и переход.


12. Ул. Горького, дом 1. Корпус 1 Института. Здание построено в 1897-м году для железнодорожного ведомства.


13. Остатки пивоваренного завода, построенного в конце 19-го века купцами братьями Иваном и Петром Александровыми. Выпускал кроме пива сельтерскую воду и фруктово-ягодные напитки. Как раз сейчас заканчивается снос всего комплекса.


14. Вернёмся на привокзальную площадь. Ул. Монастырская, д. 3а. Бывшая контора пароходства братьев Каменских. В советское время здесь был учебный комбинат порта Пермь и типография Камского речного пароходства. Сейчас здание занимает ресторан "Экспедиция". Пару раз был в таких ресторанах, правда в других городах. Один раз даже с японцами. особенно им понравилась строганина из муксуна. На холме новые жилые комплексы Мотовилихи.


15. Раньше здесь был разворот троллейбусов. Если не изменяет память. маршруты 1 и 7. А ещё раньше здесь разворачивались трамваи. Теперь же только автобусы. Вообще здесь стало малолюдно. Количество пассажиров поездов сократилось, с теплоходов так вообще только туристы. Не знаю, осталось ли пассажирское движение по Каме. Ещё недавно вроде ходили Метеоры до Чайковского.


16.


Здание Речного вокзала было возведено на месте старых жилых, торговых и рабочих построек. Давным-давно здесь, на берегу Камы появилась первая незаводская улица Перми. Выстроились в ряд купеческие дома, а посреди улицы поставили деревянную часовню и деревянное двухметровое изваяние Иисуса в терновом венце. Жизнь в этом месте всегда кипела. Сама природа подготовила удивительно удобный берег для обустройства речных пристаней. Их было немало, сначала для дел купеческих-торговых, а затем и для пассажирского сообщения. В 1858 году компания «Кавказ и Меркурий» организовала регулярное движение по Каме пассажирских судов. По воспоминаниям путешественников, первые пароходные путешествия неизменно проходили в прожженной одежде – трубы страшно чадили и пускали снопы искр. Но пароходчики всерьез озаботились комфортом пассажиров и совершенствованием техники. И.И. Любимов, которого за деловые качества прозвали «русским американцем», на собственном судостроительном заводе построил 50 совершенных по тем временам судов.
    Здание в стиле «сталинского ампира» по проекту известного советского архитектора А.З. Гринберга было построено в 1940 году. По своим размерам, архитектурной новизне и удобствам пермский Речной вокзал считался одним из лучших в стране. В войну в здании вокзала обустроили гостиницу, в которой жили эвакуированные, в том числе видные деятели культуры и искусства.
    В 1990-е, когда пассажирские речные перевозки почти прекратились, в Речном вокзале торговали, потом и вовсе закрыли. в 2008 году новую жизнь в здание бывшего речного вокзала вдохнул музей современного искусства PERMM, просуществовавший здесь до 2014 года.


17.


18. Когда я здесь был в 2010-м году, в здании работал музей современного искусства.


17. Сейчас тоже музей, но скорее исторической направленности. Или просто выставка проходила, точно не знаю. Вид со стороны Камы.


18. Круизные теплоходы. За кормой круизёров был причал для пассажирских теплоходов.


    "Павел Бажов" - проект 588 "Родина", построен в ГДР в 1960-м году всего за 72 дня (!), с 1961-го служит в Перми. До 1992-го года был "Вильгельмом Пиком".
Близнец "Бажова" "Михаил Кутузов" старше на три года, службу начинал в Горьком, в Пермь перебрался в 2006-м. Маршруты разные. Есть выходного дня до Березников или Чайковского, есть двухнедельные до Астрахани, ходят и до Петрозаводска, и до Соловков.

19. Камешек в огород Екатеринбурга. (я так считаю)


20. паровоз 9П-752. Установлен в 1987-м году к 70-летию революции и 150-летию российских железных дорог. (чтобы два раза не вставать)


    Этот паровоз сейчас, когда в мире появились скоростные поезда, и даже российские электрички приобрели относительно современный облик, кажется древним ископаемым. А между тем маневровый танк-паровоз 9П выпускался даже не в царской России, а в Советском Союзе. Первый появился в 1935 году, последний собрали в 1957-м. Один из трудяг, перевезших несметное количество грузов и граждан, остался на обозрение современной публике и на радость детворе. Рядом со старинным зданием вокзала Пермь I он выглядит очень органично, и, кажется, вот-вот издаст бодрый гудок…

21.


 Самое замечательное в архитектурном отношении здание во всей Перми – так отзывались современники пароходчика Мешкова о его доме. Николай Васильевич купил этот участок земли в 1885 году, вместе с руинами сгоревшего в 1842 году особняка, созданного по проекту Свиязева. Здание, возведенное в стиле русского позднего классицизма, было перестроено молодым архитектором Турчевичем под влиянием модерна. Ясный и четкий силуэт, величественная асимметрия из-за уклона мостовой, роскошная изысканная лепнина – по желанию владельца этот дом строился так, чтобы быть лицом города для проплывающих на пароходах по Каме путешественников. Надо сказать, что Николай Васильевич Мешков, почетный гражданин Перми, вообще очень заботился о городе и горожанах. Именно он убедил власти в необходимости открытия в Перми университета. Мешков выделил на его основание 500 тыс. руб. и передал три корпуса Дома просветительных учреждений, построенного на его средства для камских водников. Он был щедрым благотворителем, помогал неимущим.     Рассказывали, что Николай Васильевич, давая нужную сумму, говорил: «Спасибо, что доверились». Поддерживал революционеров всех мастей. Несмотря на четыре класса образования, слыл интеллектуалом и разносторонним человеком. Среди знакомых и гостей Николая Васильевича Мешкова были русские писатели Александр Иванович Куприн и Алексей Максимович Пешков, писавший под именем Максим Горький, знаменитый оперный певец Федор Иванович Шаляпин, книгоиздатель Иван Дмитриевич Сытин; большим другом Мешкова был русский физик, основоположник гидро- и аэродинамики профессор Сергей Алексеевич Чаплыгин.
    Между тем, в своем доме Николай Васильевич жил хотя и с комфортом, но довольно скромно, а верхний этаж отдал под контору пароходства. Часто предоставлял помещение для различных общественных собраний. Первая в истории Перми художественная выставка также прошла в стенах дома Мешкова.
    В советское время в разные годы в здании размещались штаб 3-й армии Восточного фронта, медицинский факультет университета, ресторан и гостиница «Урал», управление Камского речного пароходства. И только в 2008 году особняк снова стал средоточием ярких и интересных событий – в нем разместился Пермский краеведческий музей.


22.


По маршруту Красной линии этот дом под номером 16. Романтическая история, связанная с ним:
 В двух кварталах от дворца пароходчика и мецената стоял купеческий дом, в котором жила Августа – с ней Николая Васильевича связывал прекрасный «почтовый роман». Она была моложе его почти на двадцать лет. Как и у него, у нее была своя семья. Он – «миллионщик», остроумный, обаятельный человек, привыкший жить с размахом, и всегда на виду. Она – русская красавица. Правильные черты лица, спокойный взгляд, плотно сжатые губы, русые волосы… Жила спокойной, размеренной жизнью, вся в себе и в детях, верная мужу и долгу без любви.
    Как оказалось, жила в ней затаенная мечта, тоска по настоящему чувству. И Августа Дмитриевна подарила Николаю Васильевичу, как она пишет, «свою мятежную душу». В письмах к избраннице своего сердца перед нами вдруг открывается новый Мешков: не капиталист-воротила, но человек любящий, страдающий, тонко чувствующий. Длились их отношения около десяти лет, начиная с 1904 года. А затем Николай Васильевич опять всех удивил: в 53-летнем возрасте он, влюбившись, женился на юной Екатерине Бажиной, чтобы не расставаться с нею до конца своей жизни.


23. Угол Монастырской и 25 Октября, бывший узел связи Камского речного пароходства. На Зелёной линии это номер 14.


 Улицу, на которой находится это здание, с самого начала существования ждала нелегкая судьба быть постоянно названой по-новому. Первоначально ее называли Береговой, потом она стала Набережной. Начиналась от речки Егошихи, заканчивалась возле ул. Сибирской и была односторонней. В конце 18 века ее переименовали в Монастырскую, и от ул. Сибирской она стала двусторонней.
    В советское время Монастырскую назвали Трудовой, и вполне закономерным стало здесь появление множества контор различных советских организаций. Самым крупным, конечно, было Камское речное пароходство. Оно помещалось в доме Мешкова, а для узла связи пароходства и некоторых других отделов в 30-е годы выстроили собственный дом в стиле конструктивизма, из монолитного бетона. А в 1937 году улица вновь сменила имя – в честь советского государственного и партийного деятеля Григория Константиновича (Серго) Орджоникидзе.

    С окончанием советского периода у дома поменялся владелец. Связисты уступили место банкирам и промышленникам. А здание своим стилем так и напоминает об «эпохе великих свершений».

Поднимемся по улице 25 Октября, бывшей Обвинской. Кстати, реку Обву не обидели, улица с таким названием есть в Перми и сейчас, правда в другом месте - в Свердловском районе.

24. Ул. Петропавловская, дом 23. Бывшая Мариинская женская гимназия.





На Зелёной линии это номер 24.
   Здание из красного кирпича, напоминающее средневековый замок, – это памятник культуры федерального значения, который был построен в 1896 году. Однако история этого места началась гораздо раньше. С ним связана одна из самых увлекательных пермских легенд-страшилок. В 1840-х строился здесь дом Елисея Чадина, солидного господина из дворян, человека весьма пожилого. Вот только желание выделиться и одновременно скупость сыграли с ним злую шутку. Слишком дорогим показалось ему строительство, и вот однажды он увидел на кладбище заросшие травой чугунные надгробья… Из них в доме и сложили печь. На свои именины Чадин позвал видных людей города. Когда с именинного пирога сняли покрывало, на угощении отчетливо проступила Адамова голова – череп и кости! Гости сбежали, а хозяина от переживаний «схватил удар», и он умер. После этого в народе заговорили о «доме с кикиморой». Масла в огонь подлил Большой пожар: в 1842 году сгорело 300 пермских домов, а чадинский дом выстоял. Молва нашла объяснение этому чуду только в одном – присутствии нечистой силы. Мол, видели кикимору в белом платке, которая мелькала в окне во время пожара и отгоняла пламя. Надо ли удивляться, что по решению общества нехороший дом был разрушен.
    На этом месте и была построена в 1887 году Мариинская женская гимназия. Так ее назвали в честь вдовствующей императрицы Марии Александровны, которая много заботилась о развитии женского образования в России. Автор проекта этого красивого дворца в стиле модерн – академик архитектуры Дютель. В гимназической церкви на службах встречались учившиеся раздельно мальчики и девочки. Михаил Ильин вспоминал: «Налево ряды наши, направо – их. Мы красовались и переглядывались».
    В советское время в здании гимназии разместился агрономический факультет Пермского университета, позже ставший сельхозинститутом, а с 1995 года – Пермская государственная сельскохозяйственная академия.


25. Изначально в этом крыле была домовая Никольская церковь.


26. Но в 1930-х колокольню и купола демонтировали.


А на Красной - номер 14.
   Здесь училась Августа Югова, дочь купца Югова, которую будущий поэт Василий Каменский не раз провожал домой, и исписывал после ее именем общую тетрадь… Потом наступит разлука, и когда они вновь встретятся, Августа будет уже молодой вдовой с двумя детьми и немалым наследством, оставленным ей отцом. Из книги Каменского «Его-моя биография» можно заключить, что женитьба на Августе не была браком по расчету. «Семейная жизнь расцветала вместе с весной нежно и цветисто», – напишет поэт.
    Их союз выдержал четыре года. На юговское наследство Каменский издал свои первые книги (роман «Землянка», сборник «Садок судей»), купил аэроплан «Блерио» и начал летать. Короткая семейная жизнь с Августой осталась для поэта ярким, незабываемым эпизодом. Можно сказать, первая жена окрылила Василия.
    А вот вторая жена Каменского, Валентина Козлова, стала для него не только любимой женщиной, которой он посвящал стихи. В трудные дни болезни, когда он обезножел (последствия авиакатастрофы в Польше), Валентина Николаевна была «ногами» прикованного к постели поэта, его полномочным представителем в различных творческих организациях и его секретарем.


27. Сейчас здание загораживают деревья, а без них оно выглядело так.


28. В этой пристройке было общежитие со спальными залами.


29.


30.


31. Ул. Петропавловская, 18. Старый корпус бывшего женского епархиального училища. В середине 19-го века было построено одноэтажное здание. В 1890-м Турчевич надстроил второй этаж. Уже в советское время надстроили третьим этажом. Получилась такая разновозрастная сталинка.


32. Трудно поверить, но это одно и то же здание.


33. К 1916-му году в училище было 348 учениц. С 1925-го года здание занимали аж 4 техникума - Художественный, Педагогический, Фармацевтический и Промышленно-Экономический. В годы войны был госпиталь. После войны здесь разместилось хореографическое училище. Из известных выпускников - балерина Надежда Павлова.


Номер 26 по Зелёной линии.
   Остановившись возле этого здания, стоит вглядеться в лица девочек и мальчиков, выходящих из его дверей. Ведь когда-то в такой школьной стайке были Надя Павлова, Оля Ченчикова, Марат Даукаев, Лена Кулагина и многие другие звезды российского балета. Пермский хореографический колледж – уникальное учебное заведение, благодаря которому Пермь знают и любят в Японии и Ирландии, Корее и США и во многих других странах мира.
    Когда в годы войны в Пермь эвакуировали Кировский (теперь он снова Мариинский) театр из Ленинграда, вместе со взрослыми артистами приехали и дети, учащиеся хореографического училища. Появление такого количества звезд на пермской сцене – а концерты и спектакли давались в оперном театре едва ли не ежевечерне – произвело в индустриальном городе нечто вроде «культурной революции». В 1943 году в Ленинградском хореографическом училище, расположившемся в Курье, начали учиться местные мальчики и девочки. Театр в 1944 году уехал, оставив хореографическую студию. Ее возглавила Екатерина Гейденрейх, выпускница Санкт-Петербургского театрального училища, солистка Мариинского театра. Несколько лет ей пришлось провести в Усольлаге. Благодаря многократным просьбам Агриппины Яковлевны Вагановой, руководителя Ленинградского хореографического училища, ее все-таки отпустили, но запретили жить и преподавать в столичных городах.
    Екатерина Николаевна была педагогом от бога, именно она сформировала молодую балетную школу на высоком профессиональном уровне. Теперь пермское училище и его выпускники известны всему миру.
    А расположилось училище в здании, которое и прежде служило интересам образования. В 1891 году в доме вдовы полковника Пеннинского открылось женское епархиальное училище. Девочки из семей священнослужителей готовились стать учительницами для церковно-приходских школ. А службы проходили в домовой церкви во имя святых Софии, Веры, Надежды и Любови. Кажется, до сих пор они покровительствуют этим стенам и всем, кто в них учится и работает.


34. Ул. Горького, дом 15. Новый корпус бывшего епархиального училища, построен в 1913-м году, архитектор А.Б. Турчевич. В 1942-м - госпиталь для инвалидов войны, сейчас это краевой госпиталь для ветеранов войн.


Весь Разгуляй в один пост не помещается, поэтому на здесь пока остановимся. Продолжение следует.

Другие отчёты об этой поездке:

Село Калинино
Водонапорные башни
Грибочки-масляточки
Белогорский монастырь
Хохловка, часть 1
Хохловка, часть 2
Прогулки по Перми. Гайва, КамГЭС, Бахаревка
Пермские храмы и монастыри
Прогулки по Перми, часть 2
Пермский трамвай
Как я жил в Перми
Пермь, завод им. Шпагина
Пермский конструктивизм. Часть 1, центр
Прогулки по Перми. Часть 3, улица Сибирская
Прогулки по Перми. Часть 4, улица Сибирская продолжение
Сёла Пермского края
Пермский конструктивизм. Часть 2, Соцгород ЗиС
Кунгур. Часть 1
Пермский конструктивизм. Часть 3, Рабочий посёлок
Кунгур. Часть 2, чайная столица
Прогулки по Перми. Разгуляй, часть 1
Кунгур. Часть 3
Прогулки по Перми. Мотовилиха
Прогулки по Перми. Комсомольский проспект
Прогулки по Перми. Центр
Tags: Пермь
Subscribe

Posts from This Journal “Пермь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments

Posts from This Journal “Пермь” Tag