dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Сыромятнический гидроузел и Яузская флотилия.

    В прошлой прогулке по Лефортовскому парку меня заинтересовали причины снижения уровня воды в Яузе. И в этот раз после посещения бывшего газового завода я решил спуститься к берегу Яузы и посмотреть, что там происходит со шлюзом.
    Надо сказать, что Сыромятнический гидроузел - весьма интересное сооружение. На правом берегу от проезжей части Туполевской набережной его скрывает полоса деревьев. С Золоторожской набережной его видно лучше, но только одну сторону.
    Комплекс зданий гидроузла построен в 1937-39-х годах архитектором Георгием Гольцом - учеником Жолтовского. В эти годы как раз шло массовое строительство гидротехнических сооружений Московского гидроузла. Интересна история этого гидроузла. Во-первых, он носит номер "4", хотя является единственным на Яузе (сливная плотина в Мытищах не в счёт). Во-вторых, он стоит не на своём месте. Изначально планировалось поставить его между ж/д мостом и Садовым кольцом, а на этом месте был раньше мост, который успешно снесли. На этот мост выходил Сыромятнический проезд.
    А построить систему шлюзов планировали для проекта Водного кольца Москвы. Канал должен был начинаться в районе метро «Войковская» и направляться к реке Лихоборке, пересекая Ленинградское шоссе, Коптево и Академические пруды. Он должен был соединить реконструированную Яузу с Химкинским водохранилищем, образуя второе водное кольцо Москвы. Проект считался актуальным до 1960-х годов, для него был проложен широкий Коптевский бульвар и остались не застроенными поймы реки Лихоборки.
    Высота гранитных берегов Яузы была рассчитана с учётом её наполнения водой из Лихоборки и небольшой системы водохранилищ. Планировалось, что канал будет судоходным, и из Химкинского водохранилища можно будет пройти до Москвы-реки через Яузу. Но Москва разрослась, и Северный судоходный канал, который должен был располагаться на окраинах, оказался глубоко в черте города и потерял изначальное значение. Реализована была только небольшая часть плана — канал от Химкинского водохранилища до Академических прудов.

IMG_0583
В левой части кадра шлюз, в правой - водосливная плотина.
Шлюз однокамерный, однониточный и может вмещать только небольшие суда с малой осадкой. Вода в шлюзе опускается и поднимается на 4 м! Время наполнения камеры составляет 5 мин. Вся операция по шлюзованию, включая швартовку судна, занимает 10 мин. Верхние ворота выполнены в виде одного створа, который опускается на дно и поднимается. Нижние ворота представляют собой две створки, открывающиеся внутрь шлюза. Т.е. такая же схема, как и на шлюзах канала им. Москвы. Глубина в шлюзовой камере в положении нижнего бьефа составляет 2 метра. Глубина на верхнем пороге (короле) шлюза — 2 метра. У нижнего бьефа есть причальная стенка. Ну и ещё одна особенность шлюза - он относится не к каналу им. Москвы. а к другому ведомству - Мосводостоку.
На искусственном острове растут яблони.

2. Архитектура зданий шлюза соответствует его назначению - это должны были быть въездные водные ворота в центр города.
IMG_0581
В этих зданиях находятся машинные залы привода шлюзовых ворот и пост управления.

3. В здании на переднем плане находится машинный зал привода затвора водосливной плотины.
IMG_0578

4. А вот и сам шлюз, его верхние ворота.
IMG_0584

5. Вид на шлюз со стороны нижнего бьефа. Желтоватый прямоугольник в передней части шлюза - створка нижних ворот.
IMG_0697

6. Кроме того, что гидроузел является интересным техническим объектом, он ещё и памятник архитектуры.
IMG_0579

7. Здесь в монументальную сталинскую архитектуру вплели изящные древнегреческие мотивы. Получилось интересно.
IMG_0576

8. А этот греческий храм - самая обычная трансформаторная подстанция. Очень хорошо вписывается в античный стиль всего комплекса гидроузла.
IMG_0577

9. На заглавном фото видно обнажившееся дно реки. Это произошло из-за того, что затвор водосливной плотины опущен сильнее, чем обычно, о чём свидетельстуют и отметины на гранитных берегах.
IMG_0575
Плотина, имеющая напор 4 метра, позволяет регулировать уровень воды в верхнем бьефе. Длина плотины составляет 20 метров. В 1960-х поворотный механизм плотины вышел из строя. Во время капитального ремонта 2005—2006 годов механизм был восстановлен, заменён секторный затвор плотины. Ниже плотины в гранитной стене правого берега находится устье реки Чечёры. Фото сделано как раз с того места, где Чечёра впадает в Яузу.

10.Через неделю ещё раз проходил мимо гидроузла, затвор подняли, уровень воды был уже нормальный.
IMG_0692

11. Но зато теперь есть где кормиться огарям.
IMG_0590
Как они умудряются оставаться чистыми и красивыми, копаясь в такой грязи, для меня загадка.

12. Яузская флотилия.
IMG_0571
Три буксира-толкача, названные в честь московских речек "Сетунь", "Пресня" и "Сходня", две баржи, мусоросборщик. Ещё раньше я видел буксирчики "Орион" и "Юпитер", серые, похожие на военные кораблики, но это было давно.

13. Русло реки перегорожено плавучим заграждением, весь плавающий мусор направляется в "пасть" мусоросборщика, который, как кит, ловит этот речной "планктон".
IMG_0580

14. Ещё один катер с ковшом для сбора мусора.
IMG_0573

15. "Улов" речного дворника.
IMG_0572

16. Подъёмный кран. Видел пару раз его на ходу. Он не самоходный, приходится доставлять его до места буксиром (толкачом)
IMG_0574
Случается, что в Яузу улетают машины, и не всегда их можно поднять обычным краном с берега. В таких случаях работает этот. Да и мало ли чего надо поднять-опустить при ремонтных работах на гидроузлах и набережных.

17. Но основное назначение - подъём из воды разного крупноко мусора, в том числе топляков и просто упавших деревьев.
IMG_0693

18. К крану пришвартована баржа, в прошлый раз её не было. Похоже, что её загрузили не мусором, а донными отложениями.
IMG_0694

19. "Сетунь", "Сходня" и "Пресня" куда-то ушли. Может быть воду подняли для того, чтобы они смогли пройти вверх от гидроузла.
IMG_0695

20. Ниже шлюза по левому берегу причальная стенка. Задумывалась для судов, ожидающих шлюзования. Неделю назад у стенки стоял кран.
IMG_0696

21. А ещё ниже причал для прогулочных катеров.
IMG_0698

22. Вид на шлюз с высокого левого берега. Пока я обходил через мостик и заходил на дачу Строганова, вернулся один из малых катеров, стоит у стенки.
IMG_0706

Выше по течению на правом берегу есть тоже монументально оформленный Разумовский причал. Его надо фотографировать с противоположного берега, идти на который я заленился.

23. Зато с этого берега хорошо получились два замечательных рыжих "сфинкса".
IMG_0586

24. Это тоже Яуза, только немножко поближе к своему истоку.
IMG_0846

На этом прогулки по богатейшему интересными местами Басманному району не заканчиваются, ждите продолжения.

Другие прогулки по Басманному району:
От Красносельской до Бауманской
Район Бауманской. Часть 1
Район Бауманской. Часть 2
Лефортово левобережное
Tags: Басманный район, Москва, Яуза
Subscribe

Posts from This Journal “Яуза” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 34 comments

Posts from This Journal “Яуза” Tag