dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Московский газовый завод

    Продолжаем прогулки по Басманному району Москвы. Зайдём в бывшую промзону, расположенную возле Курского вокзала. Ещё лет 10-15 назад это было достаточно депрессивное место с полузаброшенными производственными зданиями, но зато с богатой историей и прекрасной индустриальной архитектурой. Речь пойдёт о бывшем Московском газовом заводе.

 
IMG_0516


История газового освещения в России началась ещё до войны с Наполеоном. В 1811-м году Пётр Соболевский создал и испытывал первую отечественную установку для получения искусственного газа — «термоламп». А в 1816-м Соболевский успешно применил «термоламп» для освещения мастерских на Пожевском заводе (Пермская губерния). В 1819-м первый газовый фонарь зажгли на Аптекарском острове Санкт-Петербурга. В 1850-м газовое освещение появилось и в Одессе.
  В 1863-м первый газовый завод был построен в Петербурге. Вырабатываемый на нём газ использовался для освещения Большого и Малого Императорских театров. Здесь Москва немного отставала, поэтому в 1864-м провели конкурс на организацию уличного освещения, в которым победила «Букье и Компания».  "Компанию" голландцу Букье составил английский инженер Гольдсмит. И уже в следующем году был построен первый в Москве газовый завод.
  Темпы развития были такие, что через три года в стране было уже 310 газовых заводов. Светильный газ стал активно вытеснять керосин в городских фонарях и стал основным источником освещения городов до появления электрических фонарей. Газ к фонарям доставлялся через подземные чугунные трубы. Пробное освещение произвели на Кузнецком Мосту 25 декабря 1865 года, а 27 декабря состоялось торжественное открытие «газификации» Москвы – возле Архангельского собора в Кремле зажгли первый газовый фонарь. К 1868 году в Москве горело уже более трех тысяч газовых фонарей с простой разрезной горелкой, дававшей силу света до 12 свечей.
  Надо сказать, что победа в конкурсе досталась «Букье и Компания» благодаря низкой цене, предложенной на торгах. Уголь первоначально приходилось возить аж из самой Англии, потом перешли на донбасский. Систему освещения компания сдавала "под ключ", т.е. определялась цена за один фонарь, который должен был гореть 2000 в год и снабжение его газом. Под строительство завода были выкуплены огороды в Кобыльской слободе на берегу речки Черногрязки.

  Технология получения «светильного» газа" заключалась в сухой перегонке каменного угля. В ретортных печах без доступа воздуха уголь нагревался до температуры 1100 °С. В состав завода входили газовые печи, здание охлаждения и очистки газа, здание счётчиков и регуляторов давления газа в городской сети, основные и вспомогательные газгольдеры для хранения газа.

  Первыми возвели заводские корпуса – сооружения, состоящие из нескольких цехов и предназначенные для производства газа из угля.
Вдоль Нижнего Сусального переулка выросли двухэтажные корпуса - конторский и для рабочих. Архитектор - Фёдор Дмитриев.

2.Позже к ним были пристроены трёхэтажные блоки.
IMG_0517

3. Аппаратная и ретортная.
аппаратное

4. Видно, что здание удлинили, изменили форму окон, снесли башенку и две трубы.
IMG_0518
5. Очень похоже на католический храм.
IMG_0519
6.
IMG_0520
7. Желание получить побольше площадей несколько испортило общий вид.
IMG_0522
8. Но хорошо, что хоть фасады сохранили.
IMG_0526

9. Здание для производства "водяного газа". Справа от него выглядывает маленький газгольдер, в котором хранился аммиак.
Вод_газ
10. Так оно выглядит сейчас. "Глубокая" реконструкция его пока не коснулась. Трубу снесли.
IMG_0527
11.
IMG_0528

12. Газгольдер для аммиака. Тоже ещё не подвергался реконструкции. Только кондиционеры на стене говорят о том. что здание обитаемо. Лет 6-7 назад здесь был ночной клуб
IMG_0530
Такие вот металлические пристройки до реконструкции были и у многих других зданий.

13. Угол этого здания выглядывет справа на фото 9..
IMG_0532

14. А эту трубу сохранили. Надолго ли?
IMG_0524

15. Это здание выбивается из общего архитектурного ансамбля.
IMG_0523
16. Построено в 1931-32 годы.
IMG_0529
    Его технологическая функция - газогенератор. Но вот какой именно газ здесь генерировался, затрудняюсь сказать. Либо тот, который шёл потребителю, либо который шёл на подогрев угля.
    Вообще сейчас трудно определить, в каком году построены здания. С уверенностью можно сказать только то, что 4 больших газгольдера и два конторских корпуса построены в 1865-м, да и те перестраивались. В 1912-м году завод пережил достаточно серьёзную реконструкцию, были построены 6 новых корпусов. Возможно, часть из них была построена на месте старых.

    Газгольдеры (четыре кирпичных строения: 20 м высотой, 10м глубиной и 40 м в диаметре) построили по проекту архитектора Рудольфа Бернгарда, профессора Санкт-Петербургского института гражданских инженеров. В газгольдеры поступал газ для хранения и последующей подачи в распределительную сеть. Заводские корпуса расположились между зданием конторы и газгольдерами. Расположение рядом с железной дорогой, в центре города облегчало подачу газа в городской центр, а также давало возможность поставлять уголь по железной дороге.

    Такие большие объёмы газгольдеров нужны были для компенсации неравномерности потребления газа. Газ вырабатывался равномерно в течение суток, а потреблялся только в тёмное время. Сейчас система газоснабжения действует с запасом, поэтому суточная неравномерность ей не опасна, а вот сезонная покрывается в основном за счёт подземных хранилищ газа.

17. Газгольдеры, фото приблизительно 1911 года. Видно, что второй от нас ниже остальных.
Газго_1911
18. Они же, три года спустя. Надстроенный "этаж" выделяется цветом.
Газгольдеры
19. А это современное фото, сделанное примерно с той же точки.
IMG_0537
20. Растёсаны окна, сделан новый купол.
Купол
21. Вот что мне не нравится, так это то, что не оставили натуральный цвет кирпича.
IMG_0534
22. Сейчас в газгольдерах размещаются офисы.
IMG_0540

23. Рядом со старыми добрыми газгольдерами построили новый офисный корпус в тех же цветах и почти такой же высоты.
IMG_0538

    Завод сохранял свою функцию, более того оставался основным поставщиком газа в Москве, до середины 1940-х годов. Когда в 1946-м в Москву пришёл первый магистральный природный газ из Саратовской области, он был перепрофилирован сначала на производство ракетных сопел, затем, в 1950-х, на выпуск газового оборудования: плит и счетчиков. В 1990-х годах здесь стали делать газозапорную арматуру, а сам завод переименовали в завод "Арма". Это, последнее его название, осталось на картах города. Бизнес-квартал "Арма" - так сейчас называется это место.

24. А о газовом прошлом напоминает расположенное теперь уже по соседству АО "Мосгаз".
IMG_0550

    То, что мы видим сегодня - это результат серьёзной борьбы за сохранение архитектурно-исторического наследия. Когда завод практически прекратил своё существование, возникло несколько проектов использования территории.
    Один из проектов был разработан «Моспроектом-4». Он предполагал сохранение только четырех газгольдеров, которые преобразуют в офисные здания с цветной подсветкой. В одном ряду с ними планировалось построить «псевдогазгольдер» - новый административно-гостиничный комплекс. Чуть поодаль должен был быть построен многофункциональный комплекс, включающий подземные автостоянки.
    Альтернативный проект был разработан творческим объединением «Газгольдер», он предусматривал реконструкцию территории завода, сохраняющую все исторические здания, но предполагающую освобождение их от всяких уродливых пристроек советской эпохи.

25. В качестве примеров приводился районы "Газометр" в Вене, где аналогичный завод с газгольдерами был перестроен в квартал с жильём, торговыми и развлекательными заведениями.
Вена
Эти газгольдеры хорошо видны с шоссе, по которому въезжаешь в Вену с восточной стороны.

Как мы видим, в результате получился хоть и компромиссный, но не худший вариант. Большинство зданий удалось сохранить хоть и не в первозданном, но похожем на него виде.

26. И по вечерам и по выходным, когда офисы уже не работают, здесь достаточно многолюдно, особенно много молодёжи.
IMG_0547
Надеюсь, что и те здания, которые ещё не подверглись реконструкции, будут сохранены в своём первоначальном историческом облике.
А мы от газового завода пойдём на расположенный совсем рядом Винзавод.

В сообщении использовалась информация с сайта Antonio Merloni,  сайта Москва, которой нет, там же взяты фото 3 и 9.
Фото 20 и 25 - Дениса Ромодина
Фото 17 и 18 Pastvu.com

Другие прогулки по Басманному району:
От Красносельской до Бауманской
Район Бауманской. Часть 1
Район Бауманской. Часть 2
Лефортово левобережное
Сыромятнический гидроузел и Яузская флотилия.
Московский газовый завод
Винзавод
Новая Басманная
Гороховое поле

Tags: Басманный район, Москва, Старые фабрики
Subscribe

Posts from This Journal “Старые фабрики” Tag

  • Щёлково, часть 18. Улица Заводская

    Улица Заводская идёт вдоль железной дороги с северной её стороны. Начинается в районе станции Щёлково и заканчивается у платформы Гагаринская.…

  • Хлебозавод № 9

    Бывший хлебозавод № 9 находится аккурат напротив бывшего же завода по производству тары для парфюмерии Флакон. Судьба их во многом схожа, но…

  • Флакон

    Забрёл тут как-то на Флакон. Или во Флакон? Ну в общем это место, которое его нынешние хозяева навали абсурдным словосочетанием…

  • Завод Серп и Молот. Всё, приехали.

    Заехал по пути на бывший металлургический завод "Серп и молот". Поделюсь впечатлениями, я не жадный. 2. Наш паровоз больше вперёд не…

  • Комплекс зданий ЦАГИ-ВИАМ на улице Радио

    Комплекс зданий ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института), а ныне ВИАМ (Всероссийского института авиационных материалов) занимает квартал…

  • Трамвайно-ремонтный завод на Волочаевской

    Для бурно развивающихся в начале прошлого века городских железных дорог, как тогда назывался трамвай, требовалась инфраструктура, в частности -…

  • Индустриальный модерн. Фабрика Эрманс на Воронцовской.

    Мы уже привыкли, что промышленные предприятия в конце 19 - начале 20-го веков строились в Москве с использованием готических элементов. А вот чтобы…

  • Велопрогулка по Пушкино

    Воспользовавшись хорошей погодой, обещанной до обеда, решил махнуть в Пушкино. Дорожка знакомая, через Черкизово, Клязьму и Кудринку. В планах…

  • Подольск промышленный

    Для того, чтобы понять каким образом в городе сложилась именно такая историческая застройка, необходимо немного покопаться в его истории. В городах…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments