dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Восточный водопроводный канал. Часть 2.

    Первую часть путешествия по Восточному водопроводному каналу, снабжающему питьевой водой Москву, мы закончили на его середине - у седьмого переключателя. На вдольканальной дороге в районе этого переключателя стоит старая будка автобусной остановки, хотя рейсовые автобусы здесь никогда не ходили. Эта будка, скорее всего, означает конечную остановку служебного транспорта, развозившего технический персонал и охрану по всему отрезку от посёлка Восточный, который находится в самом конце канала. Стало быть, до 6-го переключателя людей возили уже из Акулово. Я ещё застал времена, когда ездили "буханки", а сейчас охрана ездит на "девятке" и "Форде"
Сразу после 7-го переключателя уровень канала выше уровня окружающей территории.



2. Дренажная канава, в которую собираются утечки воды из канала, в этом году не пересыхает. Этот участок подпитывает Дулёв ручей.


3. Но дальше относительный уровень постепенно снижается, и под улицей Циолковского канал уже проходит в выемке.

Раньше дорога эта вела в деревню Куракино, которая просуществовала до второй половины 1960-х годов.

4. Между улицами Циолковского и Пионерской.


5. Вот так он строился.


Этот участок, вернее охранная зона канала - одно из самых приятных мест Королёва. Охранный статус пока защищает территорию от застройки, здесь много зелени, есть детская площадка, в непосредственной близости часовня, церковь, воинский мемориал, здесь проводятся "народные гулянья" на праздники, да и вообще хорошее место для прогулок. Но в этом сообщении я в подробности вдаваться не буду, а расскажу как-нибудь, когда соберусь наконец писать про Королёв.

6. 8-й переключатель находится у пересечения канала с улицей Пионерской.


Здесь хоть постарались в плане архитектуры, сделали в едином стиле со старым зданием, не то что 7-й.

7. Первоначально 8-й переключатель был один и выглядел так.


8. Впоследствии большое красивое окно частично заложили кирпичом, но капители на колоннах не тронули.


9. В назначении ещё двух зданий, построенных позже у меня уверенности нет, но возможно в них установлены насосы.

В районе 8-го переключателя был лагерь, в котором содержались заключённые, работающие на строительстве канала. Предположительно, он находился на месте СНТ Энергия, которое сейчас наполовину застроили многоэтажками. Вообще существует версия, по которой слово "зэк" произошло от "ЗэКа" - заключённый каналоармеец. Самые жестокие репрессии в истории нашей страны во второй половине 1930-х и поставляли рабочую силу на "ударные стройки" пятилеток. Многие погибли и захоронены поблизости. Так и лежат кости в разных местах, и нет даже братских могил, не говоря уже о каком-нибудь мемориале. Несправедливо...

10. После Пионерской канал пересекает три нитки газопровода.

Точно не знаю, но скорее всего это отвод от магистрального газопровода Аборино-Щитниково, идёт в Мытищи, давление 1,2МПа.

11. Через 1,3 км после пересечения с улицей Пионерской, над каналом проходит заброшенная железная дорога, известная нам по фильму "Путёвка в жизнь".


По ней возили торф от Торфопредприятия до станции Болшево и на электростанцию в посёлке Первомайский.

12. В этом направлении дорога уже только угадывается, рельсы и шпалы сняты.


Примерно в 600 метрах от этого места канал поворачивает на восток и описывает дугу длиной около 7,5 км, обходя Верхнеяузские болота. По прямой было бы 5 км.

13. Под каналом проходит ручей Нехлюдов рукав.


14. Как и многие городские ручьи, он достаточно грязный.


Он вытекает из Самаровского озера и впадает в Яузу, вернее в Верхнеяузские разливы километрах в 4-х ниже пересечения канала. Когда-то на его берегу стояла деревня, сейчас на её месте заболоченная поляна.

15.


16. Едем дальше.


Сразу за ручьём 9-е переключатели. Их две пары, расположены недалеко друг от друга. Почему так, не понимаю.

17. Первая пара.

Здесь тоже постарались повторить изначальную архитектуру. получилось похоже.

18. Этот просто с номером 9.


19. А этот с номером 9А.

Здесь порядок нумерации несколько отличается от того, который был на 5-х переключателях.

20. Вторая пара. Переключатели имеют номера 9Б и 9В.


21. Этот 9Б.


На этих переключателях заканчивается "городская часть" канала.

22. Дальше он проложен открытым способом.


Вдали маячит 10-й переключатель.

    Два года назад по всей протяжённости канала поставили забор с двух сторон, а поверху пустили колючую проволоку.
    Здесь же начинается запретная зона. Стоит пост и шлагбаум. Машины только по пропускам. Людей без пропуска тоже не пускают, но всегда можно обойти или объехать на велосипеде. Правда, иногда случаются облавы, но пока без серьёзных последствий для нарушителей.
    Здесь канал пересекает дорога, по которой можно проехать на посёлок Торфопредприятия и Каховку, которая на самом деле Каковка. Перед переключателем останавливаются автобусы №6 и №7, следующие из Королёва в Оболдино и Торфопредприятие соответственно.

23. Во время строительства в 1935-м году это место выглядело примерно так.


24. Вид с другой стороны.


25. 10-й переключатель. Начиная с этого, переключатели дальше, до конца канала, стоят по одному.

Раньше около него был ещё один шлагбаум и пост охраны. Приходилось объезжать его по лесу через дренажную канаву. В прошлом году пост и шлагбаум убрали за полной бесполезностью.

26.


27. 11-й переключатель наверное самый бедный в плане архитектуры.

Наверное поэтому он стыдливо прячется за кустами.

28. После 11-го переключателя канал пересекает Яузу.


29. Здесь она совсем ещё узенькая, можно перепрыгнуть.


30. Здесь два рукава Яузы, вытекающие из разных озёр, сливаются в один. Определить какой из них самый яузский невозможно.


31. Тот рукав. который в правой части, вытекает из этого безымянного озера.


32. А этот рукав вытекает из Нижнего Оболдинского озера.

    После озера есть отворот налево, в Оболдино. Эта часть Оболдино состоит из дачных участков, туда даже ходит автобус №6 из Королёва. Долгое время участки находились на нелегальном положении, потому как администрация Лосиного Острова не давала разрешения на их регистрацию. Есть ещё вторая часть - собственно село Оболдино.     Оно находится за линией электропередач, и из этого Оболдино туда можно проехать только на велосипеде или пройти пешком. В той части есть лакокрасочный завод, церковь, магазин 1958-го года постройки, но в основном она застроена коттеджами. По свидетельствам старожилов примерно нак месте дачных участков находился ещё один лагерь. Чтобы заключённых далеко не водить на участки строительства, лагеря располагались равномерно по всему каналу. Недалеко от лагеря и хоронили погибших и умерших. Кости и черепа находят до сих пор - закапывали не глубоко.

33. 12-й переключатель.


34. Это единственное место на открытой части канала, где его можно беспрепятственно пересечь.

    На другом берегу канала находится микрорайон Королёва, который так и называется - "12-й переключатель".
Ну как микрорайон - два дачных кооператива "Водопроводчик 5" и "Водопроводчик 12".  Про это место у меня было отдельное сообщение.
    Ещё там же дислоцируется воинская часть. На месте этих кооперативов тогже были массовые захоронения. Так что все эти дачи вдоль канала стоят на костях.

35. От канала на северо-запад течёт ручей.

Судя по его прямизне, он является частью гидротехнической системы. Скорее всего, предназначен для слива воды в Яузу.

36. 13-й переключатель.

  Этот переключатель расположен на водоразделе. Если до него все ручьи текли в Клязьму и Яузу, то после - в Пехорку.

37. Пентхаус.


38. Классика со времён Древней Греции.


39. В районе 13-го переключателя канал пересекает ЛЭП, построенная вдоль старинного Хомутовского тракта.

    На другой стороне проложен сливной канал, по нему вода должна была сбрасываться в Яузу. Сейчас попасть туда можно только через Щёлковское шоссе, но дальше по лесным тропинкам с велосипедом уже не пробиться.

40. Бетонные столбики между 13-м и 14-м переключателями обозначают пересечение со сливным каналом, по которому в экстренных случаях вода должна была сбрасываться в Пехорку.


41. Сам сливной канал представляет собой второй рукав верхнего течения Пехорки.


    Либо под каналом проходит труба, по которой вода с одной стороны канала перебрасывается на другую, либо просто бьёт очень мощный ключ, но воду можно увидеть только с одной стороны дороги.

42. Зато в этой воде прекрасно себя чувствует плотва.


43. 14-й переключатель, последний перед пересечением канала со Щёлковским шоссе и вообще последний на канале.


44. Кстати, исторические здания переключателей проектировались в Московском филиале Дмитровской архитектурной мастерской.


45. Голые детишки играют в мяч.

    Сейчас бы автора запросто могли упечь за решётку за детскую порнографию. Видно, что барельеф и капители без пыли, лес защищает. А значит и вода не загрязняется пылью.
    Примерно в километре от 14-го переключателя был пионерский лагерь. Может быть поэтому здесь такой барельеф.

46. Заброшенный город инков пионерлагерь. Вернее, то, что от него осталось.


47. В районе 14-го переключателя под каналом проходит речка Пехорка.


48.


49. Мост через Пехорку.


50. После моста небольшой поворот налево и будет ещё один ручеёк, причём такое впечатление, что он начинается прямо под дорогой.


51. Этот же ручей чуть ниже. Очень он мне нравится. Сказочное место - подмосковные джунгли!

    Затем над каналом проходит нефтепровод, дальше пост со шлагбаумом и выезд на Щёлковское шоссе.
За шоссе стоит высокий забор, там уже начинается водоподготовка и подача воды в водопровод Москвы. Про станцию водоподготовки и посёлок Восточный я расскажу в следующий раз.
    Давно я собирался написать про этот канал, но всё чего-то не хватало - то одних фотографий, то других, хотелось охватить и показать всё - от географии и истории до архитектуры. Не знаю, насколько мне это удалось, но лёгкое чувство неудовлетворённости осталось.

Использованы старые фотографии с сайта http://moskva-volga.ru/gallery/index.php?/category/26
Tags: Акуловский канал, Королёв, велопрогулки
Subscribe

Posts from This Journal “Акуловский канал” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments

Posts from This Journal “Акуловский канал” Tag