dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Москва. Новая Басманная. Часть 2.

Итак, продолжим. Даже нумерацию фотографий на оба сообщения сделаю сквозную.
25. Дом № 19 - ещё один пример того, как надстройки портят облик здания.
IMG_0657
    Бросаются в глаза верхние три этажа. А в основе здания - двухэтажный особняк Хлудова. Алексей Иванович  Правда, первый этаж уже наполовину ушёл в землю. Хлудов - известный фабрикант, его фабрику я показывал в статье про Егорьевск. Он приобрёл особняк в 1880-м году для своего сына Василия. Василий в семейном бизнесе успехов не имел, но зато на часть полученного наследства купил землю в одном малоизвестном посёлке и сделал из него модный курорт. Назывался этот посёлок Сочи.
    В 1882-м году особняк был перестроен молодым архитектором Романом Клейном. После смерти младшего брата Михаила, Василию достается родовой Хлудовский особняк в Хомутовском тупике и этот дом он продает купцу И.А. Кошелеву.
    В конце 20-х и в 30-х годах в доме размещался латышский детский сад имени Карла Маркса вместе со школой-семилеткой его же имени. Именно тогда особняк был надстроен еще тремя этажами. Только овальные окна второго этажа, украшенные наличниками в византийском стиле, выдают творение известного архитектора. От прежней роскоши осталась красивая лестница с лепным раскрашенным декором и лепнина потолков в некоторых перегороженных залах.

26.
IMG_0474

Много лет дом занимает издательство "Художественная литература".

27. Здание во дворе особняка. Первые два этажа выдают в нём принадлежность к царской эпохе.
IMG_0469

28. Напротив хлудовского особняка ещё один особняк - Ивана Прове.
IMG_0470
    Изначально усадьба принадлежала истопнику Елизаветы Петровны и его наследникам. В пожаре 1812-го года дом сгорел, но был отстроен заново. В 1838-м его приобрела вдова московского губернатора Ростопчина.
Летом 1858 года в гостях у хозяек дома гостил Александр Дюма, когда он был в Москве проездом из Петербурга на Кавказ.

29. Потом дом перешёл Сергею Шереметеву, а в 1870-м его покупает Иван Карлович Прове.
IMG_0471
    Новый хозяин перестроил здание на свой вкус. Архитектор Р.А. Гедике переделывает классический особняк в духе нового времени. Он убирает такой немодный портик с колоннами и украшает фасад мелкими декоративными деталями в стиле эклектики. Скульптурное убранство главного дома сделано в мастерской известного скульптора А.М. Опекушина. Еще был пристроен объем для зимнего сада. Во дворе деревянная оранжерея. При усадьбе была конюшня на 4 стойла, коровник, каретный сарай, палисадник и большой сад с оранжереей, дворницкая, кучерская, прачечная и домик садовника. В восточной части ближе в дому 18 были устроены склады хлопка ТД «Л. Кноп». Были выстроены навесы, каменное здание с подвалом и домик для рабочих и приказчиков. 17 мая 1888 года на этих складах в усадьбе случился большой пожар. Он вынудил генерал-губернатора князя В.А. Долгорукова предложить Московской Городской Думе построить централизованные склады для хлопка с пожаротушением.

30. К особняку Прове примыкает усадьба Варенцовых-Штеккер-Голицына
IMG_0472
    Сначала тут жил аптекарь Христиан Рихтер. В 1835 году его приобрел московский 2-й гильдии купец Михаил Маркович Варенцов, торговец москательным товаром. После Михаила Марковича усадьбу наследует его сын Сергей Михайлович Варенцов, личность знаменитая. Он торговал москательным товаром, был гильдейским старостой Купеческой Управы и попечителем Мещанского училища. Он дружил с художником Пукиревым и именно с ним произошла трагическая история нашедшая свое отображение в картине «Неравный брак». Сергей Михайлович с молодости был очень красив. Многие молодые барышни того времени оставили в своих воспоминаниях слова, о том как обмирали в его присутствии от красоты этой.     Действительно, на дошедших до нас портретов мы видим очень красивого большеглазого юношу с пышными усами. Он был влюблен в барышню - дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать ее замуж за Андрея Александровича Карзинкина, не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека. По этой истории Пукирев написал свою картину, изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, - Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П.М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидел изображение свое на ней. Художник был вынужден приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович бороды не носил. Через много лет они помирились.
    В 1871-м году Сергей продал особняк Жозефине Егоровне Штеккер, а сам переехал к Покровскому мосту в Лефортово и через два года умер. Ему было тогда всего 41 год.
    Новая владелица дома была женой известного предпринимателя немецкого происхождения Германа Любимовича (Генриха Эммануила) Штеккера, близкого знакомого и партнера соседа справа Ивана Карловича Прове. Г.Л. Штеккер был совладельцем ТД "Штеккер и Циммер", членом правления Московского страхового общества от огня, членом совета Московского Учетного банка. Их сын Андрей Германович был женат на сестре К.С. Алексеева - Станиславского Анне Сергеевне по сцене Алеевой. В 1880-х годах Штеккеры заново отделывают свой дом снаружи и внутри. Стены начала 19 века получили отделку в стиле эклектики - рустованный цоколь от второго этажа отделает меандровый фриз. Фигура девушки венчает мансардное окно люкарну. Дом был оснащен системами водопровода и канализации и другими удобствами того времени.
    В 1896 году Московское дворцовое управление Министерства Императорского дворца отобрало дом Штеккеров, в числе 25 особняков подходящих по условиям комфорта проживания и оснащения, для проживания во время коронационных торжеств высоких иностранных гостей. В доме проживали представители Испанского королевства. В апреле 1896 года на казенный счет дом был заново меблирован и отделан. С мая тут поселился посол короля Испании Дон Хуан герцог (со странной для русского названием местности) Нахера с супругой и свитой из 6 человек.
После кончины Штеккера в 1903 году его наследники продали дом князю Сергею Михайловичу Голицыну. Наследникам князя дом принадлежал вплоть до 1918 года.
    После национализации здесь находился Музей отдела труда Моссовета, жилые квартиры и госучреждения.

Про следующие три особняка информации я не нашёл.

31. Дом № 20.
IMG_0473

32. Дом № 21.
IMG_0658

33. Дом № 23.
IMG_0656
34. Усадьба Шибаева
IMG_0654

    Дом построен в 70-х годах 18 века. Изначально он был трехэтажным со сводчатыми помещениями в первом этаже, его фасад украшал пилястровый портик, первый этаж был оформлен рустом. Возможно, этот большой представительный дом выстроен князем Иваном Алексеевичем Белосельским, который имел усадьбу в этой части Новой Басманной улицы.
    В конце 18 – начале 19 веков владение принадлежало Марфе Яковлевне Кротковой, вдове коллежского асессора, владелице подмосковной усадьбы Молоди. Она была известна как щедрая благотворительница, много жертвовала на храмы и монастыри.
    В 1870-х годах усадьбу купил богородский купец первой гильдии Сидор Мартынович Шибаев – известный фабрикант и нефтепромышленник. Он происходил из старообрядческого купеческого рода Шибаевых. Свое дело начал вместе с Морозовыми, когда в 1844 году основал в местечке Светлое озеро близ Богородска (нынешнего Ногинска) отбельную фабрику. Позже, рядом, в селе Истомкино он выстроил ткацкую, ситценабивную и красильную фабрики. Шибаев также был одним из основателей Тверской мануфактуры Морозовых, правда, свою долю вскоре продал Тимофею Саввичу Морозову.    
    В конце 1870-х годов Шибаев взялся за освоение новой для него сферы – нефтепромышленной. Купил в Баку несколько нефтяных месторождений и основал нефтяное товарищество «С.М. Шибаев и К», одно из первых русских предприятий, занимавшихся переработкой и продажей нефтепродуктов; позже открыл в Баку завод по производству серной кислоты.
    Дом на Басманной при Шибаеве был перестроен, его главный фасад получил новое декоративное оформление – с элементами псевдорусского стиля. Окна второго этажа украсили наличники с изысканным завершением, вместо пилястр появились сдвоенные полуколонки, ими же были оформлены углы здания. Главный фасад венчал аттик сложной формы и две стилизованные башенки по углам дома. Все декоративные элементы фасада были выполнены из терракоты – неглазурованной керамики, и раскрашены в разные цвета. Нарядный полихромный фасад выделял этот дом среди всех прочих на Новой Басманной улице.
    После смерти вдовы Шибаева дом был куплен в казну и здесь разместилось городское отделение Басманной больницы, которая располагалась рядом – в бывшей усадьбе Демидова.
    В советское время здесь находились административные учреждения, многие интерьеры были утрачены, пострадал и внешний вид.
    В здании не так давно была поведена образцово-показательная реставрация, вплоть до восстановления лепнины и паркета. Усадьба в 2015 году стала лауреатом конкурса "Московская реставрация" в номинации" "За лучший проект реставрации."

35. Свернём на минутку в 1-й Басманный переулок. В мае здесь ещё стоял одноэтажный деревянный домик.
IMG_0488
В июле его уже снесли. Всё меньше остаётся в Москве деревянных домов. Теперь и этот остался только на фотографии. Пусть капли дождя на объективе будут слёзами по этому дому.

36. Дом № 25. Доходный дом врача Иванцова, построен в 1912-м году.
IMG_0479

37. Дом отметился тем, что стал убийцей своего владельца. Во время осмотра нового здания доктор погиб от кирпича, упавшего со строительных лесов. Видимо, после этого его дом перешёл к городской Управе.
IMG_0653

38. Дом № 27. Дом Перовских.
IMG_0651

    Деревянный дом на каменном основании буквально врос в землю - ещё сто лет назад в его первый этаж ещё можно было войти, а сегодня он уже превратился в полуподвал. Сам дом готовится отметить свой 200-летний юбилей, до которого остался всего один год.
    Род, давший имя этому дому, известен многими историческими личностями: это и государственные деятели, и дипломаты, и писатели, и даже революционеры.
    Ампирный дом был выстроен в дереве на допожарном каменном основании. Его фасады оштукатурены, в результате чего создаётся имитация каменного здания – это соответствовало архитектурной моде того времени. Использование декора в стиле ампир с пилястрами, венками славы, лентами и медальонами ещё более усиливает эффект каменной постройки. Первый этаж по традиции занимали парадные комнаты, отмеченные высокими окнами, с бальный залом и кабинетом хозяина. Вместо второго этажа дом венчает мезонин, в котором находились спальни, хозяйская столовая и другие помещения, не предназначенные для глаз гостей.

39.
IMG_0652

    С середины 18-го века владение находилось в собственности у Мордвиновых, в начале 19-го оно принадлежало известному государственному деятелю, адмиралу Н.С. Мордвинову. В 1810–1811 годах в его доме жил историк Н.М. Карамзин. Однако во время пожара Москвы 1812 года все усадебные постройки сгорели, от них остались лишь фундаменты – на их основании и был построен в 1819 году сохранившийся до наших дней дом. В это время владение переходит к Марии Соболевской – второй и «неофициальной» супруге графа Алексея Кирилловича Разумовского - племянника Алексея Григорьевича Разумовского - полулегального мужа императрицы Елизаветы Петровны.
    У них случилось ровно 10 детей, а поскольку брак не был оформлен даже полуофициально, все дети получили фамилию Перовские, в честь станции метро подмосковного имения Разумовских в Перово.
    Старший сын, Николай стал губернатором Крыма. Его брат, Алексей Алексеевич, вошёл в историю русской литературы под псевдонимом – Антоний Погорельский. Автор целого ряда повестей и романов, он получил наибольшую славу благодаря своей сказке «Чёрная курица или подземные жители».
Ещё один сын Разумовского, Лев, стал министром внутренних дел и членом Государственного Совета. В честь его брата, Василия, генерал-адъютанта и Оренбургского генерал-губернатора, город Кызылорда в Казахстане до 1922 года назывался Перовск. Наконец, младший брат, Борис, был членом Государственного Совета.
    Кроме государственных деятелей были среди потомков и антигосударственные. Софья Львовна Перовская окончила свою жизнь на виселице как государственная преступница: она была повешена 10 апреля 1881 года за участие в убийстве императора Александра II. Её брат, Василий, был участником политического кружка «чайковцев» и политкаторжанином.

Перейдём на нечётную сторону улицы.

40. Дом 22. Усадьба Ф.И. Прове – А.И. Калиш.
IMG_0649

41. Главный дом стоит на удалении от красной линии улицы, весь заслонён деревьями, кое-что удалось сфотографировать с боков.
IMG_0650

    Усадьбу в 1895-м году построил Иван Прове для своих детей двойняшек Фёдора и Адели. Проект особняка был выполнен архитектором Карлом Васильевичем Трейманом в стиле «французского неоренессанса». Постройки старой усадьбы, принадлежавшей раньше купцам Ланиным, снесли, и на их месте выстроили новый трехэтажный дом. Первый его этаж был отведен для хозяйственных помещений и комнат прислуги, второй этаж целиком занимала квартира Федора Ивановича Прове, а третий – квартира Адели Ивановны Прове, в замужестве – Калиш. В квартиры были устроены отдельные парадные входы – справа для Федора, слева – для Адели, оформленные по-разному, над входами в картушах помещены вензели с инициалами владельцев – «ФП» и «АК». Флигели так же делились между братом и сестрой – правый принадлежал Федору, левый – Адели.
Фасады усадебного дома и флигелей отделаны рустом и выкрашены контрастно в красный и бежевый цвета, главный фасад дома декорирован лепниной, окна обрамлены наличниками. От улицы особняк отделен кованой оградой.

42.
IMG_0484

    В 1918 году усадьба была национализирована, членов семьи Прове отсюда выселили, и здание отдали под лечебные цели. Сейчас на здании висит вывеска школы акварели Сергея Андрияки.

43. Дом № 29. Басманная полицейская часть.
IMG_0493
    Дом построен в 1780-е годы. История его темна и загадочна. По почерку он напоминает творения Баженова, но подтверждения авторства нет. Заказчиком и владельцем дома князь Николай Никитич Трубецкой. Но тоже эти данные не подтверждены.
    Дом пострадал в пожаре Москвы 1812 года, и несколько лет спустя был продан наследниками Кара в казну. После починки дома в начале 1820-х годов здесь разместилась Басманная полицейская часть. Над крышей здания была сооружена деревянная каланча (разобрана в советские годы), а во дворе выстроен типовой арестный дом.
    В разные годы в Басманной части под арестом находились писатель Владимир Короленко, поэт Владимир Маяковский, будущая революционерка, большевичка Инесса Арманд.
    Вплоть до недавнего времени здание сохраняло свою историческую функцию – здесь располагалось отделение милиции (полиции). А в пристройке до сих пор находится пожарная часть. Сейчас дом на реставрации.

44. Дом № 26. Басманная больница.
IMG_0495

    Основу здания Басманной больницы составляют старинные палаты Демидовых, возведенные в конце 18-го века, впоследствии здание было перестроено под общественные нужды. Единственный дом на улице, уцелевший в пожаре 1812-го года.
    Этот «несгораемый» дом на Новой Басманной был известен своей картинной галереей, про которую современники писали, что ее «можно назвать музеем или московским Эрмитажем в малом виде: то же разнообразие предметов, тот же вкус ко всему изящному и то же искусство в размещении их».
Большая усадьба, чье владение простиралось некогда почти до Старой Басманной улицы, была построена в 1790-х годах для Никиты Никитича Демидова (младшего), одного из представителей знаменитой династии уральских заводчиков Демидовых.
    Дом сохранил до наших дней архитектурный облик, характерный для раннего классицизма – его главный фасад оформлен пилястрами с коринфскими капителями, нишами, заполненными тонким лепным декором, розетками во фризе и рустом в уровне первого этажа. Между главным домом и флигелями сохраняется каменная ограда с пилонами ворот по обе стороны дома.
В 1805 году усадьбу купил князь Михаил Петрович Голицын.
В 1834 году усадьбы была куплена Попечительным советом заведений общественного призрения для устройства здесь Сиротского дома.

45.
IMG_0494
    В 1876 году здесь разместилась Басманная больница для чернорабочих, дом был переделан уже под больничные нужды. Это была одна из крупнейших больниц в Москве, рассчитанная на 660 коек. Больница, кстати, существует здесь до сих пор – сейчас это Городская клиническая больница скорой помощи №6.
    В интерьерах главного дома сохраняются первоначальные сводчатые помещения в первом этаже и парадный вестибюль, оформленный парными колоннами дорического ордера, который был создан, вероятно, в 1830-е годы.

46. Сразу за больницей доходный дом Мальцева построен в 1905-м году архитектором Жериховым. Эклектика.
IMG_0498
Дом богато украшен.

47. Рельефное панно над входом с играющими мальчиками.
IMG_0497

48. Много масок. Эти маскароны - потомки римских театральных масок.
IMG_0496
На здании много и растительных рельефных орнаментов. Ещё лет 15 назад в доме было полно коммуналок.

Напротив дома Мальцева находятся ещё два дома, судя по всему, тоже построенных как доходные в конце 19-го - начале 20-го века.

49. По архитектуре они намного беднее, но зато на торце одного из них есть картинка из фильма "Офицеры".
IMG_0499

    Вот мы и дошли до площади Разгуляй, завершающей Новую Басманную улицу. Площадь сильно загромоздили зданием одного банка, заняв почти половину, хотя здание и вписывается в общий стиль улицы. А до этого попортила советская власть, воткнувшая здесь монументальное здание Бауманского райкома КПСС. У Бауманского района было особое положение - именно здесь баллотировался в Верховный Совет Брежнев. Мне даже "посчастливилось" один раз за него проголосовать.

50. Справа в скверике стоит памятник 7-й дивизии народного ополчения Бауманского района.
IMG_0500
    Дивизия была сформирована в июле 1941-го из жителей Бауманского района и студентов МВТУ и МИХМ. После короткого курса обучения дивизию отправили в район Вязьмы. В начале октября дивизия попала в окружение. Немногие остались в живых после той мясорубки. После пересечения со Старой Басманной улица меняет своё название на Доброслободская и становится уже не такой насыщенной историческими зданиями.

На этом наши прогулки по Басманному району не заканчиваются, там есть ещё очень много интересного.

В сообщении использованы материалы статей Никиты Брусиловского, Ирины Левиной, Марии Подъяпольской, Юлии Мезенцевой.
Tags: Басманный район, Москва
Subscribe

Posts from This Journal “Басманный район” Tag

  • Конструктивизм Басманного района. Часть 6.

    Между Петроверигским и Большим Спасоглинищевским переулками расположилось одно из самых значимых конструктивистских зданий Москвы - Общежитие…

  • Конструктивизм Басманного района. Часть 5.

    Конструктивизма в Басманном районе много, причём представлены здесь все его жанры: есть большой жилмассив - Будёновский посёлок, есть…

  • Покровский бульвар

    Покровский бульвар расположен между Хохловской площадью и улицей Воронцово поле. Соседствует с Чистопрудным и Яузским бульварами. Протяжённость…

  • Комплекс зданий ЦАГИ-ВИАМ на улице Радио

    Комплекс зданий ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института), а ныне ВИАМ (Всероссийского института авиационных материалов) занимает квартал…

  • Граффити на Атриуме

    Наверное только ленивый не публиковал фотографии граффити на Атриуме, который взгромоздился на бывшей площади Курского вокзал. Вот я таким ленивым и…

  • Комплекс зданий Наркомата путей сообщения.

    Продолжим прогулки по конструктивистской Москве. Эта статья посвящена зданиям Наркомата путей сообщения возле станции метро Красные ворота. Много…

  • Конструктивизм в Басманном районе

    В прошлый раз мы посмотрели Будёновский посёлок. Но в Басманном районе есть ещё немало конструктивистских зданий, правда они разбросаны по…

  • Будёновский посёлок. Конструктивизм.

    Продолжим прогулки по конструктивистским посёлкам Москвы. В разных источниках фигурирует число 26 - именно столько их было построено в конце 1920-х…

  • Яуза. Набережные и мосты. Часть 3.

    В предыдущей части я доехал до Новолефортовского моста, по которому проходит третье транспортное кольцо. В этой части доедем до самого устья.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments