dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Ярославль. Никола Мокрый. Что это было?

IMG_0340

    В Ярославле много выдающихся храмов, некоторые даже вошли в наш быт силуэтом на 1000-рублёвой купюре. Один из выдающихся храмов - это церковь Николы Мокрого на улице Чайковского. Он во многом схож с храмами Иоанна Передтечи, Илии Пророка, храмовым комплексом в Коровниках. Но не думаю, что много кто был там внутри. Мы знали, что храм для посещения закрыт и не питали особых надежд.


2. Походив по территории и пофотографировав, мы зашли в расположенную здесь же зимнюю церковь Тихвинской иконы Божией матери чтобы поставить свечки.
IMG_0330 (1)
    Ну и разговорились с тётушкой, работающей в церковной лавке. Много она интересного рассказала про храм. Что-то совпало с тем, что пишут на официальных церковных и краеведческих сайтах, что-то частично, а что-то вообще нигде не упоминалось. Я к информации, полученной из таких источников отношусь скептически, под всеми явлениями ищу физическую основу, но один эпизод меня серьёзно озадачил и заставил задуматься. Но о нём чуть позже.

    Происхождение названия храма "Никола Мокрый" имеет две версии. Первая - рядом с площадкой храма протекали два ручья, и между ними было заболоченное "мокрое" место. Вторая - это то, что Святитель Николай оказывал особую помощь тонущим и всем, терпящим бедствия на воде. Например, в Софийском соборе Киева издавна хранилась древняя икона Святителя Николая, которую верующие называли «Никола Мокрый». Посвящена она младенцу, спасенному святым из вод Днепра. Один человек с женой и грудным младенцем отправились в Вишгород для поклонения чудотворной иконе Святителя Николая. На обратном пути, когда они плыли через Днепр, жена задремала, младенец выпал из ее рук в воду и утонул. Начались слезы, весь вечер они молились у иконы Николая, но все напрасно. Тогда родители прокляли Николая, сказав, что никакой он не чудотворец, раз не может спасти их ребёнка и ушли домой. А под утро смотритель обнаружил рядом с иконой мокрого младенца. Да-да, именно того самого.
    Описывается в записи из «памятника событий» Дмит­рия Серебренникова чудечное спасение уже возле ярославского храма. Под 1801 годом читаем: «мая 9-го дня, в день святителя Николая, было ненастье, дождь и погода немалая, от чего на реке тогда опрокинуло лодку с осмью человек людей, из которых было пять маленьких детей, да трое больших мужиков. Над этими малыми детьми показалось тогда великое чудо, что выпадшие из ботика оные малолетние, которые были лет по четыре и по пять и семь, по верху плавали, на волнах носимые. И когда увидели на берегу оную гибель, подъехала лодка и оных младенцев плавающих порозну собрали в лодку и повезли к Толчкову. И сказывали, что де все они плавали по верху без всякого движе­ния, потому что они и не могли ничем себе поспособствовать, будучи не в силах своих лет, но однако плавали на спинах, носимые волнами. И собрали их безвредно, только одна девочка из них захлебнулась водою, в вытащили (её) замертво, но в лодке же её и откачали». Посколь­ку дети тонули напротив церквей Николы Мокрого на одном берегу Которосли и Николы Пенского - на другом, Серебренников заканчивает свою запись словами: «сие приключение можно было почесть за чудо, что Бог помиловал невинных младенцев ради своего угодника Николая».

3.
IMG_0307

    Первое упоминание об этой церкви было сделано в грамоте, которую подписал последний из Рюриковичей на русском престоле – царь Василий Шуйский. Документ датируется 15 июня 1610 года и адресуется Спасскому монастырю. В нем говорится о храме, построенном в Спасской слободе на можжевеловой пустоши, пожалованной царем Василием III. Самой церковью, как и слободой, владела в то время крупнейшая на Ярославских землях мужская обитель.
    По указу государя Алексея Михайловича каменный храм начали строить на этом месте в 1665 году, в период, когда митрополитом ростовским был Иона Сысоевич. Возведение новой церкви заняло семь лет. К счастью, история сохранила имена ктиторов, сделавших пожертвования для строительства этого храма. Это купцы ярославской гостиной сотни Астафий Лузин и Андрей Лемин, а также посадские люди Федор Выморов и Стефан Тарабаев.
    В 1672 году все работы по возведению церкви были завершены, и главный храмовый престол освятили в честь Николая Чудотворца. Через две недели произошло освящение южного престола в честь митрополита Московского Алексия. А еще через 10 лет – в честь мученицы Варвары в северном приделе.
    Вернёмся к нашей тётушке. Вот что она рассказала про иконописцев: Для росписи храма купцы пригласили бригаду костромских мастеров во главе с известным Гурием Никитиным (Гурий Никитич Кинешемцев). Дали им полную свободу действий, но поставили условие - если роспись нам понравится, все ваши потомки до третьего колена будут обеспеченными людьми, а если не понравится - сидеть вам год в яме. Иконописцы на такие условия контракта согласились. Подтверждения этой истории я не нашёл. В основном информация, что расписывали ярославские мастера, а что руководил работами Гурий Никитин подтверждается лишь косвенно.
    Вот что пишет по этому поводу сайт Соборы.ру
В 1673 году артель ярославских живописцев украсила новую церковь фресками. Мастера эти считались большими умельцами, так как сразу после росписи храма Николы Мокрого, митрополит забрал их в Ростов. Талантливым изографам удалось создать на стенах церкви 660 сюжетных живописных композиций на библейские темы, портреты русских царей и святых, настенные изображения жития Николая Чудотворца, а также летопись строительства храма. Картина «Страшного суда» с западной церковной стены признается специалистами одной из лучших настенных росписей Ярославля XVII века.
По характеру рисунков и манере письма фрески Никольской церкви сходны с росписями в храме Ильи Пророка, выполненными на семь лет позже. Поэтому искусствоведы полагают, что в росписи Никольского храма мог участвовать знаменитый мастер XVII века Гурий Никитин с помощниками. Потом в середине и в конце XIX века фрески дважды подновляли московские художники. К сожалению, росписи на западном крыле паперти были утрачены в XIX веке, когда перекладывали свод церкви.


    И вот ещё цитата.
В 1673-1674 годах Семён Лузин подрядил ярославских мастеров Логина Сидорова, Яр­молая Фёдорова, Тимофея Федотова, Ивана Ануфриева, Фёдора Саввина, Андриана Иванова, Семёна Козлова, Карпа Михайлова, Фёдора Карпова, Дмитрия Григорьева и Василия Ананьи­на расписать церковь Николы Мокрого. Имена иконописцев известны из челобитной ктитора от 3 апреля 1675 года царю Алексею Михайловичу, в которой он просит не забирать мастеров, вызванных Митрополитом и оной «для иконного письма» в Ростов, пока не будут завершены работы в Никольской церкви.
Здесь про Гурия ничего...

    Идём дальше.
Тётушкина версия: После революции большевики пытались разрушить храм, стреляя по нему из пушек, но ни один снаряд не попал в церковь, все прошли мимо.
Сайт Соборы.ру
В XX веке в судьбе церкви произошли крутые перемены. В 1918 году по время белогвардейского восстания против советской власти на храмовой колокольне поставили пулемет, держащий под прицелом все окрестности. В ответ его начала обстреливать артиллерийская батарея красных. В результате боя культовому зданию был нанесен значительный урон. Наибольшие разрушения произошли на шатре колокольни и на пятиглавье основного объема храма.
В конце 20-х годов прошлого века церковь закрыли, а помещение стали использовать под склады. Спустя десять лет, по распоряжению властей царское и патриаршее молельные места переместили в церковь Ильи Пророка, где в то время работал музей антирелигиозной пропаганды. Уникальные резные молельные места и поныне остаются в Ильинском храме.


    Ну а дальше самое интересное.
- Пытались большевики разрушить храм изнутри.
- А что же не смогли?
- Дверь не смогли открыть.
- Ключа не было?
- Ключ был, но Никола их не впустил.
Тут я про себя усмехнулся. Как потом оказалось, зря.

    За пожертвование в 200 рублей с человека согласилась она пустить нас в храм посмотреть фрески. И тут ещё подошли пятеро женщин, тоже туристки, заплатили, пошли с нами. Быстренько пробежались они по храму, погалдели и через 5 минут собрались уходить. Ключ был у меня, закрылись мы изнутри. Попытался я открыть дверь - не получилось. По-всякому пробовал, другим ключ давал - безрезультатно. Минут 10 ковырялись, потом через щель в двери подозвали проходившего мимо мальчишку, он позвал тётушку, она открыла снаружи. Девицы ушли, а мы опять закрылись и ещё с час ходили, смотрели фрески. Когда уходили, дверь легко открылась с первого раза. Вот что это было? И как после этого не поверить?

4. Вот та самая дверь, по центру.
IMG_0306

5. Изразцы просто шикарные.
IMG_0331 (1)

6.
IMG_0305

7.
IMG_0334 (1)

8.
IMG_0335 (1)

9. Войдём внутрь, посмотрим росписи.
IMG_0308

10.
IMG_0313 (1)

11. На центральном куполе, как и положено, Христос.
IMG_0311
Писал сей облик Гурий Никитин (?) с реального человека, стоявшего там же. на самом верху лесов. И человеку тому было 33 года.

12. В основном, конечно, канонические библейские сюжеты. Я в них не специалист, поэтому описывать не буду.
IMG_0310 (1)

13. Грехи и искушения.
IMG_0324 (1)

14.
IMG_0321 (1)

15.
IMG_0320

16.
IMG_0319

17.
IMG_0318 (1)

18.
IMG_0315 (1)

19.
IMG_0317

20.
IMG_0316

Будете в Ярославле - сходите в этот храм. Лучше не в составе группу. Там надо побыть в тишине и покое. Может и с вами там произойдёт что-нибудь необычное.
Tags: Ярославль
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Фото выходного дня. Москва цветущая.

    Прекрасная погода сегодня была для велопрогулки. Солнечно, но ещё не жарко. Всё цветёт и пахнет, аллергики грустят. Старообрядческий Покровский…

  • Возвращаясь к нарисованному

    Про новое граффити на Школе искусств в Королёве я уже рассказывал. Показывал сам процесс его появления, а потом то. что получилось в итоге. Как…

  • Жил-был лимузин

    Жил-был лимузин. Был он красивым, белым. Блестел хромированными деталями. Работа у него была хорошая, радостная. Возил пару раз в неделю…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments