dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Балашиха. Исторический центр.

IMG_0025

    Как-то так получается, что Балашиха, хоть и соседний по отношению к Королёву город, совершенно мной не изучена. Нет, конечно, я бывал в ней несколько раз, даже у друга на свадьбе свидетелем был, но вот так, чтобы просто погулять, полазить по закоулочкам всё руки ноги не доходили. А поскольку старый центр находится в велосипедной доступности от моего дома, я решил совместить приятное с приятным и прокатиться до старой фабрики, посмотреть, что же из себя представляет эта часть города. Центр со временем сместился в другое место, сам город вырос просто до неприличных размеров как за счёт присоединения соседних населённых пунктов, так и совершенно бездумной застройки. Сейчас население Балашихи составляет около полумиллиона человек, больше, чем во многих областных центрах. Вечная пробка на Горьковском шоссе и прогремевшая на всю страну Кучинская свалка тоже не добавляют городу симпатий.

2. Итак, начнём с фабрики.
IMG_0064

    Бурное развитие текстильной промышленности в 19-м веке не обошло стороной и Балашиху. В 1830-м году князь Трубецкой на месте построил на месте плотины и мельницы в деревне Плошиха (Блошиха, Блошино) небольшую деревянную фабрику по производству сукна.
После смерти князя его компаньон, купец, почетный гражданин Петр Трифонович Молошников в 1846 году вместе со вдовой Трубецкого перестраивает ее под производство хлопчатобумажных тканей. В качестве "инвестора" для строительства новых зданий хитрый купец использовал страховую компанию. Он застраховал фабрику на значительную сумму, а в следующем 1847 году она вдруг взяла, и, совершенно случайно, сгорела. Полученная страховка и помогла Молошникову на месте пожарища построить кирпичный корпус, который и стал основой той фабрики, которую мы знаем сейчас. Это здание, кстати, сохранилось до сих пор и там долгое время располагалось ЖКО Балашихинской хлопко-прядильной фабрики (БХПФ).

3.
IMG_0075

    На месте бывшего сельца Блошино в середине 19-го века выстраивают новый пятиэтажный корпус уже в более привычном нам краснокирпичном стиле, куда и переводят основное производство. В то время на 128 машинах с 10 тысячами веретён трудились 510 рабочих.
В те же годы из Англии выписывается 50-сильный паровой двигатель фирмы «Пратт» с воздушным охлаждением. Для монтажа нового оборудования в том же году в Балашиху приехал мастер Майкл Лунн, который возглавлял фабрику на протяжении 45 лет.

4.
IMG_0070

В 1873 года купцы и фабриканты Иван Карзинкин, Павел Шелапутин, Михаил Щеглов вместе с Лунном образовали Товарищество на паях «Балашинская мануфактура».

5.
IMG_0002

    Конечно, одной паровой машины было недостаточно. Для закачки воды в водонапорную башню был построен ветряк. От Богородска протянули линию электропередачи, первую в стране. В 1912-м году от Реутово до фабрики была проложена железная дорога.
Торф для паровой машины и отопления возили с расположенного неподалёку Бисерова озера.

6. Советская власть фабрику, естественно, национализировала, управляющие, кто успел, разбежались. Кто не успел. того посадили. В результате количество работающих к 1920-му году сократилось вдвое. Сократился и выпуск продукции. За годы советской власти фабрика изменилась не сильно. В 1953-м году было пристроено здание, напоминающее котельную.
IMG_0006
Но дымовые трубы остались старые.

7. Сначала подумал, что это здание советской постройки, но, присмотревшись внимательнее, обнаружил на нём стяжки, а значит здание дореволюционное.
IMG_0008

8. К сожалению, через главную проходную меня не пропустили, свободный доступ на территорию был только в двух местах.
IMG_0071

9. Сейчас корпуса занимают арендаторы - всякие мелкие фирмочки-магазинчики, автосервисы и даже гостиница.
IMG_0072

10.
IMG_0079

11. Снести фабрику не получается, потому как у неё охранный статус объекта исторического наследия. Ждут когда развалится сама.
IMG_0005

12. Но косметику в некоторых местах подновляют.
IMG_0011

13. Особенно в тех частях, которые выходят на улицу.
IMG_0078

14.
IMG_0087

15. Эвакуационные лестницы.
IMG_0076

    А теперь перейдём к инфраструктуре. К фабрике обязательно должны были прилагаться жильё для рабочих, больница, школа для для их детей. И обо всём этом заботился работодатель сам, а не перекладывал на плечи государства.
Жильё - казармы сохранились практически все, построены были на века и до сих пор в строю. К сожалению, они оказались не такими интересными и аутентичными, как, например, в Карабаново, не говоря уж о Ногинске.

16. Две казармы к югу от фабрики. В этой сейчас УВД.
IMG_0080

17. А эту занимает загадочная организация "Мособлкнига".
IMG_0084

Проедем по плотине на левый берег Пехорки. Микрорайон 18 Балашиха-2. На чётной стороне улицы Крупешина три казармы.

18. Эта с двумя надстроенными этажами.
IMG_0046

Её вполне можно было бы принять за сталинку, если бы не стяжки и арочные окна в полуподвальном этаже.

19. И эта тоже вся надстроенная-перестроенная.
IMG_0045

Запас прочности, заложенный при строительстве, позволяет надстраивать ещё по два этажа даже спустя целый век.

20. Эта сохранила свои изначальные формы.
IMG_0044

21. Рядом с казармами ещё одно старое здание, но двухэтажное. Возраст и назначение определить не удалось, сейчас используется под жильё. Долго стояло заброшенным, потом люди из казарм своими силами восстановили его и переселились.
IMG_0043

22. На улицу Крупешина смотрит чудом сохранившийся красивый деревянный домик.
IMG_0049

23. Когда-то в нём была библиотека, дом ветеранов, а сейчас магазин и фирма по прокату лимузинов. Лимузины ставят где-то в другом месте после того, как во время урагана упало дерево и повредило несколько машин.
IMG_0058

24. Фабричная больница.
IMG_0055

Первое здание, рассчитанное на 25 коек появилось на этом месте в 1863-м году.

25. Возможно, что вот это, на красной линии улицы Крупешина.
IMG_0053

26. Другие корпуса пристраивались уже позже.
IMG_0051

    Стены толстые, крепкие, но само здание требует ремонта. Самое смешное печальное, что медицинское учреждение здесь работает до сих пор. Был даже роддом, но потом его перевели, санитарные условия здесь обеспечить очень сложно. Сейчас здесь городская поликлиника №2, кожно-венерологический диспансер со стационаром.

27. Это не я по своей привычке горизонт завалил, так оно и есть на самом деле.
IMG_0054

Приписать бы к этой поликлинике городскую администрацию, может что-нибудь и сделали бы тогда.

Нечётная сторона улицы Крупешина. Ещё три бывшие казармы.

28. Дом № 1. После казармы здесь был жилой дом, на первых двух этажах коммуналки, на 3-4 общежитие. Кухня и удобства в конце коридора. По сути - та же казарма и оставалась. Сейчас в здании гинекология.
IMG_0022

29. В этой казарме в советское время было ПТУ № 102, сейчас колледж.
IMG_0024

30. Ну а в этой сейчас общежитие.
IMG_0027

31. Не исключено, что эта пристройка была сделана позже, во времена конструктивизма.
IMG_0032

32. Некоторая приобретённая со временем безликость казарм компенсируется сохранившимися деталями.
IMG_0083

33.
IMG_0082

34.
IMG_0030

35. Здесь мне удалось пополнить свою коллекцию стяжек.
IMG_0029

    Каждый владелец фабрики старался иметь свою форму подкладки под стяжную гайку. Это был своего рода фирменный знак, метка. обозначавших принадлежность как производственных, так и жилых зданий.

36. Ну а на стенах, выходящих в фабричный двор, можно было использовать и что попроще. Отработавшие своё шестерни. например.
IMG_0074

37. В этой части посёлка есть ещё одно интересное здание.
IMG_0063

38. Сейчас в нём лицей "Интеллект", вроде как частный.
IMG_0034

39. Здание дореволюционной постройки. Строилось под богадельню, оттого и окна такие узкие. да ещё и с решётками..
IMG_0038

40. Есть в фабричном посёлке совершенно замечательный памятник Карлу Марксу.
IMG_0014
    Это один из первых памятников ему, установлен в 1919-м году. Чем хороши ранние памятники вождям - так это тем, что они ваялись когда ещё не было канонов, когда автору не на что было оглянуться. А этот ещё чем примечателен - такое впечатление, что сначала лепили Ленина, а потом заказ поменялся, сделали усы и шевелюру попышнее, получился Маркс. А ты поди, проверь, ведь никто у нас живого Маркса не видел.

41. И Ленин тоже есть рядышком.
IMG_0040
Но ещё без указующего куда нам всем идти жеста.

42. Досугово-культурный центр ";Подмосковные вечера".
IMG_0012

В основе центра - здание 1875-го года постройки. Изначально было что-то типа клуба для богатых, потом фабричный клуб имени Ленина.

43. Рядом с клубом установлена стела.
IMG_0018

44. Чуть дальше по улице Крупешина в бывшей казарме был пионерский кружок.
IMG_0047

    А сам Андрей Крупешин, в честь которого названа эта улица был организатором клуба рабочих подростков и первым руководителем комсомольской ячейки на Балашихинской хлопкопрядильной фабрике в 1917—1918 годах. Комиссаром ушёл на Гражданскую, в 1919-м был повешен.

    Прокатился я по Заречной улице до "моста влюблённых". Сейчас вдоль пруда сделана широкая дорожка, вымощенная плиткой - хорошее место для прогулок.

45. Вид с моста в сторону фабрики.
IMG_0059

    В этом году власти решили почистить Пехорку от ила и других донных отложений. Для этого пригнали земснаряд. Собираются убрать до 300 000 (!) тонн ила (из газеты "Большая Балашиха").

46. На самом мосту, как и положено, замочки. Только больше они напоминают колонию моллюсков дрейсен.
IMG_0062

47. И ещё я проехал до вокзала, обезображенного покрашенного в фирменные РЖДшные цвета.
IMG_0085

48. Напоследок моё внимание привлекло синенькое здание.
IMG_0086
Здание построено в 1920-х годах комсомольцами из кирпича разрушенных церквей. Сейчас здесь институт социально-экономического прогнозирования и моделирования.

Но это уже другой микрорайон - Зеленовка. Может быть когда-нибудь я доеду и до него.
Tags: Балашиха, Старые фабрики, велопрогулки, казармы
Subscribe

Posts from This Journal “Старые фабрики” Tag

  • Динамо Москва

    Динамо (δύναμις) - слово греческого происхождения, означает "сила", раньше использовалось в составе…

  • Фряново

    Подмосковный городок, Липы жёлтые в рядок; Подпевает электричке Ткацкой фабрики гудок. (Песня) Фряново - фабричный посёлок в Щёлковском районе на…

  • Пермь, завод имени Шпагина

    Жил-был завод. Уже старый, но вполне крепкий и нужный людям. И место у него было хорошее, недаром здесь был в начале 18-го века поставлен посреди…

  • Прогулки по Перми. Часть 2

    Интересно в город, в котором хоть и давно, прожил немало лет, приехать в качестве туриста. Когда ты передвигаешься не привычными отработанными…

  • Село Калинино

    Калинино - село в Кунгурском районе в 100 км от Перми. Можно считать, что оно расположено на дороге, ведущей к известному Белогорскому монастырю, но…

  • Гаврилов-Ям. Мануфактура

    Так и оставался бы Гаврилов-Ям небольшим селом, выросшим из ямской станции, если бы не Алексей Васильевич Локалов, основавший там льняную…

  • Разрисованная фабрика красок

    Есть в Москве на Малой Семёновской улице небольшая старая фабрика. С улицы она вообще выглядит двухэтажной. Но это всё из-за рельефа местности. А…

  • Новая Ивановская мануфактура

    На левом берегу Уводи выше по течению от моста, по которому проходит проспект Ленина, стояло шесть ткацких фабрик: БИМ (Большая Ивановская…

  • Писцово. Село и фабрика

    Село Писцово находится рядом с трассой Иваново - Ярославль, заехать в него не составляет труда и не отнимет много времени. Село большое - 4 церкви,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments