dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Category:

Яуза. Набережные и мосты. Часть 3.

IMG_0185

    В предыдущей части я доехал до Новолефортовского моста, по которому проходит третье транспортное кольцо. В этой части доедем до самого устья. И хотя в расположенных на берегах Яузы Сокольниках, Преображенском, Лефортово, Немецкой слободе было достаточно много исторических зданий, на нижнем отрезке их ещё больше. Оно и понятно - ближе к центру города. Здесь и церквей по берегам значительно больше.


2. От Новолефортовского моста видны купола ампирного храма Троицы Живоначальной у Салтыкова моста.
IMG_0137
    Храм принадлежал Троицко-Введенской (Новоблагословенной) старообрядческой единоверческой общине, которая совершала богослужения по дониконовскому чину, но в иерархическом отношении подчинялась Русской Православной Церкви.

3. На левом берегу производственное здание постройки второй половины 19-го века. На стенах можно разглядеть стяжки.
IMG_0142
    Здание находится на территории завода бывшего треста "Мосштамп". Завод производит наградную и сувенирную продукцию, а так же изготавливает металлическую фурнитуру. Потребители продукции – министерства и службы Российской Федерации, крупные коммерческие компании, образовательные учреждения. Ассортимент производимой продукции состоит из нескольких тысяч наименований – пуговицы, кокарды, знаки различия и отличия, нагрудные знаки, эмблемы, медали (в том числе из драгоценных металлов) и т.д. Так что, продукцию этого завода мы можем видеть регулярно на форме казённых людей.

4. На перекрёстке набережной и Самокатной улицы ещё одно дореволюционное здание.
IMG_0144
По его истории найти информацию не удалось, но был здесь и мебельный салон, и мастерская Никаса Сафронова, а теперь, похоже, общага.

5. Здесь же ещё один пешеходный мостик - Салтыковский.
IMG_0145
Сооружён в 1952 году на месте старого автомобильного моста, который соединял Самокатную улицу с ныне упразднённой Салтыковской. Получил название в честь боярина Салтыкова, которому в 17-м веке принадлежала эта местность около реки Яузы. Раньше Салтыковская была продолжением Немецкой (Бауманской) улицы, но потом Туполевское предприятие их разделило.

6. Ближе к центру на мостиках стали появляться украшения. Такие вот "шишечки".
IMG_0148
После этого моста левобережная набережная из Красноказарменной становится Золоторожской, а по правому берегу по-прежнему Академика Туполева.

7. Дореволюционное здание на другой стороне Самокатной улицы.
IMG_0147
    Улица названа 12 августа 1924 года в честь погибших солдат самокатного запасного батальона, располагавшегося на соседней Золоторожской улице, участвовавших в установлении Советской власти в Москве. Трое из них, похоронены у Кремлевской стены. Прежнее название — Новоблагословенная улица — было дано в начале 19-го века, так как на ней располагался Храм Святой Троицы Троицкой единоверческой общины.

8. Если подняться по Самокатной улице, мы попадём на культовое предприятие СССР - завод "Кристалл" ( уже бывший).
IMG_0149
Про него я подробно писал здесь.

9. Разумовский причал на правом берегу.
IMG_0150
    Набережная Туполева до того, как получила своё нынешнее название, состояла из двух - Салтыковской и Разумовской. И причал назван в честь графа Разумовского, фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Он и его потомки владели землями на правом берегу. Там же, на Гороховом поле есть и городская усадьба Алексея Разумовского, внука того самого Разумовского.
    Немного выше причала находилось совместное устье рек Чечёра и Черногрязка. На месте заключённой в коллектор Чечёры и засыпанных прудов сейчас находится Елизаветинский переулок.

10. Отсюда уже видны газгольдеры бывшего Московского газового завода.
IMG_0151

Здесь река делает резкий поворот на юг.

11. Сразу после поворота находится очень интересное сооружение - Сыромятнический гидроузел..
IMG_0153

12. Здесь базируется флот "Мосводостока".
IMG_0152

13. ГУП «Мосводосток» обеспечивает регламентное обслуживание порядка двухсот водных объектов столицы.
IMG_0154

14. Кнехт на левом берегу выше шлюза.
IMG_0155

15. Нижняя часть гидроузла с длинной причальной стенкой.
IMG_0156

Ниже гидроузла Туполевская набережная правого берега переходит в Сыромятническую, названную по Сыромятнической (Кожевенной) слободе.

16. Современное совместное устье Чечёры и Черногрязки.
IMG_0157
    При постройке Сыромятнического гидроузла уровень Яузы в районе устья уже убранной в коллектор реки Чечёры повысился из-за подпора гидроузла. Поэтому в 1938 году коллектор был перестроен так, что вместо впадения в Яузу около Елизаветинского переулка, Чечёра в коллекторе стала идти параллельно Яузе, Черногрязка стала впадать в Чечёру внутри коллектора, и их общее устье оказалось чуть ниже плотины гидроузла.

17. Ещё ниже находится уже причал, предназначавшийся для посадки-высадки пассажиров.
IMG_0158

18. Таможенный пешеходный мост соединяет Золоторожскую и Сыромятническую набережные. Сооружен как пешеходный через Яузу в 1939 году.
Назван по Таможенному проезду, некогда доходившему до моста.
IMG_0161
"Засветился" в нескольких фильмах: "Следствие ведут знатоки", "Покровские ворота".

19. За мостом на Нижней Сыромятнической улице находится красивое здание бывшей чаеразвесочной фабрики «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и Ко.»
IMG_0159

20. Андро́ников виадук — железнодорожный мост Курского и Горьковского направлений МЖД на перегоне Москва-Пассажирская-Курская - Москва-Товарная-Курская. Построен в 1865 году по проекту инженеров Н. М. Колоколова, С. Я. Терёхина и архитектора Б. М. Надежина.
IMG_0162

    В районе виадука Золоторожская набережная становится Андроньевской. Получила название в 1925 году по Спасо-Андроникову (Спасо-Андроньевскому, Андроникову Спаса Нерукотворного) мужскому монастырю. По правому берегу Сыромятническая набережная переходит в Костомаровскую.

21. Сейчас на балкон выйдет Дульсинея.
IMG_0163

22. В 2008 году к виадуку был вплотную пристроен мост для первого главного пути Горьковского направления МЖД.
IMG_0168

23. Костомаровский мост связывает Костомаровский переулок и Андроньевскую площадь. Построен в 1941 году..
IMG_0166
    Костомаровский мост является самым длинным на Яузе, общая длина 245,7 м, ширина 32,6 м. Сохранил название ранее находившегося здесь арочного кирпичного однопролётного моста. Современный мост трёхпролётный, железобетонный, балочный. Средний пролёт речной, два крайних - проезды по набережным. Перильная решётка чугунная. Мост имеет два гранитных схода на набережные. Подходы к мосту земляные с откосами, со стороны Костомаровского переулка - в подпорных стенках, облицованных гранитом, с устройством гранитного парапета. С моста на набережные сделаны 4 съезда. С моста открывается вид на Андроников монастырь на левом берегу Яузы. Кроме автомобильного по мосту осуществляется трамвайное движение.
    До 1941 года на этом месте был старый Костомаровский мост. Он имел арочную однопролётную конструкцию и был сделан из кирпича. Мост был назван по Костомаровскому переулку, который, в свою очередь, был назван в честь местной землевладелицы.
    С левого берега Андрониковский монастырь видно плохо, он стоит на горе и заслонён деревьями.

24. Это верхняя часть храма Михаила Архангела.
IMG_0188

25.
IMG_0167
После моста Андроньевская набережная переходит в Николоямскую.

    Сразу за мостом река делает ещё один крутой поворот, меняя направление течения с юго-западного на северо-западное. После поворота на правом берегу Костомаровская набережная меняет имя на ещё более странное - Полуярославская. А названием таким она обязана купцу Полуярославцеву, владевшему расположенной здесь суконной фабрикой.

26. Здание на правом берегу - фонд имени Сахарова.
IMG_0169

27. А вот уже и Садовое кольцо показалось, а именно, Земляной вал.
IMG_0170

    Перед пересечением с Садовым кольцом Николоямская набережная становится Берниковской, а после моста по правому берегу Полуярославская - Серебрянической, которая названа в честь слободы ремесленников — «серебряников», чеканивших царскую серебряную монету. Берниковская же названа по Берникову переулку, получившему название по фамилии одного из домовладельцев в начале 19 века.

28. После Садового кольца меняется и рисунок ограждения.
IMG_0187

29. Слева бизнес-центр "Серебряный город", справа - "Садко".
IMG_0171
30. Всё это построено на месте бывшего Государственного института азотной промышленности (ГИАП), основанного в 1931 году и являвшегося крупнейшим в своей отрасли. Институт проводил исследования по химии и технологии азотсодержащих минеральных удобрений, аммиака, азотной кислоты, капролактама.

31. Добротный дореволюционный жилой дом. Теперь уже бывший, теперь в нём очередной бизнес-центр.
IMG_0172

32. А это МАТИ - Московский авиационно-технологический институт. Здесь учились мои родители.
IMG_0173
Потом он стал РГТУ им. Циолковского, а сейчас вошёл в состав МАИ.

33. Следующий пешеходный мостик - Тессинский.
IMG_0174
    Построен недалеко от того места, где был старый Тессинский мост 1887 года. Прежний Тессинский мост соединял Тессинский и Берников переулки, разобран в 30-х годах при строительстве набережных Яузы. Современный Тессинский мост построен в 1993 году, соединяет Серебрянический переулок с противоположным берегом Яузы.
    Мост назван в честь ранее известного домовладельца А.И. Тессина. Имеет арочную конструкцию с двумя проходами, разделенными «коробом», который облицован плитами. В коробе находятся трубы теплотрассы, в холода туда умудряются пролезть бомжи на ночёвку.
    Справа Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках с колокольней и храмом Усекновения главы Иоанна Предтечи.

34. На правом берегу гранитный спуск к воде без всяких причальных приспособлений.
IMG_0177

35. А за причалом жилой комплекс "Арт Хаус".
IMG_0186
    Комплекс построен на территории бывшего Московского завода электронной медицинской техники, который, в свою очередь, занял фабричные корпуса дореволюционной постройки. Архитектор Скуратов решил построить жильё в "фабричном стиле". А может заказчик так захотел, не знаю. На мой взгляд, получилось достаточно неуклюже, хотя многим нравится. Даже уважаемый мной Михаил Жебрак в своём "Пешком" привёл этот комплекс в качестве удачного примера застройки бывших заводских территорий. Вот где-нибудь рядом с Московским газовым заводом он бы смотрелся, а здесь... Впрочем, "о вкусах не спорят, есть тысяча мнений".

36. Чтобы оправдать лофт-стиль, старое здание, покрашенное в жёлтый цвет отпескоструили до исходного кирпича, приделали к нему внешние лестницы.
IMG_0178
В таком виде фабричная казарма угадывается даже лучше, но гармонии всё равно нет.

37. Комплекс построен в 2012-м, а пентхаус с потолками высотой 9 метров всё никак не продан. Почему-то всё никак не найдётся желающих пожить в аквариуме у оживлённой дороги.
IMG_0175

38. Левый берег, здание библиотеки иностранной литературы.
IMG_0176
    Что интересно, его строил тот же архитектор Чечулин, который строил виднеющуюся на заднем плане высотку на Котельнической набережной. Просто это было с разницей в 10 лет, а подходы к архитектуре определялись тогда на пленумах ЦК КПСС.

39. Ниже библиотеки - Астаховский мост. Построен в 1940-м году.
IMG_0183
    Предшественник современного моста, Яузский мост, был построен подрядчиком Андреяновым в 1805 году. Работы по возведению моста велись без технического надзора. Мост оказался на аршин длиннее и на сажень ниже, чем полагалось по проекту. Мост несколько раз перестраивался.
Своё название мост получил в честь 19-летнего Иллариона Астахова, рабочего завода Гужона («Серп и Молот»), возглавлявшего демонстрацию, которого в 1917 году убили полицейские на этом самом мосту.

40. Вид с моста вверх по течению.
IMG_0180

    После моста левобережная Серебряническая набережная становится Устьинской, а правобережная Берниковская - Подгорской. Устьинская набережная, понятно, названа так из-за своего расположения у самого устья Яузы. Её нет ни на одном адресе, домов на ней не числится, собственно, как и на Подгорской.
    Подгорская набережная — первая благоустроенная набережная реки Яузы наряду с Устьинской До 1925 года называлась Островской — по острову, который находился около устья Яузы, отмеченный на картах и планах Москвы 17 века. Своё современное название набережная получила благодаря расположению около крутого склона на левом берегу реки — Швивой горки. Протяженность набережной составляет всего 350 метров

41. В горку поднимаются улочки "шпанские Таганские". Это Большой Ватин переулок.
IMG_0179
    На переднем плане доходный дом Хаустова, построенный в конце 19-го века, на заднем - подворье Афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря. Сам же переулок назван в по фамилии купца Саввы Емельянова сына Вагина, построившего там в 1595 году церковь Никиты Великомученика "что за Яузой" на подклети более раннего храма. Название закрепилось с ошибкой: Ватин вместо Вагин. Прежнее название — Большой Никитинский переулок — было дано по той же церкви.

42. А это улица Яузская, уходит в сторону Солянки.
IMG_0181
И почему в Москве принято жаловаться на пробки?

43. И последнее здание на берегу Яузы - знаменитая высотка на Котельнической.
IMG_0182
    В этом корпусе давали квартиры артистам, писателям и прочим деятелям культуры. А вот в тот, который выходит на Москву реку, селили высокопоставленных НКВДшников. Так оно надёжнее казалось.
    Приходилось иногда по ночам топать пешочком с Котельнической набережной (от снесённого ныне дома) к себе в Госпитальный переулок. Дело было молодое, а метро рано закрывалось. По этому маршруту и шагал, только по правому берегу.

44.  Ну а это последний мост на нашем пути - Малый Устьинский. За ним воды Яузы принимает река Москва.
IMG_0184
Первый мост на этом месте был металлический, а построили его в 1883-м году. Этот, тоже металлический, на заклёпках, построили уже через 50 лет.

45. Вид с моста вверх по течению. Типичный "коктейль" Московского центра.
IMG_0185

    Помню, в конце 80-х чуть ниже впадения Яузы стояли мужики с сачками на длинных ручках, ловили возле выхода коллектора гуппей. Кто-то выпустил ненужных ему рыбок, а они взяли, да и прижились и расплодились. На старой Птичке в Калитниках тогда гуппей продавали не по счёту, а поллитровыми банками. Рубля 3 стоила банка. И вообще место рыбное, плотву неплохо ловили на тину.

    На этом путешествие по нижнему участку Яузы заканчивается. Но есть планы прокатиться и вверх от Богатырского моста, тем более, что некоторые участки уже отсняты, надо замкнуть эти звенья в одну цепочку. А значит, с Яузой мы не прощаемся.
Tags: Басманный район, Москва, Яуза, велопрогулки
Subscribe

Posts from This Journal “Яуза” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments

Posts from This Journal “Яуза” Tag