dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Мытищи - город на Яузе. Часть 1.

IMG_0089 (1)
    Начав с нижнего течения Яузы, переместимся на мытищинский участок реки. Географическую последовательность соблюсти не получается, пишу "по горячим следам", чтобы потом не мучиться вспоминанием что и где. Итак, в воскресенье выдался погожий денёк и 4 часа свободного времени. Велосипед пока не поставлен в гараж на зимнюю стоянку, поэтому - поехали!
    Я сам для себя условно разделил Яузу на четыре участка. Мытищинский - второй по счёту от истока и ограничен он Ярославским шоссе и МКАД. Если провести исторические параллели, то селом Большие Мытищи и селом Тайнинское.

2. Итак, Ярославское шоссе, бывшая Троицкая дорога - дорога в Троице-Сергиевую Лавру.
IMG_0147 (1)

    Трудно поверить, что это шоссе изначально было пешеходной тропой, которую, по преданиям, проложил Сергий Радонежский. Потом тропа была натоптана и расширена многочисленными богомольцами и превратилась в дорогу, по которой можно было проехать и в запряжённой лошадьми повозке. Полноценной дорогой она стала, когда по ней стали ходить и ездить к Сергию российские правители. Положил начало этой традиции Дмитрий Донской. Он неоднократно ходил на исповедь к Сергию Радонежскому в его обитель. Посетил он его и перед Куликовской битвой. Сергий благословил Дмитрия, а также предсказал ему победу. Успех Дмитрия в Куликовском сражении, еще более возвысил значение Троицкого монастыря и дороги к нему.
Московские государи начиная важные, посещали монастырь. Паломнические поездки царского дома в монастырь были частыми, пышными, особенно в 17-м веке.
    Царь Алексей Михайлович ходил в монастырь регулярно, по любому поводу. Он же и построил на протяжении пути путевые дворцы. Их было пять. В селе Алексеевском, на берегу Яузы в селе Тайнинском, но реке Скалбе в Братовщине, в селе Воздвиженском и, последний, в Троице-Сергиевом монастыре. Последний, кстати, единственный, который сохранился до наших дней. Делаем вывод, шли четыре дня.
    В летнюю пору, помимо князей и царей, перемещалось около 300 000 человек. Ночевали в придорожных трактирах, на постоялых дворах, которых вдоль пути было великое множество, в том числе и в селе Мытищи. А на хорошей мытищинской воде получался вкусный чай. Про водопроводы из Мытищ в Москву я уже рассказывал.

3. Продравшись через Верхнеяузские болота, река входит в твёрдые берега под мостом Ярославского шоссе.
IMG_0041 (2)

4. Сразу же за мостом автомобильным мостик пешеходный.
IMG_0043 (1)
Таких красивых горбатых мостиков, как в Москве, в Мытищах нет, но я всё равно попытаюсь показать все яузские мосты.

5. Здесь Яуза не похожа на городскую реку, и до входа на территорию "Метровагонмаша" течёт в естественных берегах.
IMG_0044 (2)
Но участок этот весьма короткий и труднодоступный.

6. На правом берегу отстойник поверхностных вод.
IMG_0045 (1)

7. В числе прочих, в отстойник сливается вода из ливнёвки Ярославского шоссе.
IMG_0052 (1)

8. Здесь с Яузой мы не надолго расстанемся, потому как дальше она течёт по территории завода, частично открытая, частично в коллекторе. А чтобы встретиться с ней вновь, продолжим путь по улице Колонцова - бывшей центральной улице Больших Мытищ.
IMG_0047
    На фото мост через речку Работню - правый приток Яузы. Когда-то на перекрёстке улицы Колонцова и Ярославского шоссе стоял деревянный олимпийский мишка. Мытищи приняли участие в Олимпиаде 1980-го года. На стрельбище "Динамо" проходили соревнования по стрельбе. Рядом с Мишкой стоял двухэтажный дервянный дом, в котором находился магазин автозапчастей. Я туда частенько заезжал. При реконструкции шоссе всё это снесли.

9. Работня вверх от моста.
IMG_0048 (2)

    Несмотря на свой малый размер (длина реки всего 7 км), Работня играла важную роль в судоходстве. Сейчас сложно представить, но по Яузе поднимались суда, следующие из Черниговского княжества в Ростовское, заходили в устье Работни, ещё немного поднимались по ней примерно до района Олимпийского проспекта, а потом волоком перетаскивались в Клязьму ещё примерно 7 км. Здесь было самое удобное место для взимания налогов (мыта) с купцов. От слова "мыт" и пошло название Мытищи. Есть и вторая версия расположения волока - по территории современного Костино. Кому верить - решайте сами, а я думаю, что обе версии имеют право на жизнь, тем более, что волоки могли существовать в разное время. Мост на Троицкой дороге мог перекрыть движение по Яузе в сторону Костина, да и озеро, с которого начинался костинский волок, со временем заболотилось.
Сейчас Работня примерно в своей средней части заключена в коллектор и протекает в районе Олимпийского проспекта, Рупасово, два пруда, а начинается она в южной части Пироговского лесопарка.

10. Работня перед впадение в Яузу.
IMG_0051 (2)

11. По берегу Яузы много автомоек. Первая прямо возле устья Работни.
IMG_0049 (1)
    Наверняка, у моек есть очистные, но чистоты Яузе они не добавляют. А если учесть и качество воды в Работне, прошедшей через весь город, то... Если выше Ярославки рыба в Яузе вполне пригодна в пищу, то уже в 300-х метрах я бы и кошку не стал кормить.

    Немного про улицу Колонцова. В 1923 году улица была в честь Василия Михайлович Колонцова, который жил здесь в доме № 9 - он был командиром отряда Красной Гвардии, погибшим в годы Гражданской войны в боях с белогвардейцами. До этого она носила название Вокзальная и соединяла Мытищи с вокзалом ярославского направления железной дороги. На улице ещё сохранилось несколько исторических зданий, но с каждым годом их становится всё меньше.

12. Здание бывшего придорожного трактира. Построено в 1880-90-х годах.
IMG_0053 (4)

13. Дом 35. Из истории дома известно только, что в 1950-70-х годах в нём был магазин "Рыба" с большим аквариумом с живой рыбой, потом магазин "Одежда".
IMG_0054 (3)
Дом построен из кирпича товарищества Шапошников-Челноков. Если не снесут, ещё сто лет простоит. Но, скорее всего снесут, больно уж лакомый участок.

14. Дом 33 (двухэтажный) - один из старейших домов города. Принадлежал купцу Ничечейко. Потом была аптека, сейчас офис нотариуса.
IMG_0058 (3)

15. На чётной (левой по ходу движения) стороне завод "Метровагонмаш".
IMG_0055 (1)

16. Это отдельная и очень печальная тема. Красивые исторические краснокирпичные корпуса завода сносят.
IMG_0060 (2)
Якобы, завод не может функционировать в "таких развалинах".

17. А завод нужный, выпускает вагоны метро.
IMG_0057 (1)

18. А в войну ещё и самоходные артиллерийские установки.
IMG_0056 (1)
САУ-76М выпускалась на базе танка Т-70 в 1943-44-м годах.

19. Колонцова, дом 17. Ещё одно дореволюционное здание, правда, надстроенное вторым этажом.
IMG_0059 (2)
В нём был "вагонный магазин", сейчас типография. В правой части, где автостоянка был магазин "Культтовары".

20.
IMG_0062 (3)

21. Внушительный конструктивистский "Дом Советов".
IMG_0061 (2)
    Бывший жилой дом, построенный в 1925 году. Один из первых капитальных многоквартирных домов в Мытищах. Вплотную к жилой части пристроено общественное здание. Сейчас здесь находится городской суд, а до войны здесь располагалась местная власть - отсюда и название. В 1990-х годах дом был расселён и занят конторами и офисами.

22. К Дому Советов примыкала и изначально жилая часть.
IMG_0186
Позже был надстроен ещё один этаж и уничтожен ленточный балкон.

23. Рядом с Домом Советов находится наверное единственный из уцелевших старых фабричных корпусов.
IMG_0182
    Сейчас в нём торгово-офисный центр. А на территории бывшей фабрики находится предприятие по производству химических волокон, бывший Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт искусственного волокна с опытным заводом, он же "Химволокно", он же "Химдым" (народное). Часть корпусов не используется по прямому назначению, а сдаётся в аренду под торговлю и офисы.

24. И заканчивается бывшая вокзальная улица вокзалом, что вполне логично.
IMG_0063 (3)
    Нелогично только то, во что превратили это прекрасное здание. Покрасили в суицидальный серый цвет, облепили переходами. А ведь это работа Кекушева, 1896-й год!

    По расположению вокзала, наличию административных зданий (бывших), магазинов, трактиров понятно, что местность эта по правому берегу Яузы - село Большие Мытищи и посёлок Старые Мытищи и есть старый центр города. Сносят завод, запланирован снос старых зданий между улицей Колонцова и Олимпийским проспектом, т.е. самое сердце города. Такими темпами Мытищи скоро совсем потеряют свою историческую идентичность, превратившись в банальный спальный район Москвы, но без источников доходов. Грустно и печально...

    Ну а поскольку мой репортаж посвящён в большей части Яузе, то форсируем железную дорогу по пешеходному мосту и попробуем пробиться к её берегам. А про улицу Колонцова и Старые Мытищи в целом более подробно можно почитать у elkoziorov.

25. Итак, Яуза входит "на свободу" после железнодорожного моста, который и мостом-то назвать трудно.
IMG_0064 (3)
Добраться до неё можно только по Станционной улице. Здесь река пахнет уже совсем по-другому, практически так же, как и в своём нижнем течении.

26. Из-за затянувшегося строительства автомобильного моста пешеходный мост сделан по временному варианту.
IMG_0067 (2)
Но по нему мы перейдём на левый берег и немножко прокатимся по нему.

27. Ниже моста устье безымянного правого притока.
IMG_0065

28. Здесь уже начинает появляться живность. Камышовая кошка.
IMG_0066 (1)

29. Чернеть (?).
IMG_0070 (2)

30. По левому берегу можно пройти чуть более 100 метров, дальше упираешься в болото.
IMG_0068 (1)

31. Но перед болотом есть бочаг. За болотом по левому берегу проходит насыпь.
IMG_0069 (2)
    Лет 10-12 назад, когда неделю простояли хорошие морозы, Яуза в этом районе замёрзла, и со льда вполне можно было рыбачить. Я тогда наловил некрупной плотвы на живца, но она оказалась нестойкой к чистой воде. Когда я долил нормальной отстоянной воды, почти вся уснула. Не так давно на этом участке можно было часто видеть рыбаков, даже щуку ловили. Теперь пусто.

32. Не только левый берег дальше непроходим, но и правый.
IMG_0071 (2)
    Поэтому через мост возвращаемся на Станционную и едем в сторону парка.  Там, где сейчас проходит Станционная улица, была деревня Шарапово. И его центральная улица (ныне Шараповская) спускалась прямо к Яузе. Первые упоминания о Шарапово относятся к 1461-го году. В деревне работал кирпичный завод Челнокова, из его кирпича построено много жилых и производственных зданий не только в Подмосковье, но и в Москве. В 1990-е деревня была снесена, на её месте сейчас микрорайон Шараповка - достаточно зелёный и уютный. От деревни осталось от силы домов 5. На кадре выше остатки деревенских построек.

33. В городском парке уже полный культур-мультур.
IMG_0075 (3)
    Яуза здесь широкая, что-то наподобие пруда, берега расчищены, пешеходные дорожки. Пруд когда-то был рыбным, рыба водилась разная, вплоть до леща. Но то ли заморы, то ли химия, в общем рыбу сейчас не ловят.

Прокатимся немного по парку, посмотрим, что там есть интересного.

34. Подарок от города-побратима Габрово.
IMG_0072
    Если вдруг кто-то не знает - Габрово провозгласил себя столицей юмора Болгарии и всего остального мира. А кот с ножницами - это своеобразный мем. Габровцы настолько бережливы, что отрезали кошкам хвосты, чтобы зимой она быстрее заходила в дом и не выпускала из него тепло.
Только памятник установлен несколько странно - на нём перепутаны стороны света и ножницы указывают в сторону, противоположную нахождению города Габрово.

35. Мытищи, в свою очередь, подарили Габрово пятиметровую ладью. Примерно такую.
IMG_0074 (4)

36. Мемориал «Землякам-мытищинцам во славу ратного и трудового подвига в годы Великой Отечественной войны» с Вечным огнём. Открыт в 1995-м году.
IMG_0076 (2)

37. Инсталляция, посвящённая чему-то околопланетному.
IMG_0146 (1)


38. Пешеходный мостик в парке, по которому я перешёл на левый берег.
IMG_0080 (1)
На мостике традиционно вешают молодожёнские замки.

39. Но в основном замки висят на специально предназначенном для этого металлическом дереве. Как-то умудрились прицепить замки даже на самой верхушке.
IMG_0081 (1)

40. Недалеко от дерева памятник, посвящённый семье, любви и верности.
IMG_0084 (1)

41. Вместо традиционных Петра и Февроньи здесь две протянутые навстречу друг другу руки.
IMG_0085 (1)

42. Скамеечка, на которую почему-то не очень стремятся сесть.
IMG_0086 (1)

43. Ротонда без крыши.
IMG_0083 (1)

44. Пруд "у ДК".
IMG_0077 (2)

445 У него нет привычной в нашем понимании плотины, подпор воды осуществляется бетонным препятствием, через которое вода переливается.
IMG_0079 (1)

46. Сам ДК. А если точнее, то Мытищинский районный дворец культуры "Яуза". Начал строиться в 1978-м, а открыт только через 15 лет.
IMG_0082

47. Ещё одна ладья, на этот раз не с цветами, а с вёслами..
IMG_0087

48. Ниже пруда первый после Ярославки автомобильный мост - улица Мира.
IMG_0078 (1)

    За автомобильным мостом сразу же начинается следующий пруд. Когда-то в нём даже купались, правда, в основном, мальчишки и подвыпившие. Сейчас его берега сильно заросли.

49. В конце второго пруда пешеходный мостик, по которому жители Мытищ ходят на платформу Тайнинская.
IMG_0090

50. Здесь же в засаде дежурят кряквы.
IMG_0088

    На этом первую часть описания своей велопрогулки по Мытищам вдоль Яузы я закончу. Во второй части будет совсем другой город. Нет, он тоже называется Мытищи, но он другой. А может мне просто так кажется потому, что я в той прияузской части Мытищ никогда не был.

Яуза от Оленьего до Электрозаводского моста
Яуза от Электрозаводского до Новолефортовского моста
Яуза от Новолефортовского моста до устья
Tags: Мытищи, Яуза, велопрогулки
Subscribe

Posts from This Journal “Яуза” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 17 comments

Posts from This Journal “Яуза” Tag