dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Яуза от Акуловского канала до Ярославского шоссе

   Прогулку по самой верхней части Яузы мы закончили на пересечении реки с Восточным водопроводным (Акуловским) водоканалом в районе 11-го переключателя. Выйдя из коллектора, проложенного под каналом, Яуза теряется в лесах. Так же просто, как река, на велосипеде, да и пешком, канал не пересечёшь. На этот участок можно попасть по правому берегу канала, "форсировав" его по дороге в районе 9-го переключателя. Дальше надо свернуть налево и проехать через дачный посёлок Каховка. Изначально поселение на этом месте называлось Каковка или даже Коковка, но со временем название трансформировалось. Думаю, не последнюю роль в этом сыграла некогда популярная песня времён гражданской войны "Каховка, Каховка, родная винтовка...". Рядом с Каковкой находилось дачное имение Крафта - управляющего фабрики Рабенека. Где-то в лесу сохранились фрагменты фундамента. Зимняя усадьба Крафта существует до сих пор, находится в Костино, когда-нибудь я про ней напишу.

В таком виде Яуза показывается людям, выйдя из леса.


2. Лесной участок совсем небольшой, и есть у меня подозрения, что это единственная часть реки на территории между каналом и Ярославкой, не изменённая человеком. Да даже и в этом нельзя быть полностью уверенным.


Вот казалось бы, течёт себе река по лесам и болотам, населённых пунктов по берегам нет, зачем насиловать речку?

3. А виной тому торф.


    Заболоченные верховья Яузы богаты торфом. С одного сайта на другой гуляет фраза "В верховьях Яузы торф начали добывать в 1870 году." Это не совсем так. Уже на старых картах 1856-го года значится два торфовых завода. Один был на левом берегу Яузы в районе, расположенном примерно посередине между Каковкой и Оболдино. Второй находился в районе Чугунного мостика. Куски торфа вырезали, высушивали и на подводах отправляли с первого завода в Щёлково, где в это время вовсю развивалась текстильная промышленность, а со второго - в село Большие Мытищи и дальше по Троицкой дороге (Ярославское шоссе) другим потребителям.

    Но крупномасштабные промышленные разработки начались в 1880-х, когда заработали уже крупные фабрики Франца Рабенека в Болшево, Людвига Рабенека в Соболевке (Щёлково), фабрика Чернышёвых в Пироговском. Промышленники начали закупать в Англии паровые машины, а для них требовалось топливо.
    Центр торфоразработок переместился в поселок Погонный, в районе которого были насыпаны дамбы и по ним проложена сеть узкоколейных железных дорог, Одна ветка шла в сторону Болшево и дальше в Ивантеевку, где тоже хватало промышленных предприятий. В Болшево часть торфа перенаправлялась в другие города - Щёлково и даже Струнино. Вторая ветка шла в сторону Мытищ, но выходила не в сами Мытищи, а к Северной железной дороге в районе "треугольника" между нынешними Лестехом и Леонидовкой. С разработок в районе Чугунного мостика тоже была коротка ветка, которая выходила на Мытищинскую ветку. По крайней мере, так говорят старые карты. После революции, согласно плану ГОЭЛРО, бывшая ткацкая фабрика Франца Рабенека была перестроена в электростанцию, и торфа стало требоваться больше. В конце 1920-х годов узкоколейка была перешита на колею 1524 мм и в 30-х годах продлена до Ивантеевки.
    Для перегрузки торфа из вагонеток узкоколейки в вагоны требовалось много рабочих. Для них в 1932 году был основан посёлок Центральный (неофициальное название «Поселок торфопредприятия»). На перегрузке работало около 100 человек и тракторный погрузчик. Станция, где происходила перегрузка торфа так и называлась - Перегрузочная.
    В годы войны была проложена узкоколейка в сторону Подлипок, по которой доставлялось топливо до Финского посёлка и артиллерийского завода.
В 1949 году был разработан проект реконструкции станции Перегрузочная, предусматривавший установку двух перегружателей типа МОГЭС и маневровых лебедок, изменение путевой схемы станции, устройство аварийного склада торфа на 2500 тонн и оборудование узкоколейных вагонеток разгрузочными люками.

4. Остатки ширококолейной дороги можно и сейчас ещё увидеть.

    Часть железной дороги, примыкающая к Болшево функционировала до начала 2000-х, по ней возились грузы на ДСК-160 (ныне уничтожен) и КПО Стрела (ныне корпорация ТРВ).

    Узкоколейная железная дорога в 1965-66 годах разобрана и передана тресту Ореховоторф. Подвижной состав был отправлен на неизвестную узкоколейку по Октябрьской дороге. Но котёл от одного из паровозов ещё долгое время служил людям в поселковой бане. В 1967-м году добыча торфа прекратилась в связи с истощением запасов.

5. Для осушения залежей торфа русло Яузы углубили и прокопали дренажные каналы. Часть дренажных каналов сохранилась до сих пор.
По одному такому каналу течёт ручей Торфянка - левый приток Яузы.


6. Мало того, что он течёт в искусственном русле, так ещё и питается он в основном водой из дренажной канавы, собирающей утечки с Акуловского канала. Верховья Торфянки в посёлке 12-й переключатель.


7. Через ручей было построено несколько мостиков, но сейчас они разрушены.

Скорее всего умышленно лесоохраной Лосиного Острова, чтобы люди там не ходили.

8. Сохранились и насыпи, по которым проходила узкоколейка.

По краям насыпей были посажены берёзы - они потребляют много воды и, таким образом, осушают склоны насыпей.

9.


10. На бывших торфоразработках ещё можно найти останки работавшей там техники.


11.


12. В районе бывшего Западного Погонного сохранились развалины кирпичного здания. Вероятнее всего. это была трансформаторная подстанция, построенная в конце 1930-х.


А на месте самого Западного Погонного теперь пустырь с редкими оставшимися плодовыми деревьями.

13. После окончания торфоразработок Яуза выглядела примерно так.

У неё были относительно твёрдые берега.

14. Современный вид с той же точки.


    В начале 1980-х уровень дна реки в районе пересечения с Ярославским шоссе подняли и все бывшие торфяные поля затопили. В результате образовался большой водно-болотный комплекс. Пересечь Яузу сейчас можно в двух местах - по Чугунному мостику и ближе к каналу. Раньше было ещё два моста - в продолжение квартальной просеки, идущей мимо проходной КБ ХИММАШ (Горелый мостик) и по просеке, являющейся продолжением улицы Лермонтова. Но их тоже разрушили для того, чтобы люди не беспокоили животных.
    Вообще национальный парк «Лосиный остров» - это лесной массив, в настоящее время ограниченный Ярославским шоссе, Щелковским шоссе, городом Королев и граничащий с парком Сокольники известен как особая территория с 14-го века. Здесь любил охотиться царь Алексей Михайлович. Кроме царской здесь запрещалась всякая другая охота, заготовка древесины, сена и строительство, здесь не было населённых пунктов. Один из вариантов названия лесного массива был «Погонно-Лосиный остров» поскольку здесь издавна проходила погонная царская охота на лосей. Слово же “остров” тогда употреблялось и в значении «участок леса в степи, на открытом месте» и «лесная роща». Более короткое название «Лосиный остров» окончательно закрепилось за этими местами к началу 18-м веке, хотя и на картах 20-го века всплывает слово "Погонный".
    Оставаясь царскими охотничьими угодьями, и во многом благодаря переносу столицы Петром в Санкт-Петербург, в таком первозданном виде, имеющим характер первобытных лесов, эти места сохранились до первой четверти XIX века, когда на этой территории взялись за научное лесоустройство.

15. Сейчас долина Яузы представляет примерно такой вид.


16. Прогуляться там можно только зимой, когда окрепнет лёд.


17. Но даже в хорошие морозы на реке остаются промоины, так что надо быть очень осторожным.


    Как-то раз я угодил одной ногой в такую промоину, схваченную тонким ледком и присыпанную снегом. В -20 возвращался домой 5 км, штаны замёрзли, стали как рыцарские латы, но не гнулись в колене. Впечатления не из приятных.

18.


  С правой стороны, недалеко от посёлка Торфопредприятие, к Яузе примыкает ещё один карьер. Может быть он когда-то и начинался как торфяной, но потом из него явно вынимали грунт, потому как глубины в нём достигают 8 метров. Грунт этот, скорее всего шёл на строительство насыпи железной дороги.

19.


20. Карьер этот называется Торфянка (в народе - "Тряпка") и соединяется с Яузой двумя каналами.


22. После того, как на нём случилось несколько заморов, разрешили рыбачить.


23.


24. Самый крупный правый приток Яузы в этих местах - это Нехлюдов рукав.


25. У него тоже есть притоки с экстремальными переправами.


27. А ещё на ручье есть озеро, образованное бобровой плотиной.


28. Живности по берегам ручья много. Встречал кабанов, но фотографироваться они не захотели.
4

29. Здесь вот лось поработал.
IMG_0083 (2)

30. Стадо оленей насчитывает более 100 голов.


31. А разливы Яузы - рай для пернатых. Весной здесь выводит потомство большая колония чаек.


Много уток - кряквы, чирки. Прочие водоплавающие - лысухи, чомги. Гусей вот не видел - им луга нужны, чтобы пастись, а лугов по берегам нет.

32. Попался и такой зверь.


33. И в завершении нашего путешествия Чугунный мостик, про который я уже несколько раз упоминал.

Сверху он ничем не примечателен - металлические перила, бетонные плиты.

34. На него надо смотреть снизу.


По этому мосту проходила третья очередь водопровода Мытищи - Москва, построенного в 1890-м году.

35. Мостик, скорее всего, не чугунный, а стальной. Конструкция собрана на заклёпках.


36. Началом этого водопровода служила  водопроводная станция. Прекрасный ансамбль дореволюционных кирпичных заданий станции дожил до нашего времени. Если будет возможность, обязательно посетите.
IMG_0619

37. А ещё с моста прекрасные виды на Яузские разливы.
IMG_0298 (1)

38.
IMG_0291

39. От водопроводной станции к Ярославскому шоссе когда-то вела прямая дорога, но после того, как уровень воды подняли, она стала непроходимой.
IMG_0576

Поэтому я поехал по обычной асфальтовой дороге до самого пересечения Яузы с Ярославским шоссе, после которого уже Мытищи. А мы там уже побывали.

Участок 1.
Яуза. В поисках истока.
Яуза от Акуловского канала до Ярославского шоссе.
Участок 2 Мытищи.
Яуза от Ярославского шоссе до улицы Щербакова
Яуза от улицы Щербакова до МКАД
Участок 3. Москва.
Яуза от МКАД до улицы Менжинского
Яуза от улицы Менжинского до проезда Серебрякова
Яуза от проезда Серебрякова до Краснобогатырского моста
Участок 4. Москва.
Яуза от Оленьего до Электрозаводского моста
Яуза от Электрозаводского до Новолефортовского моста
Яуза от Новолефортовского моста до устья
Tags: Лосиный остров, Яуза, велопрогулки
Subscribe

Posts from This Journal “Яуза” Tag

  • Яузу пылесосят?

    Сегодня утром наткнулся на Яузе на интересное судно. 2. Поначалу подумал, что это экскаватор. Но тогда рядом должна была бы стоять баржа, в…

  • Москва воскресным утром

    Москву лучше всего любить погожим воскресным утром. Когда она ещё окончательно не проснулась и её можно брать голыми руками. Когда москвичи сидят на…

  • Нехлюдов рукав

    Про ручей под названием Нехлюдов рукав я уже упоминал в прошлом году, когда описывал Яузу от истоков до устья. Это первый заметный правый приток…

  • Замыкая круг. Яуза от проезда Серебрякова до Краснобогатырского моста.

    Вот и подходит к концу наш круиз по берегам Яузы. В прошлый раз я доехал до проезда Серебрякова. Время продолжить наш путь вниз по течению. А…

  • Яуза. В поисках истока.

    Про Яузу я уже достаточно много написал, но пока не весь её путь проследил. Надо было, конечно, начинать с истоков и дальше последовательно вниз по…

  • Москва. Яуза парковая. Часть 2. Легендарный мост.

    Продолжаем наше путешествие по берегам Яузы в северной части Москвы. От улицы Менжинского до моста, соединяющего улицы Кольская и Полярная я проехал…

  • Москва. Яуза парковая. Часть 1. Будьте бобры.

    Ну что же, уважаемые читатели, пора приступать к третьему участку славной реки Яуза. Если нижний участок - типично городской, набережные реки…

  • Мытищи - город на Яузе. Часть 2. Капитальный ремонт.

    Продолжим велопоездку по Мытищам вдоль Яузы. В прошлый раз мы остановились у пешеходного моста, соединяющего улицы Щербакова и Пионерскую.…

  • Мытищи - город на Яузе. Часть 1.

    Начав с нижнего течения Яузы, переместимся на мытищинский участок реки. Географическую последовательность соблюсти не получается, пишу "по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments