dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Замыкая круг. Яуза от проезда Серебрякова до Краснобогатырского моста.

IMG_0014
    Вот и подходит к концу наш круиз по берегам Яузы. В прошлый раз я доехал до проезда Серебрякова. Время продолжить наш путь вниз по течению. А поскольку про Яузу от Оленьего моста до устья я уже рассказывал, получается, что этим, последним звеном мы замкнём цепь нашего путешествия. Много нового я открыл для себя в этих поездках, да и вы, мои читатели, тоже кое-что новое и неизвестное ранее для себя узнали.


2. Итак, пересекаем проезд Серебрякова и идущую параллельно ему линию Московского центрального кольца.
IMG_0236 (2)
Проехав под МЦК, мы попадаем из Свиблово в другой московский район - Ростокино.

3. Китайский деловой центр "Хуамин" с офисами, гостиницей и апартаментами.
IMG_0237 (1)
    Под его строительство Лужков отрезал часть особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Останкино». Кроме того, был на этом место полузаброшенный завод, помещения которого сдавались в аренду. Изначально планировалось 50 этажей, теперь вроде остановились на 22-х. Должны были сдать в этом году, но перенесли на следующий. На части Леоновской рощи строится китайский парк, уже поставлен памятник Конфуцию.

4. Строительство ведёт целый интернационал. Особенно порадовал директор проекта. Если перевести с испанского, то будет что-то типа Миша С башни.
IMG_0240 (3)

5. Южный наземный вестибюль станции метро "Ботанический сад". Открыт в 1978-м году.
IMG_0239 (2)
    Проектное название у станции было "Ростокино", а название "Ботанический сад" раньше носила станция "Проспект мира" в честь ботанического сада МГУ. Потом всё поменяли.

6. Прямая, как пика, улица Вильгельма Пика. Идёт строго с севера на юг.
IMG_0243 (2)

7. Здесь Яуза, с которой мы расстались перед проездом Серебрякова, сделав небольшой крюк по Леоновой роще, выходит к цивилизации.
IMG_0242 (1)

8. На карте каких-то тропинок-дорожек между мостами (пр-д Серебрякова и ул. Вильгельма Пика) не обозначено, поэтому туда я не полез. Хотя мостик там нарисован.
IMG_0241 (2)
А ещё там есть площадка, с которой запускаются праздничные салюты.

9. Мост на улице Вильгельма Пика.
IMG_0245 (3)
После этого моста Яуза на коротком отрезке вновь становится доступна для поездки на велосипеде и прогулок.

10. Мостик через безымянный ручей - правый приток Яузы.
IMG_0244 (1)
    Поскольку стройку на месте суконной фабрики на правом берегу я объезжал по левому берегу, устье двух достаточно крупных правых притоков - Лихоборки и Каменки я пропустил.

11. Вид на Собачий остров. На него можно пройти через правую протоку в простых сапогах.
IMG_0247 (1)
    Название чисто народное. Назвали так потому, что зимой там много собачьих следов. Видимо, бездомные собаки там собираются на ночёвку в безопасном месте. Хотя я бы на их месте зимой в воду не полез. Или, может быть. они там собираются. когда Яуза замерзает.

12. Стальной горбатый мостик. Нынешний вид приобрёл примерно в 2005-м году.
IMG_0248 (2)
Дальше по правому берегу проход загораживает Ростокинская камвольная фабрика, а вот на левом берегу расположился парк "Сад будущего".

13. А сверху и снизу от мостика проложена слаломная трасса для байдарочников и каноистов. Правда, последних я так и не увидел.
IMG_0249 (1)

14. Нечто подобное, но без искусственных сужений есть на Клязьме в районе Шапкиного моста.
IMG_0259 (3)

15. Положено, чтобы в парке стояла девушка с веслом. Здесь есть такая. Жаль, что не резко получилось, фотографировал навскидку.
IMG_0258 (3)

16. Леоновский пруд. Известен с 18-го века. Назван в честь бывшего когда-то на этом месте села Леоново.
IMG_0250 (1)
Пишут, что последние сельские дома исчезли в 1990-х.

17. Пруд богат водоплавающей живностью. Лебеди, гуси, кряквы, огари. Обратите внимание на позы и взгляды. Сразу станет понятно, кто здесь главный.
IMG_0251 (1)

    Когда-то рядом с селом была усадьба купцов Демидовых. Сейчас от неё остались отдельные деревья - дубы и липы. Но усадебная тема обыграна в деталях оформления парка.

18. Подпорная стенка.
IMG_0252 (3)

19. Баллюстрада.
IMG_0255 (3)

20. Я с удивлением узнал, что ещё в пршлом году здесь всё было перерыто и невозможно было пройти. Сейчас здесь прекрасное место для прогулок.
IMG_0257 (3)
Золотая осень - прекрасная пора!

21. Храм Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове
IMG_0256 (2)
    Первоначально построен из дерева в 1629–1635 годы, из камня (в современном виде) – в 1719–1722 годы. Колокольня построена в 1770–1776 годы. При поездках на велосипеде палаточки при церквях сильно выручают, в них можно хоть что-то купить подкрепиться. Здесь мне подвернулся пирожок с печенью.

22. После мостика проезд по берегу опять оказался перекрыт, объезжал я по правому берегу по безымянной дороге между жилым микрорайоном и Ростокинской камвольно-отделочной фабрикой.
IMG_0261 (2)
    Построена в 1889 году купцом 2-й гильдии Вольдемаром Фридрихом Ферманом. Он отвел под будущую фабрику около 3 гектаров из принадлежащего ему земельного надела. Первыми фабричными постройками были два кирпичных одноэтажных здания длиной около 30 метров. В них размещались 27 деревянных чанов (богачи) для замочки и окраски пряжей – шерстяных и хлопчатобумажных ниток в мотках. Рабочие, в основном мужчины, жили при фабрике.
    После смерти Вольдемара Фермана в 1894 году, красильное дело перешло к старшему сыну Вольдемару Вольдемаровичу. При нем было продолжено строительство новых корпусов фабрики (сейчас на картах значится только один корпус), дело расширилось, появилось аппретурно-отделочное производство. В эти годы на фабрике осваивается новая технология окраски и выделки бараньих шкурок.
    Таким образом, Ростокинская красильно-аппретурная фабрика В.В. Фермана окрашивала ткани, готовые изделия и меха, доводила их до товарного вида. У рабочих фабрики было общежитие, баня и медицинский пункт. Отходы производства сливались прямо в Яузу. А, если учесть, что производство было в основном красильное, Яуза после фабрики бывала разных цветов, в зависимости от того, в какой цвет окрашивалась продукция.
    После революции Ферман распоряжениям местных Советов и фабричного комитета не подчинялся. Фабрика была национализирована личным распоряжением Ленина (на главном здании сохраняется мемориальная доска в память об этом событии. По некоторым данным Ленин лично приезжал "отжимать" фабрику). Сейчас, если верить Викимапии, помещения фабрики сдаются в аренду мелким фирмочкам.

    Непроходимый участок можно было объехать и по левому берегу по улице Докукина. С той стороны вплотную к берегу стоит забор воинской части, а сам берег крутой, по нему не то что с велосипедом, а и просто пешком пройти очень проблематично.

23. Но оба пути сходятся у очередного горбатого мостика.
IMG_0262 (1)

24. А это самый интересный пешеходный мостик на Яузе. Он соединяет "Парк спорта на Яузе" с ... забором Специального конструкторско-технологического бюро по электрохимии с опытным заводом (СКТБЭ).
IMG_0263 (1)
    Построен в 2004–2006 гг. как экспериментальный по французской технологии.Мост выполнен в виде монолитного железобетонного пролетного строения, подвешенного с помощью вант на пилон высотой 15 м.В 2009–2011 гг. на мосту и возле него часто проходили киносъемки, в частности, сериалов «Глухарь» и «Пятницкий».
    СКБТЭ - предприятие с историей. Основан в 1942 году как Московский электролизный завод на территории бывшей (текстильной?) фабрики. Строился с учетом «привязки» к тяговой трамвайной подстанции. В 1942-43 годах произведенным на заводе водородом наполнялись аэростаты, защищавшие Москву от вражеских авиационных налетов.
Здесь разрабатывались и изготавливались системы и аппараты жизнеобеспечения для ВМФ.

25. Трамвайно-пешеходный мост. Он же 1-й Ростокинский.
IMG_0265
Мост на этом месте был построен ещё в 1926-м году. Этот, на месте старого, в 1980-м.

26. Вид с трамвайного моста вверх по течению.
IMG_0009 (2)

27. Хорошо посидеть с удочкой на берегу речки!
IMG_0010 (3)

28. Автомобильный 2-й Ростокинский мост.
IMG_0268 (2)
Построен в 1957-м. К Олимпиаде в 1979-м был расширен. Под мостом и вокруг него было снято несколько фильмов.

29. Ниже моста какой-то левый приток, возможно, совмещённый с ливнёвкой и дренажом с теплотрассы.
IMG_0266

30. На участке ниже вантового моста набережная Яузы частично выполнена в камне. Ограждения похожи на те, которые установлены в её нижнем течении.
IMG_0267 (2)

31. ЖК "Триколор"
IMG_0264 (1)
    Строился с 2008 по 2016 год. Высота башен - 192 метра. Воткнули этого монстра в тихий зелёный Ростокинский городок. Транспортными вопросами застройщик не сильно озаботился. Парковок явно недостаточно, да и выезд-въезд очень сильно затруднён.

32. Ещё один пешеходный мост.
IMG_0269 (2)
    Построен в 2005-м году, но мост на этом месте был ещё в войну. На этом мосту вешали свадебные замочки, но потом их все спилили. Теперь традиция кормить на мосту голубей. Сидят, дожидаются...

33. На левом берегу парк "Акведук".
IMG_0270 (2)
    Лет 5 назад здесь было намного больше деревьев, потом место "окультурили" - проложили дорожки, попилили деревья. Стало просторней, но как-то голо. Зимой здесь хорошее место для катания с горки.

34. Памятный знак в честь 400-летия освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году вторым народным ополчением по предводительством князя Дмитрия Пожарского и земского старосты Кузьмы Минина.
IMG_0015
    Стела — 8-метровая гранитная колонна, увенчанная бронзовым гербом России — двуглавым орлом. Колонна сделана в виде шатровой формы тёмно-коричневого цвета на небольшом пьедестале. В нижней части по окружности размещены рельефные изображения сцен 1612 года: Минин и Пожарский, шатры русских войск у Яузы, поход воинов-ополченцев, стены Кремля, патриарх Гермоген. Стела открыта в 2012-м году.

35. Ещё пара пешеходных мостов в парке.
IMG_0271 (1)

36.
IMG_0272 (2)

37.Название парка - от акведука мытищинского водопровода.
IMG_0273 (3)
О самом водопроводе я уже писал. От всего водопровода в хорошем состоянии сохранились два объекта - акведук и водопроводная станция в Мытищах.
Строили акведук в 1783–1784-х годы архитектор Бауэр и полковник И. Герард. Строительство акведука обошлось в один миллион шестьсот сорок восемь тысяч рублей. Эта сумма называлась в печати, она поражала воображение, из-за чего возведённый акведук получил в народе название «Миллионный мост».

38. В 1785 году во время посещения Москвы Екатерина II назвала его самой лучшей постройкой города, сказав, что «он с виду лёгок, как перо… и весьма прочен».
IMG_0014

    На первом Екатерининском водопроводе было 5 акведуков. Первый находился в районе пересечения Троицкой дороги (Ярославского шоссе) и Яузы в Мытищах, он был разобран в 2006 году при строительстве автомобильной развязки. Второй и третий — через ручьи в районе Клубной и Пролетарской улиц в Мытищах, они обрушились в 1910 году. Четвёртый — через реку Ичку, недалеко от Джамгаровского пруда, он был разобран в 2000-х годах. Сохранился только Ростокинский. Есть ещё один акведук - Чугунный мостик через Яузу недалеко от водопроводной станции в Мытищах, но он относится уже к третьей очереди, построенной намного позднее.
    Ростокинский акведук построен из белого камня. При реставрации его зачем-то выкрасили краской, исказив исторический вид. Долгое время по акведуку проходила теплотрасса, накрытая бетонными плитами. На стенах акведука тренировались альпинисты, что тоже не способствовало сохранению памятника. Сейчас проход по акведуку открыт, но только в определённое время.

    Ну а мы движемся дальше. От акведука до Ярославского направления железной дороги правый берег реки занимает промзона, а левый свободен от построек ввиду своей заболоченности. Но дорожки на левом берегу весьма приличные, а там, где болото, устроен деревянный настил. Правый берег высокий, плюс заборы и деревья, разглядеть что-то сложно. По Яузе здесь проходит природная граница Ростокинского и Алексеевского районов.
В начале участка располагался завод "Стрела", выпускал застёжки типа молния и липучка. На его месте раньше была ситценабивная мануфактура, потом Ростокинская красильно-аппретурная фабрика.
    Дальше был завод строительных машин, сейчас бизнес-парк "Касаткина 11". Там был автосалон, я в нём свою машину покупал. Года 3 назад салон закрылся или перепрофилировался.

39. Опытно-конструкторское бюро имени А.М. Люльки
IMG_0275 (3)
    Предприятие основано 30 марта 1946 года. Основателем и руководителем предприятия с 1946 по 1984 год был генеральный конструктор, академик Архип Михайлович Люлька. За годы существования специалисты предприятия разработали ряд авиационных газотурбинных двигателей различных модификаций, в основном для боевых самолётов Сухого. На фото выхлопные шахты испытательного стенда, испытания на этой площадке прекратились в начале 1980-х.
    Серийный завод для выпуска двигателей был построен в Уфе (УМПО). Теперь КБ само стало филиалом УМПО.

40. Левый приток Яузы - речка Будайка.
IMG_0276 (2)
    Длина речки около 6 км, примерно четверть её убрана в коллектор. Исток Будайки - пруд возле МГСУ на Ярославском шоссе. Участок реки в Лосином острове виден в окна поездов. На высоком бугорке на берегу одно время была стоянка бомжей.
    После устья Будайки путь по берегу преграждает очередной забор, за которым находится автобаза и контейнерный жилой городок. Всю эту красоту приходится объезжать "через город".

41. Чуть ниже устья Будайки Яуза принимает правый приток - речку Копытовку. (на фото с пешеходного мостика - левый рукав).
IMG_0278 (1)
    Копытовка - речка такого же масштаба, что и Будайка, только она практически вся убрана в коллектор. На территории ОКБ Люльки в неё сливаются воды из очистных сооружений. Названа по имени деревни Копытово, через которую протекает. В середине 17-го века Копытово стало селом Алексеевское, ныне Алексеевский район Москвы.

42. С этого же мостика хорошо виден железнодорожный мост Ярославского направления.
IMG_0277 (2)
Под мостом по левому берегу нормальный проезд.

43. А это новый мост, по нему проходит пятый главный ход.
IMG_0279
После железной дороги Яуза разделяет уже другие московские районы - Богородский (левый берег) и Сокольники (правый берег).

44. На участке от железной дороги до Краснобогатырского моста Яузский лесопарк является границей Лосиного острова и парка Сокольники. Берега укреплены в некоторых местах камнем.
IMG_0280 (1)

45. А в других - деревянными сваями.
IMG_0283 (1)

Левый берег оформлен как прогулочная зона с дорожками и деревянными мостками. Но на всём протяжении через Яузу нет ни одного пешеходного мостика.

46. В долине есть пойменные озёра.
IMG_0281 (1)

47.
IMG_0282

48. Есть и болота.
IMG_0010

49. Уже перед самым Богатырским мостом на левом притоке - Казённом ручье устроен довольно большой Казённый пруд.
IMG_0284

50. Вот такой Яуза входит под Краснобогатырский мост. Здесь опять рыбаки, только со спиннингами.
IMG_0285

51. А вот и сам мост.
IMG_0286
    От этого моста началось наше путешествие по Яузе почти два месяца назад. Здесь же оно и заканчивается. Не на всех 48 километрах течения Яузы есть подход к берегу, но процентов 90 посмотреть удалось. Если сложатся удачно обстоятельства, зимой постараюсь прокатиться по верховьям на лыжах. Но для этого надо, чтобы был крепкий лёд и как-то не попасться лесоохране, режим сейчас сильно ужесточился.

    Вроде и не большая река - всего 48 километров, а такая разная. Сильно заболоченный труднодоступный верхний участок среди лесов Лосиного Острова с историческими водопроводами из Мытищ в Москву. Полугородской участок. в Мытищах, где есть и старые промышленные предприятия по берегам, и дикие берега, и обустроенные парковые зоны, и старое село Тайнинское с великолепной церковью. Прекрасный участок в верхней половине московского течения с парками, скверами. прогулочными зонами и бобрами. Нижний московский участок, ставший транспортной магистралью и проходящий через исторические московские районы Сокольники, Лефортово, мой любимый Басманный.
    Так получилось, что я более пяти студенческих лет прожил в Госпитальном переулке практически на самом берегу Яузы, из окон моего факультета Яуза была прекрасно видна. Да и следующие 33 года я жил не дальше пяти километров от Яузы. С полным правом могу считать эту реку родной. И сейчас, ставя точку в 10-й статье Яузского цикла, испытываю чувства выполненного долга и глубокого удовлетворения.

Участок 1.
Яуза. В поисках истока.
Яуза от Акуловского канала до Ярославского шоссе.
Участок 2 Мытищи.
Яуза от Ярославского шоссе до улицы Щербакова
Яуза от улицы Щербакова до МКАД
Участок 3. Москва.
Яуза от МКАД до улицы Менжинского
Яуза от улицы Менжинского до проезда Серебрякова
Яуза от проезда Серебрякова до Краснобогатырского моста
Участок 4. Москва.
Яуза от Оленьего до Электрозаводского моста
Яуза от Электрозаводского до Новолефортовского моста
Яуза от Новолефортовского моста до устья

Tags: Москва, Старые фабрики, Яуза, велопрогулки
Subscribe

Posts from This Journal “Яуза” Tag

  • Парк Юрловского периода или 3 км по Чермянке

    В новостях несколько раз прозвучало очередное достижение московских властей - открытие парка в долине речки Чермянки. Скатался посмотреть, что же…

  • Яузу пылесосят?

    Сегодня утром наткнулся на Яузе на интересное судно. 2. Поначалу подумал, что это экскаватор. Но тогда рядом должна была бы стоять баржа, в…

  • Москва воскресным утром

    Москву лучше всего любить погожим воскресным утром. Когда она ещё окончательно не проснулась и её можно брать голыми руками. Когда москвичи сидят на…

  • Нехлюдов рукав

    Про ручей под названием Нехлюдов рукав я уже упоминал в прошлом году, когда описывал Яузу от истоков до устья. Это первый заметный правый приток…

  • Яуза от Акуловского канала до Ярославского шоссе

    Прогулку по самой верхней части Яузы мы закончили на пересечении реки с Восточным водопроводным (Акуловским) водоканалом в районе 11-го…

  • Яуза. В поисках истока.

    Про Яузу я уже достаточно много написал, но пока не весь её путь проследил. Надо было, конечно, начинать с истоков и дальше последовательно вниз по…

  • Москва. Яуза парковая. Часть 2. Легендарный мост.

    Продолжаем наше путешествие по берегам Яузы в северной части Москвы. От улицы Менжинского до моста, соединяющего улицы Кольская и Полярная я проехал…

  • Москва. Яуза парковая. Часть 1. Будьте бобры.

    Ну что же, уважаемые читатели, пора приступать к третьему участку славной реки Яуза. Если нижний участок - типично городской, набережные реки…

  • Мытищи - город на Яузе. Часть 2. Капитальный ремонт.

    Продолжим велопоездку по Мытищам вдоль Яузы. В прошлый раз мы остановились у пешеходного моста, соединяющего улицы Щербакова и Пионерскую.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments

Posts from This Journal “Яуза” Tag

  • Парк Юрловского периода или 3 км по Чермянке

    В новостях несколько раз прозвучало очередное достижение московских властей - открытие парка в долине речки Чермянки. Скатался посмотреть, что же…

  • Яузу пылесосят?

    Сегодня утром наткнулся на Яузе на интересное судно. 2. Поначалу подумал, что это экскаватор. Но тогда рядом должна была бы стоять баржа, в…

  • Москва воскресным утром

    Москву лучше всего любить погожим воскресным утром. Когда она ещё окончательно не проснулась и её можно брать голыми руками. Когда москвичи сидят на…

  • Нехлюдов рукав

    Про ручей под названием Нехлюдов рукав я уже упоминал в прошлом году, когда описывал Яузу от истоков до устья. Это первый заметный правый приток…

  • Яуза от Акуловского канала до Ярославского шоссе

    Прогулку по самой верхней части Яузы мы закончили на пересечении реки с Восточным водопроводным (Акуловским) водоканалом в районе 11-го…

  • Яуза. В поисках истока.

    Про Яузу я уже достаточно много написал, но пока не весь её путь проследил. Надо было, конечно, начинать с истоков и дальше последовательно вниз по…

  • Москва. Яуза парковая. Часть 2. Легендарный мост.

    Продолжаем наше путешествие по берегам Яузы в северной части Москвы. От улицы Менжинского до моста, соединяющего улицы Кольская и Полярная я проехал…

  • Москва. Яуза парковая. Часть 1. Будьте бобры.

    Ну что же, уважаемые читатели, пора приступать к третьему участку славной реки Яуза. Если нижний участок - типично городской, набережные реки…

  • Мытищи - город на Яузе. Часть 2. Капитальный ремонт.

    Продолжим велопоездку по Мытищам вдоль Яузы. В прошлый раз мы остановились у пешеходного моста, соединяющего улицы Щербакова и Пионерскую.…