dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Categories:

Усмань проездом

    Вторым пунктом командировки был город Усмань. Название этого города мне знакомо ещё с юности. Родители выписывали "Комсомольскую правду", тогда она была вполне приличной газетой. Больше всего мне нравилась рубрика "Окно в природу", которую вёл Василий Михайлович Песков. Много он писал про Воронежский заповедник и реку Усманку, которая в верхнем течении носит немного другое название - Усмань. Дорога из Ельца в Усмань как раз проходит по северной границе заповедника. В тех местах среди чернозёмов встречаются и участки с песчаными почвами, на которых прекрасно чувствуют себя сосны. Такие сосновые участки и выходят к дороге. Именно леса привели к тому, что эти земли стали заселяться славянскими племенами. Лес - это и строительный материал, и дрова, и место для охоты. В лесах можно было укрыться от хазарских набегов. Но и они не спасли от монголо-татарских орд.
    Вновь заселение этих краёв началось уже после победы в Куликовской битве. После монголо-татар основную опасность представляло уже Крымское ханство, но с ним уже можно было бороться. В 1646-м году была построена крепость Усмань, которая вошла в белгородскую засечную черту. Строительством руководил воевода Вельяминов, которого и можно считать основателем города. К северо-западу от города ещё сохранились земляные валы - остатки оборонительных сооружений. От вырубки деревьев для строительства жилья и оборонительных сооружений Усманский бор сильно пострадал. Когда открылись водные пути по Дону в Азовское море, сосны стали рубить для строительства стругов. Только Пётр I, оценив ценность усманских лесов для строительства флота, объявил запрет на рубку деревьев. Теперь рубились только корабельные сосны для строительства боевых судов для Азовского похода. В 1923-м году был организован Воронежский заповедник, который сейчас носит имя В.М. Пескова.
    Ну а мы поставили машину возле площади Ленина, с неё и начнём коротенькую 40-минутную прогулку по городу.

Несомненным украшением площади служит ДК, который имеет сложное официальное название "межпоселенческий центр культуры и досуга".

ДК построен в 2003-м году в лучших традициях классицизма.

2.


3. Школа искусств непонятного года постройки в южной части площади.


4. Перед школой стоит Ленин с протянутой рукой.


5. Наверное он хотел сказать, что важнейшим из инструментов для нас является рояль.


6. В сквере у площади есть аллея Героев.

    Бюсты отгорожены друг от друга туями, у каждого своя "отдельная комнатка". Смутили меня две вещи - бюсты обращены лицом к проезжей части, с тротуара можно видеть только затылки.

7. И второе. Я сначала подумал, что это трижды Герой, но всех трёх трижды Героев я знаю, поэтому пришлось рассмотреть повнимательнее. Смутила раскраска колодки и медали. Оказалось, что это полный кавалер ордена Славы, а вот маляр не знал, как они должны выглядеть и покрасил в цвета Звезды Героя.


8. Здесь же в сквере интересный памятник ликвидаторам чернобыльской аварии с часами, остановившимися в момент взрыва.


9. В восточной части площади мемориал, посвящённый Великой Отечественной.

За ним есть ещё памятник жертвам политических репрессий, но я про него тогда не знал и не пошёл к нему.

10. В западной части, в конце улицы Вельяминова стоит памятник воеводе Вельяминову, о котором уже упоминалось выше.

За спиной воеводы была базарная площадь.

11. На краю площади в 1790-м году была построена Богоявленская церковь.


    К тому времени Усмань уже 11 лет была городом и столицей уезда. Но именно храм стал первым каменным зданием города. К 1917-му году в городе насчитывалось 6 церквей, из которых 5 были уничтожены в советское время. В том числе и Богоявленская. Возрождение храма началось в 2000-м году, сейчас он имеет статус собора.

12. Уцелела только Успенская церковь. По византийскому стилю понятно, что построена она в начале прошлого века. Она расположена к востоку от площади Ленина.  До неё я не дошёл, фото из интернета.

Автор фото Клеткин

    Оставшегося времени у меня хватило только на то. чтобы немного пробежаться по двум центральным улицам, которые носят "оригинальные" названия - Ленина и Карла Маркса. На этих улицах сохранилось достаточно много зданий второй половины 19-го - начала 20-го века. Здесь комментариев к фотографиям будет минимум, потому как информации по домам практически нет, табличек на них тоже.

13.


14.


15.


16. В этом здании базировался местный ОВД. Доведя дом до аварийного состояния, они переехали в другое место.


17. Эх, хороши были ворота!


18.


19.


20. Новая жизнь в старом доме.


21. Вот этот домик мне понравился больше других. Как думаете, какой год постройки?


22. Промышленно-технологический колледж.

Дядечка на фото оказался его директором. Увидев человека с фотоаппаратом, он решительно направился ко мне. Диалог начался со слов "А в чём дело?!", а закончился рассказом про памятник.

23. Памятник оказался грустным Мичуриным, который здесь ни жил, ни учился, а чести такой удостоился потому, как раньше колледж был сельхозтехникумом.


24. Центром здания колледжа является бывший купеческий особняк.


За колледжем находится пивзавод, я до него не дошёл.

25.


Дальше пройдём по улице Карла Маркса.

26.


27. Центр детского творчества.


28. Есть немного деревянных домов.


29. Ещё один колледж, педагогический. Это монументальное здание построено в 1911-м году.


30. Медицинское училище.


31. Напротив училища вход в парк.


Возвращаемся на улицу Ленина.

32. Бывшая Усманская табачная фабрика, потом табачно-махорочный комбинат. Выпускала сигареты "Прима". Хоть сам и не курю, но помню, что усманская "Прима" котировалась хуже московской и даже пермской, на уровне моршанской.

Фабрика была построена в 1901-м году купцом Фёдоровым. Сейчас не работает - "Прима" вышла из моды. Сейчас вместо "Усмань-табак" "Усмань-масло" и другие арендаторы.

33. Солидные были здания.


34. Продукт оборонного значения.


Кочегары перевыполняют задание и при этом экономят топливо... Как это? Объясните!

35. Краеведческий музей.


36. Ещё одни ворота.


37. Центр по туризму. Не знаю, чем он занимается, может быть организует экскурсии в заповедник, но городом, похоже. не занимается совсем. А зря.


38. Но здание себе отхватили шикарное.


39. Кто-то зонтик потерял.


40. Администрация.


41. 1930-й год, золотой век конструктивизма.


42.Здание напротив администрации уделано сайдингом и рекламой, но зато какой фронтончик!


43. Единственное из попавшихся мне краснокирпичных зданий.


45. Что здесь было раньше - особняк Филиппова? Гимназия? Не знаю.


46. Перспектива улицы Ленина в северном направлении.

   Где-то за стелой борцам за установление советской власти установлен памятник Николаю Басову, уроженцу Усмани, дважды Герою соцтруда, одному из немногих наших Нобелевских лауреатов.

    Из транспортного. Через Усмань проходит железная дорога Воронеж - Грязи - Мичуринск. Есть пригородные поезда из Воронежа и Мичуринска. Соответственно, есть и вокзал, но был нам не по пути. Говорят, в Усмань хорошо приезжать на пригородном поезде из Воронежа - дорога идёт через заповедник и очень красивая. Более того, в Усмани есть аэродром Шаршки! В войну на нём базировалась 2-я воздушная армия, а сейчас частная малая авиация. На этот аэродром в прошлом году планировался (наверное на вертолёте) прилёт самого президента для участия в совещании по сельскому хозяйству. Но случилась нелётная погода, и совещание провели в Воронеже. Но зато город по такому случаю немного привели в порядок, так что с президентом нам в данном случае повезло.

    Население города уже лет 30 колеблется в район 20 тысяч. Кроме переработки сельхозпродукции есть и промышленные предприятия. Завод литейного оборудования, швейная фабрика, мебельная фабрика. Года 4 назад одно из борисоглебских предприятий выкупило здесь участок земли с коммуникациями, оставшийся от недостроенного завода по производству станин из синтетического гранита для станков, выпускаемых липецким заводом. Но липецкий завод обанкротился раньше. чем построили завод в Усмани, и тот стал никому не нужен. Зато теперь здесь есть вполне современный завод по выпуску электродвигателей. Штат завода почти полностью укомплектован жителями Усмани, а вот разработки ведутся в Воронеже, квалифицированных разработчиков и конструкторов в Усмани не найти. Именно на этот завод мы и приезжали.
    Ещё вроде как построили новый завод по производству труб, но я его своими глазами не видел.

    Из Усмани мы поехали в Борисоглебск, но это будет уже другая история.
Tags: Липецкая область, Старые фабрики, Усмань
Subscribe

  • Чески Крумлов. Вдоль реки.

    Крумлов породила Влтава. Она мать его. Она поилица, она же и защитница и помощница. Не было бы Влтавы, не было бы и Крумлова. 2. Влтава крепко…

  • Чески Крумлов. Верхний парк.

    На холме рядом с Крумловским замком есть удивительный парк. Почему удивительный? Да потому, что он во-первых, практически плоский. Вернее, все три…

  • Чески Крумлов. Замок,

    Поездка в Чехию в 2012-м у нас была организована через турагентство, в путёвку были включены несколько замков недалеко от Праги. А вот выбрать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 19 comments

  • Чески Крумлов. Вдоль реки.

    Крумлов породила Влтава. Она мать его. Она поилица, она же и защитница и помощница. Не было бы Влтавы, не было бы и Крумлова. 2. Влтава крепко…

  • Чески Крумлов. Верхний парк.

    На холме рядом с Крумловским замком есть удивительный парк. Почему удивительный? Да потому, что он во-первых, практически плоский. Вернее, все три…

  • Чески Крумлов. Замок,

    Поездка в Чехию в 2012-м у нас была организована через турагентство, в путёвку были включены несколько замков недалеко от Праги. А вот выбрать…