dmitry_sasin (dmitry_sasin) wrote,
dmitry_sasin
dmitry_sasin

Category:

Московский винегрет

    Москва пестра. И в этом есть своя прелесть, особенно если пестрота эта в разумных пределах. Слово "винегрет" из кулинарии, к архитектуре больше подходит слово "эклектика", хотя суть их схожа. Эклектика - это направление в архитектуре, представляющее собой сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иной смысл и назначение (Википедия). А здесь термин эклектика применим не к отдельному зданию, а к кварталу, да даже к городу, за исключением скучных спальных районов и советских промзон.
Предлагаю пройтись по кварталу, расположенному в пределах Петровки, Петровского переулка, Большой Дмитровки и Страстного бульвара.
Ну а начнём с угла Петровки и Петровского переулка.

Классический конструктивизм, 1934-й год. Дом был построен для работников НКВД, чтобы им далеко на работу не ходить, Петровка 38 совсем рядом.

Ведомственную принадлежность дом сохранил и сейчас. Здесь поликлиника МВД.

2. Напротив - флигель усадьбы Кирьяковых - Татищевых. нынешний облик приобрёл в 19-м веке.


3. Рядом с домом НКВД доходный дом А.А. Бахрушина 1896-го года постройки. Классика жанра того времени.


4. В этом доме жил Есенин.


5. Рядом ещё один классический доходный дом, 1888-й год.


Напротив находится ещё один доходный дом, но уже более старого поколения. Он сейчас на капитальном ремонте, затянут плёнкой.

6. А вот следующий уже отремонтирован. Это ещё один бывший флигель усадьбы Кирьякова, построен во второй половине 19-го века.


Ну а дальше самая интересная "пара" домов, смотрящих друг на друга.

7. По нечётной стороне бывший театр Корша, ныне театр наций Евгения Миронова.


    По образованию и роду занятий Фёдор Адамович Корш был юристом, но настоящей его страстью был театр. В 1882-м году он оставил юридическую практику и основал свой театр. Поначалу театр располагался в Камергерском переулке, но в 1885-м в Богословском переулке (который теперь Петровский) для театра было построено новое здание.
Оно было выстроено по проекту архитектора Михаила Николаевича Чичагова в псевдорусском стиле с нарядным фасадом, в оформлении которого были использованы элементы древнерусской архитектуры — наличники, ниши-ширинки, пояски.

8. Центральная часть здания была украшена изразцовыми панно; затейливо сделанная кровля с башенками, «бочками» и щипцами создавала образ сказочного терема.


9.


10.


    Театр был оборудован по последнему слову техники, все помещения освещались электричеством. Корш вообще был большим выдумщиком. Именно он придумал утренние спектакли для небогатой публики, каждую пятницу старался давать премьеру. Все европейские театральные новинки появлялись именно в его театре — пьеса еще не переведена и не издана, а уже идет у Корша. Секрет был прост: вместе с ассистентами он посещал все модные премьеры в театрах Европы, стенографировал во время спектакля, затем переводил текст на русский и делал постановку. Часто бывало, что европейская пьеса ставилась в России, будучи еще не опубликованной даже на родине.
    После революции театр стал театром комедии, потом драматическим, а в 1933-м году здание вообще передали МХАТу, а сам театр ликвидировали. В советское время переулок носил имя одного из самых известных актёров театра - Москвина.

11. Напротив театра особняк Терентьева в стиле раннего модерна. К сожалению, испоганен надстройкой двух этажей.

Раньше этот дом был частью усадьбы О. Бове, потом стал доходным домом.

12. В конце 19-го века владельцем дома стал Н.А. Терентьев. Он и заказал перестройку здания архитектору Иванову-Шицу, который и надстроил ещё два этажа, а на оформление дома в стиле модерн вдохновения, видимо, хватило только на два нижних. Это информация с сайта "Узнай Москву", но я в её точности не уверен, такак видел старое фото этого дома о двух этажах в нынешнем виде.

Кто такой С.Г. Орлов я не знаю.

13. Старинные интерьеры. Утрачены.


14. Нижние два этажа хороши. Но реставрация не помешала бы.


15.


16. Фотография оригинальных ворот, которые, к сожалению, были утеряны.


17. Сейчас на их месте неплохая. на мой взгляд, копия.


18. Двери, как и ворота, тоже новые, но стиль выдержан.


19. Усадьба Трубецкой - Бове выходит на Петровский переулок боковым флигелем, в основе которого лежат палаты деда Петра I К.П. Нарышкина.


20. Руководитель восстановления Москвы Осип Бове после пожара 1812-го года получил эту усадьбу в качестве приданого, женившись на княгине Трубецкой.


21. Современным неоклассическим обликом дом обязан именно Бове, перестроившему всю усадьбу.


22. Бывший дом причта церкви Григория Богослова. Построен в 1860-70-х годах. перестраивался в 1912-м и 1990-х.


23. Сохранились такие симпатичные украшения на столбах ворот.


24. Русский стиль, модерн, классицизм. И тут вырастает такое... Бывшее здание Госстроя. Не смогли для себя построить ничего получше.


25. Теперь здесь заседает Совет Федерации (Сенат). Уж и не знаю, что считать первичным, но сенаторы вполне соответствуют зданию, в котором они "трудятся" на наше благо.


26. В этом здании сейчас ОВД "Тверское" А во второй половине 18-го века это была часть усадьбы князя Шаховского, в ней располагался крепостной театр. В 19-м веке помещения сдавались в аренду, после 1912-го было реальное училище.


27. Церкви тоже имели доходные дома. На рубеже веков это был весьма доходный бизнес. Дом построен в 1983-м году, перестроен в 1930-е.


28. Дом строили архитекторы Тихомиров и Кекушев. Разгула модерна тогда ещё не было, но кое-какие элементы уже проявлялись.


29. Выйдя на Большую Дмитровку, оглянемся. Коротенький он, Петровский переулок, но я нашёл в нём много для себя интересного.


Дальше двинем по Большой Дмитровке в сторону Бульварного кольца.

30. Бывший торговый дом Левиссона.

    Когда-то здесь была усадьба княгини Голицыной. Главный дом сохранился, но утратил былое величие и затерялся во дворе. Позднее в нём был клуб велосипедистов, а затем шахматный клуб, в котором проходил матч за шахматную корону между Ласкером и Стейницем. Затем усадьбу покупает Левиссон - торговец мебелью. Он заказывает в 1901-м году строительство доходного дома модному в то время архитектору Эрихсону. Дом изначально был трёхэтажным, на первом этаже были торговые помещения, 2-й и 3-й занимали квартиры, сдаваемые в аренду. Этот дом - копия венского «Portois & Fix», возведенного в 1899-1900 годах Максом Фабиани. Четвёртый этаж был надстроен в 1930-м, но получилось неплохо.

31. Оригинально оформлен козырёк над подъездом. Цепи вряд ли несут силовую нагрузку, скорее всего, просто декоративные. Назначение вертикальных металлических фиговин мне не понятно, скорее всего. тоже для красоты. Интересны фонари в форме рынды. На здании расположенного напротив театра Станиславского такие же.


32. Типографский корпус Московского университета был построен в 1822-м по проекту архитектора Григорьева.

    Весь первый этаж дома представляет собой единое зальное помещение, по центру которого проходит ряд из семи колонн, поддерживающих систему однотипных сводов. Здесь располагалась канцелярия, шла продажа книг, на втором этаже размещалась типография.
    После революции все здания комплекса приспособили под жилье и различные мелкие учреждения, что привело к значительным изменениям и разрушению первоначального архитектурного облика. Во время войны фашистская бомба попала точно в центр типографского комплекса, по счастью, не повредив самых ценных зданий. Меньше всего повезло самой древней постройке (снесена в 2002 году) — палатам 17-го века, первоначально одноэтажным, с затейливым кирпичным декором нарышкинского барокко, которые при строительстве типографии в 19 веке вошли в комплекс надворных построек.

33. На месте разрушенных палат и было построено это административно-офисное здание. Похоже, что архитектор пытался вписать его в стиль квартала, но стеклянные конструкции наверху не позволили этого сделать в полной мере. Но в любом случае получилось куда симпатичнее, чем со зданием Госстроя.


Дальше мы идём уже по Страстному бульвару.

34. Это здание, построенное в 1816-м году относилось к университетской типографии. Здесь размещалась редакция. Построено на месте полуразрушенных при нашествии Наполеона и купленных в казну усадеб Власовых и Талызиных. Стены возводились поздней осенью, и весной 1817-го часть их обрушилась. Теперь дом занимает союз театральных деятелей России.


Ещё один архитектурный памятник я пропустил, а это дом 19-го века - объект культурного наследия федерального значения.

35. Очередной доходный дом. Принадлежал А. Редлиху, построен в 1917-м году всё тем же Эрихсоном в неоклассическом стиле. Явно не успел окупиться.


36.


37. Раньше на месте этого дома были конюшни и хозяйственные постройки Высоко-Петровского монастыря, но в пожаре 1812-го года они все сгорели.


    Нынешний дом в стиле авангард был построен в 1870-м году, часть занимала гостиница Петровская, а часть комнат сдавалась в длительную аренду. В угловой двухкомнатной квартире на втором этаже десять лет с 1919 по 1929 год жил архитектор К.С. Мельников. Одна из комнат Мельникова представляла собой четверть круга и пятью окнами выходила на угол Петровки и Страстного бульвара. Время, проведенное в этой квартире, было самым плодотворным для архитектора. Здесь Мельников спроектировал свой круглый дом в Кривоарбатском переулке, а также павильон «Махорка», клубы, гаражи и саркофаг Ленина.
    В 1920-м часть здания занял Электромашиностроительный институт, основанный инженером-электриком Я.Ф. Каганом-Шабшаем. Это было последнее частное учебное заведение, основанное при советской власти на собственные деньги инженера. Вскоре институт стал государственным.
    В 1928-м началась перестройка здания. По проекту архитектора И. Фомина здание приобрело современный облик. Оно было перестроено уже в стиле конструктивизма. Закругленная часть, повторяющая силуэт старого дома, имела три этажа и выходила на улицу огромным окном-витражом. Четырехэтажное здание сложной формы, включающее в себя старые каменные постройки, образует внутренний дворик. На улицу выходят вертикальные окна-бойницы.
    Строительство нового дома закончилось в 1930-м. В 1933-м Электромеханический институт закрыли, его помещения были заняты Институтом связи, а с 1947-го аудитории занимает Московский авиационно-технический институт им. Циолковского ему же принадлежали и два корпуса с фото 33. Этот институт стал своего рода судьбоносным в моём появлении на свет - в нём учились мои родители, там они и познакомились.
В 1996-м году была проведена очередная реконструкция здания, в нем открыли бизнес-центр. Сейчас здесь находится рыбный ресторан. Аттик здания украшает вывеска «Венский дом».

38. Вот мы вышли на угол Страстного бульвара и Петровки. Здание на углу - бывший доходный дом Высоко-Петровского монастыря. Здесь тот редкий случай, когда надстроенный четвёртый этаж сделал здание более интересным.


А за доходным домом видны постройки самого монастыря, но это тема уже для отдельного сообщения.

39. Два дома на пересечении Петровки и Страстного бульвара вступают в спор стилей. А колокольня им судья.


40. Вид на Петровку через монастырские ворота.


41. И вид этот на усадьбу уральского заводчика Губина.


    Дворец был построен в 1799-м году Матвеем Казаковым. Но, как почти все здания этого квартала, он сгорел в пожаре 1812-го года. Восстановлен был только к 1828-му году. Во дворе был большой сад, и даже пруд на том месте, где сейчас тот самый театр наций (Корша). К концу 19-го века сад был застроен жилыми домами, которые мы видели, а в самом дворце разместились различные учебные заведения. Затем училища сменили различные редакции. После революции в здании был институт физиатрии, потом ревматизма.

42.


43. Сейчас здесь музей современного искусства. Я не планировал его посещать, как-то не очень меня трогает это современное искусство. Но, воспользовавшись тем, что третье воскресенье месяца для многих музеев бесплатный день, я заглянул во двор.


44. Чем уж тут любоваться?


45. Думаю, что Петрович из 2-го цеха у нас и поинтереснее может сварить, только он пока делом занят.


46. Подобие проходческого щита почему-то названо "Солнце мира"


47. И вообще сплошной Церетели.


48. Только собачка позабавила.


49. Высоцкий. Здесь явный перегиб.


Внутрь я не пошёл. Даже за бесплатно. А такая возможность сэкономить 350 рублей была!

50. Сохранился небольшой флигелёк к северу от дворца.


51. Монастырские кельи. Не по монастырски весёленькие.


52. Обойдя прямоугольник квартала по кругу, снова оказываемся на углу Петровки и Петровского переулка, а значит, прогулка по этому замечательному кварталу закончена.


Сколько разных архитектурных стилей вместил в себя этот небольшой квартал? Разве что готики и сталинского ампира здесь нет.

А вообще в этот день я бродил по Москве целых 8 часов и в следующих репортажах я расскажу про Москву Мещанскую (в двух частях), а также про участок между станцией Москва-3 и Рижским вокзалом, большая часть которого откровенный трэш, но это тоже Москва.


В сообщении использованы материалы статей Юлии Мезенцевой, Зинаиды Одолламской, Сергея Сергеева и Алексея Дедушкина a_dedushkin с сайта Узнай Москву.
Tags: Кекушев, Москва, модерн, русский стиль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 18 comments